Нормы русского речевого этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

«Словарь по этике» определяет понятие этикет так: «Этикет (французское «etiquette» - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)».
Само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками в то время называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить.

Содержание работы

ЧАСТЬ I: История возникновения речевого этикета и его определение….


ЧАСТЬ II: Правила и нормы речевого этикета, основные группы………..


1.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение,
приветствие……………………………………………………………………


1.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы
вежливости и взаимопонимания……………………………………… ……


1.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание,
резюмирование и комплименты………………………………………. ……


1.4 Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении посредством телефона………………………………………………….……….


1.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах.……….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ КУЛЬТ РЕЧИ.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 «Дорогая Наташка! Мне ли не знать, как терпеливо ты ждешь Сережу. Пусть сбудется твоя мечта! И еще. Ты вполне оправданно стесняешься своей фигуры. Желаю тебе в  Новом году сбросить килограммов пятнадцать. Ручаюсь, тогда и Сережа взглянет на тебя по-новому!»                                                                 «Милый Вовястик! Наш дорогой поэт! Всю жизнь ты мечтаешь написать хоть одно стихотворение, за которое тебе потом не будет стыдно. Пусть это произойдет в наступающем году!»                                                               «Уважаемый Антон Григорьевич! В наступающем году желаю Вам раз и навсегда       

вылечиться  от запоев. Какое это было бы счастье!»                                |

Открытки произвели  впечатление. Сережа действительно ушел от жены, прочитавшей Петино пожелание и устроившей грандиозный скандал. Но ушел не к Наташе, и через три дня, жалкий и голодный, приполз обратно. Антон Григорьевич по получении открытки ударился в небывалый запой. Поэт Вовястик разразился поэмой, в которой самым мягким выражением было: «Ты разве друг? Ты змей ползучий...» Так Петя остался без друзей. Жалко ли мне его? Еще как. Хотелось бы выразить  сочувствие? Да. Но я не сделаю ни шагу навстречу, пока он не извинится за открытку, присланную мне: «От всей души желаю, чтобы в наступающем году у тебя, наконец, прорезалось чувство юмора».

 Шутки шутками, а вот понимание того, что без контактно-устанавливающего общения, без речевого этикета и друзей потерять можно, очевидно полезно всем нам.

 

Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством  и другими событиями, приносящими несчастье, горе. В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казённым. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены:

1)Разрешите выразить (Вам) свои  искренние соболезнования.

 2)Приношу (Вам) мои глубокие (искренние) соболезнования.

 3)Разделяю (понимаю) Вашу печаль (Ваше горе, несчастье).                                                         

 

Перечисленные зачины (приглашение, поздравление, соболезнование, выражение сочувствия) не всегда переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается.                                                                  

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при определении результатов распродажи товаров возникает необходимость кого-то поблагодарить или наоборот, вынести порицание, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.                                                                Приведём речевые клише, которые используются в данных ситуациях.                

Благодарность:

1)Позвольте выразить огромную благодарность Николаю Петровичу Иванову за отлично организованную работу.

2)Фирма (дирекция) выражает благодарность всем сотрудникам за …

              

Кроме официальных  благодарностей существуют ещё и обыденные, неофициальные благодарности. Это обыкновенное «спасибо», «вы очень любезны», «не стоит благодарностей» и т.д. Существует даже такое понятие как «поглаживание», которое призвано с помощью речевого этикета сделать комплимент человеку, создать о себе  положительное мнение, передать собеседнику хорошее настроение. Психиатры и психологи неоднократно наблюдали случаи, когда отсутствие ласки со стороны взрослых вызывало у грудных детей сильное отставание в развитии и даже тяжелое заболевание. Поэтому-то, что интуитивно делает мать, - разговаривает с грудничком, улыбается ему, берет на руки, гладит и т.д. - совершенно необходимо для ребенка.                                                                    

Но ведь и для взрослого  тоже! Вот жена, в который уже раз спрашивает мужа: «Скажи, ты меня любишь?». Мужчины над этим смеются, а порой и сердятся, но ведь женщины (наиболее эмоциональная часть человечества) стремятся удовлетворить свою жажду «поглаживаний». А как расцветают мужчины от похвалы, одобрения (хотя нередко и пытаются это скрыть)!                                                            Над всем этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность, создал систему словесных «поглаживаний». Важное место принадлежит здесь речевому этикету. Ведь у всех приветствий, осведомлений о жизни, здоровье, делах, у всех благодарностей, извинений, поздравлений и пожеланий нет другого назначения, кроме как служить «поглаживаниями».

      - Привет, как дела?                                                             

 - Все в порядке! А у тебя?                                                      

 - Тоже ничего. Ну, всего!                                                       

 - Пока! - вот и обменялись «поглаживаниями»! Все дело в том, что речевой этикет реализуется в ситуации непосредственного общения, когда «здесь» (в точке встречи) и «сейчас» (в момент встречи) «я» и «ты» открыто обмениваемся «поглаживаниями». Именно поэтому выражения речевого этикета задевают нас лично (радует «исполнение» и огорчает «неисполнение» по отношению к нам).

 «Благодарю вас»! – в этой фразе, в ее структуре, грамматике отражены «я» и «ты», фраза равна доброму поступку «здесь» и «сейчас». А передаваемая информация носит социальный характер типа «я тебя замечаю, уважаю, вступаю с тобой в контакт, желаю тебе добра...» Недаром выражения речевого этикета по своему происхождению   означают доброжелательство: здравствуйте - будьте здоровы, то же и поздравляю;   благодарю - благо дарю (за вашу услугу); извините - признаю свою вину и прошу   

простить; спасибо - спаси бог (за добрые дела) и т.д.     

                     

Замечания: 1)Фирма (правление, редакция) вынуждена сделать (серьёзное) предупреждение (замечание).

2)К (большому) сожалению (огорчению), должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание).    

       

Нередко люди, особенно наделённые властью, считают необходимым высказывать свои  предложения, советы в категорической форме:

1)Все (вы) должны (обязаны)…,         

2)Категорически (настойчиво) советую (предлагаю) сделать…

                    

            

Советы, предложения, высказанные в такой форме, похожи на приказание или  распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между сослуживцами одного ранга.

«Волшебство»  речевого этикета и в том, что он действительно открывает двери к нашим человеческим взаимодействиям. Если сказать, например, в транспорте: «Подвиньтесь!» - Ваш адресат скорее всего истолкует это как грубое требование и будет вправе не выполнить действие: с какой стати вы приписываете себе роль требующего «начальника», а ему отводите роль подчиненного?! Ведь требуют-то вышестоящие! А добавьте волшебное «пожалуйста» - и императивная форма уже выражает просьбу, и только просьбу, достаточно уважительную, направленную к равному партнеру. И еще есть много способов обращения в этой ситуации:

1)Вам не очень трудно подвинуться?

2)Если вас не затруднит.

3)Подвиньтесь, пожалуйста.

                                            

Вежливость  и взаимопонимание: Будьте взаимно вежливы - призывают нас надписи в магазинах. Надо быть вежливым - поучают родители детей... Что это значит - быть вежливым, почему нас к этому приучают с раннего детства, зачем это нужно? Для ответа на эти вопросы, прежде всего, рассмотрим соотношение таких явлений, как этикет и вежливость. Этикет и речевой этикет - это принятые в том или ином обществе, кругу людей  правила, нopмы поведения, в том числе и речевого поведения (в соответствии с  распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны, обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой - чужой, старший - младший,

далекий - близкий, знакомый -  незнакомый и даже приятный - неприятный.

Вот пришел в кружок паренек, говорит своим приятелям: «Здорово, парни!». В данном случае он избрал такие знаки речевого поведения, которые ставят его наравне с другими, демонстрируют грубовато-фамильярную тональность общения, так свойственную подросткам, эти знаки говорят окружающим:

«Я свой, близкий». Руководителю же кружка, даже и молодому, он не может сказать: «Здорово, парни!», поскольку в этом случае будут нарушены нормы ролевых отношений, ведь старшему по положению надо отдать знаки внимания,  соответствующие старшинству. Не сделав этого, человек проявит невежливость. Значит, невежливость - это такое проявление, когда адресату отводят роль ниже той, которая ему принадлежит в соответствии с его признаками. Следовательно, нарушение норм этикета всегда оборачивается невежливостью, неуважением партнера. Ну, а вежливость? Поскольку это одно из понятий нравственности, обратимся к «Словарю по этике», который определяет вежливость так:

«...моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими».

 Значит, вежливость – это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. И, конечно же, своевременное и уместное  речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости. Раз вежливость - форма проявления уважения к другому, то само по себе уважение предполагает признание достоинства личности, а также чуткость, деликатность по  отношению к другому. Если с этой точки зрения взглянуть на тот пример, которым мы

начали: «Здорово, парни!» - по отношению к знакомым подросткам со стороны         

сверстника, - то можно отметить, что в этом приветствии и обращении нет          специального отражения уважительности, есть лишь знак вступления в речевой      

контакт «своего», «равного» при отношениях раскованных, фамильярных. Значит, и особой вежливости здесь нет.                                                    

Вежливым или невежливым можно быть по-разному. В.Е. Гольдин пишет: «...у вежливости и невежливости есть многочисленные степени и оттенки. В русском языке они обозначаются такими словами, как вежливо, невежливо, корректно, учтиво, галантно, заносчиво, высокомерно, грубо, спесиво, манерно, церемонно и т.д.». Галантный - это изысканно-вежливый и любезный по отношению к женщине; корректный ведет себя сдержанно в полном соответствии с правилами, ни на шаг от них не отступая; учтивый всегда почтительно вежлив...

Невежливость - это отведение адресату роли ниже той, на которую он

может рассчитывать, неуважительность к нему; вежливость - это уважительность к   адресату, отведение ему той роли, которая соответствует его признакам, а может быть, и несколько выше, когда с ним учтивы или галантны.                        

Присущая человеку вежливость оценивается окружающими как его положительное качество. Каждый из нас слышал: «Какой хороший человек - всегда поздравляет меня с праздниками»; «Славная у вас дочка - всегда со всеми здоровается» и т.д. Или вот пример: «Иван Кузьмич Беломестных, припоздал выйдя на залитый рассветом двор, увидел записку на гвозде: «Спасибо за гостеприимство. С. Лачугин»- и подумал о геологическом парне хорошо и надежно: «Уважительный. Не как некоторые. Попрощаться тоже надо уметь»

(Е. Евтушенко  «Ягодные места»).                     

Журнал «Здоровье» сообщает: «Психологи, изучающие межличностные отношения, придают большое значение знакам внимания, способным успокаивать, оказывать своего рода психотерапевтические действия. И не такую ли нагрузку несут повседневные «спасибо», «пожалуйста», «извините», не в этом ли скрыта их власть над нашим настроением?» Приятно получать знаки внимания, собственно, «за спасибо» многие из нас готовы отлично работать!                                                    

Заметка в газете под заголовком «Не сказали "спасибо"» - о конфликте на         

производстве. Заметка в другой газете «Волшебное слово "спасибо"» - о ликвидации конфликта. «Комсомольская правда» рассказала о том, как ученики 10-го класса  одной из школ весь учебный год враждовали друг с другом: одни были на стороне юноши, обидевшего девушку, другие на ее стороне. Наконец, решили закончить дело миром. «И Оля сказала: «Я его прощаю». А потом, сквозь слезы: «Да я б в тот же день простила, если б он подошел да извинился по-хорошему...»                   

А здесь описываются  события почти невероятные - люди предпочитают отказаться от  выгодной работы, только бы не быть вежливыми: «Директор модной хозрасчетной фирмы, гордясь нестандартной продукцией, интеллигентным обращением своих  работников с клиентами, жалуется мне:

«Вот только с кадрами плоховато обстоит...» - «Да почему же? Разве зарплата меньше?» - «Что вы, зарплата в полтора-два раза больше!» - «В чем же дело?» Директор мнется: «В обращении с клиентом. Ведь надо примерить. Иногда несколько моделей, поблагодарить за покупку». - «Ну и что?» -  удивляюсь. «Они говорят: «Чем я буду каждому человеку кланяться: «спасибо» да «приходите», - лучше я получать буду меньше, а этих «спасибо» мне не надо!» (Из  газеты). Это, между прочим, в статье «Какие мы, женщины?».                      

Сервантес говорил: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Уважение, доброжелательность, направленные другому, делают лучше и нас самих. И плохо и окружающим, и нам, когда этого нет. Л. Лебединская вот такой образный упрек посылает нам всем: «В Кабардинском народном эпосе о Нартских богатырях есть маленькое, отважное племя - «Заячьи наездники», которые бесстрашно вступают в единоборство с великанами-злодеями и побеждают их, совершают множество подвигов. Но в одном они уязвимы - от упреков болеют, а от оскорблений умирают. 

Народная мудрость из глубины веков словно бы предупреждает  нас: люди, избегайте психологических стрессов! Порой я думаю: что бы стало с бедными «заячьими наездниками», доводись им проехать в московском городском транспорте или пройтись по московским магазинам?» А ведь ничего не стоит подарить доброе отношение! Мать Тереза, основательница ордена «Миссия милосердия», которую знает весь мир, во время визита в нашу страну сказала корреспонденту газеты: «Если даже нет ничего, чтобы помочь нуждающемуся, всегда можно подарить человеку улыбку или рукопожатие. Часто это даже больше, чем все остальное».                                                                 

                                                                               

Информация о работе Нормы русского речевого этикета