Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать поведение в конфликтной ситуации.
В соответствии с целью, объектом, исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание конфликта;
2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации;
3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций в классном коллективе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Поведение в конфликтной ситуации
1.2 Этапы разрешения конфликтных ситуаций
1.3 Конфликты в классном коллективе
Вывод
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
2.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выявление особенностей
эмоционально-поведенческой
2. Создание положительного
настроения и атмосферы
На данном этапе широко
используются невербальные средства коммуникации,
игры, облегчающие вступление в контакт.
Постепенно скованность и напряженность
исчезают, сотрудники становятся более
активными. Тактика психолога на
втором этапе принимает
На третьем этапе дети
закрепляют способность самостоятельно
находить нужные способы поведения,
которые сопутствуют
1 Этап. Тактика психолога
наименее директивна. Он наблюдает
за межгрупповой игрой,
2 Этап. На реконструктивном
этапе тактика психолога
3 Этап. Это этап апробирования
нового опыта. Сотрудники
Структура занятия.
Каждое занятие состоит
из ряда этюдов. Они короткие, разнообразные,
доступные по содержанию. Основная
цель занятий – сохранение психического
здоровья и предупреждение эмоциональных
расстройств у персонала. Основной
акцент в занятиях сделан на обучение
элементам техники
1-й этап. Разминка.
Занятие начинается с общей
разминки. Ее задача: сбросить инертность
физического и психического самочувствия,
поднять мышечный тонус, разогреть
внимание и интерес персонала
организации к совместному
2-й этап. Мимические и пантомимические этюды.
Задача: выразительное изображение
отдельных эмоциональных
3-й этап. Игры и этюды
на выражение отдельных
Задача: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетенции. При изображении эмоции внимание групп привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
4-й этап. Игра и этюды,
имеющие психотерапевтическую
Используются мимические
и пантомимические способности
сотрудников для предельно
Задача: коррекция настроения и отдельных черт характера сотрудников организации, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
5-й этап. Окончание занятия, психомышечная тренировка.
Задача: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упрядочивающего психическую и физическую активность групп, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Игры-релаксации
В любой профессии, изобилующей
стрессогенными ситуациями, важным условием
сохранения и укрепления психического
здоровья работника выступает его
умение вовремя «сбрасывать» напряжение,
снимать внутренние зажимы, расслабляться.
В течение 2-5 мин, затраченных на
выполнение психотехнических упражнений,
сотрудник может снять
Перечень таких игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания» «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я-ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я-резервуар».
Адаптационные игры
Используются в период адаптации к профессиональной деятельности, смене коллектива, после длительного перерыва в работе, каникул. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов. Упражнения проводятся за 15 мин до начала каких-либо важных дел.
При этом используются игры: «Фокусировка», «Дыхание», «Психоэнергетический зонтик», «Распределение внимания», «Переключение внимания», «Животное», «Эмоция».
Игры-формулы
Используются для вербального
самовнушения. Формулы могут произноситься
про себя или вслух при подготовке
к занятию, в процессе рабочего дня,
перед трудной ситуацией
Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст. Большое значение имеет начало формулы: «Мое желание иметь...», «Я все сумею...», «Я убежден в том, что...», «Я верю в то, что...». Формула самовнушения повторяется до семи раз. При этом важна вера в «магические действия» произносимых слов.
Проговаривание формул должно сопровождаться концентрацией воли и состоянием сосредоточенности. Используются утренние и вечерние формулы, имеющие целью внушить уверенность в себе, любовь к детям, позитивное отношение к работе; игры-формулы в течение рабочего дня, ориентированные на уменьшение напряжения, снятие волнения и усталости, восстановление сил.
Игры-освобождения
Это методическое выражение
идеи децентрации. Любое напряженное
психическое состояние
Существует несколько форм децентрации: ролевая, интеллектуальная, коммуникативная. Первая связана с перевоплощением человека в другой предмет, например дерево; вторая производится за счет рефлексии, взгляда на себя со стороны, «психологического зеркала», например «Видеокамера»; третья реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций, например «Плохой – хороший».
Перечень игр-освобождений. «Диалог», «Видеокамера», «Плохой – хороший», «Мой враг – мой друг».
Игры-коммуникации
Процесс общения имеет определенную структуру. Ведущей ее составляющей является позиционное взаимодействие. Для успешного выполнения деятельности ребенок должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от обстоятельств. Но в реальной практике часто происходит смещение позиций и нарушение правил общения. Позиционные игры способствуют формированию у детей внутренних средств, помогающих правильно ориентироваться в ситуациях общения.
Игровые упражнения: «Мышечная броня», «Маска релаксации», «Давление», «Поставь себя на место другого», «Монолог с двойником», «Нейтрализация», «Равенство», «Взаимодействие», «Я-жена», «Я-мать», «Анонимный список претензий», «Ревизия» и др. Эти упражнения направлены на оптимизацию отношений.
Также мы разработали общие рекомендации, по решению конфликтной ситуации, они могут быть сведены к следующему.
1. Признать существование
конфликта, т.е. признать
2. Определить возможность
переговоров. После признания
наличия конфликта и
3. Согласовать процедуру
переговоров. Определить, где, когда
и как начнутся переговоры, т.е.
оговорить сроки, место,
4. Выявить круг вопросов,
составляющих предмет
5. Разработать варианты
решений. Стороны при
6. Принять согласованное
решение. После рассмотрения
7. Реализовать принятое
решение на практике. Если процесс
совместных действий
Этапы развития конфликта:
напряженность несогласие – переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились;
соперничество, враждебность – переговоры рациональны;
агрессивность – переговоры с участием третьей стороны;
насилие военные действия – переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия.
Вывод.
Проблема конфликта
В итоге, что для разрешения
конфликта с наименьшими
Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.
Для того, чтобы конфликтная
ситуация была успешно преодолена,
она должна быть подвергнута психологическому
анализу. Его основной целью является
создание достаточной информационной
основы для принятия психологически
обоснованного решения в
В ходе курсовой работы были определены сущность понятия конфликта, его структура, функций; изучены возможные конфликтные ситуаций в классном коллективе и их причины; рассмотрены и определены пути разрешения конфликтов в классном коллективе.