Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа
В теории и практике института социальной работы важное место занимают идеи и учения мыслителей и философов прошлого и настоящего, весь тот комплекс необъятных знаний, практическое использование и применение которых сегодня как никогда способно быть полезным для человека, все больше начинающему запутываться в паутине цивилизации и урбанизации.
Введение
В
теории и практике института социальной
работы важное место занимают идеи
и учения мыслителей и философов
прошлого и настоящего, весь тот
комплекс необъятных знаний, практическое
использование и применение которых
сегодня как никогда способно
быть полезным для человека, все
больше начинающему запутываться в
паутине цивилизации и
Каждый
человек хочет жить достойно, и
каждый из нас мечтает о счастье.
И государство стремится
Именно это и породило цели создания нового института общества – института социальной работы, на который сегодня возлагаются большие надежды по возвращению человеку его утраченных ценностей, и роль которого в обществе будет постоянно расти. Поэтому здесь мы говорим об актуальности использования всего того философского опыта, способного нам помочь в понимании того или иного социального процесса или явления, негативно повлиявшего на человека, помочь раскрыть их сущность и проявление ,найти подходы, пути и методы практического воздействия с целью снижения этого негативного воздействия. В этом состоит та бесценная практическая значимость этой своеобразной области социальной действительности, направленной именно на использование в ней философского знания.
Профессиональная социальная работа — один из способов реагирования общества на изменения: во всех странах социальные работники рассматривают себя в роли посредников социальных перемен и реформ. В нестабильных и конфликтных обществах они способствуют примирению сторон. В нашей стране с марта-апреля 1991 г. профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах. С этого момента явно обострилась проблематика профессии, поскольку позиция посредника конфликтов, зависимость от социальной политики, ориентация на индивидуализированную (клиентоцентрированную) помощь, собственное непростое положение — это факторы, объективно делающие социального работника остро-рефлексивным носителем идей прав человека и профессионализма. В проблематике путей реализации идей гуманизма, прав человека и профессионализма заключается основной философский смысл социальной работы, возобновляемой теоретико-методической рефлексией над задачей ее собственного выживания. Философское осмысление этики и операторики социальной работы — это одна из форм ее собственной поддержки.
Об осмыслении этики писал и Альберт Швейцер (Albert Schweitzer), представитель традиции христианского гуманизма, теолог, врач, музыковед, лауреат Нобелевской премии мира 1952 г, о котором мы будем говорить в этой работе. Об этом человеке писали и пишут многие социологи, исследователи, специалисты и просто те люди, которым идеи этого немецкого врача были близки. «Жизнь, отданная людям», - таким выражением характеризуют Швейцера наши современники, поскольку работы этого великого гуманисты чрезвычайно насыщены теми постулатами нравственности, альтруизма и доброты, которой так не хватает сегодня человечеству.
Объектом исследования данной работы является та, часть населения, которая в наибольшей степени подвержена негативному влиянию нового типа общества, которое проявляется в ней в качестве разнообразных форм девиантного поведения – алкоголизме, наркомании, проституции, аутагрессии и других.
Предмет исследования определяется социальными факторами, влияющими на отклонение поведения людей от моральной нормы в призме философского наследия Альберта Швейцера.
Наша
гипотеза будет состоять в том, что все
проблемы человечества, нашедшие отражение
в массовых формах девиантного поведения,
происходят в результате утраты человеком
традиционной системы ценностей, утраты
нравственности и стирании гуманистических
основ в своей личности под влиянием цивилизации.
Поэтому основной целью данной работы
является помощь человеку в осмыслении
себя как культурно-целостной личности,
которой не чуждо духовное развитие и
бескорыстная любовь к человеку.
Глава
1. Философский путь
Альберта Швейцера.
Культура и этика.
Имя Альберта Швейцера (1875 -1965), "доктора из Ламбарене", лауреата Нобелевской премии, известно всему миру.
Издавая в переводе на русский язык книгу А. Швейцера "Культура и этика", авторы перевода знакомят читателей со Швейцером - философом, с одной из областей его разносторонней деятельности. Книга написана около сорока лет назад и неоднократно переиздавалась. [3]
Перевод сделан с одного из последних прижизненных изданий. Эта работа представляет собой лишь две части из четырех, которые автор предполагал написать, излагая систему своих взглядов.
Швейцер
ставит перед собой задачу пробудить
в современном ему обществе стремление
к созданию философски обоснованного
и практически применимого
Этическое таит в себе высшую правду и высшую целесообразность. Таковы основные вехи мировоззрения Швейцера. [3]
Значительное
место в книге уделено истории
этических идей и критическому анализу
этических систем (со времен Древней
Греции до конца XIX века) с точки зрения
провозглашенной Швейцером
Швейцеру
близки по духу поздние стоики, Кант,
рационалисты XVIII века, у которых
он прослеживает развитие основного
принципа нравственного, противопоставляя
их взгляды надэтическому
Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые выступил в качестве самостоятельного учителя. [12]
Этический пафос пронизывает и протест Швейцера против "гротескного прогресса" современного западного общества, враждебного подлинной "этической культуре", утратившего этические идеалы, завещанные ему Просвещением и рационализмом XVIII века. Критика Швейцера - это критика с позиций абстрактного гуманизма; конкретизацией его взглядов стала его практическая деятельность.
Взгляды Швейцера не получили законченного систематического изложения. Практическое претворение в жизнь своих философских принципов занимало его больше, чем их теоретическое обоснование. Поэтому его мировоззрение, его этику нельзя рассматривать в отрыве от его деятельности.
Внутренняя логика его убеждений (пусть далеко не всегда совпадающая с логикой реальной действительности), страстность его веры в торжество добра и человечности, бескорыстное служение принятым идеалам, обаяние его незаурядной личности - все это внушает глубокое уважение к Альберту Швейцеру. [5]
Вместе с тем нельзя не признать, что автор книги не дает, и по вполне понятным причинам не может дать, точного диагноза недугов западной культуры, не ставит ее деградацию в прямую связь с кризисом устоев буржуазного общества, не видит реальных путей выхода из этого кризиса.
Общеизвестно,
что основоположники марксизма-
Эта устойчивая иллюзия буржуазного сознания достаточно широко распространилась и задела даже самых выдающихся представителей современной буржуазной интеллигенции. Определенную дань ей уплатили Р. Роллан, А. Эйнштейн, Т. Драйзер и др. Не составил исключения и такой выдающийся гуманист нашего времени, как Альберт Швейцер. [6]
Вопреки подобным иллюзиям и ошибкам буржуазного сознания проблемы этики личности, равно как и проблемы этики социальной, представляют большой интерес как для теории марксизма-ленинизма, так и для практической деятельности коммунистов. Это вовсе не означает каких-либо уступок морализирующей критике капитализма. Превратив социализм из утопии в науку, марксизм отбросил морализирующую критику как ненужный и вредный хлам, ибо она мешала пролетариату овладевать действительным идейным оружием революционной борьбы - теорией научного коммунизма. Развитие современного социализма, вплотную поставившего в СССР вопрос о практическом решении проблемы всестороннего развития личности, побуждает к активизации марксистско-ленинских исследований, посвященных этическим проблемам во всем их многообразии, в том числе и этике личности. Марксизм снимает противопоставление этики социальной и этики индивидуальной и открывает путь к решению той невероятно запутанной этической проблемы, перед которой в бессилии остановился Швейцер, заявив, что без мистики переход от этики индивидуальной к этике социальной понять и осуществить невозможно.
Вся
социальная этика марксизма-ленинизма
непременно имеет личностный аспект.
Нет ни одного положения коммунистической
нравственности, которое не относилось
бы прямо и непосредственно к
личности. Швейцер исходил из существующего
в буржуазном обществе антагонизма
общества и личности, вне такого
антагонизма не мыслил постановки этических
проблем и средствами этики пытался
решать проблему этого антагонизма,
не понимая всей иллюзорности и бесплодности
такого решения вопроса. Марксизму
чужда иллюзорная попытка морального
решения социально-
Антагони́зм (от греч. ανταγωνισμός — «спор», «борьба») — противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций. [12]
Во взглядах Швейцера на проблемы этического содержания культуры немало глубоких и ценных мыслей, значение которых было велико еще в период между двумя мировыми войнами и возрастает в нашу эпоху.
В вопросах теории и истории этики, философии культуры и истории культуры (религии и музыки в особенности) Альберт Швейцер является крупной, колоритной фигурой. Он смело может быть поставлен в один ряд с крупнейшими деятелями культуры XX века. Его философская концепция культуры - явление оригинальное, глубокое по мысли, значительное по своей гуманистической направленности. Швейцер острее других западных мыслителей, его современников, почувствовал трагический кризис буржуазной культуры и в отличие от многих буржуазных теоретиков, занимавшихся философией и социологией культуры в плане якобы неумолимого заката человеческой цивилизации, смело встал на защиту культурного прогресса человечества, боролся против разрушения культуры, за прогресс гуманизма в культуре, за прочный мир. Все эти мотивы нашли яркое выражение в философии культуры Швейцера.
Концепцию Швейцера следует рассматривать и оценивать не в сопоставлении с марксизмом, поскольку различия слишком велики, а в сравнении с буржуазной философией культуры XX века, в которой воззрения Швейцера занимают важное место и указывают на глубокую внутреннюю противоречивость буржуазного гуманизма эпохи. [3]
Философия культуры Альберта Швейцера, разрабатывавшаяся им на протяжении всей его жизни, состоит из четырех частей. Первую часть образует книга "Распад и возрождение культуры". Наброски этой книги были сделаны Швейцером, по его собственному признанию, еще в 1900 году. Она подверглась существенной переработке в период первого пребывания Швейцера в Тропической Африке (1914-1917) и появилась в печати лишь в 1923 году. Таким образом, становится очевидным, что культурологическая и этическая концепция, развиваемая Швейцером в этой работе, является плодом длительных раздумий, работы критической мысли, многолетнего созревания философской позиции, ставшей основой убеждений и личного поведения. В публикуемой книге эта часть философской системы занимает первые пять глав и содержит общий очерк теории культуры, этики и мировоззрения, которые в своем единстве образуют основы философии культуры А. Швейцера.
Информация о работе Философские практики Альберта Швейцера в социальной работе