Лекции по "Этика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:54, курс лекций

Описание работы

1. Предмет и задачи этики

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo -- "человек"), ибо объект ее изучения - человек, его поведение и отношения.
Впервые термин "этика" был употреблен Аристотелем для обозначения философского учения о нравственной деятельности и добродетелях.
Этика - это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой - соотношение Добра и Зла.

Файлы: 1 файл

etika_001.docx

— 68.48 Кб (Скачать файл)

5. лицо несет ответственность лишь за свое собственное поведение(исключение – случай ответственности за чужую вину по гражданскому праву);

6. за одно правонарушение – возможно лишь одно юридическое наказание.

Последнее требование следует  понимать в том смысле, что юридическое  взыскание может быть наложено только один раз. Это вовсе не исключает  того, что при необходимости за одно противоправное деяние на нарушителя может быть наложено как основное, так и дополнительное наказание, предусмотренное законом (за совершение преступлений, административных и дисциплинарных правонарушений). Кроме того, правонарушитель  может быть привлечен одновременно к ответственности различных  видов. Юридическое наказание также  не исключает и применения к правонарушителю  мер общественного воздействия, так как правонарушение обычно есть в то же время и аморальный поступок.

 

11. Отражение основных  нравственных принципов в российских  нормативных документах, регламентирующих  нравственно-правовые требования  к деятельности юридических профессий

 

Отражение норм морали и нравственности в нормах российского законодательства является многоплановым и может  рассматриваться на различных уровнях. В то же время, оно может быть показано на огромном количестве примеров, что  вынуждает несколько ограничить область рассмотрения.

Конституция и законодательство Российской Федерации, наряду с общими нормами об обеспечении свободы  и неприкосновенности личности, закрепляют ряд положений, касающихся обеспечения  неприкосновенности отдельных категорий  лиц, чья служебная деятельность, сопряженная с повышенным профессиональным риском, немыслима вне режима независимости  от каких бы то ни было влияний.

Многие общие принципы, лежащие в основе уголовного законодательства Российской Федерации, являются отражением явлений морального плана.

Так, в частности, в действующем  Российском уголовном законодательстве, именно с применением таких морально-нравственных понятий, как справедливость, определяются цели и характер наказания.

Ответственность в форме  наказания в правовой практике нашла  свое отражение в части 2 статьи 43 УК РФ, где говорится: "Наказание  применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также  в целях исправления осужденного  и предупреждения совершения новых  преступлений."

В действующем в настоящее  время УК РФ, обстоятельства, исключающие  преступность деяния, перечислены в  главе 8, где дается шесть различных  видов подобных обстоятельств (в  УК РСФСР, предшествовавшем данному  УК, рассматривалось лишь два вида подобных обстоятельств – необходимая  оборона и крайняя необходимость). Прежде всего, обстоятельством, исключающим преступность деяния, является, согласно статье 37 УК РФ , необходимая оборона. Определение обстоятельства крайней необходимости приведено в статье 39. Еще одним обстоятельством, исключающим преступность деяния, рассмотренным УК РФ, является обоснованный риск, развернутое и сравнительно подробное определение которого приведено в статье 41.

Еще одним уровнем отражения  моральных и нравственных норм в  российском уголовном законодательстве, является внесение в правовые нормы  установлений, отражающих позитивные моральные стандарты общества, например такие, как проявление снисхождения к отдельным категориям людей  в силу их незащищенности, особой жизненной  ситуации. Примером такого положения  может, в частности, служить статья 81 УК РФ, согласно которой лицо может  быть освобождено от наказания в  связи с болезнью.

Наконец, еще одним уровнем  отражения норм морали и нравственности в российском уголовном законодательстве, являются правовые нормы, непосредственно  отражающие господствующие представления  в области нравственности и морали.

В УК РФ к таким нормам можно отнести нормы, содержащиеся в главе 25 УК РФ ("Преступления против здоровья населения и общественной нравственности").

Также нормы морали нашли  своё отражение в ряде федеральных  законов, в частности в ФЗ “О статусе  депутата Совета Федерации и статусе  депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (статья 9 данного закона посвящена депутатской  этике), в ФЗ “Об основах государственной  службы Российской Федерации” (статья 5 – “О принципах государственной  службы”, статья 10 – “Основные обязанности  государственного служащего”), в ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации” (статья 40.1 посвящена требованиям, предъявляемым к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, в статье 40.4 говорится о присяге прокурора (в тексте присяги есть строки: “клянусь … дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности…”), и др.

 

12. Основные понятия и  категории этики

 

Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.

Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит  долг, а у других философов –  по-другому.

Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это  отражается категориями «добро и  зло». Но в практику эти нормы  воплощаются только через поведение  конкретного человека, после того как информация о норме пропущена  через индивидуальное сознание, –  это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что  бы мы ни делали, мы всегда действуем  среди людей и по отношению  к людям. Личные поступки описываются  категориями долг и ответственность.

Добро и зло, – предельно  общие категории, дающие оценку с  позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без  друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло –  это вред. Добро и зло конкретно  историчны.

Совесть, честь, достоинство  – категории, характеризующие уровень  индивидуального морального сознания.

Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Природа совести  такова, что она может неоднократно возвращаться и тревожить нас  годы спустя после совершения деяния. Иногда внутренний суд намного строже, чем суд людской. Это состояние  человека зафиксировала религия. Поэтому  предсмертная исповедь во многих странах  является безусловным свидетельским  доказательством чего-либо важного.

Достоинство – собирательная  категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается  постепенно, по мере осознания человеком  того, что он несёт в себе, под  своим «я».

Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам  человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь  устанавливает даже более узкие  границы, чем право.

Долг – социальный заказ  от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими  ожиданиями человек знакомится всю  свою жизнь, но пока человек не выполняет  свой долг – его представления  иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.

Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие-то отвергаем. Ответственность – это та часть  требований долга, которую человек  принимает на себя, и за отступление  от которых готов нести ответственность.

 

13. Добро и зло. Борьба  с социальным злом (преступностью,  правонарушением) как способ утверждения  добра

 

Добро и Зло относятся  к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. Этику интересуют не любые, а лишь духовные блага, к  которым относятся и такие  высшие нравственные ценности, как  свобода, спра-ведливость, счастье, любовь. В этом ряду Добро – это особый вид блага в сфере человеческого поведения. Иными словами, смысл добра как качества поступков состоит в том, какое отношение эти поступ¬ки имеют к благу.

Добро, как и зло, является этической характеристикой человечес¬кой деятельности, поведения людей, их отношений. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть доб¬ро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является бла¬гом. А поскольку высшее благо – это совершенствование отноше¬ний в обществе и совершенствование самой личности, то есть развитие человека и человечества, то все, что в действиях индивида способ¬ствует этому, – добро; все, что препятствует, – зло.

В категории Добра воплощаются  представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соот¬ветствует нравственному идеалу; а в понятии Зла – представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует дости¬жению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

По своему содержанию Зло  противоположно Добру. Соответ¬ственно, оно выражает, во-первых, наиболее обобщенные представ¬ления обо всем безнравственном, противоречащем требованиям мо¬рали, во-вторых, общую абстрактную характеристику отрицательных моральных качеств, в-третьих, оценку отрицательных поступков людей.

К злу относятся такие  качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть –  одна из лучших «подруг» зла. Чувство  зависти уродует личность и взаимоотношения  людей, оно возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя в  глазах окружающих. Нередко зависть  толкает людей на совершение аморальных поступков. Не случайно она считается  одним из самых тяжких грехов, ибо  все остальные грехи можно  рассматривать как следствие  или проявление зависти. Злом является и высокомерие, характеризующееся  неуважительно-презрительным, надменным  отноше¬нием к людям. Противоположны высокомерию скромность и уважение к людям. Одно из самых страшных проявлений зла – месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изна¬чальное зло, но и против его родных и близких, – кровная месть. Хри-стианская мораль осуждает месть, противопоставляя ей непротивление злу насилием.

Однако взаимная непобедимость  добра и зла вовсе не означает, что их борьба бессмысленна и не нужна. Если не бороться со злом, то оно  будет доминировать над добром и  причинять страдания лю¬дям. Поэтому смысл этой борьбы в том, чтобы всеми возможными средствами уменьшать «количество» зла и увеличивать «количество» добра в мире, а основной вопрос – какими способами и путями добиться этого

В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра  всегда и всеми расценивается  как торжество справедливос-ти, ибо категория «справедливость» в наибольшей степени отвеча¬ет критериям добра. С ней связано представление о совокупности нравственно приемлемых норм, которые выступают как правильная (адекватная) мера воздаяния личности за совершенные действия.

 

14. Профессиональный долг, честь и совесть – основа нравственных отношений в юридической деятельности

 

Профессиональный долг юриста - совокупность требований правового  и морального характера, предъявляемых  к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Как  составная часть общественного  долга профессиональный долг юриста - основа нравственных отношений в  профессиональной юридической деятельности.

Профессиональный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственным в  объективном и субъективном выражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга (объективная сторона  долга) состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том  случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками  юридического труда, воспринимаются как  справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности  и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью.

Понятие профессионального  долга шире по объему, чем юридическая  обязанность. Профессиональный долг отличается от обязанностей, имеющих правовой характер, тем, что: включает в себя как обязанности правового характера, так и определенные моральные  требования (обязанности), предъявляемые  к его профессии; профессиональный долг реализуются не принудительной силой государственного контроля, а  на основе внутренней убежденности, веления  совести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость.

Для надлежащего выполнения юристом своего профессионального  долга огромное значение имеют такие  моральные факторы, как совесть, честь, репутация.

Совесть - это внутреннее осознание нравственного долга  и ответственности перед обществом, требующее от личности самоконтроля,   строгого выполнения норм личного и  служебного поведения, самокритичной  оценки собственных поступков. Здесь  долг и ответственность перед  самим собой неразрывно связаны.

Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны  общества. Оно играет такую же роль во взаимоотношениях людей и регулировании  личностью своего поведения, что  и достоинство. Моральная ценность личности в понятии чести связывается  с конкретным положением человека, родом его деятельности и моральными заслугами, которые за ним признаются.

Честь юриста, т.е. профессиональная честь - это движущая сила всех нравственных поступков, которые проявляются  при выполнении профессионального  долга.

Честь следователя, адвоката, судьи, нотариуса и других неотделима от чести коллектива, в котором  они работают. Поэтому они не могут  позволить себе совершить поступок, который бы позорил своих товарищей  по работе. Честь коллектива - это  честь конкретного юриста.

 

15. Категория совести. Совесть как внутренний регулятор нравственных отношений между людьми

Информация о работе Лекции по "Этика"