Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа
В теории и практике института социальной работы важное место занимают идеи и учения мыслителей и философов прошлого и настоящего, весь тот комплекс необъятных знаний, практическое использование и применение которых сегодня как никогда способно быть полезным для человека, все больше начинающему запутываться в паутине цивилизации и урбанизации.
Мировой
опыт исследования самоубийств выявляет
основные закономерности суицидного поведения.
Суициды в большей степени
характерны для высокоразвитых стран,
и сегодня существует тенденция
увеличения их числа. Суицидная активность
имеет определенные временные циклы.
Факт весенне-летнего цикла и
осенне-зимнего спада ее был отмечен
еще Э. Дюркгеймом. Количество самоубийств
возрастает во вторник и снижается
в среду - четверг. Конец недели больше
«опасен» для мужчин. Соотношение
между мужчинами и женщинами
примерно таково: 4:1 при удавшихся
самоубийствах и 4:2 при попытках,
т.е. суицидное поведение мужчин
чаще приводит к трагическому исходу.
Отмечено, что вероятность проявления
этой формы отклонений зависит и
от возрастной группы. Самоубийства совершаются
чаще в возрасте после 55 и до 20 лет,
сегодня самоубийцами становятся даже
10-12-летние дети. Мировая статистика
свидетельствует, что суицидное
поведение чаще проявляется в
городах, среди одиноких и на крайних
полюсах общественной иерархии.
Глава
3. Философские практики
Альберта Швейцера
в социальной работе
на примере решения
проблем девиации.
Истекающий XX век - "железный век" останется в памяти человечества благодаря невероятному нагромождению беспрецедентных социальных потрясений, грозных природных и техногенных катастроф и экологических катаклизмов. Достаточно упомянуть хотя бы следующее: две самые кровавые в истории человечества мировые войны, многочисленные гражданские войны, развал мировых колониальных систем, создание новых государств, демографический взрыв на ряде континентов, изменение климата на планете в связи с потеплением, проблема с появлением озоновых дыр и многое, многое другое.
Нельзя не признать, что и сегодня большая часть человечества мучительно ищет путей выхода из перманентного состояния отсталости, нищеты и голода.
Парадоксально
то, что наш век многими
Чем же нам могут помочь философские практики Альберта Швейцера в решении проблем, связанных с девиантным поведением человека как следствием социальных проблем современного мира?
Преступность, чаще порожденная внешними социально-экономическими условиями, алкоголизм и наркомания, возникающие на основе внутреннего противоречия личности.. Все эти проблемы взаимообусловлены. В основе их лежит конфликт, нарушение баланса определенных ценностей, отвечающих за моральное поведение, стирание социальных коммуникаторов, обеспечивающих взаимодействие человека с окружающей средой, кризисные периоды жизни человека, неверное ориентирование его на идеалы буржуазного капиталистического потребительского общества.
Безусловно, основными механизмами помощи человеку в данных ситуациях Швейцер считал нравственность, культуру и моральность, а также ответственность, осознание ответственности человека за свою судьбу и судьбу мира в целом. Он был прежде всего человеком индивидуальных действий и исповедовал личное благородство в обществе, признающем только обезличенную силу.
Альберт Швейцер жил как раз именно в период расцвета капиталистических ценностей, царства буржуазного общества в развитых странах Запада. В это время было «не модно» пропагандировать общечеловеческие ценности, поскольку капитал и только капитал жил в сознании людей, ориентированных на потребительское отношение к природе и другим людям. Поэтому не менее его деятельность была не только замечена, она получила признание мировой прогрессивной общественности. Более того, совершенно не стремясь к этому, он приобрел репутацию и славу одного из самых истинных филантропов XX века. Когда - то он сказал:"Человек должен бороться, бороться со злом, а не сидеть сложив руки, ожидая божественного вмешательства".
Эти слова по сути явились программой, символом его жизни и деятельности. Альберт Эйнштейн заметил о Швейцере: "Наконец - то в это трагическое столетие появился великий человек".
И здесь мы видим особую потребность уже начинающего тлеть общества в истинных ценностях, построенных на единстве личного и общественного, согласованности жизненных установок личности и общества.
Для нас особенно значима и поучительна в его большой жизни прежде всего врачебная деятельность, которой он посвятил более полувека.
Как христианин, следующий Евангелию, призывающему помогать ближнему, особенно увечному, угнетенному и страдающему, он с юных лет наблюдал неразрешенные противоречия современного общества и не мог с ними смириться. В последствие в своей автобиографии он говорит: "Я сказал себе, что до 30 лет считаю себя вправе читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу себя непосредственно служению людям". Для реализации своих помыслов он выбирает медицину.
Таким образом, Швейцер призывает нас вновь обратиться к тем традициционным ценностям морали, религии как любви к ближнему, семьи как бескорыстной помощи и поддержке, родовой помощи, гуманистического альтруизма, которые поддерживали общины людей на первоначальной стадии. И в своей больнице он также устанавливает правила, основанные на этих принципах:
а) забота о больном,
б) соблюдение чистоты,
в) соблюдение дисциплины.
Никто не имел каких-либо привилегии, независимо от положения. национальности. Лечение было бесплатным. Швейцер и его коллеги ввели в обычай обращаться к больным со словами "брат" и "сестра".
Своеобразно решали вопрос питания больных и персонала. Пациенты готовили пищу себе сами. за исключение тяжелобольных и оперированных.. С целью улучшения питания в больнице по инициативе Швейцера стали разводить домашнюю птицу.
И здесь, как и в институте социальной работы, мы наблюдаем ориентированность в целом не на премитивную помощь нуждающемуся, а на помощь именно в социальной адаптации человеку, попавшему в неблагоприятную жизненную ситуацию. Помощь человеку самому выбраться из этой ситуации, привитие ему высокой степени ответственности за свои деяния и сущности человека в качестве высшей ценности, формирование у человека положительных стимулов изменения своей жизненной ситуации в лучшую сторону своими силами с целью повышения его самостоятельности в дальнейшем и стойкости к подобного рода социальным проблемам в будущем.
Также
в сферу социальной работы, по итогам
исследования философского пути Альберта
Швейцера, можно внедрить врачевание
человека творчеством, путем предоставления
ему необходимой степени
В госпитале Альберта Швейцера прошли курс лечения несколько сот тысяч человек, проведено несколько тысяч хирургических операций. Ежедневно получают амбулаторную помощь до 500 больных. Внедрены профилактические методы: медицинские осмотры и иммунопрофилактики.
Ведь болезнь, в том числе и социальная, быстрее и легче всего лечится на начальном этапе возникновения. Поэтому значение прфилактик и социального медицинского контроля так важны в деятельности врача-миссионера, каким был Швейцер, и в деятельности социального работника, чье основное призвание – социальное врачевание общества во всех его аспектах.
Не
менее важен в социальной работе
гуманизм, пронизывающий всю жизнь
этого немецкого философа-
Как форма жизненной практики гуманизм порождает конкретные совокупности отношений гуманности и негуманности, добра и зла, свободы и насилия между социальными, этническими, политическими и иными субъектами.
Антропологическая
парадигма, одна из философских основ
гуманизма как системы
Гуманистическая
природа человеческого мышления
отчетливо обнаруживается в структурах
демократической организации
Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Поэтому социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета. Понятие гуманизма близко по своему содержанию и происхождению к понятию социальных проблем или интересов общества, т.е. того, что касается межличностных взаимоотношений, семейных связей, человеческих контактов. Это понимание особенно актуально для современного общества, ибо в основе решения всех социальных проблем лежат гуманистические принципы.
Изменение сознания человека, переориентация его на высшие этические ценности, с гедонистического на альтруистический характер жизнедеятельности, построение конструктивных связей между индивидом и группой, разрешение проблем повседневности путем активной деятельности, а не путем эскапизма и ухода от реальности, приобщение к коллективным и духовным сферам действительности в рамках смыслового креста – вот те методики социального врачевания лиц с девиантным поведением, продиктованные нам Альбертом Швейцером, та неразрывная взаимосвязь учения философа с институтом социальной работы, которая более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой социальной работы.
Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории – благополучие людей, социальная справедливость, достоинство. Проблема ценностной базы социальной работы напрямую связана с ее гуманистической сущностью, так как независимо от конкретных задач той или иной модели социальной помощи ключевой ценностью социальной работы выступает любая личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов социальной работы обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по каким–либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов социальной работы к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству.
И вновь налицо соответствие и слитность постулатов социальной работы с жизненными практиками Альберта Швейцера.
Таким образом, в основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного явления “социальная работа”, и одновременно являющийся основанием деятельности величайшего педагога, врача-миссионера, нравственного философа промышленной эпохи, с которым мы связываем имя Альберта Швейцера.
Информация о работе Философские практики Альберта Швейцера в социальной работе