Поведение в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать поведение в конфликтной ситуации.

В соответствии с целью, объектом, исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Определить сущность и содержание конфликта;

2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации;

3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

1.1 Поведение в конфликтной ситуации

1.2 Этапы разрешения конфликтных ситуаций

1.3 Конфликты в классном коллективе

Вывод

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

2.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе

2.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации

Вывод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.91 Кб (Скачать файл)

 

1.  Выявление особенностей  эмоционально-поведенческой сферы.

 

2.  Создание положительного  настроения и атмосферы безопасности  в группе.

 

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность  исчезают, сотрудники становятся более  активными. Тактика психолога на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные  приемы. Задача психолога продемонстрировать неадекватность, нецелесообразность некоторых  способов реагирования и сформировать у них потребность в изменении  своего поведения.  Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего  напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии происходит разрешение внутренних конфликтов. К  концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии между группами.

 

На третьем этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения, которые сопутствуют оптимальной  межгрупповой адаптации. Задача психолога  – обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развивать  навыки общения, обогатить межгрупповую деятельность. Тактика психолога  подчинена внутренней динамики процесса оптимизации межгрупповой адаптации, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного  процесса.

 

1 Этап. Тактика психолога  наименее директивна. Он наблюдает  за межгрупповой игрой, старается  создать теплую эмоциональную  атмосферу в группе, ненавязчиво  помогает освоится в новой  обстановке. Охотно поддерживает  инициативу, никак не направляет  деятельность групп, не высказывает  никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются  следующие приемы: невербальные  средства общения; поощрение спонтанной  активности.

 

2 Этап. На реконструктивном  этапе тактика психолога изменяется, позиция становится более активной. Приемы: интеграция, отражение; демонстрация  более адекватных способов поведения;  внушение; создание ситуаций выбора, требующего определенного способа  действия.

 

3 Этап. Это этап апробирования  нового опыта. Сотрудники организации  уже научились справляться с  возникающими проблемами.

 

Структура занятия.

 

Каждое занятие состоит  из ряда этюдов. Они короткие, разнообразные, доступные по содержанию. Основная цель занятий – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных  расстройств у персонала. Основной акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных  движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков  в самораслаблении. Занятия строятся по определенной схеме и состоит  из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики.

 

1-й этап. Разминка.

 

Занятие начинается с общей  разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть  внимание и интерес персонала  организации к совместному занятию, настроить группы на активную работу и контакт друг с другом. Для  решения этой задачи выполняется  несколько упражнений – игр на внимание или подвижная игра.

 

2-й этап. Мимические и  пантомимические этюды. 

 

Задача: выразительное изображение  отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного  и психического довольства или недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев). Группы знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

 

3-й этап. Игры и этюды  на выражение отдельных качеств  характера и эмоций приемлемых  для оптимальной межгрупповой  адаптации.

 

Задача: выразительное изображение  чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная  оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже  полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетенции. При изображении эмоции внимание групп привлекается ко всем компонентам  выразительных движений одновременно.

 

4-й этап. Игра и этюды,  имеющие психотерапевтическую направленность  на каждую группу.

 

Используются мимические и пантомимические способности  сотрудников для предельно естественного  воплощения в заданный образ.

 

Задача: коррекция настроения и отдельных черт характера сотрудников  организации, тренинг моделирования  стандартных ситуаций.

 

5-й этап. Окончание занятия,  психомышечная тренировка.

 

Задача: снятие психоэмоционального  напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упрядочивающего  психическую и физическую активность групп, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

 

Игры-релаксации

 

В любой профессии, изобилующей  стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его  умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение 2-5 мин, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, сотрудник может снять усталость  и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности  в себе. Выполняя эти упражнения, он принимает своеобразный «психологический душ», очищающий психику и способствующий быстрому и эффективному отдыху.

 

Перечень таких игр: «Внутренний  луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания» «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я-ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я-резервуар».

 

Адаптационные игры

 

Используются в период адаптации к профессиональной деятельности, смене коллектива, после длительного  перерыва в работе, каникул. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых  процессов. Упражнения проводятся за 15 мин до начала каких-либо важных дел.

 

При этом используются игры: «Фокусировка», «Дыхание», «Психоэнергетический зонтик», «Распределение внимания», «Переключение  внимания», «Животное», «Эмоция».

 

Игры-формулы

 

Используются для вербального  самовнушения. Формулы могут произноситься  про себя или вслух при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией Произнесение формул необязательно проводится точно  по тексту. Можно проявлять индивидуальные вариации и отступления в виде выбора стиля формул, слов, длительности фраз и т.п. Важно иметь четкий язык формулировки самоприказа. Тексты формул самовнушения составляются заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и теперь».

 

Для оперативного пользования  формулой желательно иметь короткий текст. Большое значение имеет начало формулы: «Мое желание иметь...», «Я все  сумею...», «Я убежден в том, что...», «Я верю в то, что...». Формула самовнушения повторяется до семи раз. При этом важна вера в «магические действия»  произносимых слов.

 

Проговаривание формул должно сопровождаться концентрацией воли и состоянием сосредоточенности. Используются утренние и вечерние формулы, имеющие  целью внушить уверенность в  себе, любовь к детям, позитивное отношение  к работе; игры-формулы в течение  рабочего дня, ориентированные на уменьшение напряжения, снятие волнения и усталости, восстановление сил.

 

Игры-освобождения

 

Это методическое выражение  идеи децентрации. Любое напряженное  психическое состояние характеризуется  суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности  достигается в том случае, если человек сумел снять центр  ситуации с себя и перенести его  на что-либо другое. По сути дела, децентрация  осуществляется как объективация эмоционально отрицательного состояния, выбрасывания его вовне и тем самым избавления от него.

 

Существует несколько  форм децентрации: ролевая, интеллектуальная, коммуникативная. Первая связана с  перевоплощением человека в другой предмет, например дерево; вторая производится за счет  рефлексии, взгляда на себя со стороны, «психологического зеркала», например «Видеокамера»; третья реализуется  в ходе диалога с переменой  коммуникативных позиций, например «Плохой – хороший».

 

Перечень игр-освобождений. «Диалог», «Видеокамера», «Плохой –  хороший», «Мой враг – мой друг».

 

Игры-коммуникации

 

Процесс общения имеет  определенную структуру. Ведущей ее составляющей является позиционное  взаимодействие. Для успешного выполнения  деятельности ребенок должен уметь  занимать коммуникативные позиции  в зависимости от обстоятельств. Но в реальной практике часто происходит смещение позиций и нарушение  правил общения. Позиционные игры способствуют формированию у детей  внутренних средств, помогающих правильно ориентироваться  в ситуациях общения.

 

Игровые упражнения: «Мышечная  броня», «Маска релаксации», «Давление», «Поставь себя на место другого», «Монолог с двойником», «Нейтрализация», «Равенство», «Взаимодействие», «Я-жена», «Я-мать», «Анонимный список претензий», «Ревизия»  и др. Эти упражнения направлены на оптимизацию отношений.

Также мы разработали общие  рекомендации, по решению конфликтной  ситуации, они могут быть сведены  к следующему.

1. Признать существование  конфликта, т.е. признать наличие  противоположных целей, методов  у оппонентов, определить самих  этих участников. Практически эти  вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться  и заявить вслух, что ты находишься  в состоянии конфликта с детьми  по какому-то вопросу. Иногда  конфликт существует уже давно,  люди страдают, а открытого признания  его нет, каждый выбирает свою  форму поведения и воздействия  на другого, однако совместного  обсуждения и выхода из создавшейся  ситуации не происходит.

2. Определить возможность  переговоров. После признания  наличия конфликта и невозможности  его решить «с ходу» целесообразно  договориться о возможности проведения  переговоров и уточнить, каких  именно переговоров: с посредником  или без него и кто может  быть посредником, равно устраивающим  обе стороны.

3. Согласовать процедуру  переговоров. Определить, где, когда  и как начнутся переговоры, т.е.  оговорить сроки, место, процедуру  ведения переговоров, время начала  совместной деятельности.

4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.  Основная проблема состоит в  том, чтобы определить в совместно  используемых терминах, что является  предметом конфликта, а что  нет. На этом этапе вырабатываются  совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются  точки наибольшего разногласия  и точки возможного сближения  позиций.

5. Разработать варианты  решений. Стороны при совместной  работе предлагают несколько  вариантов решений с расчетом  затрат по каждому из них,  с учетом возможных последствий.

6. Принять согласованное  решение. После рассмотрения ряда  возможных вариантов, при взаимном  обсуждении и при условии, что  стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение  представить в письменном виде: коммюнике, резолюции. В особо  сложных или ответственных случаях  письменные документы составляются  после каждого этапа переговоров.

7. Реализовать принятое  решение на практике. Если процесс  совместных действий заканчивается  только принятием проработанного  и согласованного решения, а  дальше ничего не происходит  и не меняется, то такое положение  может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных  конфликтов. Причины, вызвавшие первый  конфликт, не исчезли, а только  усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры будут намного  сложнее. Как метод решения  конфликтов, переговоры, представляющие  собой набор тактических приемов,  направленных на поиск взаимоприемлемых  решений, широко используется  на определенных этапах его  развития. На некоторых из них  переговоры могут быть не приняты,  так как еще рано, а на других  будет уже поздно их начинать.

Этапы развития конфликта:

напряженность несогласие –  переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились;

соперничество, враждебность – переговоры рациональны;

агрессивность – переговоры с участием третьей стороны;

насилие военные действия – переговоры невозможны, целесообразны  ответные агрессивные действия.

Вывод.

 

Проблема конфликта межличностного или группового всегда актуальна. Ведь с конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным.

 

В итоге, что для разрешения конфликта с наименьшими негативными  последствиями необходимо знать  психические характеристики личности; необходимо уметь анализировать  конфликт. Также нужно помнить  о процедурах урегулирования конфликтов и приемах педагогического воздействия  для разрешения конфликтной ситуации.

 

Понимание причин возникновения  конфликтов и успешное использование  механизмов управления ими возможны только при наличии знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.

 

Для того, чтобы конфликтная  ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации.

 

В ходе курсовой работы были определены сущность понятия конфликта, его структура, функций; изучены  возможные конфликтные ситуаций в классном коллективе и их причины; рассмотрены и определены пути разрешения конфликтов в классном коллективе.

Информация о работе Поведение в конфликтной ситуации