Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:44, контрольная работа
«Словарь по этике» определяет понятие этикет так: «Этикет (французское «etiquette» - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)».
Само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками в то время называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить.
ЧАСТЬ I: История возникновения речевого этикета и его определение….
ЧАСТЬ II: Правила и нормы речевого этикета, основные группы………..
1.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение,
приветствие……………………………………………………………………
1.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы
вежливости и взаимопонимания……………………………………… ……
1.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание,
резюмирование и комплименты………………………………………. ……
1.4 Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении посредством телефона………………………………………………….……….
1.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах.……….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Кафедра гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Культура речи»
по теме: «Нормы русского речевого этикета»
Вариант № 37
Выполнила: Иваненко Е.И.,
студентка 1 курса 1 группа
заочной формы обучения
факультета таможенного дела
Проверил: __________________________
(инициалы, фамилия преподавателя)
______________________________
(уч.степень, уч.звание)
Оценка ____________________________
Подпись_______________________
«____» ______________________ 20_____ г.
Ростов-на-Дону
2012
Содержание
ЧАСТЬ I: История возникновения речевого этикета и его определение….
ЧАСТЬ II: Правила и нормы речевого этикета, основные группы………..
1.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение,
приветствие…………………………………………………
1.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы
вежливости и взаимопонимания……
1.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание,
резюмирование и комплименты………………………………………. ……
1.4 Особенности речевого
этикета при дистанционном общении, общении
посредством телефона………………………………………………….……
1.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах.……….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ЧАСТЬ I: История возникновения речевого этикета.
«Словарь по этике» определяет понятие этикет так: «Этикет (французское «etiquette» - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)».
Само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками в то время называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить.
Этикетки при дворе французского короля были одним из первых документов, институционализировавших речевой этикет, как систему норм и правил межличностного общения. Э.В. Арова в книге «Будьте добры» рассказывает, что древнейшие сведения об этикете содержатся уже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри», которым около пяти тысяч лет.
ЧАСТЬ II: Правила и нормы речевого этикета, основные группы.
Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие.
Приветствие: Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это сделать необходимо. Этикет предписывает следующие формулы:
1) Разрешите с Вами познакомиться.
2)Я хотел
бы с Вами познакомиться.
3)Давайте познакомимся.
При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы:
1)Позвольте (разрешите) представиться.
2)Моя фамилия Колесникова.
3)Анастасия Игоревна.
Официальные и
неофициальные встречи
Помимо общеупотребимых приветствий существуют приветствия, которые подчёркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения:
1)Очень рад Вас видеть!
2)Добро пожаловать!
3)Моё почтение!
Показателен пример, который дает возможность пронаблюдать вхождение, проникновение в чужую среду с помощью исполнения принятых в той среде этикетных правил речи и принятых форм приветствия:
«Я подождал в стороне - пока он освободится, пока отъезжающие скроются в вагоне, а провожающие рассредоточатся вдоль состава по окнам купе. И тут он вышел из тамбура, запыхавшись, суя чаевые в карман. Этакий рыжеватый детина, этакий хитрый кот с бегающими глазами. Я чуть было не допустил оплошность - едва не обратился к нему на «вы», да еще чуть не извинился за беспокойство.
- Привет,
Утюг, как дела? - сказал я ему
насколько возможно
- Дела, как в Польше: у кого
телега, тот и пан, - бойко ответил
он, точно мы с ним сто
лет были знакомы» (роман Чингиза Айтматова «Пла́ха»).
В данном случае, если бы герой употребил привычное для себя (свойственное собственным социальным признакам) «вы» к малознакомому, то остался бы чужаком.
Деревенским жителям свойственно здороваться даже с незнакомыми, посылая им знак доброжелательства. В подтверждение этих слов можно привести выдержку из повести В.Ф.Тендрякова «Апостольская командировка»:
«- Здравствуйте, - баба с ведрами, живет через три дома от тетки Дуси, зовут ее Настей, по утрам вот так на улице встречаемся. - Здравствуйте... Это не значит, что мы знакомы. Мы просто знаем друг друга в лицо. Но если б даже она меня и ни разу не видела, все равно бы поздоровалась. Вежливое «здравствуйте»- для чужаков». И несколько страниц спустя: «Баба с ведрами, встретившаяся на пути, говорит мне «здравствуйте» не потому, что признает меня своим. Со своим бы она перекинулась не одним словом, для своего у нее бы нашелся вопрос; «Куды, гулена, лыжи востришь?». Или шуточка: «Форсист ты, парень, штанцы, гляжу, больно нарядны». Или же какая-нибудь нехитрая просьба: «Скажи Дуське, пусть пилу принесет». В Красноглинке все соседи, все близкие, жизнь столь тесно переплетена, что при встрече всегда найдется сказать что-то такое, которое не укладывается в одно слово. Даже молчание означает намного больше дежурного «здравствуйте»; встретил да промолчал - неспроста, значит, сердит, знать не хочет, обиду показывает. А «здравствуйте» это - замечаем тебя, человек, но нет при виде тебя ни радости, ни горя, иди себе мимо. «Здравствуйте» здесь приветствие для чужих». Но даже и это: «замечаем тебя, человек» - уже знак доброжелательности».
Хотя В. Солоухин не согласен с тем, что в этом «здравствуйте» незнакомому - «ни радости, ни горя». Вот отрывок из его стихотворения, которое так и называется «Здравствуйте»:
- Здравствуйте! - Поклонившись, мы друг другу сказали.
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! - Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Этот пример показывает, что даже простое слово «здравствуйте» радует нас. Как бы то ни было, но этикетный знак приветствия нужен нам хотя бы для того, чтобы сказать: «Я тебя замечаю».
Обращение: Обращение
– один из важнейших и необходимых компонентов речевого
этикета. Обращение используется на любом
этапе общения, на всём его протяжении,
служит его неотъемлемой частью. В то же
время норма употребления обращения и
его форма окончательно не установлены,
вызывают разногласия, являются больным
местом русского речевого этикета.
Об этом красноречиво говорится в письме, опубликованном в «Комсомольской правде» за подписью Андрей: «У нас, наверное, в одной единственной стране в мире нет обращения друг к другу. Мы не знаем, как обратиться к человеку! Мужчина, женщина, девушка, бабуся, товарищ, гражданин – тьфу! А может, лицо женского пола, лицо мужского пола! А легче – эй!»
Монархический строй в России ХХ века сохранял разделение людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращение господин, госпожа по отношению к людям привилегированных сословий; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия. В других же цивилизованных странах обращения были едины для всех слоёв и сословий (мистер, миссис, мисс – Англия, США; синьор, синьорина, синьора – Италия; пан, пани – Польша, Чехия и Словакия). После революции все старые чины упраздняются и вводятся два новых обращения: «товарищ» и «гражданин». Слово «гражданин» происходит от старославянского горожанин (житель города). В XVIII веке это слово приобретает значение «полноправный член общества, государства». Но в ХХ веке особенно в 20-30 ые годы появился обычай, а затем стало нормой при обращении арестованных, судимых, заключённых к работникам органов правопорядка и наоборот не говорить «товарищ», только «гражданин». В результате слово «гражданин» для многих стало ассоциироваться с задержанием, арестом, милицией, прокуратурой. Негативная ассоциация постепенно так «приросла» к слову, что стало его неотъемлемой частью, так укоренилось в сознании людей, что стало невозможным использовать слово «гражданин» в качестве общеупотребительного обращения. Несколько иначе сложилась судьба у слова «товарищ». Оно пришло к нам из тюркского языка в XV веке и имело корень «tavar», означавший «имущество, скот, товар». Вероятно, первоначально «товарищ» имело значение «компаньон по торговле», затем оно дополнилось значением «Друг».
С конца XIX века
в России создаются марксистские
кружки, их члены называли друг
друга товарищами. Во времена коммунизма
«товарищ» было основным обращением к
человеку, позднее это стало вытесняться
словами типа: «мужчина», «женщина», «дед»,
«отец», «парень», «тётенька», «дяденька».
Эти обращения могут восприниматься адресатом
как неуважение к нему, недопустимая фамильярность.
Начиная с конца 80-хх прошлого века в обиход начинают возвращаться обращения: «господин», «госпожа», «сударь», «сударыня».
Обращение «товарищ» законодательно оставлено в качестве официального обращения в вооружённых силах и других силовых структурах, а также в коммунистических организациях, заводских и фабричных коллективах.
1.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания.
После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет
предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны три ситуации: торжественная, рабочая, скорбная. К первой относятся
государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников, получение наград, дни рождения, именины, знаменательные даты семьи или её членов, презентации, заключение договоров, создание новых организаций.
По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.
Приглашение: 1)Позвольте (разрешите) пригласить Вас.
2)Приходите на праздник (юбилей, встречу).
3)Будем рады Вас видеть.
Поздравление: 1)Примите мои (самые) сердечные (искренние) поздравления.
2)От имени (по поручению) поздравляем.
3)Сердечно (горячо) поздравляю.
Как и во всех других ситуациях межличностного общения поздравления должны быть предельно корректными, уместными и искренними. Только вот с искренностью нужно быть очень осторожным. Поздравление – принятый обществом ритуал уважения и радости за близкого человека, но это не как не способ ведения беседы или переписки, в поздравлениях не должны звучать сугубо личные темы и вопросы адресата поздравления. Содержательная часть поздравления – выражение радости, но ничего более. В качестве примера возьмём поздравительные открытки.
Поздравительная открытка -
вся заполнена фактической информацией!
Конечно, стандарт... Но как обидно не получить
поздравительной открытки по торжественному
случаю! Если же пренебречь этой фактической
стороной и начать вытеснять ее содержательной
информацией, то получится так, как в юмореске
Германа Дробиза: «Поздравительные открытки
Петя заполнял, недолго думая: «Дорогой
Сережка! Большого тебе счастья в Новом
году!», «Дорогая Наташа! Большого тебе
счастья в Новом году!». Но вот он задумался:
«По существу, это бездумные отписки. Если
я настоящий друг своим друзьям, то разве
не ханжество - желать большего счастья
тем, кто мечтает о маленьком? Разве не
издевательство - отделываться общей фразой,
когда хорошо знаешь, о чем конкретно мечтает
твой друг? Решено! На этот раз друзья получат
от меня искренние пожелания, именно того
счастья, за которым они охотятся».