Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:54, курс лекций
1. Предмет и задачи этики
Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo -- "человек"), ибо объект ее изучения - человек, его поведение и отношения.
Впервые термин "этика" был употреблен Аристотелем для обозначения философского учения о нравственной деятельности и добродетелях.
Этика - это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой - соотношение Добра и Зла.
Совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному. Она отличается от другого внутреннего контроля, осуществляемого сознанием, чувства стыда. Стыд и совесть – довольно близкие понятия. Стыд полностью ориентирован на мнение других людей, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом.
Совесть выполняет функцию
внутреннего регулятора, свойственную
морали в целом. Это субъективное
осознание личностью своего долга
и ответственности перед
Совесть – это специфическое состояние стыда. Она формируется в процессе социализации и воспитания через постоянные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое плохо». Это ответственность человека перед самим собой как носителем высших, универсальных ценностей.
Однако необходимо отметить, что муки совести могут достаточно наказать только того, у кого она есть. Для натур менее развитых в нравственном отношении значение имеет не совесть сама по себе в ее чистом виде, а некая смесь вины и страха. Угрызения совести исторически формировались не только на основе сострадания, но и страха перед будущим неотвратимым возмездием. Кары необходимы там, где уже сложились серьезные порочные наклонности.
16. Категория долга. Долг профессиональный и моральный.
Категория долга является одной из ключевых в этике. Она тесно связана с понятиями свободы и ответственности. Долг – это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться более значимой воле, чем собственная.
Можно выделить два вида долга, которые в реальной жизни тесно переплетаются: эмпирический и моральный. Эмпирический долг представлен множеством разновидностей: долг родительский и детский, братский и дружеский, долг перед родиной, профессиональный долг. Моральный долг – это долг бескорыстного неизбирательного благоволения ко всем разумным, а в идеале – ко всем живым существам.
Моральный долг характеризуется как бескорыстное неизбирательное доброжелательство, что делает невозможным однозначное и категоричное осуждение других – тех, кто не соответствует идеалу.
Разные мыслители видят различные проявления долга. Так, одни сводят его к саморазвитию и самосовершенствованию, в то время как другие видят его в достижении счастья. Однако во всех определениях морального долга существует нечто общее, сводимое к тому, чтобы не позволять собою помыкать, не соглашаться на кабальные отношения, никогда не становиться средством в чужих руках.
Наконец, следует помнить, что человек должен не просто исполнять какие-то поставленные обществом требования, а понимать их сущность и предвидеть последствия своих действий.
17. Соотношение морали и права в истории философской мысли.
Своеобразие соотношения
морали и права обусловлено тем,
что научно постигаемая сущность
права и морали имеет субъективный
характер, который в определенной
степени также зависит от воли,
усмотрения и возможного произвола
субъектов официальной власти. Поэтому
закон, то есть то, что в официально-властном,
государственном порядке
Вопрос о соотношении права и морали имеет несколько аспектов. Если речь идет о философии права и морали в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала как минимум двух дисциплин – юридической и философской. Когда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к философии тех или иных конкретных аспектов права и морали, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского подходов к пониманию и трактовке права и морали.
Наряду с такими особенными
философскими дисциплинами, как философия
религии, философия морали, познавательный
интерес и исследовательское
внимание сосредоточены в основном
на философской стороне дела, на
демонстрации познавательных возможностей
и эвристического потенциала определенной
философской концепции в особой
сфере права и морали. Существенное
значение при этом придается содержательной,
конкретно соответствующей
Вопрос соотношения права и морали, его философский профиль здесь обусловлен потребностями самой морально-правовой сферой в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение морали и права в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей.
И в таком качестве данная
статья призвана выполнять ряд существенных
общенаучных функций
18. Взаимодействие морали и права в современном обществе
Взаимодействие права
и морали достаточно сложно. Разумеется,
в современном цивилизованном обществе
право поддерживается общественным
сознанием, следование праву входит
в число его моральных
Вместе с тем в плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали, т. е. системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя и т. д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью. Так, мы говорим об антисоциальной морали криминальных слоев общества, где налицо не просто безнравственное, противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.
Более сложной является коллизия
правовых и моральных норм в обществах,
находящихся в состоянии
Регулятивное взаимодействие
права и морали достаточно отчетливо
отражено в юридических текстах.
Так, в законодательных нормативных
актах нередко использование
оценочных понятий
Таким образом, можно говорить о регулятивном взаимодействии морали и права. В целом же можно считать, что в процессе общественного развития прослеживается тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, связанная прежде всего с характером культуры и степенью цивилизованности каждого конкретного общества.
19. Особенности профессиональной
морали представителей
Профессиональная мораль юриста выступает как особенная по отношению к общему - общечеловеческой морали. Общие принципы и нормы морали, выражая закономерные и устойчивые связи личности и общества, проявляются через профессиональную специфическую мораль, претерпевая при этом определенные изменения в соответствии с особенностями данной деятельности. Вместе с тем нормы общечеловеческой морали не исчерпывают всего содержания профессиональной морали, ибо всякое общее лишь приблизительно охватывает отдельные предметы. Профессиональная мораль включает в свое содержание наряду с общим и специфическое - те нравственные дополнительные требования, которые предъявляются к людям именно данной профессии.
В этом отношении особенность
профессиональной морали юристов является
результатом специфического преломления
общих принципов и норм морали
в их служебной деятельности и
неслужебном поведении и
1. Ни в какой другой
области жизни нормы поведения,
2. Моральные нормы юриста
юридически оформлены,
3. Нормы и принципы
4. Действия профессиональных
юристов при всей их строгости
должны быть справедливыми, не
унижающими человеческое
5. Отношения профессиональных
юристов с гражданами требуют
индивидуального подхода и
6. При применении права
юристами необходимо ко всему
подходить с точки зрения
Из всех этих особенностей складывается во всей полноте профессиональная этика юриста и мораль, его нравственная культура в целом.
20. Основные требования, предъявляемые
к нравственной культуре
Этическая культура юриста - система моральных требований (принципов и норм), сформировавшихся как результат знаний, потребностей, убеждений, проявляющихся в глубоко осознанном моральном поведении юриста при выполнении профессиональных полномочий.
От уровня этической культуры юриста зависит качественное и эффективное выполнение обязанностей; сохранение чести, достоинства, деловой репутации человека, которому оказывается правовая помощь; престиж самого юриста и его коллег, а также юридической профессии в целом.
Уровни моральных требований,
предъявляемые к юристу-
1. отношение юриста к
своей профессиональной
2. отношения с коллегами по работе;
3. отношения с клиентом,
подсудимым, подследственным и другими
людьми, когда, решая юридическое
дело, он выступает как
Деятельность юриста характеризуется ежедневным общением с различными людьми, которые находятся в зависимом от него положении, а потому нуждаются в его бережном отношении. Эти отношения строятся на нравственных началах, выражающихся в моральном сознании и моральном поведении юриста. Только при высоком уровне морального сознания как результата нравственных знаний, убеждений, потребностей, и при действительно высоко моральном поведении можно говорить об этической культуре юриста.
Можно выделить следующую систему конкретных этических требований, предъявляемых к юристам:
1. относиться к человеку,
к его жизни и здоровью, чести
и достоинству, как высшей
2. осознавать свою роль,
как представителя государства,
3. быть требовательным
к себе и коллегам, уметь признавать
допущенные ошибки, оказывать помощь
другим, с целью достижения
4. использовать предоставленные
государством полномочия
5. не терять выдержки
и самообладания, уважать
6. держать в строгой
тайне информацию
7. исполнять долг руководителя
- защищать своих подчиненных
от угроз, насилия, клеветы, - оскорбления,
жертвами которых они