Лекции по "Этика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:54, курс лекций

Описание работы

1. Предмет и задачи этики

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo -- "человек"), ибо объект ее изучения - человек, его поведение и отношения.
Впервые термин "этика" был употреблен Аристотелем для обозначения философского учения о нравственной деятельности и добродетелях.
Этика - это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой - соотношение Добра и Зла.

Файлы: 1 файл

etika_001.docx

— 68.48 Кб (Скачать файл)

 

Совесть – это способность  человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и  переживать свое несоответствие должному. Она отличается от другого внутреннего контроля, осуществляемого сознанием, чувства стыда. Стыд и совесть – довольно близкие понятия. Стыд полностью ориентирован на мнение других людей, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом.

Совесть выполняет функцию  внутреннего регулятора, свойственную морали в целом. Это субъективное осознание личностью своего долга  и ответственности перед обществом, это способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых  поступков. Совесть может проявляться  не только в форме разумного осознания  нравственного значения совершаемых  действий, но и в форме эмоциональных  переживаний, например, в чувстве  угрызений совести.

Совесть – это специфическое  состояние стыда. Она формируется  в процессе социализации и воспитания через постоянные указания ребенку  на то, «что такое хорошо и что  такое плохо». Это ответственность  человека перед самим собой как  носителем высших, универсальных  ценностей.

Однако необходимо отметить, что муки совести могут достаточно наказать только того, у кого она  есть. Для натур менее развитых в нравственном отношении значение имеет не совесть сама по себе в  ее чистом виде, а некая смесь  вины и страха. Угрызения совести  исторически формировались не только на основе сострадания, но и страха перед будущим неотвратимым возмездием. Кары необходимы там, где уже сложились  серьезные порочные наклонности.

 

16. Категория долга. Долг  профессиональный и моральный.

 

Категория долга является одной из ключевых в этике. Она  тесно связана с понятиями  свободы и ответственности. Долг – это необходимость выполнять  свои нравственные обязанности, подчиняться  более значимой воле, чем собственная.

Можно выделить два вида долга, которые в реальной жизни тесно  переплетаются: эмпирический и моральный. Эмпирический долг представлен множеством разновидностей: долг родительский и  детский, братский и дружеский, долг перед родиной, профессиональный долг. Моральный долг – это долг бескорыстного  неизбирательного благоволения ко всем разумным, а в идеале – ко всем живым существам.

Моральный долг характеризуется  как бескорыстное неизбирательное  доброжелательство, что делает невозможным  однозначное и категоричное осуждение  других – тех, кто не соответствует  идеалу.

Разные мыслители видят  различные проявления долга. Так, одни сводят его к саморазвитию и самосовершенствованию, в то время как другие видят  его в достижении счастья. Однако во всех определениях морального долга  существует нечто общее, сводимое к  тому, чтобы не позволять собою  помыкать, не соглашаться на кабальные  отношения, никогда не становиться  средством в чужих руках.

Наконец, следует помнить, что человек должен не просто исполнять  какие-то поставленные обществом требования, а понимать их сущность и предвидеть последствия своих действий.

 

17. Соотношение морали  и права в истории философской  мысли.

 

Своеобразие соотношения  морали и права обусловлено тем, что научно постигаемая сущность права и морали имеет субъективный характер, который в определенной степени также зависит от воли, усмотрения и возможного произвола  субъектов официальной власти. Поэтому  закон, то есть то, что в официально-властном, государственном порядке установлено  и считается принудительно-обязательным, может как соответствовать сущности права и морали, так и противоречить  этой сущности.

Вопрос о соотношении  права и морали имеет несколько  аспектов. Если речь идет о философии  права и морали в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной  наукой, объединяющей те или иные начала как минимум двух дисциплин –  юридической и философской. Когда  же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к философии тех  или иных конкретных аспектов права  и морали, то по существу речь идет о  концептуальном различии юридического и философского подходов к пониманию  и трактовке права и морали.

Наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия  религии, философия морали, познавательный интерес и исследовательское  внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права и морали. Существенное значение при этом придается содержательной, конкретно соответствующей концепции  применительно к особенностям данного  объекта, его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке, в  русле ее методологии, гносеологии  и аксиологии.

Вопрос соотношения права  и морали, его философский профиль  здесь обусловлен потребностями  самой морально-правовой сферой в  философском осмыслении. Отсюда и  преимущественный интерес к таким  проблемам, как смысл, место и  значение морали и права в контексте  философского мировоззрения, в системе  философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о  путях и методах познания, о  системе ценностей.

И в таком качестве данная статья призвана выполнять ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера в плане междисциплинарных  связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук в самой системе философских  наук.

 

18. Взаимодействие морали  и права в современном обществе

 

Взаимодействие права  и морали достаточно сложно. Разумеется, в современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство и т.д.), которые и закреплены как нравственные принципы, и представлены в международных и национальных юридических актах как права человека. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы, по крайней мере в странах европейской культурной традиции.

Вместе с тем в плане  содержания моральные нормы в  обществе далеко не однозначны. Это  связано с существованием так называемой групповой морали, т. е. системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя и т. д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью. Так, мы говорим об антисоциальной морали криминальных слоев общества, где налицо не просто безнравственное, противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Более сложной является коллизия правовых и моральных норм в обществах, находящихся в состоянии повышенной социальной динамики, переживающих реформы  разного рода. В этих случаях неизбежно  частичное разрушение общественной морали и правовой системы общества (зависящее от степени кардинальности идущих реформ), сопряженное со сменой их типа. Однако переход к новой  морали осуществляется, как правило, медленнее, нежели модернизация правовых институтов и юридических структур. Примером подобной коллизии может служить  современная ситуация с частной  собственностью в России. Законодательное  закрепление, формирование института  частной собственности и все, что связано с существованием частного права, фактически не принимается  определенными слоями российского  общества, воспитанными на ценностях  коллективистской морали и продолжающие руководствоваться ее приоритетами.

Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо  отражено в юридических текстах. Так, в законодательных нормативных  актах нередко использование  оценочных понятий нравственного  характера (недостойное поведение, цинизм, честь и т. п.). Это свидетельствует  о том, что, с одной стороны, моральные  нормы могут выполнять функции  оснований юридической оценки, а  с другой — нарушение моральных  принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий (санкций).

Таким образом, можно говорить о регулятивном взаимодействии морали и права. В целом же можно считать, что в процессе общественного  развития прослеживается тенденция  гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, связанная прежде всего с характером культуры и степенью цивилизованности каждого конкретного общества.

 

19. Особенности профессиональной  морали представителей юридических  профессий

 

Профессиональная мораль юриста выступает как особенная  по отношению к общему - общечеловеческой морали. Общие принципы и нормы  морали, выражая закономерные и устойчивые связи личности и общества, проявляются  через профессиональную специфическую  мораль, претерпевая при этом определенные изменения в соответствии с особенностями  данной деятельности. Вместе с тем  нормы общечеловеческой морали не исчерпывают  всего содержания профессиональной морали, ибо всякое общее лишь приблизительно охватывает отдельные предметы. Профессиональная мораль включает в свое содержание наряду с общим и специфическое - те нравственные дополнительные требования, которые предъявляются к людям  именно данной профессии.

В этом отношении особенность  профессиональной морали юристов является результатом специфического преломления  общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и  неслужебном поведении и выражается в следующих чертах.

1. Ни в какой другой  области жизни нормы поведения,  морали не являются в максимальной  степени обязательными и определенными. 

2. Моральные нормы юриста  юридически оформлены, подкреплены  законом, установлены государством.

3. Нормы и принципы профессиональной  этики юриста носят повелительный  характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения.

4. Действия профессиональных  юристов при всей их строгости  должны быть справедливыми, не  унижающими человеческое достоинство,  и вместе с тем непримиримы  к нарушителям законности и  антигуманности.

5. Отношения профессиональных  юристов с гражданами требуют  индивидуального подхода и внутренней  культуры и такта. 

6. При применении права  юристами необходимо ко всему  подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных  симпатий и антипатий. 

Из всех этих особенностей складывается во всей полноте профессиональная этика юриста и мораль, его нравственная культура в целом.

 

20. Основные требования, предъявляемые  к нравственной культуре юристов

 

Этическая культура юриста - система моральных требований (принципов  и норм), сформировавшихся как результат  знаний, потребностей, убеждений, проявляющихся  в глубоко осознанном моральном  поведении юриста при выполнении профессиональных полномочий.

От уровня этической культуры юриста зависит качественное и эффективное  выполнение обязанностей; сохранение чести, достоинства, деловой репутации  человека, которому оказывается правовая помощь; престиж самого юриста и  его коллег, а также юридической  профессии в целом.

Уровни моральных требований, предъявляемые к юристу-профессионалу:

1. отношение юриста к  своей профессиональной деятельности  и ее результатам,

2. отношения с коллегами  по работе;

3. отношения с клиентом, подсудимым, подследственным и другими  людьми, когда, решая юридическое  дело, он выступает как представитель  власти.

Деятельность юриста характеризуется  ежедневным общением с различными людьми, которые находятся в зависимом  от него положении, а потому нуждаются  в его бережном отношении. Эти  отношения строятся на нравственных началах, выражающихся в моральном  сознании и моральном поведении  юриста. Только при высоком уровне морального сознания как результата нравственных знаний, убеждений, потребностей, и при действительно высоко моральном  поведении можно говорить об этической  культуре юриста.

Можно выделить следующую  систему конкретных этических требований, предъявляемых к юристам:

1. относиться к человеку, к его жизни и здоровью, чести  и достоинству, как высшей социальной  ценности демократического правового  государства;

2. осознавать свою роль, как представителя государства,  в деле создания условий для  реального осуществления основных  прав, свобод, законных интересов  человека и гражданина, а также  их юридической охраны и защиты;

3. быть требовательным  к себе и коллегам, уметь признавать  допущенные ошибки, оказывать помощь  другим, с целью достижения положительных  результатов при рассмотрении  юридического дела;

4. использовать предоставленные  государством полномочия разумно,  строго в рамках закона, с учетом  общечеловеческих ценностей. Так,  нормы морали обязывают следователя  в ходе обыска бережно относиться  к имуществу обыскиваемых. Использование специалистом научно-технических средств может предотвратить в ряде случаев повреждение имущества;

5. не терять выдержки  и самообладания, уважать права  лиц, совершивших преступление;

6. держать в строгой  тайне информацию конфиденциального  характера, если раскрытие этих  данных не потребуется для  установления истины по делу;

7. исполнять долг руководителя - защищать своих подчиненных  от угроз, насилия, клеветы, - оскорбления,  жертвами которых они становятся  при исполнении служебных обязанностей, а также заботиться о здоровой  морально-психологической атмосфере  в рабочей группе (коллективе).

Информация о работе Лекции по "Этика"