Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:26, доклад
Этика (rpe4. etnika, от etnos) – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами.
Педагогическая психология рассматривает нечто другие трудности общения, связывая их с «полосой отчуждения», т.е. с возникновением напряженности между учителем и учеником, которое характеризуется прежде всего неспособностью учителя контролировать свои действия и поступки, свою оценку, свое отношение к детям. И как следствие, ребенок выпадает из поля зрения учителя, ведь последний ее не воспринимает и не осознает отчуждения.
Когда же отчуждение осознается, то учитель старается выделить признаки неприятие, которые обычно характеризуются негативными оценками, а положительные видшуковуються сознательно. В конце концов отчуждения может возникнуть и как средство собственной защиты личности учителя. Такие учителя отличаются повышенной тревожность за свой статус, введением жестких требований и т.д. При таких условиях поступки детей расцениваются как умышленные, приводящих к нарушению порядка. На почве «полосы отчуждения» возникают трудности педагогического общения, которые объединяют в следующие группы: информационные (проявляются в неумение сообщить информацию, высказать свое мнение, завершить првидомлення и др.), регуляционных (связанные с неумением стимулировать активность воспитанников) и трудности реализации афективних функций (неумение одобрять мнению ученика, соглашаться с ней и т.д.).
Была выявлена зависимость проявления этих трудностей от степени сформированности в учителя способности направлять на учеников собственные состояния и психические свойства. В условиях, когда у педагога наблюдается дефицит качеств эмпатии, идентификации, рефлексии, то общение с ним приобретает конфигурации формального взаимодействия, что приводит к деформации развития эмоциональной сферы у детей. Если взрослые не удовлетворяется потребность ученика в доверчиво общении, то возникает эмоциональная несбалансированность реакции ребенка на обращение к ней людей, которые ее окружают, появлению в ученика признаков агрессивности и деструкций в поведении. Однако избыток доверчиво общения ведет к инфантилизму.
С позиции психологии управления
трудности общения
Еще одна группа трудностей связана с развитием отношений с членами организации: неприятие помощи от партнеров, попытка занять во взаимодействии позицию эксперта, негнучкисть ролевой поведения, напряженность в отношениях между руководителями-начинающими и опытными (речь идет о так называемый возрастной конфликт), чувство соперничества и ревности между формальным и неформальным лидером.
Третью группу составляют
трудностей коммуникативные проблемы,
связанные с неумением
Юридическая психология также
рассматривает трудности
С позиции психологии личности
трудности в общении
С позиции социальной психологии все перечисленные выше группы трудностей, в той или иной степени рассматриваются. Детально изучаются также всякого рода барьеры в общении. В частности коммуникативные барьеры, т.е. такие психологические препятствия, которые устанавливаются на пути получения информации.
Среди них выделяют логический, стилистический, семантический, фонетический барьеры. Известные научные труды, в которых анализируются психологические барьеры в общении, под которыми понимаются устойчивые установки, психологические настроения личности, состояния человека, которые при определенных обстоятельствах препятствуют общению, приводят к его сбоев. Есть исследования, где рассматриваются социально-перцептивные (связанные с неадекватным восприятия, пониманием, оценкой партнеров друг друга) и интерактивные (связанные со сложностями во взаимодействии) барьеры.
Результатом усилий многих
ученых (философов, социологов, психологов,
этнографов, культурологов, психотерапевтов)
стало возникновение
К важным характеристикам
затруднено общение принадлежат
также степень выражения
А широкий смысл этого
понятия включает все виды и формы
общения, которые вызывают деструктивные
изменения в поведении
Затрудненное общение
рассматривается
Что касается трудностей, которые возникают в общении (причины затруднено общения), то их классифицируют следующим образом:
• объективные, порожденные реальным взаимодействием, и субъективные, касающиеся различных аспектов функционирования личности или группы;
• первичные, то есть природные условия жизни группы, и вторичные, порожденные различными психогеннимы и социогеннимы воздействиями;
• усвидомлювани, реально присутствующие в ситуации общения и неусви-домлювани, те, что субъективно НЕ переживаються личностью и группой;
• ситуативные и устойчивые;
• межкультурные и культурно-
• загальновикови и гендерные, половые;
• индивидуально-психолог (ЧНИ, личностные, социально-психологические;
• когнитивная-эмоциональные, мотивационные и инструментальные (навыки общения, нормы, правила этикета, ритуалы и т.д.);
• компоненты структуры спишування (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);
• вербальные и невербальные.
Взаимосвязь личности и общения базируется на процессе взаемодетерминации: личностные образования влияют на результаты общения, а те, в свою очередь, влияют на личность, формируя ее социально-перцептивные сферу, систему отношений, навыки и умения коммуникативной поведения и т.д. В зависимости от того, какими являются интегральные личностные образования и как они влияют на общение, меняя его характеристики, возникает совокупность признаков затруднено или неутрудненого общения. Известные самая для ситуаций затруднено взаимодействия характеристики: наличие барьера на пути достижения целей партнеров; увеличение нервно-психического напряжения; демонстрация непонимания; сбои в интеракции. При этом ситуация затруднено взаимодействия предусматривает такую ситуацию, при которой один или оба партнера являются субъектами затруднено общение. Они по-разному осознают социальные нужды прочего, мешающие достижению целей общения, в результате чего один или оба участника общения испытывают острые эмоциональные переживаний, которые сопровождаются демонстрацией непонимания, нервно-психическим напряжением и т.п.
Представление о личности как о субъект затруднено общение лежит в плоскости изучения общих характеристик субъекта общения, наделенного способностью субьектности (т.е. всеми характеристиками субъекта), что проявляется в преобразовательные активности участников общения и в установлении субъективных зв ' язкив индивида с другими людьми. К интегральных свойств субъекта общения относятся: автономность, свобода, деятельность, гармоничность, целеустремленность, усвидомленисть, целостность, преобразовательная активность (ее интенсивность, направленность, качество), «нормальнисть» - «анормальнисть», которые соотносятся с явлениями разрушения или созидания и проявляются в системе отношений. Исходя из указанного, имеются две фундаментальные типы личностей как субъектов общения: субъект затруднено общение и субъект не-затруднено общение, преобразовательная активность которых различается по трем параметрам (направленность, качество, интенсивность) и представлена в системе отношения к другому . Ученые (В. Лабунська и др.) згрупувалы социально-психологические и психологические характеристики личности (направленность, установки, ценностные ориентации, система отношений личности, стили, стратегии взаимодействия, соииально-перцептивные образование, навыки и умения в области коммуникативной деятельности, ролевые, статус ни позиции личности и соответствие ее поведения социокультурный и моральным нормам), на основе чего описали психологический портрет субъекта как затруднено, так и неут-рудненого общения.
Относительно проблемы выхода из ситуации затруднено общение, то, как считают исследователи, он возможен при условии соблюдения принципов равенства (связь двух или более ривноактивних, ривноуникаль-ных субъектов), взаимной детерминации (взаимодействие субъектов, которые влияют друг на одного), осознание себя и окружения через свою представленность в других. (способность быть субъектом преобразования поведения и сознания окружения через свою представленность в них), неравенства взаимной детерминации (речь идет о личностный способ существования каждого из партнеров), неоднаковости (признается право партнера быть индивидуальностью. Важным условием выхода из ситуаций затруднено общение является рефлексия и механизм осознания себя. Поэтому человек, который не осознает себя в качестве субъекта общения, не имеет четкого внутреннего образа, так или иначе обречена на трение и сбои в общении. При этом низкий уровень рефлективного анализа своей системы отношений к другому, особенностей общения превращает субъекта затруднено общение в «тяжелого» партнера, который: наделен низким уровнем осознания себя в роли «объективной» детерминанты, что затрудняет как свое собственное общение, так и других; особенностями своей индивидуальности приводит к возникновению трудностей в процессе взаимодействия с ним большинства партнеров; видит причину трудностей, которые он переживает, в особенностях индивидуальности и общения партнера, и перекладывает ответственность за причины возникновения, ход и последствия ситуации на другого. Однако, будучи «сложным» партнером для другого, человек в большинстве случаев не осознает себя источником затруднено общение. Как видим, понятия «субъект затруднено общение» и «тяжелый партнер общения» не совпадают. Затрудненное общение прежде всего рассматривается как такое, которое сопровождается эмоциональным напряжением. То есть «эффективность» и «затруднения» не являются противоположными характеристиками общения. Вот почему возможны такие варианты: затрудненное, но эффективное общение (партнеры переживают эмоциональное напряжение, но достигают положительных результатов); затрудненное и неэффективное общение (характеризуется эмоциональным напряжением и несоответствием достигнутых результатов заданным целям); неутруднене и эффективное общение (отсутствует эмоциональное напряжение и результаты общения совпадают с заданными целями); неутруднене и неэффективное общение (отсутствует эмоциональное напряжение и не совпадает результат с заданными целями. Только в связи с другим человеком субъект затруднено общение может занимать статус «тяжелого» партнера, помощь которой заключается в создании для него специальных условий, шо приводят к развитию рефлексии по поводу себя как субъекта общения (психотерапевтическая работа, группы тренинга , индивидуальное консультирование и т.д.).