Лекции по "Этика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:54, курс лекций

Описание работы

1. Предмет и задачи этики

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo -- "человек"), ибо объект ее изучения - человек, его поведение и отношения.
Впервые термин "этика" был употреблен Аристотелем для обозначения философского учения о нравственной деятельности и добродетелях.
Этика - это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой - соотношение Добра и Зла.

Файлы: 1 файл

etika_001.docx

— 68.48 Кб (Скачать файл)

Этические требования, характеризующие  этическую культуру юристов всех специальностей, должны найти практическое применение в их профессиональной деятельности. В условиях построения правового  государства профессия юриста призвана олицетворять собой добро, справедливость, законность и другие общечеловеческие ценности.

 

21. Нравственные основы  законодательства о правосудии  и правоохранительной деятельности

 

Правосудие как вид  государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении  тех, чьи права и интересы оно  затрагивает, базируется на правовых и  нравственных началах. Законность и  нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся  в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие — суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям  нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

Единство законности и  нравственности находит свое воплощение в законодательстве о правосудии, его основных началах, принятых мировым  сообществом, а также в конституционном  национальном законодательстве.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, содержит ряд  принципиальных требований к организации  правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они  воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства  человека характеризуют нормы этого  важнейшего документа ООН.

Ст. 1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все  люди рождаются свободными и равными  в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении  друг друга в духе братства.

В ст. 7 говорится, что все  люди равны перед законом и  имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Ст. 5 запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Ст. 11 провозглашает презумпцию невиновности, принцип гласности  судебного разбирательства с  обеспечением всех возможностей для  защиты.

Ст. 12 гласит, что никто  не может подвергаться произвольному  вмешательству в его личную и  семейную жизнь, произвольным посягательствам  на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или  на его честь и репутацию. Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких  посягательств.

В ст. 29 определяется, что  при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Приведенные, а также и  другие положения Всеобщей декларации прав человека в юридической форме  закрепляют нравственные начала права, служат воплощению и защите нравственных ценностей.

Другой важнейший документ ООН — Международный пакт о  гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года воспроизводит, развивает  и конкретизирует положения Всеобщей декларации прав человека, в том  числе и относящиеся к области  прав в сфере правосудия.

Для уголовного процесса существенное значение имеют положения Пакта  о процессуальных гарантиях личности.

 

22. Этика производства  следственных действий и нравственная  сущность Кодекса этики прокурорского  работника.

 

Следственные действия, в  процессе которых следователь получает и проверяет доказательства, регулируются законом на различном уровне детализации. Сам уголовно-процессуальный закон, о чем говорилось выше, в ряде случаев содержит нормы, обязывающие  соблюдать требования нравственности. Нравственный критерий в уголовно-процессуальных нормах выражается обычно в форме  запретов. Это запрет совершать действия, унижающие честь и достоинство, запрет разглашать сведения об интимных сторонах жизни, запрет домогаться показаний  путем насилия, угроз, и иных подобных мер и т. д. Но и сами положения  закона могут допускать различное  истол¬кование, что наблюдается как в теоретической литературе, так и на практике.

Поэтому важно определить ряд общих требований как пра¬вового, так и нравственного характера, которые относятся ко всем без исключения следственным действиям и соблюдение которых обеспечивает законность и нравственность следствия в целом. Наряду с принципами справедливости и гуманизма, уваже¬ния чести и достоинства граждан в эту совокупность необходи¬мо включать как минимум следующие нравственные требова¬ния: непримиримое отношение к любым нарушениям буквы и духа процессуального закона, регламентирующего следствен¬ные действия; строжайшее соблюдение культуры уголовного процесса; объективность, принципиальность; отсутствие тенден¬циозности, предвзятости, недоверия, подозрительности, обви¬нительного уклона; стремление не причинять вреда отдельным лицам и коллективам при производстве любых следственных действий.

Анализ следственной практики показывает, что в ней име¬ют известное распространение недостатки в части как соблю¬дения закона, так и выполнения этических норм. К ним отно¬сятся: обвинительный уклон, связанный с разработкой лишь одной версии; необеспечение прав участвующих в следствен¬ных действиях лиц; поверхностное ведение следствия; пассив¬ность, приводящая к нераскрытию преступлений; небрежность при производстве следственных действий и их протоколирова¬нии. Встречаются и отдельные случаи фальсификации следст¬венных материалов. Некоторые из этих недостатков можно объ¬яснить низким уровнем профессионализма, малоопытностью следователей, значительная часть которых имеет небольшой следственный стаж. Но наряду с этим нельзя не отметить и недостатки в сфере правового и нравственного сознания: не¬развитое чувство профессионального долга; процессуальный нигилизм; дефекты профессиональной совести; низкий уровень общей и правовой культуры и др. Преодоление такого рода недос¬татков требует устранения многих объективных и субъективных причин. Что же касается деятельности следователя при совер¬шении любого следственного действия, то она может быть ус¬пешной лишь при условии, что, во-первых, обеспечивается стро-жайшее соблюдение процессуального закона; во-вторых, следо¬ватель создает здоровую нравственную атмосферу, уважая дос¬тоинство всех участвующих в деле лиц, действует объективно.

 

23. Кодекс адвокатской  этики. Нравственные аспекты различных  видов адвокатской деятельности

 

В России в течение достаточно длительного времени отсутствовал единый документ, содержащий правила  профессионального поведения адвокатов. Этический кодекс российский адвокатов  был принят только  31 января 2003 года на Первом Всероссийском съезде адвокатов, и является составной частью законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для  каждого адвоката правила поведения  при осуществлении адвокатской  деятельности, а также основания  и порядок привлечения адвоката к ответственности. Это одно из средств  регулирования отношений адвоката и адвокатского сообщества. Никакие другие лица, кроме органов адвокатского сообщества, не вправе требовать у адвоката исполнения норм Кодекса, а также требовать привлечения адвоката к ответственности за несоблюдение норм Кодекса.

 Этические основы деятельности  адвоката определяются его нравственным  сознанием, т.е. взглядами, представлениями  о добре и зле, о достойном  и недостойном. 

Адвокатом может быть тот, у кого безупречная репутация, чуткое сердце и солидная профессиональная подготовка. От него требуются такие  качества, как настойчивость, смелость, выдержка, вера в справедливость, гуманность и уважительное отношение к людям. Отсутствие нравственного идеала делает адвоката ограниченным и черствым, снижает его профессиональную активность.

Обязанности адвоката неразрывно связаны с его ответственностью за нарушение профессионального  долга, существенной гарантией выполнения которого являются такие нравственные факторы, как совесть, честь, репутация  адвоката. Осуществляя свои функции, ему необходимо руководствоваться  нравственным смыслом правового  закона. Адвокату важно использовать все не запрещенные законом средства и способы защиты лиц, обратившихся к нему за юридической помощью. Их применение во многом зависит от понимания  адвокатом своего профессионального  долга, от его совести.

Выделяют три основных принципа, являющихся "краеугольными  камнями" адвокатской профессии, это честность, компетентность и  добропорядочность. Они проявляются  в различных аспектах адвокатской  деятельности: при консультировании клиентов, в суде, иных публичных  выступлениях, во взаимоотношениях с  коллегами, с судебной администрацией, в ситуации конфликта интересов. Рассмотрим их подробнее:

Этические основы деятельности адвоката определяются его нравственным сознанием, т.е. взглядами, представлениями  о добре и зле, о достойном  и недостойном.

Характер адвокатской  деятельности таков, что любые ее виды нельзя рассматривать в отрыве от нравственных принципов и профессионального  долга. Кого бы ни представлял адвокат, профессиональный долг обязывает его  к добросовестности . Иная же деятельность юриста и незаконна, и аморальна.

 

24. Проблема нравственной  взаимосвязи целей, средств и  результатов деятельности. Выбор  средств и проблема «меньшего  зла»

 

1. Ценность средства обусловлена  нравственным характером цели, для  достижения которой это средство  применяется; от характера цели  зависит ценность средств. Но  цель именно определяет средства, а не предопределяет и, тем  более, не оправдывает их.

2. Результат, в котором  воплощается цель, суть предназначения  средства. Выбор не соответствующих  цели средств ведет к нежелаемому результату и тем самым искажает природу цели.

3. Обусловленность нравственной  ценности средства предполагает  такие характеристики ценности  средства, как абсолютность и  объективность. Целесообразность  выбора “любого” средства оказывается  в действительности лишь видимостью. Именно поэтому тезис “цель  определяет средства” взаимодополняется тезисом “средства определяют цель”.

4. Нравственная цель и  средства не только взаимоопределяемы, но и соотносительны. Это значит, что какая-то цель в иной ситуации может выступать в роли средства и, наоборот, то, что было средством, в новой ситуации морального выбора может оказаться целью.

 

5. Отсюда вытекает требование  строгой последовательности в  выборе средств. И если ближайшая  цель может быть достигнута  лишь ценой, уничтожающей нравственный  характер более высокой цели, то такое средство достижения  должно быть отвергнуто как  лишенное целесообразности.

Вывод: нравственно и целесообразно  то средство, которое необходимо и  достаточно для достижения положительно-нравственной цели, которое не противоречит более  высокой цели, не изменяет ее морального характера. В этом выводе слиты два  требования к средствам выбора: эффективность  и нравственная ценность, при этом ориентация на целесообразность средств приобретает нравственное качество.

Проблема “меньшего зла” имеет несколько смыслов.

Во-первых, речь может идти о принципе выбора, который в положительном  смысле формулируется как требование “наибольшего добра” – избирать средства, которые не  просто реализуют  цель, но и представляют собой наибольшую самостоятельную ценность. Отрицательное  выражение этого требования и  звучит как принцип “наименьшего зла”. Во-вторых, под “меньшим злом”  можно понимать результат согласования объективных и субъективных элементов  ситуации выбора ”. В этом случае “меньшее зло” играет роль своеобразного “баланса”, требуемого неблагоприятным стечением  обстоятельств.

 

25. Проблема свободы, необходимости  и ответственности в моральном  выборе юристов при осуществлении  профессиональной этики

 

Свобода и необходимость  имеют не меньшее значение для  этики, чем категории добра и  зла. Они выражают взаимоотношения  между деятельностью людей и  объективными законами действительности.

Несомненно, что свобода  представляет собой одну из центральных  ценностей современного общества. Она  во многом определяет возможности людей  в обществе и помогает выбрать  направление деятельности. Однако при  этом ее теоретическое обоснование  представляется весьма сложным процессом. Главная проблема в данном случае заключается в том, чтобы соединить  свободу и мораль. Сложность проявляется  здесь главным образом в неограниченной свободе действий и конкретных нормах морали. Решение этой проблемы в  истории этической мысли привело  к возникновению двух противоположных  направлений:

1) фатализм. Фатализм исходит  из того, что все поступки человека  предопределены внешними силами, находящимися вне его власти;

2) волюнтаризм. Согласно  волюнтаризму человек абсолютно не зависит ни от каких факторов и свободен в своих решениях и поступках.

Очевидно, что обе эти  концепции чреваты отрицанием человеком  необходимости нравственного действия. Для решения этой проблемы и необходимо понятие необходимости.

Трактовку свободы через  понятие необходимости впервые  дал Спиноза, который утверждал, что свобода есть познанная необходимость. В дальнейшем эта позиция легла  в основу материализма, который исходит  из того, что необходимость –  первопричина, а воля и сознание вторичны. Сегодня это определение является наиболее объективным, так как человеческий опыт и наука показывают, что даже самые иррациональные поступки человека всегда обусловлены его внутренним миром или внешними обстоятельствами.

Свобода всегда связана с  ответственностью, так как тот, кто  действует свободно, всегда полностью  отвечает за содеянное. Ответственность можно определить как категорию этики, отражающую особое социальное и моральное отношение человека к другим людям и всему обществу, которое характеризуется необходимостью выполнения своего нравственного долга. Ответственность – это еще и способность правильно определить, в чем нуждаются другие люди и непосредственно сам человек.

Каждый свободный человек  несет тяжелый груз ответственности, отвечая как перед собой, так  и перед всем обществом в целом.

 

26. Сущность морального  выбора и риска

 

Способом реализации нравственной свободы является моральный выбор  личности. Он может происходить между  различными вариантами поведения, между  различными ценностями, но в конечном итоге он сводится к выбору между  добром и злом. Так как ситуации выбора разнообразны, необходимо их классифицировать:

Информация о работе Лекции по "Этика"