Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 10:29, реферат
Описание работы
Глобальный финансово-экономический кризис начала XXI века показал, что человечество стоит на пороге новых мировых реалий, что идет активный поиск новой архитектуры международных отношений, что всё более очевидным становится проблема глобального управления. С этой точки зрения весьма актуально выглядит проблема функционирования и эволюции ГАТТ ВТО – структуры, направленной не столько на либерализацию, сколько на упорядочение правил и принципов мировой торговли, т. е. на повышение управляемости процессов в области развития международных торговых отношений и международных отношений в целом.
Содержание работы
Введение 3 1. Трансформация ГАТТ в ВТО 9 2. Механизм вступления государств в ВТО 29 3. Влияние членства России в ВТО 49 Заключение 70 Список источников и литературы 76
В соответствии с установившейся
практикой в ответ на этот меморандум
члены ВТО передали вопросы правительству
Российской Федерации. Всего их насчитывается
около четырехсот.23 Ожидается, что в ближайшее
время Россия полностью ответит на все
вопросы и переговоры по присоединению
к ВТО смогут подвигаться дальше.
Вопросы касаются каждого элемента
режима внешней торговли, включая вопрос
эксклюзивной или общей юрисдикции центральных
или местных органов власти в вопросах
торговли, а также роли различных министерств
и других государственных ведомств в вопросах
торговли.
Что более важно, вопросы касаются
намерений правительства Российской Федерации
в области экономической реформы, включая
ситуацию с балансом платежей и структуру
внешнего долга. Отдельные вопросы относятся
к демонополизации экономики, ограничениям
на внешнеторговые операции, приватизации
государственных предприятий и многому
другому.
Вопросы о системе валютно-финансовых
отношений, мерах по достижению конвертируемости
рубля и о бюджетных выкладках дают четкий
сигнал о том, что члены ВТО хотели бы,
чтобы процессы экономической трансформации
и реформы были доведены до конца.
Конечно же, множество вопросов
посвящено тарифам, таможенному режиму
и намерениям правительства твердо следовать
процессам либерализации торговли, включая
ликвидацию нетарифных мер применительно
как к импорту, так и экспорту товаров.
Другие вопросы касаются отношений
Российской Федерации с другими странами
СНГ, выполнения Россией положений Соглашения
по интеллектуальной собственности, равно
как и политики в области сферы обслуживания.
На первый взгляд этот список
может испугать, но лучше подойти к его
рассмотрению с ясным пониманием того,
что требуется для ответов на эти вопросы.
Кроме того, важно подчеркнуть, что “ВТО
и ее члены готовы помочь странам, подающим
заявки, соответствовать необходимым
требованиям. В рамках возможностей ВТО
техническое содействие странам, подавшим
заявки, имеет приоритетное значение.”24 Это могут быть курсы обучения
или семинары в данном государстве или
предоставление экспертной помощи в области
проведения торговой политики, соответствующей
принципам ВТО. Программа подготовки дает
возможность государственным служащим
проходить в ВТО курс интенсивного обучения.
Российские государственные служащие
уже принимали участие в подобных курсах,
последние из которых оплачивались Соединенными
Штатами.
Таким образом, путь России
в ГАТТ/ВТО связан с длительным и нелегким
процессом разработки условий участия
России в мировой торговле. Прежде всего,
следует отметить, что система ГАТТ/ВТО
создавалась десятилетиями. Сейчас это
огромная, разветвленная структура, к
которой отдельные страны приспосабливались
последовательно и постепенно. Перед Россией
же стоит задача внедрения всей совокупности
системы ГАТТ/ВТО в течение короткого
промежутка в несколько лет. Уже с начала 1990-х годов после
распада СЭВ и Советского Союза во внешнеэкономических
связях России произошли существенные
изменения. В качестве основного инструмента
регулирования внешней торговли стали
использоваться таможенные тарифы, была
ликвидирована государственная монополия
внешней торговли, предприятия получили
доступ на мировой рынок, в качестве основных
торговых партнеров Россия получила ведущие
страны Запада и ближайших соседей по
СНГ. В связи с либерализацией внешней
торговли в 1992 г. радикально изменилось
положение России на мировом рынке. От
либерализации внешней торговли выиграли
прежде всего продавцы сырья и полуфабрикатов,
получив возможность продавать их но
мировым ценам. В результате усилилась
роль России как поставщика сырья и полуфабрикатов.
Заметно присутствие России и на мировом
рынке оружия. Но мировой рынок сырья подвержен
колебаниям, а рынок оружия зависит от
политической ситуации в мире. Это лишь
одна из причин неудовлетворенности России
ее сегодняшним местом в мировой экономике.
К этому можно добавить как минимум аргумент
о "проедании" природного капитала
России, в то время как другие страны берегут
свои ресурсы и зарабатывают на обработке
экспортируемых.
Однако попытка изменить ситуацию
связана с огромными трудностями. Можно
сказать, что внешнеэкономическое положение
России определяет вызов ее будущему,
а возможности страны адекватно ответить
на этот вызов - предмет постоянных дискуссий,
далеко не всегда оптимистических. Совершенно
естественным, например, кажется требование
развивать технологии обработки сырья.
Оно может быть реализовано двумя способами:
развитием собственной обрабатывающей
промышленности и размещением в стране
иностранных или совместных технологичных
производств. В первом случае вызовом
является привлечение инвестиций в условиях,
когда их фактически нет, во втором - сохранение
качества человеческого капитала, уровня
образования и квалификации. Это связано
с тем, что развивающиеся страны также
готовы предложить недорогой труд производителям
извне и в последние годы активно развивают
образование, по крайней мере, в нескольких
направлениях.
Одним из самых дискуссионных
вопросов в этой связи является вступление
России в ВТО.
Имеются предпосылки для интеграции
России в мировое хозяйство. В долговременном
плане наиболее убедительны потенциальные
возможности и перспективы России. Имеются
в виду те области, которые становятся
движущей силой преодоления кризиса и
будущего развития. Россия обладает экономическим
потенциалом, крупными запасами природных
ресурсов, включая энергетическое сырье,
руды черных и цветных металлов, другие
виды сырья, относящегося к классу стратегического,
в количествах, достаточных не только
для собственных нужд, но и для экспорта.
Население страны характеризуется, в целом,
достаточно высоким уровнем образованности,
среди работающих большой удельный вес
квалифицированных специалистов. Продвижению
России в мировое хозяйство способствует
улучшение отношений с западными странами.
Движение России по пути к интеграции
в международную торговую систему зависит
от решения накопившихся проблем в области
внутренней экономики и внешнеэкономических
связей. Для России действительно необходимо
восстановление экспортного потенциала
за счет быстрого технического переоснащения
добывающих отраслей, поскольку оно позволяет
обеспечить необходимые валютные поступления.
Затем необходимо провести постепенную,
но достаточно быструю модернизацию промышленности.
Решение этих задач тесно связано с созданием
цивилизованной внешнеэкономической
системы инструментов, которая обеспечит
вступление России в международные экономические
организации, в частности, ВТО.
Особенности положения, в котором
находится сегодня Россия и с учетом которого
должна вырабатываться ее политика, состоят
в следующем:
Россия единовременно решает
задачу повышения уровня экономического
развития и задачу интеграции в систему
мирохозяйственных связей;
- исторически сложившиеся
хозяйственные связи с бывшими
советскими республиками требуют
развития экономической интеграции
в рамках СНГ;
- предлагаемая ВТО система
достаточно жестко определяет
рамки внешней и внутренней
политики своих членов, а также
стран, собирающихся вступить в
эту организацию;
- экономика России нуждается
в интенсивной структурной перестройке,
которая способствовала бы повышению
ее технологического уровня и
созданию конкурентоспособных производств.
Присоединяясь к ВТО, вместе
с обязательствами Россия получит права,
которые дадут ей возможность защищать
свои внешнеторговые интересы на мировом
рынке. Кроме того, это даст положительный
импульс сложному процессу интеграции
России в мировое хозяйство.
Для России привлекательно
присоединение к системе ВТО. Конечно,
она не сможет пользоваться всеми привилегиями
ВТО до тех пор, пока не будет являться
полноправным членом системы. Но даже
не начальной стадии положительный эффект
очевиден. “Как приливная волна раскачивает
все без исключения лодки, так и российские
предприниматели наравне со всеми получат
шанс извлекать пользу из роста (и большей
стабильности) мировых рынков в результате
“уругвайского” раунда”.25 Улучшение атмосферы мировой
торговли должно стимулировать продолжение
перестройки производства с целью извлечения
наибольшей пользы из конкуренции.
Что касается сельского хозяйства,
то российские природные преимущества
смогли бы вновь сделать эту отрасль ведущей
силой в экспортной торговле России, как
только этот сектор сможет осознать свой
потенциал. Эти преимущества станут еще
более ценными, как только реализация
реформ, начатых в результате “уругвайского”
раунда, снизит негативные эффекты от
субсидирования.
Сектор сферы обслуживания
в настоящее время является одной из крупнейших
областей роста российской экономики,
чей потенциал по части экономического
подъема и создания рабочих мест только
начинает проявляться. Как и в случае с
сельским хозяйством, более стабильная
международная среда может лишь ускорить
развитие внутри страны.
Когда же Россия станет полноправным
членом ВТО, эти сектора, как и другие,
получат дополнительные возможности расширенного
доступа к рынку и юридической защищенности.
Став членом ВТО, Россия сможет воспользоваться
всеми предоставляемыми членам ВТО торговыми
преимуществами, одобренными участниками
“уругвайского” раунда. (Однако, в равной
степени России придется принять на себя
все обязательства, согласованные в рамках
многосторонних переговоров.) Она получит
право экспорта своей продукции и услуг
на рынки стран ВТО при размере пошлин
и уровне обязательств, согласованных
на “уругвайском” и предыдущих раундах
ГАТТ. Это включает в себя тарифные ограничения,
которые будут распространяться почти
на 100% российского экспорта промышленных
товаров в развитые страны, причем почти
половина этих товаров должна подлежать
беспошлинному ввозу. Россия получит доступ
к единственному многостороннему форуму
по торговле, а также получит право пользоваться
возможностями ВТО для разрешения торговых
споров в случае, если ее права будут нарушены
другими странами-членами ВТО.
3. Влияние членства России в ВТО
Вступление во Всемирную
Торговую Организацию не может
не затронуть привлечение
в экономику страны прямых иностранных
инвестиций(ПИИ). На резкое возрастание
их притока в ближайшие годы
строит расчеты правительство РФ.
Так, согласно прогнозу министра финансов
А. Кудрина, в 2005 г. объем привлеченных
ПИИ составит 11-12 млрд. долларов, в 2006
г. возрастет до 15 млрд., в 2007 г. – до 19 млрд.,
а в 2008 г. – до 23 млрд. долларов Для достижения
таких объемов приток ПИИ должен
увеличиваться в среднем не менее
чем на 20-25% в год.
Определенный вклад в достижение
столь масштабного роста ПИИ
может внести присоединение к ВТО.
Мировой опыт свидетельствует о том, что
вступление развивающихся стран и
государств с переходной экономикой
в ВТО приводило к увеличению темпов притока
прямых иностранных инвестиций в национальные
экономики. Так, за годы членства
Китая в ВТО (2002-2004 гг.) среднегодовой
приток ПИИ в страну примерно на 30%
превысил средний объем их поступления
за три предшествовавших года (1999-2001
гг.). Между тем в трехлетие
непосредственно перед вступлением
в ВТО сокращение притока ПИИ по
сравнению с предыдущими годами (1996-1998
гг.) составило примерно 1,5 %.
Вместе с тем «эффект
присоединения» к ВТО отнюдь
не достигается автоматически. Назревшей
задачей представляется безотлагательное
устранение положений федерального
и регионального законодательства
РФ, а также нормативных актов, противоречащих
документам ВТО. В их пакет
входит соглашение о торговых аспектах
инвестиционных мер – Trade related Investment
Measures (ТРИМС), вступившее в силу в середине
90-х гг. как неотъемлемый элемент системы
ВТО.
В приложении к соглашению о
ТРИМС приведен перечень связанных с торговлей
инвестиционных мер, которые рассматриваются
как несовместимые с нормами ВТО.
К фактически запрещенным отнесено, в
частности, требование закупки или использования
в процессе производства предприятиями
с иностранным участием конкретных товаров
отечественного происхождения в определенных
объемах или по стоимости («требование
местного компонента», local content requirement).
Применение
подобных мер запрещается независимо
от того, являются ли они обязательным
условием создания предприятия с иностранным
капиталом, или их соблюдение необходимо
для получения каких-либо льгот. Ст. 5 ТРИМС
предусматривает, что при наличии в законодательстве
положений, противоречащих обязательствам
по ТРИМС, они должны быть устранены в
течение двух лет с момента присоединения
к соглашению развитыми странами, пяти
лет – развивающимися странами, восьми
лет – наименее развитыми странами.
Некоторые положения действующего
в России законодательства о
соглашениях о разделе продукции
(СРП) прямо противоречат требованиям
ВТО, в частности, ТРИМС. Это, например,
требование о том, чтобы не
менее 70% общей суммы заказов
на оборудование, технические
средства и материалы, необходимые
для осуществления проекта на
условиях СРП, размещалось на
российских предприятиях.
Устранение этого противоречия
способствовало бы стимулированию
расширения притока ПИИ в сырьевой
сектор российской экономики
в форме СРП, разумеется,
в той мере, в какой данная
форма их привлечения будет
использоваться. Однако более важным
представляется «демонстрационный эффект»
либерализации режима для иностранных
инвесторов и его приведения в полное
соответствие с требованиями ВТО.
Это может способствовать масштабному
притоку ПИИ в отрасли сферы
услуг в связи с либерализацией
доступа в них иностранных
фирм и необходимостью развития
их инфраструктуры, что станет
шагом к новой «несырьевой» парадигме
привлечения ПИИ.
С теоретической точки зрения
либерализация импорта товаров
и услуг путем снижения таможенных
пошлин и других ограничений
доступа на внутренний рынок
избавляет от необходимости обходить
их посредством инвестирования
на месте. Однако согласование
при вступлении в ВТО достаточно
высокого уровня связанных ставок
таможенных пошлин и их постепенного
снижения в имплементационный период
может сохранить интерес зарубежных инвесторов
к вложению капитала в российский автопром,
авиапром и другие «защищенные» импортзамещающие
отрасли.
Очевидно, вступление России в
ВТО окажет меньшее влияние
на приток в страну ПИИ, чем
ее прием в МВФ и Мировой
банк, может оказаться в известной
степени техническим действием. Вместе
с тем данная мера будет способствовать
укреплению инвестиционной базы устойчивого
экономического роста необходимыми стране
высокими темпами, поскольку баланс
позитивных и негативных последствий
этого шага складывается явно в пользу
первых. К числу последних можно отнести
сохранение территориальных диспропорций
в распределении ПИИ, необходимость закрытия
или перепрофилирования некоторых предприятий.
Для их минимизации необходима более активная
государственная политика в области
регулирования ПИИ, осуществляемая
мерами, адекватными рыночной экономике
и требованиям ВТО.
29 августа в Счетной палате прошло заседание
экспертно-консультативной группы "Бюджетная
политика и макроэкономические параметры
роста". Тема заседания - "Вступление
в ВТО: влияние на бюджетную систему и
перспективы адаптации реального сектора".