Лекции по "Этика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:54, курс лекций

Описание работы

1. Предмет и задачи этики

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo -- "человек"), ибо объект ее изучения - человек, его поведение и отношения.
Впервые термин "этика" был употреблен Аристотелем для обозначения философского учения о нравственной деятельности и добродетелях.
Этика - это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой - соотношение Добра и Зла.

Файлы: 1 файл

etika_001.docx

— 68.48 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и задачи этики

 

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo -- "человек"), ибо объект ее изучения - человек, его поведение и отношения.

Впервые термин "этика" был употреблен Аристотелем для  обозначения философского учения о  нравственной деятельности и добродетелях.

Этика - это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной  проблемой - соотношение Добра и  Зла.

Предметом этики выступает  мораль: ее генезис, сущность, специфика; этика раскрывает место и роль морали в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования  человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса.

Этика рассматривает структуру  нравственного сознания общества и  личности, анализирует содержание и  смысл таких категорий, как добро  и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.

Основные задачи этики:

- описывать мораль - ее  историю, сегодняшние нормы, принципы  и идеалы - то, что называется нравственной  культурой общества;

- объяснять мораль - анализировать  сущность, структуру, механизмы функционирования  морали в ее "должном" и  "сущем" вариантах;

- учить морали - давать  людям необходимые знания о  добре и зле, способствуя самосовершенствованию  человека и выработке им собственной  стратегии и тактики "правильной  жизни". Последняя задача - одна  из самых сложных и спорных. 

 

2. Виды этики и их особенности

 

Существует несколько  видов этики.

Теоретическая этика - ее объектом являются вопросы происхождения  и сущности морали, ее места в  системе общественных отношений. Теоретическая  этика обосновывает формы и структуру  нравственного сознания.

Нормативная этика - она решает проблемы: как должен поступать человек  в той или иной ситуации, исходя из норм и принципов морали.

Профессиональная этика - это наука, определяющая этические  нормы, принципы, правила поведения  людей в рамках конкретной социальной деятельности.

Медицинская этика - разновидность  этики, приписывающая врачу оказывать  помощь нуждающемуся независимо от обстоятельств.

Педагогическая этика - учение о формировании личности воспитуемого в рамках взаимоуважения, партнерства, соучастия, содействия.

Воинская этика - ее основы отражены в Уставе гарнизонной и  караульной службы. Это Кодекс офицерской чести. Например, Кодекс самурая включает в себя: а) верность,

б) вежливость, в) мужество, г) правдивость, д) простоту.

В последнее время особое внимание уделяется управленческой этике. Ее назначение - обеспечить этическими знаниями как управляющего, так и управляемого. Этическая грамотность или безграмотность прибавляет или убавляет авторитет руководителя.

 

3. Основные этапы развития  этической мысли

 

Первый этап в развитии этической мысли связан с распадом родоплеменного строя и осмыслением  человеком себя как личности, как  «Я», выделенного из общего целого.

Главными вехами этого  этапа были:

• Формирование «семью греческими мудрецами» первых относительно абстрактных добродетелей.

• Определение труда как высшей нравственной ценности. Это было сделано Гесиодом в поэме «Труды и дни» (6 в. до н.э.). Он считал, что всё справедливо, что нажито праведным трудом, и всё несправедливо, что является плодом чужого труда (присвоенного).

• Гераклит впервые формулирует основное противоречие морали. Нормы рождаются в общественном сознании; носят предельно общий абстрактный характер, но воплощаются они в жизнь только через индивидуальное поведение.

• Пифагор разрабатывает основные элементы и механизмы функционирования замкнутой идеологизированной системы. Это было сделано не в теоретической форме, а в реальной практике при создании школы учеников и разработке основ функционирования этой школы.

Классический этап в развитии античной этики начался с деятельности Демокрита (5 – 4 вв. до н.э.), который первым  начал выражать философские и этические идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является попытка сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В качестве такого критерия он выделил удовольствие – не в обиходном смысле слова, – а удовольствие как философский термин. Под удовольствием Демокрит понимал спокойное состояние души после совершённого поступка. Нужда, по его мнению, заставляет человека трудится, преобразует его из дикого состояния. Демокрит большое внимание уделил процессу воспитания. Воспитание без принуждения невозможно. Принуждение может быть внешним (физическое и моральное) или внутренним.

Следующей фигурой в классическом периоде развития этики является Аристотель. В отличие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял проблемам самовоспитания (а не воспитания). Он отмечал, что в процессе самовоспитания человек практически абсолютно свободен, ибо выбор поступка – это результат его индивидуальных размышлений.

После Демокрита школа «Софистов»  продолжила разработку проблем воспитания и оставила нам в наследство 2 главных положения.

• Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через право).

• Единство нравственного и художественного воспитания.

Поздний этап – период значительного  ослабления античных государств. В  этот период этика из единого древа  распадается на ряд течений: гедонизм, скептицизм, стоицизм и др.

Эпикур впервые сформулировал  положение о разумности, рациональности человеческих потребностей. Все потребности он разделил на три группы: естественные и необходимые (сон, еда, и т.д.); естественные, но не необходимые (вкусно есть, сладко спать, красиво одеваться и т.д.); неестественные и не необходимые (жажда богатства, любовь к славе, стремление к памятникам и почестям при жизни и т.д.)

В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему  ограничения потребностей, тогда  он будет знать, что для полноценного, достойного существования нужно  очень немного, и оно вполне достижимо  собственным трудом. Тогда, если человек  лишится возможности удовлетворять 2 последние группы потребностей, –  это не будет для него трагедией.

 

 

 

4. Современные теории морали: утилитаризм, договорная концепция  справедливости

 

Утилитаризм есть  этическое  учение,  которое  отождествляет  добро  с пользой.    Различают  два вида  утилитаризма:  классический утилитаризм и  утилитаризм  средней  полезности.   Классический  утилитаризм  утверждает общую пользу в качестве главного критерия  добра.   Крупнейшим представителем классического утилитаризма был  английский  учёный Иеремия  Бентам (1748 – 1832).   Утилитаризм  средней  полезности  направляет общество на максимализацию средней пользы,  т.е.  пользы  каждого «среднего человека», или пользы на душу населения.

Если сравнить два вида утилитаризма, то  более  оправданным   выглядит утилитаризм средней полезности уже потому, что человек в исходном  положении выбора будет скорее заботиться не об общей пользе, а о своей личной  пользе.   

Однако утилитаризм любой  разновидности  имеет  свои  недостатки.  Во- первых, добро и польза здесь отождествляются.  Но добром может предстать и то,  что в данный   момент   не   приносит   никакой   пользы,   как   акт самопожертвования.  И то, что полезно, может быть  сопричастно и добру,  и злу.  И главная причина такого неправомерного отождествления добра и пользы состоит   в   «натуралистической   ошибке»,   совершаемой    утилитаристами. Во-вторых, утилитаризм любой приносит в жертву пользы своей или общей другие интересы людей, например их свободу. В-третьих,  утилитаризм решает  вопросы с точки зрения  «среднего» человека, перенося на всё общество его потребности, интересы,  взгляды.   Он не  проявляет должного  участия к каждому человеку,  особенно   слабому, непреуспевающему.

Договорная концепция  морали имеет давнюю историю. Её крупнейшими  представителями были античные софисты (5 – 4 вв. до н.э.), Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632 – 1704). Но её идеи продолжают жить и  в Новейшей истории.

Договорная концепция  морали считает, что в основе нравственности лежит общественный договор. Люди, обладающие разумом и свободой, способны договориться о том, что считать справедливым и несправедливым, что почитать за достоинство и благо. Общественный договор предполагает также государство  и право, которые являются гарантом общественных соглашений и предписаний.

Рассмотрим более конкретно  современную договорную теорию, как  она представлена в теории справедливости как честности Дж. Ролза. Дж. Ролз постулирует исходную ситуацию, где рациональные субъекты выбирают те или иные моральные принципы, в данном случае – принципы справедливости. Человеку надо отрешиться от всего этого, чтобы было исходное равенство всех и чтобы эта информация не довлела на него, именно тогда выбор будет честным. В подобной честной исходной ситуации разумный человек, по мнению Дж. Ролза, должен выбрать следующие два принципа, определяющие справедливость, как наиболее очевидные: 1) равенство основных свобод и 2) неравенство социальное и экономическое, направленное на поддержку наименее преуспевших.

Существенным недостатком  его концепции справедливости, который  признаётся и самим автором, является то, что моральная ценность природы, нравственное отношение к животным не могут быть рационально включены в неё, ибо неразумная природа, очевидно, не может быть субъектом договора. И это общий недостаток для  любого варианта договорной концепции  морали.

Договорная концепция  и логически несовершенна, в том  числе и теория справедливости как  честности Дж. Ролза, ибо по ней те или иные ценности добра принимаются в результате договора, который возникает по необходимости, т.е. тогда, когда есть конфликты, зло. В бесконфликтном, т.е. нравственно совершенном обществе, не должно быть и договора, и моральных ценностей, той же справедливости, что абсурдно. Последнее противоречит нашему интуитивному понятию и совершенного общества и совершенного человека.

 

5. Мораль как предмет  этики, ее особенности

 

Не существует единого  и четкого определения понятия  «мораль». Мораль – это больше, чем  система фактов, которую необходимо обобщить. Мораль – это одновременно и задача, при решении которой  требуется применить теоретические  размышления. Мораль – это тот  стандарт поведения, чувств и мыслей, который общество ставит перед человеком. Мораль – это то, чего невозможно достичь, но к чему нужно стремиться. Поэтому адекватное отношение этики  к морали не ограничивается ее отражением и объяснением.

Мораль может быть представлена в двух различных обличьях:

1) в качестве характеристики  личности, совокупности моральных  качеств, добродетелей, например: правдивость,  честность, доброта;

2) в качестве характеристики  отношений между людьми, совокупности  моральных норм (требований, заповедей,  правил), например: «не лги», «не кради», «не убий».

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Она охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные  системы.

Мораль формируется главным  образом в результате воспитания, в меньшей степени - в результате действия механизма сопереживания  или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный  механизм, плохо поддается сознательному  критическому анализу и коррекции.

Мораль служит предметом  изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.

 

6. Структура морали и  ее основные функции

 

Структура

1. Моральное сознание –  одна из форм общественного  сознания, являющаяся, как и другие  его формы, отражением общественного  бытия людей. Моральное сознание  включает в себя ценности, нормы,  идеалы. Здесь мораль проявляет  себя как стремление к совершенству. Это духовная сторона морали, которая является отражением  жизненно-практического и исторического  опыта людей в форме индивидуальных  и коллективных представлений. 

Моральное сознание функционирует  на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая  реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.

Нравственное самосознание - это осознание человеком себя как личности и своего места в  общественной деятельности людей. Самосознание является важнейшим компонентом  структуры морали. Самосознание в  основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано  присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал-Я" или стремление к совершенству

2. Моральное поведение,  опирающееся на нравственное  сознание личности, реализующее  ее нравственные отношения, является  результатом становления личности  и ее свободного выбора. При  этом если моральное сознание  выступает субъективной формой  этих отношений, то моральное  поведение является формой их  объективации, их материализации. В  этом смысле поведение человека  является показателем его нравственной  культуры.

Нравственная практика включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражают моральную сторону человеческой деятельности, обладают положительной  или отрицательной направленностью  и предполагают моральную ответственность.

Поступок — центральный  момент нравственного поведения, характеризующий  способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих  средств и самостоятельному внутренне  свободному, морально ответственному действию. Кроме поступка в нравственном поведении личности важное место  занимают мотивация и оценка (самооценка). Мотивация (мотив, намерение) играет роль импульса, побудителя к действию: мотив  предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Оценка выражает осуждение или одобрение  поступка человека, его поведения, образа мысли или жизни на основе требований морали. Основанием для оценок выступают  моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному.

Информация о работе Лекции по "Этика"