Лекции по "Этика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:54, курс лекций

Описание работы

1. Предмет и задачи этики

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo -- "человек"), ибо объект ее изучения - человек, его поведение и отношения.
Впервые термин "этика" был употреблен Аристотелем для обозначения философского учения о нравственной деятельности и добродетелях.
Этика - это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой - соотношение Добра и Зла.

Файлы: 1 файл

etika_001.docx

— 68.48 Кб (Скачать файл)

1) выбор между нравственным  и безнравственным поведением, который  в основном зависит от прочности  нравственных принципов. Если  человек их уважает, то предел  их прочности перед выбором  зла бывает удивительно высоким;

2) выбор между разными  видами нравственного поведения;

3) выбор между долгом  и склонностями. Он традиционно  толковался этикой в пользу  долга, ибо склонности обычно  ведут жизнь человека «под  уклон».;

4) выбор между своими  и чужими интересами;

5) выбор между личными  убеждениями и общественным мнением.  Данный выбор более проблематичен.  Совесть конкретного индивида  может быть не до конца развитой, поэтому корректирующую силу  общественного мнения не следует  сбрасывать со счетов при определении  того, насколько нравственным оказался  тот или иной выбор;

6) выбор между различными  видами обязанностей личности. Так,  могут сталкиваться долг благодарности  по отношению к человеку, сделавшему  нам добро, и долг принципиальности, согласно которому необходимо  осудить поведение этого человека, если оно отклонилось от нравственных  критериев. 

Острая ситуация морального выбора называется моральным конфликтом. Он возникает в душе личности, когда  при реализации одной нравственной ценности разрушается другая, не менее  для нее дорогая. При разрешении морального конфликта человек обычно следует принципу наименьшего зла.

Моральный риск — риск, возникающий  в результате изменения поведения  стороны по контракту. Проявляется  в том, что одна из сторон по контракту  меняет своё отношение к предмету контракта (осуществляет действия или  бездействие), в результате чего увеличиваются  риски для другой стороны.

Например, в страховании, организация/гражданин, заключившие  договор страхования от огня, начинают меньше уделять внимания противопожарной  безопасности, или, владелец автомобиля, заключивший договор страхования  автомобиля, после вступления в силу данного договора начинает меньше заботиться об автомобиле.

Условиями возникновения  морального риска являются:

• наличие базы для совместной деятельности (сотрудничество/обмен);

• несовпадение, расхождение интересов;

• отсутствие возможности достоверного контроля за соблюдением условий контракта;

• неполная ответственность за совершаемые действия/бездействие.

27. Нравственные конфликты  в деятельности юриста: виды и  способы их разрешения

 

Исходным положением для  анализа конфликтов в деятельности сотрудников ОВД является такое  понимание конфликтов, при котором  конфликт не есть нечто исключительное, не синоним конфронтации, а способ преодоления противоречий и ограничений, способ взаимодействия сложных систем, а вследствие этого явление неизбежное и нормальное.

Однако наличие только противоречий для развития конфликта  недостаточно. Конфликт - это конфликтная  ситуация плюс инцидент. Но конфликтная  ситуация может существовать задолго  до инцидента, может быть заложена в  структуре организации или ситуации.

В зависимости от субъекта взаимодействия в конфликте может  выступать отдельное лицо (внутриличностный конфликт), два или несколько лиц (межличностный конфликт), группы лиц (межгрупповые конфликты), организации, классы, государства, нации и иные этнические общности, религиозные конфессии (соответственно межорганизационные кофликты: классовые, государственные, этнические, религиозные).

 Неконструктивный межличностный  конфликт возникает тогда, когда  один из оппонентов прибегает  к нравственно осуждаемым методам  борьбы, стремится психологически  подавить партнера, дискредитируя  и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное  сопротивление другой стороны,  диалог сопровождается взаимными  оскорблениями, решение проблемы  становится невозможным, разрушаются  межличностные отношения. Конструктивный  межличностный конфликт может  быть лишь тогда, когда оппоненты  не выходят за рамки деловых  аргументов и отношений. 

 Методы погашения конфликтов  делятся на прямые, косвенные  и устранения причины. 

В числе прямых методов  можно выделить следующие:

1. Поочередное приглашение  враждующих сторон, изложение им  сути и причин конфликта. 

2. Предложение высказать  претензии друг к другу при  группе или на собрании.

3. Если конфликт не утихает,  то применяются санкции.

4. Если конфликт и после  этого продолжается, то «развод»  конфликтующих.

 Косвенные методы погашения  конфликта основываются на ряде  принципов.

1. принцип «выхода чувств».  Если человеку дать возможность  беспрепятственно выразить свои  отрицательные эмоции, то постепенно  сами собой они сменяются положительными.

2. принцип «эмоционального  возмещения». Человек, обращающийся  с претензиями, должен рассматриваться  как страдающее лицо. Сочувствуя, мы возмещаем его душевное  состояние и апеллируем к лучшим  качествам человека: уму, обаянию,  выражаем недоумение по поводу  «непривычного» образа действий.

3. принцип «авторитетного  третьего». Доведение до одного  из конфликтующих положительного  суждения о нем его оппонента  через третьего незаинтересованного,  пользующегося авторитетом лица.

4. принцип «обнажения агрессии».  Намеренное обострение конфликта  высказываниями, ситуацией, на людях  в замаскированной форме: диспут, состязание, игра.

5. принцип «принудительного  слушания оппонента». Высказывание  претензий в присутствии друг  другу. Здесь заостряется внимание  на том, чтобы слушать оппонента. 

6. принцип «обмена позиций». Предложение встать на место  оппонента и от его имени  высказать претензии к себе.

7. принцип «расширения  духовного горизонта» конфликтующих  заключается в показе ситуации, ее невыгодности, демонстрации перспектив.

 

28. Причины возникновения  профессионально-нравственной деформации  юристов

 

Профессиональная деформация - изменение профессиональных возможностей и личных качеств юриста в отрицательную  сторону под влиянием условий  и опыта профессиональной деятельности при наличии искаженного опыта  или искаженного осмысления профессионального  опыта.

Профессиональная деформация начинается с того, что юрист утрачивает истинное представление о нравственном смысле своей профессии. Притупляется чувство профессионального долга, работа представляется все более  бессмысленной, повышается восприимчивость  к отрицательным влияниям.

К причинам деформации можно  отнести:

- негативный пример руководства; 

- перегруженность работой; 

- низкая нравственная  воспитанность коллектива;

- низкая правовая культура  коллектива, «правовой нигилизм»,  низкий уровень 

- низкий социальный престиж  правоохранительных органов; 

- воспитательной работы;

- негативное воздействие  семьи (там, где это есть);

- изолированность, ограниченность  общения с культурной средой, определенная «кастовость» органов.

Проявления профессиональной деформации личности юриста обусловлены  воздействием комплекса детерминант (личностных, деятельностных, социально-психологических) и, в частности, содержащихся в них морально-психологических факторов, усугубляющих данный процесс и оказывающих значимое негативное влияние на успешность решения профессиональных задач.

 

29. Признаки и структура  профессионально-нравственной деформации  юристов

 

В современной России юристу  необходима не только высокая профессиональная подготовленность, но и устойчивые профессиональные морально-психологические  качества, готовность противостоять  влиянию факторов профессиональной деформации. Однако, проблема профессиональной деформации не может рассматриваться изолированно от более широкой проблемы - влияния деятельности на личность.

Когда в коллективе начинается снижение уровня нравственной культуры, то в нем создаются благоприятные  условия для его последующей  профессионально - нравственной деформации, которые характеризуются следующими негативными факторами - показателями морально-психологического климата  в служебного коллективе:

- скрытая критика условий  труда; 

- неточное выполнение  приказаний;

- групповые сборища во  время работы;

- опоздания и длительное  отсутствие во время работы;

- уход с работы ранее  положенного времени; 

- распространение слухов;

- небрежное обращение  с оборудованием и техникой.

Появление факторов - показателей  негативного морального психологического климата должно вызывать серьезную  тревогу, прежде всего, конечно, у руководителя служебного коллектива и у наиболее нравственно зрелых его членов. В  том случае, когда на них не обращают должного внимания и не принимают  соответствующих мер к их ликвидации, начинается профессионально-нравственная деформация сначала отдельных членов служебного коллектива, а затем и  всего служебного коллектива. Эта  деформация характеризуется следующими показателями:

- формально-бюрократические  методы руководства (высокомерие,  грубость, чванство, бездушное отношение к подчиненным);

- злоупотребление властью  (грубость по отношению к гражданам,  унижение их человеческого достоинства,  неоказание им помощи, неоправданное  применение физической силы, боевых  приемов, специальных средств  и оружия);

- терпимость к нарушениям  служебной дисциплины и к фактам  невыполнения служебного долга; 

- формализм и упрощенчество  при оформлении документации;

- нарушения процессуального  кодекса; 

- психологически конфликтная  атмосфера в коллективе (ситуации  конфликта как постоянная норма  служебных отношений);

- приоритетная ориентация  в коллективе на моральные антиценности;

- неразборчивость в средствах; 

- формирование атмосферы  круговой поруки;

- грубые нарушения Правил  дорожного движения, не вызванные  служебной необходимостью, как норма  поведения за рулем; 

- бытовое разложение, пьянство.

- грубые нарушения законности  при одобрительном отношении  к этому многих членов служебного  коллектива;

- разглашение служебной  тайны; 

- сращивание с преступным  миром; 

- групповые преступления (кражи, грабежи, разбои и пр.).

 

30. Правила поведения юристов  во внеслужебной деятельности

 

Профессиональное поведение  юриста может выражаться в виде действий: во-первых, совершаемых при исполнении служебных обязанностей или в  непосредственной связи с ними (служебное  поведение); во-вторых, связанных с  его должностным положением либо обладанием профессиональной информацией, профессиональными навыками и пр. (внеслужебное поведение).

Примерами различных позитивных, нейтральных и негативных видов  и проявлений профессионального (служебного и внеслужебного) поведения юриста могут быть, в частности: ведение  политической агитации; лоббирование законопроектов; совершение в своих  целях юридически значимых действий; выступления в средствах массовой информации и перед гражданами; соблюдение некоторых общих и специальных  норм нравственности; совершение гражданско-правовых сделок с использованием должностного влияния (приобретение акций, покупка  квартиры) и др. Все эти виды поведения  могут проявляться в служебной  сфере, а также в сфере политики, экономической деятельности, в быту.

Используются два способа  правовой регламентации профессионального  поведения, тесно связанные между  собой: запреты совершать определенные действия либо наносить ущерб авторитету профессии; предписания вести себя должным образом в соответствующих  ситуациях.

Формально трудно говорить о  наличии правового регулирования  поведения всех групп юристов  как единого целого. Разумеется, все юристы своим профессиональным поведением не могут нарушать Конституцию  РФ, совершать правонарушения. Многие положения, регулирующие профессиональное поведение должностных лиц в  сфере борьбы с преступностью, сформулированы в документах ООН и международных  соглашениях.

В то же время существуют общие предписания, определяющие поведение  юристов, находящихся на государственной  службе. Они, не распространяясь на юристов - лиц свободной профессии, все же в какой-то мере могут быть впоследствии включены и в законы, определяющие положение “свободных”  юристов. В каждом случае, разумеется, необходим особый подход.

Применительно к профессиональному  поведению следует указать на ряд ограничений, воспринятых отраслевым законодательством: запрещение заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме  педагогической, научной и иной творческой); быть депутатом органов представительного  и местного самоуправления; заниматься лично или через доверенных лиц  предпринимательской деятельностью  и многие другие.

Это предписание повторяется  и конкретизируется в Кодексе  чести, который устанавливает, как  говорится в преамбуле, правила  поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности судьи  Российской Федерации. Статья 1 гласит, что судья обязан руководствоваться  наряду с Конституцией и другими  законодательными актами, действующими на территории РФ, общепринятыми нормами  нравственности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности  и независимости суда (п.1). Далее  устанавливается, что судья не вправе причинять ущерб престижу своей  профессии в угоду личным интересам  или интересам других лиц, в любой  ситуации должен сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести.


Информация о работе Лекции по "Этика"