Поведение в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать поведение в конфликтной ситуации.

В соответствии с целью, объектом, исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Определить сущность и содержание конфликта;

2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации;

3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

1.1 Поведение в конфликтной ситуации

1.2 Этапы разрешения конфликтных ситуаций

1.3 Конфликты в классном коллективе

Вывод

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

2.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе

2.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации

Вывод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.91 Кб (Скачать файл)

 

Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую  для его полноценного развития свободу  в рамках разумного подчинения порядку.

 

Большое влияние на конфликтное  поведение школьников оказывает  личность учителя. Ее воздействие может  проявляться в различных аспектах.

 

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками  служит примером для воспроизводства  во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль  общения и педагогическая тактика  первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных  отношений учащихся с одноклассниками  и родителями. Личностный стиль общения  и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с  выраженным функциональным стилем общения  придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают  напряженность межличностных отношений  в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах  «авторитарных» учителей и в старшем  школьном возрасте.

 

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть –  просто добрый совет. Положительное  влияние оказывает вовлечение конфликтующих  в совместную деятельность, участие  в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

 

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых  сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди  конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

 

-   деятельности, возникающие  по поводу успеваемости ученика,  выполнения им внеучебных заданий;

 

-  поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения  учеником правил поведения в  школе и вне ее;

 

-    отношений, возникающие  в сфере эмоционально-личностных  отношений учащихся и учителей.

 

Конфликты деятельности возникают  между учителем и учеником и проявляются  в отказе ученика выполнить учебное  задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным  причинам: переутомление, затруднение  в усвоении учебного материала, а  иногда неудачное замечание учителя  вместо конкретной помощи при трудностях в работе. Подобные конфликты часто  происходят с учениками, испытывающими  трудности в учебе; когда учитель  ведет предмет в классе непродолжительное  время и отношения между ним  и учеником ограничиваются учебной  работой. В последнее время наблюдается  увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

 

Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта  порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно  разрешить.

 

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию  в конфликте, так как если на его  стороне выступает коллектив  класса, то ему легче найти оптимальный  выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или  занимает двойственную позицию, это  ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

 

Часто общение учителя  с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что  и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность  требовать подчинения. Такой тип  отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего  новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению  к взрослым (И. Вереникина). Благополучное  разрешение конфликта невозможно без  психологической готовности учителя  перейти к новому типу взаимоотношений  с взрослеющими детьми. Инициатором  таких взаимоотношений должен быть взрослый.

 

Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение  учеников путем оценки их поступков  при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между  детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.

Конфликты отношений часто  возникают в результате неумелого  разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают  личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

 

Вывод

 

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что конфликты  могут быть скрытыми или явными, в основе их лежит недостаток согласия. Конфликт может проходить между  группами, внутри самой личности, между  отдельными личностями, между личностью  и группой. Причин конфликта много и они разнообразны. Личность не может удержаться или уклонится от конфликта если: затрагиваются его личностные качества, у конфликтующих непохожие интересы, в том числе и денежные, все что связано с его деятельностью, различия в целях, во взглядах и представлениях.

 

Существуют стили разрешения этих конфликтных ситуаций и чтоб избежать конфликта, желательно обучиться  им руководить. Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен  как самый наилучший, они используются все без исключения. Желательно обучиться  продуктивно, использовать каждый из них  и предумышленно делать тот или  иной отбор, учитывая конкретные условия. Стили поведения в конфликтной  ситуации связаны с главным источником конфликта – различием интересов  и ценностных ориентации взаимодействующих  субъектов. Стилей поведения в конфликтной  ситуации множество, чтобы каждый человек  выбрал для себя определенную стратегию  поведения и пытался управлять  конфликтом и разрешать его.

 

Глава 2. Изучение стратегии  поведения в конфликтной ситуации

 

2.1 Диагностика степени  реагирования в конфликтной ситуации  в классном коллективе

 

Целью диагностики является выявление связи между характером, темпераментом, эмоциональным состоянием ученика и степенью реагирования в конфликтной ситуации,

 

В рамках данной диагностики  осуществлялось тестирование учащихся СШ №51 в двух классах. В эксперименте принимало участие 52 учащихся 8-ых классов.

 

Учащимся было предложено выполнить тест-опросник Айзенка, позволяющий  наиболее полно проследить психологические  характеристики личностей, тест Спилберга-Ханина для оценки эмоционального состояния, и тест Томаса, направленный на определение  ведущей стратегии поведения  старшеклассника в условиях противоречий.

 

Тест-Опросник Г. Айзенка  позволяет выявить экстраверсии и интроверсии, а также типы темперамента личности старшеклассника. Данный тест состоит из 57 вопросов, на каждый вопрос следовало быстро ответить «да» или  «нет». Для обработки результатов  мы использовали «ключ» к опроснику, в котором приведены 3 показателя: показатель экстраверсии, показатель неиротизма, показатель искренности  ответов. По каждому показателю считывают  сумму балов (если ответ совпадает  с указанным в «ключе», ему  присваивается «1»), При сумме  баллов свыше 5 по показателю искренности  ответов обработка результатов  не проводилась. Затем на чистом листе  отчерчивают 2 пересекающихся в центре оси размером 24 см каждая. По горизонтали  откладывают показатели экстраверсии, по вертикальной неиротизма (каждый бал  равен один сантиметр). Пересечение линий, поведенных из отмеченных точек на оси экстраверсии и оси неиротизма указывает на определенный темперамент личности. Завершение обработки материалов оформляется в виде так называемого «круга Айзенка».

 

 

Тест Спилберга - Ханина для  оценки эмоционального состояния.

 

При помощи данного вопросника мы оцениваем уровень тревожности  на момент заполнения вопросника (РТ –  реактивной тревожности), отражающий реакцию  на кратковременную сиюминутную  ситуацию, и уровень тревожности, отражающий привычные (долговременные) для личности старшеклассника состояние (ЛТ). Опросник состоит из 2 частей по 20 вопросов.

 

Показатели реактивной и  личной тревожности подсчитывается по формулам, данным в опроснике, и  оцениваются по следующей шкале:

 

О-30 баллов – низкая тревожность;

 

31-45 баллов – умеренная  тревожность;

 

выше 45 – высокая тревожность.

 

Тест Томаса, направленный на определение ведущей стратегии  поведения старшеклассника в  условиях противоречий.

 

Тест предлагает 30 пар  утверждений, описывающих тот или  иной вариант выхода из абстрактной  конфликтной ситуации. Задача школьника  заключается в том, чтобы из каждой пары выбрать тот вариант поведения, который наиболее примелем для него.

 

Необходимо зафиксировать  номер пары, шифр, соответствующий  варианту поведения, который он выбрал. И для обработки результатов  мы подсчитали, каких цифр больше: 1, 2, 3, 4, обозначающих стратегию поведения  соперничество;

 

1—  сотрудничество;

 

2—  компромисс;

 

3—  избегание;

 

4—  уступчивость.

 

В результате проведения диагностики  были получены результаты. Результаты первого тестирования двух групп 1-ого  курса по тесту-опроснику Айзенка  представлены в диаграмме 1. Число  учащихся в диаграммах выражено в  процентах.

 

Тип темперамента

 

 

 

Рисунок 1 – Результаты тестирования по тесту-опроснику Айзенка.

 

Результаты второго тестирования двух классов по тесту Спилберга- Ханина для оценки эмоционального состояния  представлены в диаграмме 1. В диаграмме  в процентом соотношении приведены  цифры соответствующие низкой, умеренной  и высокой тревожности личностей.

 

Что касается темперамента, то абсолютное большинство относится  к холерическому темпераменту, можно  встретить и не ярко выраженного  сангвиника.

 

 

Уровни тревожности

 

 

 

Рисунок 2 – Результаты тестирования по тесту Спилберга-Ханина

 

Результаты второго тестирования двух классов по тесту Спилберга-Ханина для оценки эмоционального состояния  представлены в диаграмме 1. В диаграмме  в процентом соотношении приведены  цифры соответствующие низкой, умеренной  и высокой тревожности личностей.

 

Рассматривая эмоциональное  состояние, то здесь можно наблюдать  все виды тревожности, но умеренная  тревожность превалирует.

 

Стратегия поведения в  конфликте 

 

Рисунок 3 – Результаты тестирования по тесту Томаса.

 

Так же было выбрано отдельно 8 учащихся с разными стратегиями  поведения: двое – со стратегией поведения  – сотрудничество, двое – компромисс, двое – избегание, двое – уступчивость. И проведен анализ связи типа темперамента, уровня тревожности личности и свойственной им стратегии поведения в конфликте.

 

- рассмотрение и определение  путей разрешения конфликтов  в классном коллективе.

 

- диагностика степени  реагирования в конфликтной ситуации  в классном коллективе

 

Гипотеза диагностики: от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит  степень реагирования личности в  конфликтной ситуации.

 

Методами диагностики  являются изучение и анализ конфликтных  ситуаций в учебной деятельности в теории и практике по литературным источникам, тестирование и обработка  экспериментальных данных.

 

Проводя данный анализ, было замечены следующие особенности.

 

Общее в типах личности двух учащихся, имеющих стратегию  поведения в конфликте – компромисс, их повышенная возбудимость, оптимизм, быстрая смена настроений; по темпераменту оба этих ученика ярко выраженные холерики. У одного из них присутствует умеренная тревожность, а у другого  очень высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.

 

Характерная черта высоко-тревожных  людей – боязнь неудачи. У двоих  учащихся наблюдается очень высокий  уровень тревожности, который как  нельзя лучше оправдывают их стратегию  поведения в конфликте – уступчивость.

 

Высокая тревожность свойственная и для учащихся со стратегией поведения  в конфликте – избегание. Один из учащихся имеет тип темперамента – флегматик, который пассивен, осмотрителен, миролюбивый и спокойный, поэтому  и стремится избегать какие-либо конфликты. Второй учащийся – меланхолика  – легко расстраиваемый, тревожный, ригидный, пессимистичный, сдержанный, необщительный и тихий.

 

Темпераменты двух обоих  учащихся со стратегией поведения в  конфликтах – сотрудничество, –  сангвиники. Эти учащиеся очень яркие  личности, которые характеризуется  высокой активностью и предприимчивостью, общительностью, оптимизмом. У них  наблюдается умеренный уровень  тревожности.

 

Также в ходе анализа был  замечен яркий холерик – агрессивный, импульсивный, оптимистичный, активный. За счет своей напористости и агрессивности  она заставляет принять свою точку  зрения.

 

Итак, проводя наши итоги  диагностики, было выяснено, что тип  поведения в конфликте напрямую связан с темпераментом личности. Очень ярко на примерах мы проследили, что от эмоционального состояния  учащегося зависит его реакция  в стрессовой ситуации.

 

Подведя итоги практической части необходимо отметить, что от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит  степень реагирования в конфликтной  ситуации.

2.2 Методы предупреждения  конфликтной ситуации

 

При коррекции и оптимизации  межгрупповых отношений мы использовали игру.

 

Этапы социально-психологической  помощи.

 

Развитие любой групповой  и межгрупповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для межгрупповой адаптации характерна своя внутренняя динамика. Межгрупповой процесс, возникающий  в ходе занятий игровой психокоррекции, по мнению А.С. Спиваковой, проходит три  отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе группам предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи.

Информация о работе Поведение в конфликтной ситуации