Мораль как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Мораль как способ освоения мира многофункциональна. Она многолика и исторически изменчива, так как на каждом этапе социально-исторического развития человечества ей приходится решать различные по содержанию задачи.
Мораль обладает целостностью, устойчивостью, последовательностью в развитии, т. е. всеми признаками, которые позволяют говорить о ней как об особом качественно своеобразном и едином явлении общественной жизни.

Содержание работы

Введение
1. Проблема происхождения морали.
2. Функции морали в обществе.
3. Моральная норма и ее специфика
4. Мораль и нравы, удвоение морали.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Профессиональная этика.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Тема 2 Мораль как общественное явление

 

 

 

План:

Введение

1. Проблема происхождения  морали.

2. Функции морали в обществе.

3. Моральная норма и ее специфика

4. Мораль и нравы, удвоение морали.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое можно перевести как  «нрав», «обычай», «характер»

Этика, как наука  о морали даёт описание морали, объясняет  мораль и учит морали. Морали присущи следующие уникальные свойства:

– безличность нравственного закона;

– всеобщий характер и универсальность нравственного требования;

– не заинтересованность морального мотива, не прагматичность моральной цели;

– нравственное равенство и нравственное единство человеческого рода;

– свободная причинность.

Содержание  морали как общественного явления  представляется в виде системы, состоящей  из четырех компонентов:

1) нравственные  отношения; 

2) нравственные  мотивы действия;

3) нравственные  чувства; 

4) моральное  сознание.

Мораль представляет собой многоплановую область жизнедеятельности человека, в которой взаимосвязаны различные социально-исторические, общекультурные, психологические и другие аспекты.

В общественных отношениях действует ряд механизмов саморегуляции. Это экономические  механизмы, социальные институты, государство, право, мораль. Ориентирами человеческого поведения выступают моральные ценности. Развитие нравственности связано с социальным движением.

Вместе с  тем мораль характеризуется следующими особыми зависимостями от социально-экономического основания:

1. Мораль –  особый способ ориентации в  мире ценностей, следовательно,  она прямо зависит от системы  ценностей, выдвигаемой обществом,  от ее изменения.

2. Мораль отражает  интересы социальных общностей,  поэтому она зависит от направленности  интересов, от их столкновения и развития.

3. Мораль содержит  определенные нормы, образцы,  приспособленные к конкретным  жизненным ситуациям, значит, изменение  этих ситуаций как объективное  условие морального выбора воздействует  на мораль.

4. Мораль регулирует  поведение людей, следовательно, она зависит от состояния способов социальной регуляции (правовых, государственно-административных и др).

5. Мораль передает  накопленный нравственный опыт. Она зависит от условий социального  общения, от способов функционирования общественного мнения, средств коммуникации.

6. Мораль создает  особую атмосферу в обществе  и выражает нравственное состояние  личности. Отсюда ее зависимость  от изменений состояния общественной  психологии.

7. Мораль действует  на миросозерцание личности, ее мировоззрение. Она связана с другими сферами воздействия: наукой, искусством, философией, религией и др.

Мораль как  способ освоения мира многофункциональна. Она многолика и исторически  изменчива, так как на каждом этапе  социально-исторического развития человечества ей приходится решать различные по содержанию задачи.

Мораль обладает целостностью, устойчивостью, последовательностью  в развитии, т. е. всеми признаками, которые позволяют говорить о  ней как об особом качественно  своеобразном и едином явлении общественной жизни.

 

 

 

1. Проблема  происхождения морали.

Мораль прошла довольно длительный, сложный путь развития от самых примитивных норм и представлений до высших устремлений  современных проповедников святости, непорочности.

При решении  проблемы происхождения морали исследователи сталкиваются с большими трудностями. И это не случайно, ибо в данном случае неизбежен выход на проблему сущности, вернее Тайны, самого человека.

В вопросе о  происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества. В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором – к природе и в третьем – к обществу. Это не значит, что содержательно добро и зло непременно понимаются различно. Конечно, при усмотрении источника морали в общественной жизни добро и зло могут ставится в зависимость от интересов каких-то социальных групп. Но это значит, что добро и зло идеологизируются, мораль используется для оправдания частного общественного интереса. Чаще же, точнее в подавляющем большинстве моральных учений под добром понимается то, что содействует благу людей, причем всех людей и каждого человека.

Христианские  богословы традиционно говорят  о божественной природе морали. Индивид  ее получает как в виде «естественного нравственного закона» (внутренний закон), так и в виде богооткровенного (внешнего) закона. Нравственный закон нельзя считать следствием опыта, воспитания, привычки, ибо он не считается с тем, что происходит в земной жизни, а указывает лишь то, что должно происходить. Также и природа человека не является источником морали, ибо человеческие естественные влечения нередко противоречат влечениям нравственности, и благовоспитанные люди вынуждены их подавлять.

Религиозная трактовка  происхождения морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны. В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях: сам Бог предписал уважать старших, не воровать, не убивать и т.д.

С религиозными взглядами на природу, происхождение  морали во многом пересекаются воззрения  представителей объективного идеализма (Платона, Гегеля). Гегель рассматривал мораль наряду с правом, религией, философией в качестве одного из этапов развития объективного духа. Таким образом, представители данного философского направления, как и богословы, истоки морали выносят за пределы общества и явно недооценивают роль отдельной человеческой личности в становлении морального сознания.

Следующее направление  поиска истоков морали мы условно  назовем натуралистическим, ибо  оно так или иначе выводит  мораль из природы человека и из предшествующей эволюции животного мира.

Натуралистические подходы к морали имеют в своем  распоряжении целый ряд серьезных  аргументов. Однако все-таки следует  признать, что в данном случае мы встречаемся с явным проявлением редукционизма (возвращение обратно), с низведением высшего к низшему.

Мораль представляет собой не набор простейших форм поведения, а включает в себя устремленность на высшие ценности, свободу, творчество.

Широкое распространение  получили и различные направления, которые так или иначе подчеркивают социальную природу морали. Социологический подход к морали был уже известен мыслителям античности (софисты, Аристотель, др.). Особенно активно его отстаивали маркситсы. К этому же направлению необходимо отнести Э. Дюркгейма, М. Вебера и их последователей. Среди них нетрудно найти материалистов, идеалистов, и тех, кто объявляет мораль результатом соглашения, тех, кто говорил о приоритете религиозных и моральных ценностей. Но все они отмечали социальную природу морали. Указанные мыслители старались опираться на конкретные исторические данные – определенные исторические события, факты, обычаи, традиции, нравы. Они же пытались выявить и общественные интересы, осмыслить общество как целое и подчеркивали теснейшую взаимосвязь личности и общества при приоритете, как правило, последнего. Наконец, они подчеркивали человеческий характер моральных ценностей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции морали в  обществе.

Каковы основные функции морали? Большинство этиков (Е.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий и др.) главной функцией называют регулятивную. Она взаимосвязана с такими функциями, как воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, мотивационная, коммуникативная и др.

Л.М. Архангельский  выделяет основные три функции: регулятивную, воспитательную и познавательную.

Последовательность  работы психических механизмов, которая  присуща нравственному сознанию, можно выразить формулой: «Повелевая, мораль оценивает, оценивая – познает». Доминанта функций морали может меняться. Так, познавательная функция нравственности может быть подчинена функции регуляции поведения.

Познавательная  функция не просто дает знания, но еще  и ориентирует в мире ценностей. Она же содержит и прогностический  момент, то есть позволяет моделирование нравственных идеалов. Чистота, возвышенность мотивов – непременное условие и элемент нравственного поведения личности.

Мораль несет  в себе функции нормативного целеполагания  в повседневной поведенческой практике. И конечно же, мораль выступает  особой формой общения людей, которое несет в себе ценностное отношение к социуму, к себе, к другой личности. В общении, разумеется, присутствует переживание, сопереживание, взаимопонимание, интуиция, оценки, воображение и др., т. е. пласт духовного мира человека.

Таким образом, мораль обеспечивает регуляцию поведения, моральное долженствование, оценку, ценностную ориентацию, мотивацию, гуманность в общении.

Будучи одной  из форм общественного сознания, нравственность выступает и как аспект деятельности человека, в которой объективируются моральные цели, ориентации, нормы, поступки, действия.

В этической  литературе в нравственности различают: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание. Нравственная деятельность и нравственные отношения составляют объективированную сторону морали о поведении людей. Субъективную же сторону представляет моральное сознание.

В нравственной деятельности проявляется диалектическое единство объективного и субъективного, т. е. происходит реализация субъектно-объектных отношений. Нравственные отношения – это особые, объективные и субъективные отношения, потому что отражают интересы, побуждения, представления как самой личности, так и окружающих ее людей. Нравственные отношения характеризуются системой моральных ценностей. Другой характерной особенностью их выступает нравственная позиция личности или социальной группы в моральном выборе.

Нравственная позиция  личности, с одной стороны, есть объективный  фактор, в котором сочетаются интересы общественные и индивидуальные, с другой – субъективный фактор моральной регуляции, выражающий моральную ориентацию, нравственную активность и ответственность за выбор моральной позиции.

Система же нравственных отношений, существующая в обществе, обусловливает  характер нравственного сознания. Обратимся к своеобразию функционирования нравственного сознания.

Нравственное сознание –  это осознание личностью норм нравственности, взаимоотношений в  обществе, идей, представлений, идеалов, функционирующих в обществе. Это  совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств, потребностей.

Целостность нравственного  сознания обеспечивается нравственными  принципами и нормами, а также  за счет функциональных механизмов, важнейшим  из которых является ценностная ориентация. Под ценностной ориентацией подразумевают способность нравственного сознания в самых различных жизненных ситуациях направлять действия личности.

Ценностная ориентация обеспечивает единство сознания и поведения, целенаправленность в моральном выборе, регулирует действия личности. Она проявляется как в отдельных поступках, мотивах личности, так и во всей линии поведения.

Ценностные ориентации личности обеспечивают моральную надежность, которая, в свою очередь, зависит  от моральной мотивации, оценки и  самооценки. Моральная мотивация – это система взаимосвязанных мировоззренческих мотивов, означающих предпочтение или выбор тех или иных ценностей, целей в моральном выборе, определенной линии поведения. Моральная оценка определяет ценностное значение действия, поступка, поведения личности, их соответствия общественным нормам морали.

Самооценка – это определение  личностью ценности своего поведения, поступков, мотивов. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, очевидным  является следующий факт. Мораль выступает  как сложное общественное явление, являясь одновременно формой общественного сознания и видом социальных отношений, выполняет основную функцию регулирования поведения людей и отношений между социальными группами посредством норм, принципов, которые поддерживаются воспитанием, общественным мнением.

Итак, мораль регулирует поведение  людей во всех сферах общественной жизни. Обратимся к регулятивной функции морали в нравственных отношениях в труде. В трудовой сфере нравственные отношения определяют содержание морали труда.

Существуют как общие требования морали труда в обществе, так и требования для той или иной профессии. Эти специфические нравственные требования, нормы связаны с пониманием профессиональной чести, с чувством гордости за свой труд.

Информация о работе Мораль как общественное явление