Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 10:29, реферат
Описание работы
Глобальный финансово-экономический кризис начала XXI века показал, что человечество стоит на пороге новых мировых реалий, что идет активный поиск новой архитектуры международных отношений, что всё более очевидным становится проблема глобального управления. С этой точки зрения весьма актуально выглядит проблема функционирования и эволюции ГАТТ ВТО – структуры, направленной не столько на либерализацию, сколько на упорядочение правил и принципов мировой торговли, т. е. на повышение управляемости процессов в области развития международных торговых отношений и международных отношений в целом.
Содержание работы
Введение 3 1. Трансформация ГАТТ в ВТО 9 2. Механизм вступления государств в ВТО 29 3. Влияние членства России в ВТО 49 Заключение 70 Список источников и литературы 76
К основным функциям Всемирной
Торговой Организации относятся:
- контроль за выполнением требований
базовых соглашений ВТО;
- создание условий для
переговоров между странами-участницами
ВТО по поводу внешнеэкономических
отношений;
- урегулирование споров
между государствами по проблемам
внешнеэкономической торговой политики;
- контроль за политикой государств-членов
ВТО в сфере международной торговли;
- оказание помощи развивающимся
странам;
- сотрудничество с другими
международными организациями.
- посредничество в торговых
переговорах, урегулирование споров.
Практика международных
экономических конфликтов показала, что
спорные вопросы лучше всего решать в
установленном ВТО порядке, основанном
на взаимно согласованной юридической
базе и обеспечивающим сторонам равные
права и возможности.
Члены ВТО берут
на себя обязательство не предпринимать
в одностороннем порядке действий против
возможных нарушений правил торговли.
Более того, они обязуются разрешать спорные
вопросы в рамках многосторонней системы
урегулирования споров и подчиняться
ее правилам и решениям. Решения по спорным
вопросам принимаются всеми государствами-участниками
обычно методом консенсуса, что является
дополнительным стимулом к укреплению
согласия в рядах ВТО.
Органы управления
ВТО имеют три иерархических уровня.
Рисунок 1 – Схема органов управления
ВТО
Стратегические решения на высшем
уровне в ВТО принимает Министерская
конференция, которая собирается
как минимум один раз в два
года.
В подчинении Министерской
конференции находится Генеральный совет,
который отвечает за выполнение текущей
работы и собирается несколько раз в год
в штаб-квартире в Женеве. Генеральный
совет ВТО действует как орган разрешения
споров для урегулирования конфликтов,
возникающих в связи с выполнением базовых
соглашений.
Генеральный совет частично
делегирует свои функции трём советам,
находящимся на следующем уровне иерархии
ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету
по торговле услугами и Совету по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности.
Секретариат ВТО, который базируется в
Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников;
его возглавляет Генеральный Директор
ВТО (с 2009 на второй срок переизбран Паскаль
Лами)
Хотя устав ВТО декларирует
равноправие всех стран-участниц, внутри
этой организации существуют сильные
объективные противоречия между развитыми
и развивающимися странами.
Развивающиеся страны обладают
дешевой, но не слишком квалифицированной
рабочей силой. Поэтому государства "третьего
мира" могут импортировать в основном
традиционные товары – прежде всего, ткани
и одежду, сельскохозяйственную продукцию.
Развитые страны, защищая свою текстильную
промышленность и агробизнес, ограничивают
импорт из развивающихся стран, налагая
на импортные товары высокие таможенные
пошлины. Свои протекционистские меры
они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся
страны применяют политику демпинга. В
свою очередь, развитые страны лидируют
на рынках высокотехнологичных товаров,
и теперь уже развивающиеся страны используют
против них меры протекционистской защиты.
Таким образом, к протекционистской
защите прибегают в той или иной степени
практически все страны. Поэтому взаимное
снижение протекционистских барьеров
становится довольно трудным процессом.
Либерализация мировой торговли
затрудняется также тем, что развитые
и развивающиеся страны сильно различаются
по экономической силе. Поэтому страны
"бедного Юга" постоянно (и не без
оснований) подозревают страны "богатого
Севера" в том, что те хотят навязать
им такую систему мирохозяйственных отношений,
которая более выгодна развитым, чем развивающимся
странам. В свою очередь, развитые страны
справедливо отмечают, что многие государства
откровенно спекулируют на своей слаборазвитости,
стремясь вместо осуществления экономической
модернизации выпрашивать уступки и льготы
в международных торговых отношениях.
Асимметричность взаимоотношений
развитых и развивающихся стран наиболее
четко прослеживается в вопросе о защите
интеллектуальных прав собственности.
Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой
– главным образом в странах "третьего
мира" – торговых марок известных фирм
развитых стран.
По принятым в ВТО критериям считается,
что рынок той или иной страны имеет «высокий
уровень открытости», если средний уровень
защищающих её тарифных барьеров не более
5-7 процентов. У РФ средневзвешенный импортный
тариф достигает четырех процентов. Однако
прямое сопоставление этих цифр отнюдь
не отражает реальную степень тарифной
защиты. Важную роль играет структура
импорта и экспорта страны. Индустриально
развитые экономически, имея низкий средний
уровень пошлин, устанавливают нулевые
или минимальные ставки на ввозимое сырье,
но резко, порой в 20-30 раз, повышают их на
готовые промышленные изделия, а по с/х(производство
их субсидируется) доводят пошлины фактически
до запредельного уровня, делающего экспорт
на эти рынки бессмысленным. В РФ разница
в уровне тарифов на импортируемое сырье
и готовые изделия не достигает и 2,5 раз.
Ясно, что если наш среднийуровень пошлин
снизить чисто автоматически, не проведя
работы по совершенствованию структуры
действующих тарифов, мы нанесем «двойной
удар» по нашим производителям; откроем
собственную экономику для иностранных
конкурентов, заставив своих экспортеров
готовой продукции преодолевать прежние
высокие защитные барьеры в попытках пробиться
на рынки развитых стран.
У нас создана Правительственная
комиссия по вопросам присоединения к
ВТО- одна из самых больших среди подобных
целевых структур под эгидой правительства
РФ. Практическую работу координирует
Министерство торговли РФ совместно с
МИД и другими. Делегацию РФ на переговорах
по присоединению к ВТО возглавляет первый
заместитель Министерства торговли РФ
Г. В. Габуния.20
В середине 1992 г. Российская
Федерация получила статус наблюдателя
согласно Генеральному соглашению по
тарифам и торговле (ГАТТ). Сам процесс
присоединения России к ГАТТ в качестве
полноправного члена был начат еще в 1992
г. В основе процесса лежит постановление
Правительства Российской Федерации от
18 мая 1992 г. № 328 "О развитии отношений
между Российской Федерации и Генеральным
соглашением по тарифам и торговле".
В июне 1993 г. Президент Российской
Федерации Б.Н. Ельцин направил А. Дункелю
- в то время Генеральному директору ГАТТ
- официальное заявление Правительства
России о намерении присоединиться к ГАТТ
в качестве полноправного участника. Именно
этот шаг явился отправной точкой начала
процесса присоединения России к этой
влиятельной международной торговой организации.
Первым же практическим шагом
к вступлению Российской Федерации в ГАТТ
стала передача в феврале 1994 г. в Секретариат
ГАТТ Меморандума о Внешнеторговом Режиме
Российской Федерации.
С 1 января 1995 г. ГАТТ был преобразован
в ВТО – Всемирную Торговую Организацию,
включившую Генеральное соглашение по
тарифам и торговле в качестве своей составной
части. В это же время Бывший Заместитель
Председателя Правительства Российской
Федерации О. Д. Давыдов передал официальное
заявление Правительства Российской Федерации
о присоединении России к Всемирной торговой
организации (ВТО).
В целях координации деятельности
по присоединению в 1993 г. Была образована
Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ.
В связи с изменением институционального
статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью
выработки консолидированной переговорной
позиции этот орган был преобразован в
1997 г. в Комиссию Правительства Российской
Федерации по вопросам ВТО. Руководителем
Российской правительственной делегации
на переговорах по присоединению России
к ВТО в начале 2001 г. Был утвержден заместитель
Министра экономического развития и торговли
М.Ю. Медведков.
В состав Правительственной
Комиссии по ВТО В настоящее время около
50 федеральных министерств, ведомств и
организаций Российской Федерации входят
в состав правительственной Комиссии
по ВТО. Деятельность ее координирует
Министерство Экономического Развития
и Торговли.
В соответствии с установленной
процедурой присоединения, которая сформировалась
в ГАТТ/ВТО за полвека существования, Россия
начала сложный и относительно долгий
путь по оформлению членства в этой влиятельной
международной организации, который продолжается
вот уже 17 лет.
"Информационный" этап
процесса присоединения проходит
в рамках рабочей группы, состоящей
из стран-членов ВТО (в нашей
группе их около 60, включая всех
ведущих торговых партнеров), поэтому
переговоры носят многосторонний
характер.
Главной задачей Рабочей группы
(РГ) является детальное рассмотрение
экономической политики и внешнеторгового
режима России на предмет их соответствия
нормам и правилам ВТО.
Итогом деятельности Рабочей
группы является подготовка Доклада РГ,
который фактически составит основу проекта
Протокола о присоединении России (как
и других стран) к ВТО, в котором содержатся
будущие права и обязательства страны
- соискателя.
Все заседания Рабочей группы
проходят в Женеве в штаб-квартире организации
(это общее правило) - Секретариате ВТО.
Главной задачей Рабочей группы (РГ) является
детальное рассмотрение экономической
политики и внешнеторгового режима России
на предмет их соответствия нормам и правилам
ВТО. В Приложении 1 представлены все заседания
Рабочей Группы по вопросам вступления
РФ в ВТО в период с 1995 по2006 гг. Из представленного
приложения видно, что работа по согласованию
вопросов о вступлении нашей страны во
Всемирную Торговую Организацию шла достаточно
вяло, что обуславливается, в первую очередь,
чрезвычайно слабым и неустойчивым положением
России на мировых рынках на тот момент.
Объявление Владимиром Путиным в 2001 году
вступления в ВТО в качестве главного
приоритета внешнеэкономической политики
РФ несколько ускорило процесс.
С 2006 года и по сей день состоялось
более 380 мероприятий (круглых столов,
конференций, семинаров) по проблематике
ВТО, поддержке экспорта, доступу российских
товаров на зарубежные рынки во всех федеральных
округах и в 64 субъектах Федерации, включая
Москву. Мероприятия были организованы
Минэкономразвития России при участии
комитетов Государственной думы, РСПП,
ТПП, региональных администраций и деловых
кругов. В течение 2008 – 2010 гг. Министерство
провело обучение госслужащих 47 субъектов
Федерации в 44 регионах по практическим
аспектам предстоящего участия в ВТО.
На сегодняшний момент российскими
учеными и экспертами подготовлено большое
количество коллективных работ, представляющих
анализ последствий присоединения России
к ВТО. Некоторые из них, подготавливались
независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития
России.
В основополагающих документах
Генерального соглашения по тарифам и
торговле не содержится отказа во вступлении
в эту организацию любой стране мирового
сообщества. Статья XXXIII Соглашения гласит:
“Правительство, не участвующее в этом
Соглашении, или правительство действующее
от имени отдельной таможенной территории,
обладающей полной автономией в ведении
своих внешних коммерческих связей или
других дел, предусмотренных этим соглашением,
может вступить в это соглашение от своего
имени или от имени той территории на условиях,
которые будут согласованы между таким
правительством и Договаривающимися Сторонами”.21 Причем решение о вступлении
может быть принято большинством в две
трети стран-участниц Соглашения.
Сама процедура вступления
в ГАТТ состоит из нескольких общих моментов:
После получения заявления на имя Генерального
директора ГАТТ Совет представителей
образует рабочую группу для изучения
заявления на базе основных документов,
представленных правительством страны-заявительницы,
включая, в частности, описание режима
внешней торговли, доказательства соответствия
внешнеторговой политики и законодательства
страны принципам и нормам Генерального
соглашения: “Меморандум о внешнеторговом
режиме”.
Правительство страны, желающей стать
участницей ГАТТ, отвечает на полученные
от государств-членов вопросы, касающиеся
не только внешнеторгового режима, но
и большинства аспектов экономической
жизни - макроэкономической политики,
финансовой и кредитной систем, механизма
налогообложения.
Рабочая группа, изучив все
вопросы, представляет в Совет доклад
с рекомендациями и, возможно, проект протокола
о присоединении страны-заявительницы.
Страны-члены ГАТТ обсуждают доклад или
проект протокола, на основании которого
на своей очередной сессии выносят решение.
В правовом плане протокол о присоединении
может рассматриваться как своеобразное
соглашение между вступающей страной
и государствами-участниками Соглашения.
По подобной схеме развивались
взаимоотношения России с ГАТТ. СССР в
1986 году заявил о своем намерении присоединиться
к ГАТТ. В 1990 году СССР получает в ГАТТ
статус наблюдателя.22 Практика установила, что страны
наблюдатели могут присутствовать на
сессиях ГАТТ, а при определенных условиях
- на заседаниях органов ГАТТ. Они могут
делать заявления и участвовать в дискуссии.
Правительства стран-наблюдателей на
регулярной основе получают основные
документы и материалы ГАТТ. Положения
Генерального соглашения, однако, не распространяются
на страны-наблюдатели, и они не несут
каких-либо обязательств перед договаривающимися
сторонами.
Советскому Союзу получил статус
наблюдателя для участия на регулярной
основе в ежегодных сессиях договаривающихся
сторон ГАТТ, в сессиях Совета ГАТТ и в
сессиях других открытых органов ГАТТ.
Россия, как правопреемница СССР, наряду
с 16 государствами нечленами ГАТТ и 28 международными
организациями обладает этим статусом.
Статус наблюдателя при Совете ГАТТ дает
право участвовать в работе всех прочих
незакрытых органов ГАТТ, исключая Комитеты
по бюджету, финансовым и административным
вопросам, а также комитеты и советы, созданные
в итоге “токийского” раунда многосторонних
торговых переговоров.
В середине июня 1993г. Совет Генерального
соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)
рассмотрел заявление со стороны России
о присоединении к этому соглашению. При
полном согласии всех стран-членов Совета
было решено принять заявление России
и учредить рабочую группу Совета для
разработки условий присоединения России
к ГАТТ/ВТО. Меморандум о внешнеторговом
режиме Российской Федерации, переданный
в марте 1994 года, затрагивает традиционную
проблематику ГАТТ по торговле промышленными
товарами, а также вопросы повестки дня
“уругвайского” раунда многосторонних
торговых переговоров. Следовательно,
России необходимо дополнить меморандум
и предоставить членам ВТО отсутствующую
в нем информацию в отношении торговых
аспектов использования прав интеллектуальной
собственности, связанных с Генеральным
соглашением вопросов, касающихся торговли
услугами и других “новых сфер”.