Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:45, контрольная работа
Рассмотрим понятия «лидер» и «лидерство» в справочной литературе.
«Лидер - авторитетный член организации, малой группы или общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия» .
«Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия».
Феномен лидерства. Теории лидерства. Лидер и руководитель.
Феномен лидерства………………………………………..
Теории лидерства…………………………………………
Лидер и руководитель…………………………………….
Cтили руководства. Нормы этичного поведения руководителя. Качества руководителя как личности.
Cтили руководства. ……………………………………………
Нормы этичного поведения руководителя. …………………
Качества руководителя как личности………………………..
Виды и модели отношений и поведения между руководителем и подчиненными. Этичность методов принятия управленческих решений.
Виды и модели отношений и поведения между руководителем и подчиненными……………………………………………………
Этичность методов принятия управленческих решений.
Руководитель как работодатель. Аморальное поведение работодателя………………………………………………………..
Этика служебной карьеры. Карьерные стратегия и тактика. Управление и самоуправление карьерой. Карьера и личная жизнь.
Этика служебной карьеры…………………………………….
Карьерные стратегия и тактика. Управление и самоуправление карьерой……………………………………………………….
Карьера и личная жизнь……………………………………..
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ (14)
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Санкт-Петербургский
Филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-
Кафедра гуманитарных, социально-экономических
и естественно-научных
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«ДЕЛОВАЯ ЭТИКА»
студент 1 курса 10 З группы
специальность: 080200 «Менеджмент (здравоохранение)»
№ зачетной книжки: 2475
Подпись:______________________
Дата: ____________________
Подпись: ____________________
Рег. № _______________________
Тверь 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Феномен лидерства
Рассмотрим понятия «лидер» и «лидерство» в справочной литературе.
«Лидер - авторитетный член организации, малой группы или общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия»1.
«Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия».
« Лидерство - это
естественный социально-
2. Теории лидерства
Теория черт. Данное направление в исследовании лидерства возникло под влиянием английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства.
Данная теория имела широкое распространение в науке на протяжении 50 – 60гг. 20в. Основные её положения:
Главная идея «теории черт»
заключается в понимании
В рамках теории черт рассмотрим основные черты, характерные для большинства лидеров.
1) Доминантность (с англ.
«господство», «преобладание», «влияние»).
Предполагает наличие
2) Уверенность в себе.
Уверенный в себе лидер
3) Эмоциональная
4) Креативность. Заключается
в способности к творческому
решению стоящих перед группой
задач, способности видеть
5) Предприимчивость, способность
к риску, ответственности,
6) Независимость. «Главное,
чтобы руководитель имел свою
точку зрения на возникающие
проблемы, свое и профессиональное,
и человеческое лицо и
7) Интеллект лидера должен
быть выше среднего по группе,
н6о не выше, так как в таком
случае лидер перестаёт
8) Лидеры как правило высокого или низкого роста.
Теория черт» оказалась несостоятельной, так как многие качества в разных исследованиях истолковывались по-разному. Ко всему прочему нет ни одной черты, с которой были бы согласны все авторы.
Ситуационная теория. Данная теория получила наибольшее распространение после падения доверия к теории черт. Сторонниками данной теории являются Ф.Фидлер, Т Митчел и Р.Хаус, П.Херси и К.Бланшар. «Ситуационная теория» провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. В контексте данной теории лидер рассматривается как функция ситуации. Смена лидера в соответствии с данной теории происходит тогда, когда социальна ситуация существования группы кардинально меняется.
Э. Хартли предложил модификацию ситуативной теории:
Несмотря на то, что концепция лидерства Хартли была более гибкой (по сравнению с предшествующими, ей все же не удалось приобрести четкости и строгости в качестве научной теории лидерства».
«Теория определяющей роли последователей» является одной из самых популярных теорий. Данный тип теории провозглашал лидерство «как функцию от экспектаций (ожиданий) последователей»4. Известно, что лидер не может существовать без группы. Последователи могут принимать и отвергать лидера. Лидер будет приниматься группой лишь до тех пор, пока он буде разделять ценности, значимые для группы. При утрате поддержки от своей группы лидер теряет способность влиять на её деятельность. Таким образом, деятельность лидера детерминируется его последователями. В процессе синтеза вышеописанных теорий была разработана комплексная или реляционная теория, сочетающая в себе идеи трёх основных направлений.
Взгляды З. Фрейда относятся
к психоаналитической теории лидерства.
В соответствии с данной теорией
лидерство рассматривается как
эффект нереализованных в социальной
жизни желаний человека. Подавленные
влечения становятся в последствии
источником высокой социальной активности.
Происходит социальная компенсация
психологической
Лидерство также рассматривается
как следствие комплекса
Альфред Адлер полагал, что стремление к власти порождается страхом. Адлер считала, что личности, боящиеся людей, стремятся к властвованию над ними.
В бихевиоризме лидерство изучалось как результат борьбы за выживание, которая в большинстве случаев происходит на неосознанном уровне. В это теории лидерство связывали с такими качествами человека, как доминантность, инициатива, напористость и агрессивность.
«Теория кредита доверия» (Idiosyncrasy Gredit) была разработана Е.Холландером в рамках личностно-ситуативной концепции. «Теория имеет дело с определением степени свободы лидера в инициировании им изменений в группе. Лидер может сделать это лишь в том случае, если последователи осознают его компетентность и оценивают его поведение как соответствующее нормам, принятым в группе, что порождает лояльность и доверие к действиям лидера.
По мнению Холландера, в результате совместной деятельности происходит определенное накопление позитивных впечатлений по отношению к индивиду, претендующему на роль лидера, а это, в свою очередь, определяет то, насколько индивид в своих поступках может отойти от ожиданий группы. Каждый ее член при решении общих задач набирает определенное количество «заслуг» перед группой, которая выдает ему кредиты на нестандартное поведение без применения каких-либо санкций, то есть дает определенную свободу отклонений от принятых правил, что было бы невозможно для тех, у кого такого доверия нет. Эти кредиты доверия позволяют использовать их для обновления действий, ожидаемых в рамках роли лидера. Неиспользованные кредиты могут быть «съедены» неудачей лидера в осуществлении ролевых ожиданий последователей. Причины ее включают бездействие (инертность), работу «на себя», слабую мотивацию его действий, некомпетентность в решаемом вопросе и другие, отрицательно воспринимаемые тоны поведения. Если лидер не совершает ничего такого, что могло бы поколебать веру последователей в его целенаправленность, способность компетентно решать поставленные задачи, лояльность и надлежащее с его стороны отношение к группе, вероятнее всего, стремление провести какие-либо реформы в организации будут восприняты терпимо» 5.
3. Лидер и руководитель
Для начала сравнения рассмотрим трактовки обоих понятий в психологических словарях.
«Лидер – это авторитарный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля»6.
«Руководитель - лицо,
на которое официально
Руководитель несёт
Оба процесса рассматриваются в социальной психологии как групповые, связанные с социальной властью в группе.
И лидер, и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы, но способы осуществления данного влияния различны. В большинстве исследований, которые касаются теорий лидерства данные понятия рассматриваются в одном контексте, однако лидерство отмечается в системе неформальных отношений, а руководство в системе формальных отношений.
Таким образом, феномены лидерства
и руководства являются близкими
по своей психологической
В зависимости от ориентации
лидеров и руководителей
Рассмотрим различия между лидером и руководителем, которые традиционно выделяются в социальной психологии:
«Во-первых, лидер регулирует
межличностные отношения, а
Информация о работе Феномен лидерства. Теории лидерства. Лидер и руководитель