Философские практики Альберта Швейцера в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

В теории и практике института социальной работы важное место занимают идеи и учения мыслителей и философов прошлого и настоящего, весь тот комплекс необъятных знаний, практическое использование и применение которых сегодня как никогда способно быть полезным для человека, все больше начинающему запутываться в паутине цивилизации и урбанизации.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 80.10 Кб (Скачать файл)

     Сегодня лучшие деятели нравственности и  этики награждаются медалью имени  Аьберта Швейцера.

О медали имени Альберта Швейцера  
«За гуманизм и служение народу»

Президиум Европейской  Академии естественных наук учредил  медаль имени Альберта Швейцера в  знак признания высоких морально-этических  качеств и выдающихся заслуг ученых и специалистов, работающих в медицине, здравоохранении, гуманитарной и социальных областях деятельности.

1. Медалью имени  Альберта Швейцера награждаются:

  • Ученые и специалисты, а также научные коллективы, чьи достижения в различных областях знаний способствуют социальному прогрессу, росту благосостояния, укреплению здоровья и духовному развитию народа;
  • общественные деятели, внесшие значительный вклад в укрепление дела мира и развитие международных отношений,
  • государственные деятели, деятели науки и культуры за особые заслуги в области здравоохранения, просвещения, культуры, государственного строительства;
  • члены Академии за достижения в медицине, здравоохранении, гуманитарной и социальных сферах.

2. Медаль вручается  Президиумом Европейской академии  естественных наук по представлению  государственных и общественных  организаций разных стран. 

3. Награждение  медалью удостоверяется Почетным  дипломом установленного образца. 

4. Медаль носится  на левой стороне груди. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Девиантное поведение  как реакция на окружающую действительность. 

     Девиантное  поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального  поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного  поведения относятся прежде всего  преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность  девиаций поведения существенно  возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает  прежде всего тогда, когда общественно  принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой  частью этого общества. В контексте  теории социализации, к девиантному  поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования  отдельных элементов девиантного  поведения (насилие, аморальность). В  теории стигматизации, считается, что  появление девиантного поведения  становится возможным уже при  одном только определении индивида как социально отклоняющегося и  применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. [11]

     Преступность.

     Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа франко-бельгийского ученого  – математика-статистика Л.А. Кетле  «Социальная физика» (1835 г.). В ней, опираясь на статистический анализ, Кетле  приходит к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок  преступлений, вытекающих из его организации.

     По  мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К  ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как  самостоятельный фактор. Выявлено также  особое значение деклассирования, т.е. разрушения или ослабления связей между  индивидом и социальной группой. В 30-е годы нашего столетия исследования, проведенные представителями так  называемой чикагской школы в  социологии, выявили влияние внутригородских  различий на уровень преступности: самые «преступные районы» –  районы, где присутствует высокая  степень социальной дезорганизации. До сих пор остается дискуссионной  проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения. [7]

     В нашей стране в течение длительного  времени закономерности и тенденции  развития преступности рассматривались  преимущественно исходя из теории последовательного  освобождения общества в условиях социализма от различных форм социальной патологии. С формальной точки зрения определенные основания для таких утверждений  были: по мере укрепления СССР тоталитарного режима действительно происходило снижение (в абсолютных и относительных величинах) уголовной преступности. Вместе с тем не следует забывать об огромном числе политических заключенных и широком распространении безнаказанной преступности, вплоть до уголовной, среди многих власть предержащих. Несомненно, что в данном случае фактором снижения уголовной преступности был страх. Не случайно и то, что во времена политических оттепелей происходило увеличение неполитической преступности.

     Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым  тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог  количественного и качественного  насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.

     В России на состояние преступности большое  влияние оказывает переход к  рыночным отношениям и появление  таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты  отмечают, что пока еще характер преступности в нашей стране можно  определить как «патриархальный», но уже заметны процессы, говорящие  об «индустриализации» девиантности. [8]

     Преступность  – отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. Вероятно, и нам надо отказаться от утопических на сегодняшний день представлений о «полном искоренении» социальной патологии и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.

     Алкоголизм.

     С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым  сопровождались празднества. Древние  греки даже ставили одно время  рядом статуи бога вина Бахуса и  богини мудрости Миневры, хотя позже  между ними поставили богиню воды Нимфу, вероятно, считая необходимым  разбавлять вино водой. Сравнительно дешевый  способ получения крепких напитков был освоен в ХVI в. На протяжении долгого времени алкогольные напитки, особенно крепкие, оставались для большинства населения предметом роскоши: они были дороги и малодоступны. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а ХХ в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации – проблему алкоголизма.

     Данные  социологических исследований выявляют любопытную картину. С одной стороны, подавляющее большинство опрошенных считают, что пьянство – большое  зло, с другой – то же подавляющее  большинство либо пьет, либо «выпивает, как все»; около половины не хотели бы иметь среди друзей непьющего  человека, а одна треть обиделась  бы, если бы хозяин при встрече гостей не поставил бы на стол спиртное. 40 % опрошенных считают, что потребление спиртного в пределах нормы безвредно и не сказывается на работоспособности, а каждый пятый мужчина вполне допускает появление в пьяном виде на улице, в транспорте, в местах отдыха, лишь бы это не приводило к скандалам и конфликтам.

     Фактически  алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это  социокультурная ситуация дорого обходится  обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований  при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с  опьянением. Убийства, грабежи, разбойные  нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются  лицами в нетрезвом состоянии; около 50 % всех разводов также связано с  пьянством.

     Уточнить  алкогольную ситуацию можно, изучая последствия употребления алкоголя: количество преступлений, связанных  с выпивкой, и их долю в общем  объеме преступлений; количество и  долю несчастных случаев на почве  пьянства, число доставленных в медвытрезвитель, хронических алкоголиков и т.п. последствиями пьянства и алкоголизма  являются экономический, материальный ущерб от преступлений и от несчастных случаев, издержки на лечение больных  алкоголизмом, содержание правоохранительных органов. Не поддается материальному  учету ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе, семье.

     В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности  спиртных напитков, сокращение их продажи  и производства, повышение цен, ужесточение  карательных мер за нарушение  запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшения потребности  в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о  вреде алкоголя, формирование у населения  безалкогольных стереотипов поведения. [8]

     История борьбы с алкоголизмом знала и  попытки введения на территории некоторых  стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие  алкоголя – не единственная и не главная причина существования  алкоголизма. Проблема преодоления  пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.

     Наркомания.

     Долгие  годы в нашей стране наркомания считалась  явлением, принадлежащим исключительно  западному образу жизни. Сегодня  уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней.

     Результаты  социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления  наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве  случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %) пристрастились к зелью под  воздействием других лиц, главным образом  потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в компании гедонистически настроенной молодежи. Потребление  наркотиков в молодежной среде очень  часто носит именно групповой  характер. Многие наркоманы принимают  наркотики в общественных местах (на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах), некоторые могут  это сделать в «любом месте».

     Обнаруживается, что сегодня население гораздо  лучше информировано об опасных  последствиях потребления наркотиков. Большая часть наркоманов в какой-то степени осознает угрожающую им опасность  и критически относится к своему пристрастию: 12,2 % считают его пагубным, 65,5 % относятся отрицательно. Не видят в потреблении наркотиков ничего плохого в основном начинающие молодые курильщики гашиша, нередко даже бравирующие этим. Наступающее после приема наркотиков возбуждение, приподнятое настроение многие по неопытности и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние здоровья. Но на определенной стадии физической и психической деградации большинство наркоманов отчетливо осознают, что ждет их дальше, хотя уже не в силах отказаться от этой привычки. [9] [11]

     Борьбе  с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного  характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения  алкоголизма. Но, учитывая специфику  развития наркомании, в борьбе с  этой формой отклоняющегося поведения  следует использовать и специальные  меры – медицинские, правовые и др.

     Суицид.

     Суицид  – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта  форма отклоняющегося поведения  пассивного типа является способом ухода  от неразрешимых проблем, от самой жизни.

     В разные эпохи и в разных культурах  существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точки  зрения христианской морали самоубийство считали тяжким грехом), иногда же допускали и считали в определенных ситуациях обязательным (например, самосожжение вдов в Индии или харакири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцируемом суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение. [10]

Информация о работе Философские практики Альберта Швейцера в социальной работе