Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать поведение в конфликтной ситуации.
В соответствии с целью, объектом, исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание конфликта;
2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации;
3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций в классном коллективе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Поведение в конфликтной ситуации
1.2 Этапы разрешения конфликтных ситуаций
1.3 Конфликты в классном коллективе
Вывод
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
2.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. выясните, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);
3. определите подлинные
потребности и опасения
Составление такой карты, по мнению специалистов, позволит:
1) ограничить дискуссию
определенными формальными
2) создать возможность
совместного обсуждения
3) уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;
4) создать атмосферу эмпатии,
т.е. возможности увидеть
5) выбрать новые пути разрешения конфликта.
Но прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- хотите ли благоприятного исхода;
- что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;
- как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;
- нужен ли посредник для разрешения конфликта;
- в какой атмосфере
(ситуации) люди могли бы лучше
открыться, найти общий язык
и выработать собственные
Однако руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой форме, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов. Как же себя вести руководителю с «конфликтной личностью»?
Существует единственное
средство – «подобрать ключик». Для
этого попытайтесь увидеть в
нем друга и лучшие черты (качества)
его личности, поскольку вы уже
не сможете изменить ни систему его
взглядов и ценностей, ни его психологические
особенности и особенности
Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно.
Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека (особенно партнера или близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.
Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.
1.2. Этапы разрешения конфликтных ситуаций
Разрешение конфликта устраняет открытый конфликт соблюдением интересов одной стороны или учетом интересов обеих сторон. В качестве вариантов разрешения могут применяться ниже перечисленные.
Силовое разрешение, при котором
конфликтующие стороны (открытая борьба)
или третье лицо (принуждение, например,
менеджером) стремятся к победе интересов
одной стороны с подавлением
интересов противоположной
Разрешение по приговору
достигается посредством
Кооперационное разрешение,
при котором участники
а) посредническое решение, при
котором привлекается пользующаяся
общим доверием третья сторона, и
она добивается разрешения путем
переговоров (убеждения, манипуляций
или примирения) конфликтующих сторон
или с использованием собственного
авторитета. Функции посредников
с успехом могут выполнять
как организации, так и частные
лица. В социальных конфликтах крупного
масштаба роль третейского судьи, как
правило, играет государство. Посреднические
функции в конфликте могут
выполнять и любые другие учреждения,
организации или отдельные
Результаты посредничества в социальном конфликте во многом зависят от позиции, которую занимает посредник, от его собственных интересов, а также от того, к каким средствам он прибегает, чтобы не допустить разрастания конфликта и его крайне негативных последствий.
б) разрешение путем переговоров,
причем в процессе переговоров с
использованием влияния на ход переговоров
(например, с помощью информационных
преимуществ) и тактики переговоров
(например, распоряжение, убеждение) в
большинстве случаев по определенным
правилам и после взаимных уступок
достигается удовлетворяющий
в) совместное решение проблемы (дискуссия), при котором обе конфликтующие стороны, отказавшись от применения силовых средств и от тактики переговоров, равноправно и при взаимном уважении стараются достичь общего решения (консенсуса). Подходы могут состоять, например, в добровольном переходе к другим целевым установкам или в согласовании удовлетворения интересов по времени или месту. Иногда переложение на конфликтующие стороны общей задачи в другой области также может иметь положительное влияние.
Перестройка структуры управления как способ разрешения организационных конфликтов предполагает, что руководитель может воспользоваться одним из следующих подходов:
- уточнить и упростить
требования к подчиненным или
изменить их положение и
- периодически перемещать
подчиненных с одной позиции
на другую в рамках
- в случае конфликта
между взаимосвязанными в
- применить матричную
структуру управления, которая не
гасит конфликты между
Если конфликт не удалось предотвратить, то руководителю необходимо разрешить его с наименьшим ущербом для коллектива.
Разрешение конфликта – очень сложное и тонкое дело. Проводить его можно лишь на принципиальной и объективной основе, учитывая индивидуальные особенности людей и их психологическое состояние. Даже хорошие и объективные люди в состоянии конфликта теряют свои положительные качества и допускают неэтичные поступки, стремясь обвинить другого.
Многие специалисты считают центральным моментом разрешения конфликта переговоры.
При разрешении многих сложных конфликтных ситуаций переговоры рекомендуется проводить в несколько этапов.
Первый этап. Прежде чем приступать к сложным переговорам, надо выслушать обе стороны, отсеять все лишнее, что говорят друг о друге участники конфликта, сопоставить слова с их делами, поступками, поведением, выявить истину у третьих незаинтересованных лиц и по возможности полно проанализировать создавшуюся ситуацию.
После этого следует наметить один из методов разрешения конфликта.
Второй этап – предварительное обсуждение ситуации.
При сложном конфликте
рискованно сразу решить все проблемы,
ибо непродуманное решение
Цель таких обсуждений состоит в уточнении позиций оппонентов, в снятии напряженности ситуации, в создании основ делового сотрудничества.
Третий этап – ведение переговоров и разрешение конфликта.
Эффективные переговоры с участниками конфликта должны быть нацелены на поиск оптимального варианта разрешения конфликта. Они должны превратить конфликт в инструмент решения проблемы, в средство улучшения взаимоотношений людей.
После разрешения конфликта руководитель должен еще некоторое время наблюдать за поведением лиц, бывших в конфликте. Дело в том, что отрицательное отношение друг к другу может сохраняться, даже если участники конфликта искренне осознали свои ошибки.
В некоторых случаях тактичное вмешательство для нормализации отношений бывает необходимо.
1.3. Конфликты в классном коллективе
Для классного коллектива
характерны разного рода конфликты.
Педагогическая сфера представляет
собой совокупность всех видов целенаправленного
формирования личности, а ее сутью
является деятельность по передаче и
освоению социального опыта. Поэтому
именно здесь необходимы благоприятные
социально-психологические
В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.
Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт между учениками.
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, унижения себе подобных.
Развитие агрессивного поведения
школьников связано с дефектами
социализации личности. Так, обнаружена
положительная связь между
На ранних этапах социализации
агрессия может возникать и случайно,
но при успешном достижении цели агрессивным
способом может появиться стремление
вновь использовать ее для выхода
из различных трудных ситуаций. При
наличии соответствующей
Кроме того, конфликты подростка
в отношениях с одноклассниками
обусловлены важной особенностью возраста
– формированием морально-
В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом детерминирует деятельность и поведение людей.