Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа
В теории и практике института социальной работы важное место занимают идеи и учения мыслителей и философов прошлого и настоящего, весь тот комплекс необъятных знаний, практическое использование и применение которых сегодня как никогда способно быть полезным для человека, все больше начинающему запутываться в паутине цивилизации и урбанизации.
Определяя
гносеологические основы культуры с
позиций научной, марксистско-ленинской
теории культуры, необходимо учесть тот
факт, что марксизм давно преодолел
противоположность рационализма и
сенсуализма путем введения в
гносеологию практики и истолкования
ее с позиций материалистического
понимания истории. Высоко оценивая
рационализм и его роль в развитии
культуры, Швейцер также обращается
неоднократно к анализу проблемы
человеческой деятельности. Но саму человеческую
деятельность он рассматривает по преимуществу
через призму нравственности и как
нравственную деятельность. Этот подход
открывает ему некоторые
Вторая
часть философии культуры А. Швейцера
- "Культура и этика" - состоит
из трех основных разделов, правда, не
выделенных самим автором, но явственно
разграничивающихся между собой
тематически. В первом разделе, включающем
четыре главы, содержится изложение
общефилософской концепции
Трагедия
человечества и его культуры началась,
по Швейцеру, с середины XIX столетия.
Именно тогда появились первые признаки
кризиса рационализма и оптимистического
мировоззрения вообще. Это и послужило
началом трагедии человечества. Вся
история развития западноевропейской
философской и этической мысли
является, по определению Швейцера,
историей борьбы за оптимистическое
мировоззрение. При этом история
этической мысли и история
нравственного развития общества рассматриваются
им как наиболее существенный и глубинный
слой всемирной истории культуры.
Однако борьба за оптимистическое мировоззрение
и жизнеутверждающую
Во всем этом ходе мыслей Швейцера немало догадок, ценных с точки зрения научной теории культуры. Весьма существенным является тезис о том, что материальные достижения в историческом развитии цивилизации становятся элементом культуры лишь в том случае, если они ставятся на службу прогресса личности и общества. Продуктивно понимание Швейцером гуманизма как глубинного ядра культуры человечества и как критерия прогресса цивилизации. Швейцер стоит на позициях историзма и тогда, когда ставит вопрос о различии исторических типов и форм гуманизма. Отвергая как неприемлемое для нас решение этих проблем с позиций этики благоговения перед жизнью, мы не можем не отдать должного Швейцеру и не учесть роли его философии культуры в постановке проблем, которые являются достойным предметом исследования для марксистско-ленинской философской теории культуры и всемирного культурно-исторического процесса.
Второй
раздел второй части философии культуры
Швейцера посвящен анализу истории
этики с греко-римских времен
и до начала XX века. На излагаемую автором
картину истории этики
На
анализ Швейцером истории этической
мысли оказал сильное воздействие
исповедуемый им принцип абстрактного
всеобщего гуманизма. Применяя последний
в качестве критерия для оценки этических
воззрений, Швейцер зачисляет всю
античность по ведомству эгоизма. По
крайней мере, до Платона этическое
мышление греков остается, по Швейцеру,
замкнутым в кругу
Отмечая
приверженность Швейцера духу этической
доктрины по-своему истолкованного христианства
(Швейцер, по сути дела, на место христианского
принципа любви к ближнему поставил
свой моральный императив
Несмотря на то, что очерк Швейцера не дает строгой картины исторического развития этических систем в Европе, его оценки многих этических доктрин являются результатом глубокого понимания истории этики. Изящна и убийственна по существу характеристика этической доктрины разумного эгоизма.
Высоко
оценивает Швейцер 1785 год в истории
этики, год, когда Кант сформулировал
свой категорический императив. Отрицательно
относясь к этике Гегеля, Швейцер
указывает на существенные ее слабости
и на слишком широкое понимание
Гегелем культуры. Совершенно категорически
осуждает и отвергает он этику
позитивизма и социал-
Швейцер считает Ницше и Шопенгауэра выдающимися моралистами, которые работали над тем, чтобы перенести на европейскую почву этические учения древних китайцев и индийцев. Китайский оптимизм нашел свое выражение, по Швейцеру, в индивидуальной этике жизнеутверждения Ницше, а индийский пессимизм - в индивидуальной этике жизнеотрицания Шопенгауэра. Заслугу того и другого Швейцер видит в том, что они занялись исключительно индивидуальной этикой, истолковав последнюю как два разных плана проявления воли к жизни. "У Шопенгауэра воля к жизни становится этической, когда он обращается к миро- и жизнеотрицанию, у Ницше - когда он провозглашает углубленное миро- и жизнеутверждение".
Социальная этика может и должна вырасти, по Швейцеру, только в качестве реализации этики индивидуальной. В этом тезисе проявляется присущая Швейцеру антропологическая ограниченность этических воззрений. Следует отметить также, что академический объективизм и христианская снисходительность к слабостям грешных явно мешают Швейцеру дать четкую и исторически справедливую оценку реакционным этическим течениям конца XIX и начала XX веков.
Завершает
этот раздел обзор развития этической
мысли 90-х годов XIX и начала XX века.
Этот период в истории буржуазной
этической мысли до сих пор
исследован совершенно недостаточно.
Поэтому работа Швейцера в этом направлении
представляет известный интерес, хотя
анализ проблем часто оказывается
поверхностным, не затрагивающим социального
значения различных этических доктрин.
Особое внимание Швейцер обращает на
изложение этических концепций,
соединяющих этику
Ценными
моментами в критике этических
концепций 90-х годов XIX и начала XX
века является строгий, осуждающий разбор
этики пессимизма Эд. Гартмана, убедительная,
хотя и несколько объективистская
критика этических воззрений
расистов - X. Чемберлена и Г. Кейзерлинга;
интересны и существенны
Заключительный раздел работы "Культура и этика" содержит общий очерк философии культуры Швейцера, названной им "Мировоззрение благоговения перед жизнью". Здесь излагается собственная этическая концепция Швейцера. Ее основные идеи таковы. Не познание и не практика, а переживание составляет самую существенную связь человека с миром. Первоначалом человеческого бытия является не декартовское "cogito, ergo sum", но значительно более древнее и всеобъемлющее чувство: "Я есть жизнь, которая хочет жить". Само бытие, по Швейцеру, есть универсальная воля к жизни. Поэтому смысл человеческой жизни происходит не от разума и не от самой деятельности, а от воли. Он заключается в благоговейном отношении ко всякой жизни: хорошо - поддерживать, взращивать жизнь, возвышать ее до высшей, то есть человеческой, ценности, плохо - уничтожать жизнь, вредить ей, стеснять ее. Благоговение перед жизнью и оценка человека как высшей ценности составляют, согласно Швейцеру, основу нового гуманизма.
Информация о работе Философские практики Альберта Швейцера в социальной работе