Предмет этики, ее место в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:26, доклад

Описание работы

Этика (rpe4. etnika, от etnos) – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами.

Файлы: 1 файл

шпоры по этике и псих делового общения.docx

— 432.54 Кб (Скачать файл)

Педагогическая психология рассматривает нечто другие трудности  общения, связывая их с «полосой отчуждения», т.е. с возникновением напряженности  между учителем и учеником, которое  характеризуется прежде всего неспособностью учителя контролировать свои действия и поступки, свою оценку, свое отношение к детям. И как следствие, ребенок выпадает из поля зрения учителя, ведь последний ее не воспринимает и не осознает отчуждения.

Когда же отчуждение осознается, то учитель старается выделить признаки неприятие, которые обычно характеризуются  негативными оценками, а положительные  видшуковуються сознательно. В конце концов отчуждения может возникнуть и как средство собственной защиты личности учителя. Такие учителя отличаются повышенной тревожность за свой статус, введением жестких требований и т.д. При таких условиях поступки детей расцениваются как умышленные, приводящих к нарушению порядка. На почве «полосы отчуждения» возникают трудности педагогического общения, которые объединяют в следующие группы: информационные (проявляются в неумение сообщить информацию, высказать свое мнение, завершить првидомлення и др.), регуляционных (связанные с неумением стимулировать активность воспитанников) и трудности реализации афективних функций (неумение одобрять мнению ученика, соглашаться с ней и т.д.).

Была выявлена зависимость  проявления этих трудностей от степени  сформированности в учителя способности направлять на учеников собственные состояния и психические свойства. В условиях, когда у педагога наблюдается дефицит качеств эмпатии, идентификации, рефлексии, то общение с ним приобретает конфигурации формального взаимодействия, что приводит к деформации развития эмоциональной сферы у детей. Если взрослые не удовлетворяется потребность ученика в доверчиво общении, то возникает эмоциональная несбалансированность реакции ребенка на обращение к ней людей, которые ее окружают, появлению в ученика признаков агрессивности и деструкций в поведении. Однако избыток доверчиво общения ведет к инфантилизму.

С позиции психологии управления трудности общения рассматриваются  в контексте делового взаимодействия. Как основные можно выделить трудности, связанные с вхождением личности в группу, трудовой коллектив. Практика управления подтверждает, что не каждому  руководителю, особенно новичку, сразу  удается адаптироваться к условиям жизни в организации, завоевать  уважение и доверие подчиненных. Назовем причины этого: обманутые ожидания недостаток внимания от высшего руководства, отсутствие возможности виризнитися в глазах других руководителей успешным решением сложной задачи, социально-психологическая глухоты (пренебрежение к социально-психологических особенностей управленческой деятельности, которая приводит к конфликтам с подчиненными и организацией в целом), пассивность, игнорирование реальных критериев оценки, неприятие другого человека, внутренняя скованность и т. п.

Еще одна группа трудностей связана с развитием отношений  с членами организации: неприятие  помощи от партнеров, попытка занять во взаимодействии позицию эксперта, негнучкисть ролевой поведения, напряженность в отношениях между руководителями-начинающими и опытными (речь идет о так называемый возрастной конфликт), чувство соперничества и ревности между формальным и неформальным лидером.

Третью группу составляют трудностей коммуникативные проблемы, связанные с неумением высказать  собственное мнение, провести дискуссию, совещание, аргументированно доказать свою правоту. Четвертая группа трудностей в общении содержит субъективные ограничения (факторы, затрудняет и сдерживают результаты управленческого общения): неумение управлять собой, незнание своих психофизиологических возможностей, социально-профессионального потенциала; розпливчати личные ценности; невыразительная цели; загальмований саморазвитие; неумение решать проблемы; недостаток творческого подхода; неумение влиять на людей; недостаточное понимание особенностей управленческой деятельности; слабые навыки руководства; неумение обучать; низкая способность формировать группу.

Юридическая психология также  рассматривает трудности общения. Речь идет о общения следователя и подозреваемого, следователя и потерпевшего, общения, разворачивается между участниками судебного процесса, между лицами, которые находятся в местах лишения свободы. Часто трудности возникают в общении с несовершеннолетними правонарушителями, особенно с теми, которые постоянно конфликтуют с окружением, что выражается в агрессии, либо в уклонении от любых контактов.

С позиции психологии личности трудности в общении рассматриваются  в контексте индивидуально-личностных различий. Различные индивидуальные особенности по-разному деформують общения. Назовем эти индивидуальные особенности: егоцентризм (человек, который чрезмерно сконцентрирована на себе и своих собственных мыслях, переживаниях и т.п., не способна адекватно воспринимать другого участника взаимодействия, что проявляется в отсутствии сочувствия к собеседнику, в отсутствии координации действий с партнером); когнитивная сложность личности ( низкий уровень когнитивной сложности личности вызывает повышенную враждебность и агрессивность в общении; когнитивная сложны люди чаще испытывают радость по поводу общения, чем когнитивная простые, которые нередко переживают непонимание их окружением); чрезмерная уязвимость (по имеющейся потребности в общении такие люди не реализуют ее через исключительную сдержанность, повышенный уровень тревожности, высокая степень самозаперечення, самоприниження); чрезмерная соромьязливисть; отрешенность; одиночество и др.

С позиции социальной психологии все перечисленные выше группы трудностей, в той или иной степени рассматриваются. Детально изучаются также всякого  рода барьеры в общении. В частности  коммуникативные барьеры, т.е. такие  психологические препятствия, которые  устанавливаются на пути получения  информации.

Среди них выделяют логический, стилистический, семантический, фонетический барьеры. Известные научные труды, в которых анализируются психологические барьеры в общении, под которыми понимаются устойчивые установки, психологические настроения личности, состояния человека, которые при определенных обстоятельствах препятствуют общению, приводят к его сбоев. Есть исследования, где рассматриваются социально-перцептивные (связанные с неадекватным восприятия, пониманием, оценкой партнеров друг друга) и интерактивные (связанные со сложностями во взаимодействии) барьеры.

Результатом усилий многих ученых (философов, социологов, психологов, этнографов, культурологов, психотерапевтов) стало возникновение направления  в психологии, получившего название социальная психология затруднено общение. Это сложный феномен, который  имеет как объективную, так и  субъективную природу и формируется  в пространстве координат «культура - личность - общение». Данное понятие  используется как в широком, так  и в узком смысле. Широкий контекст категории «затрудненное общение» включает такие явления, как трудности, сбои, барьеры, конфликты, преграды и т.п., а узкий - фиксирует незначительные трудности общения, которые долаються партнерами в процессе взаимодействия.

К важным характеристикам  затруднено общение принадлежат  также степень выражения трудностей, их глубина и интенсивность. Иными  словами, в узком смысле слова  затрудненное общение характеризуется  незначительными тертыми и сбоями в сфере межличностные взаимодействия. Ему свойственны: непрерывность  контактов между партнерами; определенную степень осознания участниками  взаимодействия имеющихся трудностей; поиск причин, которые ведут к  осложнению общения; попытка самостоятельно преодолеть социально-периептивни, коммуникативные, интерактивные затруднения.

А широкий смысл этого  понятия включает все виды и формы  общения, которые вызывают деструктивные  изменения в поведении партнеров, прерывание контактов и прекращению  общения, снижение уровня осознания  трудностей в общении, уменьшение попыток  самостоятельного выхода из трудностей, которые возникли. И как результат - у собеседников может сформироваться тревожное отношение к любой  ситуации общения.

Затрудненное общение  рассматривается исследователями  в нескольких плоскостях: как социально-психологический  феномен, который проявляется только в ситуации взаимодействия, социального  общения; как явление объективное, что представлено в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реального процесса взаимодействия; как явление суб ' ективне, которое проявляется в разного рода переживаниях индивидов, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, внутренне-личностные конфликты.

Что касается трудностей, которые  возникают в общении (причины  затруднено общения), то их классифицируют следующим образом:

• объективные, порожденные  реальным взаимодействием, и субъективные, касающиеся различных аспектов функционирования личности или группы;

• первичные, то есть природные  условия жизни группы, и вторичные, порожденные различными психогеннимы и социогеннимы воздействиями;

• усвидомлювани, реально присутствующие в ситуации общения и неусви-домлювани, те, что субъективно НЕ переживаються личностью и группой;

• ситуативные и устойчивые;

• межкультурные и культурно-специфические;

• загальновикови и гендерные, половые;

• индивидуально-психолог (ЧНИ, личностные, социально-психологические;

• когнитивная-эмоциональные, мотивационные и инструментальные (навыки общения, нормы, правила этикета, ритуалы и т.д.);

• компоненты структуры  спишування (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

• вербальные и невербальные.

Взаимосвязь личности и общения  базируется на процессе взаемодетерминации: личностные образования влияют на результаты общения, а те, в свою очередь, влияют на личность, формируя ее социально-перцептивные сферу, систему отношений, навыки и умения коммуникативной поведения и т.д. В зависимости от того, какими являются интегральные личностные образования и как они влияют на общение, меняя его характеристики, возникает совокупность признаков затруднено или неутрудненого общения. Известные самая для ситуаций затруднено взаимодействия характеристики: наличие барьера на пути достижения целей партнеров; увеличение нервно-психического напряжения; демонстрация непонимания; сбои в интеракции. При этом ситуация затруднено взаимодействия предусматривает такую ситуацию, при которой один или оба партнера являются субъектами затруднено общение. Они по-разному осознают социальные нужды прочего, мешающие достижению целей общения, в результате чего один или оба участника общения испытывают острые эмоциональные переживаний, которые сопровождаются демонстрацией непонимания, нервно-психическим напряжением и т.п.

Представление о личности как о субъект затруднено общение  лежит в плоскости изучения общих  характеристик субъекта общения, наделенного  способностью субьектности (т.е. всеми характеристиками субъекта), что проявляется в преобразовательные активности участников общения и в установлении субъективных зв ' язкив индивида с другими людьми. К интегральных свойств субъекта общения относятся: автономность, свобода, деятельность, гармоничность, целеустремленность, усвидомленисть, целостность, преобразовательная активность (ее интенсивность, направленность, качество), «нормальнисть» - «анормальнисть», которые соотносятся с явлениями разрушения или созидания и проявляются в системе отношений. Исходя из указанного, имеются две фундаментальные типы личностей как субъектов общения: субъект затруднено общение и субъект не-затруднено общение, преобразовательная активность которых различается по трем параметрам (направленность, качество, интенсивность) и представлена в системе отношения к другому . Ученые (В. Лабунська и др.) згрупувалы социально-психологические и психологические характеристики личности (направленность, установки, ценностные ориентации, система отношений личности, стили, стратегии взаимодействия, соииально-перцептивные образование, навыки и умения в области коммуникативной деятельности, ролевые, статус ни позиции личности и соответствие ее поведения социокультурный и моральным нормам), на основе чего описали психологический портрет субъекта как затруднено, так и неут-рудненого общения.

Относительно проблемы выхода из ситуации затруднено общение, то, как  считают исследователи, он возможен при условии соблюдения принципов  равенства (связь двух или более  ривноактивних, ривноуникаль-ных субъектов), взаимной детерминации (взаимодействие субъектов, которые влияют друг на одного), осознание себя и окружения через свою представленность в других. (способность быть субъектом преобразования поведения и сознания окружения через свою представленность в них), неравенства взаимной детерминации (речь идет о личностный способ существования каждого из партнеров), неоднаковости (признается право партнера быть индивидуальностью. Важным условием выхода из ситуаций затруднено общение является рефлексия и механизм осознания себя. Поэтому человек, который не осознает себя в качестве субъекта общения, не имеет четкого внутреннего образа, так или иначе обречена на трение и сбои в общении. При этом низкий уровень рефлективного анализа своей системы отношений к другому, особенностей общения превращает субъекта затруднено общение в «тяжелого» партнера, который: наделен низким уровнем осознания себя в роли «объективной» детерминанты, что затрудняет как свое собственное общение, так и других; особенностями своей индивидуальности приводит к возникновению трудностей в процессе взаимодействия с ним большинства партнеров; видит причину трудностей, которые он переживает, в особенностях индивидуальности и общения партнера, и перекладывает ответственность за причины возникновения, ход и последствия ситуации на другого. Однако, будучи «сложным» партнером для другого, человек в большинстве случаев не осознает себя источником затруднено общение. Как видим, понятия «субъект затруднено общение» и «тяжелый партнер общения» не совпадают. Затрудненное общение прежде всего рассматривается как такое, которое сопровождается эмоциональным напряжением. То есть «эффективность» и «затруднения» не являются противоположными характеристиками общения. Вот почему возможны такие варианты: затрудненное, но эффективное общение (партнеры переживают эмоциональное напряжение, но достигают положительных результатов); затрудненное и неэффективное общение (характеризуется эмоциональным напряжением и несоответствием достигнутых результатов заданным целям); неутруднене и эффективное общение (отсутствует эмоциональное напряжение и результаты общения совпадают с заданными целями); неутруднене и неэффективное общение (отсутствует эмоциональное напряжение и не совпадает результат с заданными целями. Только в связи с другим человеком субъект затруднено общение может занимать статус «тяжелого» партнера, помощь которой заключается в создании для него специальных условий, шо приводят к развитию рефлексии по поводу себя как субъекта общения (психотерапевтическая работа, группы тренинга , индивидуальное консультирование и т.д.).

Информация о работе Предмет этики, ее место в системе наук