Российская Федерация прошла
множество этапов присоединения
к ВТО, которые в разной степени
оказывали влияние на различные
сферы жизни и политики в
стране, такие как экспорт и
импорт, внутренний рынок, отечественный
бизнес и т.д. В итоге длительных
и сложных переговоров присоединение
России к ВТО стало лишь
вопросом времени. На место политизированных
дискуссий "за" и "против" постепенно
приходит конкретная подготовка
бизнеса и власти к работе
в условиях членства в этой
организации и адаптации к
ним.
Однако членство России в ВТО
не должно является самоцелью и не может
быть достигнуто любой ценой. Оно должно
отвечать задачам экономического развития
страны, содействовать успешному продвижению
реформ и более глубокой интеграции России
в мировую экономику и торговлю. Вступления
России в эту организацию позволит стране
открыть свой рынок для целого ряда товаров.
В связи с этим, отечественные производители
могут оказаться в неравных условиях при
конкуренции с зарубежными импортерами
Исходя из этого, участие России
в ВТО возможно лишь при следующем:
Условия членства обеспечат
более благоприятные, чем в настоящее
время, условия для доступа российских
товаров и услуг на внешние рынки;
Позволят устранить их дискриминацию
на этих рынках, приведут к безусловному
наделению России всеми правами, которыми
обладают другие члены ВТО.
Россия должна иметь равные
со странами ВТО возможности по защите
своих торгово-экономических интересов
в рамках многостороннего механизма разрешения
торговых споров.
Но самое главное, для чего нужно
вступление, — это решение такой стратегической
задачи, как диверсификация экспорта за
счет готовой продукции, особенно высокотехнологичной.
Без вступления в ВТО России с ней не справиться.
Именно ВТО благоприятствует производителям
готовой продукции через снижение таможенных
пошлин. При этом в текущем плане надо
быть готовыми получить массу проблем,
связанных с либерализацией нашего импорта,
которая снизит уровень защиты отечественных
производителей от внешней конкуренции.
Вместе с тем надо еще более активно к
такому вступлению готовиться. Без модернизации
экономики, совершенствования законодательства
и стремления к глобализации у России
может просто не быть будущего – ни с ВТО,
ни без.
Общие преимущества от членства в ВТО
можно суммировать следующим образом:
- получение более благоприятных
условий доступа на мировые
рынки товаров и услуг на
основе предсказуемости и стабильности
развития торговых отношений
со странами-членами ВТО, включая
транспарентность их внешнеэкономической
политики;
- устранение дискриминации
в торговле путем доступа к
механизму ВТО по разрешению
споров, обеспечивающему защиту
национальных интересов в случае,
если они ущемляются партнерами;
- возможность реализации
своих текущих и стратегических
торгово-экономических интересов
путем эффективного участия в
МТП при выработке новых правил
международной торговли.
Все страны-члены ВТО принимают
обязательства по выполнению основных
соглашений и юридических документов,
объединенных термином "Многосторонние
торговые соглашения" (МТС). Таким образом,
с правовой точки зрения система ВТО представляет
собой своеобразный многосторонний контракт
(пакет соглашений), нормами и правилами
которого регулируется примерно 97% всей
мировой торговли товарами и услугами.
Особенно важным итогом перестройки
экономики и режима торговли
становится обновление многосторонней
системы торговли России через
ВТО. Успешное завершение “уругвайского”
раунда ГАТТ, которое ознаменовалось
решением о создании ВТО, вдохнуло
новую жизнь и придало силы
концепции, основанной на принципах
либеральной торговой системы. Важность
этой концепции для России
сегодня трудно переоценить. ВТО
предлагает России перспективу
полной интеграции в глобальную
торговую систему. Укрепленные и
расширенные правила, более эффективный
механизм решения спорных вопросов
и новые возможности для развития
торговли, предоставляемые ВТО, могут
явиться существенной внешней поддержкой
программы реформ экономики России.
Российское правительство признало
это, сделав официальную заявку на присоединение
к ВТО. Сам процесс вступления в эту организацию
должен сыграть важную роль в поддержке
экономической либерализации, а решительное
начало должно убедить иностранных инвесторов
в российской приверженности реформам.
Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные
с ними, пойдут в одном направлении с российскими
экономическими реформами, нацеленными
на построение свободного рынка, открытость
и конкуренцию. Все это подведет реформы
вплотную к благоприятному международному
уровню и, по завершении процесса вступления,
вознаградит совокупностью новых возможностей
торговли, недоступных за пределами системы
ВТО.
Подводя итог рассмотрению
реформы внешнеторговой политики в России
в рамках проблемы присоединения России
к системе ВТО, обобщим стоящие перед ней
цели:
- приоритетное применение
ценовых методов и механизмов
в регулировании внешней торговли.
В регулировании импорта основным
инструментом должны стать таможенные
тарифы. В отношении экспорта
существующие экспортные квоты
должны быть постепенно заменены
на экспортные пошлины, которые
соотносились бы с разницей
между внутренней и мировой
ценой.
- упразднение правительственных
закупок. После отмены централизованного
импорта, практика централизованного
экспорта должна быть также
исключена, равно как и разрешительные
процедуры для экспортеров.
- приоритет многостороннего
подхода к внешнеэкономическим
отношениям.
- расширение экспорта
и диверсификация его географической
и товарной структуры. Основным
приоритетом здесь является устранение
существующих экспортных барьеров,
в частности лицензирования и
различных экспортных пошлин.
- формирование адекватной
системы защитных мер в отношении
импорта. Недавнее увеличение импортных
пошлин свидетельствует о тревожной
тенденции к установлению неприемлемо
жестких защитных мер в отдельных
секторах. Протекционистское давление
этих секторов должно быть
преодолено путем принятия ограничительных
обязательств в отношении уровня
ставок таможенных тарифов, а
также обязательств по их последовательному
снижению.
- отказ от использования
инструментов регулирования внешней
торговли в других, не связанных
с этой сферой деятельности, целях.
В частности, поддержание приемлемого
уровня бюджетных поступлений
не может осуществляться за
счет увеличения ставок таможенных
тарифов и других, связанных с
торговлей, налогов и сборов.
Таким образом, анализ показывает,
что прогресс реформы внешнеторговой
политики тесно связан с макроэкономической
стабилизацией и с прогрессом, достигнутым
в процессе перехода к рыночным принципам
ведения хозяйства. В долгосрочной перспективе
присоединение России к ВТО должно
оказать
положительное воздействие
на ход экономических
реформ, будет
способствовать структурной
перестройке экономики, ориентированной
на более активное включение в международное
разделение труда.
Однако следует отметить, что
успех реформы внешнеэкономической сферы
должен со своей стороны способствовать
улучшению общей макроэкономической ситуации,
а, следовательно, и скорейшей реализации
поставленных перед общеэкономической
реформой. Торговая политика может и должна
играть в России стратегическую роль и
с точки зрения структурной перестройки
хозяйства.
Россия по всем параметрам занимает
равное место среди наиболее значительных
государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря
на то, что России, безусловно, удалось
сдвинуться в этом отношении, процесс
ее превращения в полноправного участника
международных экономических отношений
со статусом мировой державы еще потребует
значительных усилий.
Ответственность за реализацию
реформы внешнеторговой сферы лежит, безусловно,
на правительстве России. Однако большое
значение имеет международная поддержка
процесса интеграции России в многостороннюю
систему международой торговли, прежде
всего за счет улучшения условий доступа
российской продукции на западные рынки.
Трудности, с которыми сталкавается
России в этом направлении очевидны, равно
как и ее способность преодолеть эти трудности.
Конечно, приходится уступать ради получения
своего рода «пропуска» в международную
торговую систему, но ведь в современных
условиях практически невозможно рассчитывать
на полноправное участие какого-либо государства
в мировой торговле без членства в этой
международной организации. О правильности
же наших действий в отношении ВТО мы узнаем
только через некоторое время, когда почувствуем
все плюсы и минусы на себе, в полной мере.
Хочется верить, что вступление в ВТО –
оправданный шаг к развитию нашей страны.
Список
источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1.Таможенный кодекс Таможенного союза
от 27 ноября 2009 г. №17 (в редакции Протокола
от 16 апреля 2010 г.)
Вступил в силу 6 июля 2010 г.
2.Федеральный закон от 8 декабря
2003 г. № 164-ФЗ
«Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности». (в ред.
от 02.02.2006 г.)Вступил в силу 15 июня 2004 г.
3.Федеральный закон от 8 декабря
2003 г. № 165-ФЗ
«О специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах при импорте товаров». Вступил в силу 16
декабря 2003 г.
4.Федеральный закон от 14.04.1998
N 63-ФЗ
5.Федеральный закон № 173-ФЗ
от 10 декабря 2003 г.
«О валютном регулировании и валютном
контроле» (в ред. от 18.07.2005 г.).
Вступил в силу 17 июня 2004 г.
6.Федеральный закон от 27 декабря
2002 г. № 184-ФЗ
«О техническом регулировании».
Вступил в силу 1 июня 2003 г.
Монографии, исследования
7.Бородаевский А. Из ГАТТ в ВТО.
- 1996 .
8. Делягин М. Тест на прагматичность
и ответственность. // Человек и труд, -
2002. - №3.
9. Денисов А. Что дает присоединение
России к Всемирной Торговой Организации//
м/н-ая жизнь, 1899, №10
10. Дюмулен И., Торгово-политическая
система ГАТТ: принципы, правовые нормы
и правила.
Внешняя торговля - М., 1993 г.,
№7/8
11. Основы внешнеэкономических
знаний // Международные отношения - М.
- 1994.
12. Об итогах внешнеэкономической
деятельности России в 1993-1996 гг. //Внешняя
торговля. – 1996, № 9.
13. Оболенский В. Присоединение
России к ВТО и ее участие в интеграции
// МЭ и МО. - 2004, №3.
14. Полуэктов А. «Важнейший шаг
на пути к мировому рынку»// Внешняя торговля.
- 1994. - № 4.
15.Россия и международная торговая
система / под ред. Э. ВанДузера, С.Ф. 16.Сутырина,
В.И. Капусткина. СПб.: Изд-во «Петрополис».2000.
17. Сазерленд П., Россия и Всемирная
торговая организация.
Международная жизнь, М. - 1995
г., №9.
18. Становление рынка в постсоветской
России: Институциональный анализ / под
ред. Р.М. Нуреева. – М: Аспект Пресс, 2002.
19. США - середина 90-х
годов // Внешняя торговля
– 1995, № 12.
20. Татаркин А. Региональные
последствия вступления России в ВТО.
// Эксперт. – 2003. - №5.
21. Чернышев С.В., Механизм регулирования
международной торговли: нормы и правила
ГАТТ. Сборник научных трудов.- М. - 1991г.
Статьи
22. Аргументы и факты, № 5 (1006),
февраль 2000 г.
23. Магомедова А.И., Хасанова Е.З.
ГАТТ: правовая природа и структура.
Вестник Санкт-Петербургского
Гос. Университета, Спб., 1992.
24. Экономика и жизнь, - 1997, №
2.
Учебники и учебные пособия
25. Киреев А.П. Международная
экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для
вузов. М.: Международные отношения. - 2001.
26. Кругман П.Р., Обстфельд М.
Международная экономика. Теория и политика.
Учебник для вузов: Пер. с англ. / под ред.
В.П. Колесова. М.: Экономический факультет
МГУ. ЮНИТИ. – 1997.
27. Пугель Т.А., Линдерт П. Х. Международная
экономика: Учебник: Пер. с англ. М.: Дело
и сервис. – 2003.
Электронные ресурсы
28.http://www.hsbc.ru
29.http://www.rspp.ru/
30.http://viperson.ru
31.ttph://www.worldbank.org
32.www.wto.org
1Денисов А. Что дает присоединение
России к Всемирной Торговой Организации//
м/н-ая жизнь, 1899, №10, с. 85-90