Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:26, доклад
Этика (rpe4. etnika, от etnos) – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами.
Кроме рассмотренных путей предотвращения трудностям общения, рекомендуются и другие средства, в частности коррекция общения. Она должна строиться на основе диагностики трудностей мотивационного характера. Речь идет о том, что менять необходимо не только внешний, операционадьний сторону общения, но и вскрывать глубинные причины затруднений. Такое сочетание позволит гармонизировать, оптимизировать и гуманизуваты человеческое взаимодействие. Итак Коррекционная работа должна учитывать возраст, пол, индивидуальные особенности человека, специфику социализации, вид деятельности. ее следует направлять не столько на отработку необходимых навыков общения, сколько на коррекцию отношения к другим людям и связанной с этим самооценки, преодоление внутренних конфликтов, самосознания. Для этого специалисты советуют применять такие формы, как обучение самоанализа, применение группового социально-психологического тренинга. При этом в поведенческого тренинга следует применять ролевую фу, групповую дискуссию, различные инновационные игры.
Деформации общения связанные
с отклонением от норм взаимодействия,
которые приняты в обществе и
соответствуют мировым
Прежде деформации социальных
отношений вызывают деформацию сообществ,
групп и личности как субъекта
общения. Речь идет о социальную патологию,
которая проявляется в
Последняя, криминальная деформация,
в сфере общения
Репрезентативные системы, их виды, приемы определения, коррекция общения с учетом полученной информации
Репрезентативная система
— одна из систем восприятия. Большую
часть собственного опыта человек
получает из собственного восприятия
окружающей действительности. Человек
обладает рядом входных информационных
каналов по которым поступает информация
об окружающей действительности.
Уровень развития репрезентативных систем
у людей бывает абсолютно разный, по этой
причине и модель мира разных людей будет
отличаться друг от друга. Более того,
один и тот же реальный факт, свидетелями
которого стали разные люди, может быть
воспринят и пережит ими по разному. Наличие
той или иной репрезентативной системы,
ее развитие формируют адекватные им процессы
мышления и памяти человека, а в итоге
дают возможность классифицировать три
взаимосвязанные системы: аудиальную,
визуальную и кинестетическую. Последовательность
работы названных систем позволяет после
выявления алгоритма увидеть внутренние
процессы мышления конкретного человека.
Репрезентативная система — понятие,
означающее преимущественный способ получения
человеком информации из внешнего мира.
Различают следующие репрезентативные
системы:
визуальная — опирающаяся, в основном,
на зрительные образы;
аудиальная — опирающаяся, в основном,
на слуховые образы;
кинестетическая — опирающаяся, в основном,
на ощущения.
Человек при наличии выбора чаще употребляет
слова, соответствующие его репрезентативной
системе (Визуал: «Ваша позиция выглядит
правильной», «ваша правота очевидна»,
«я вижу в ваших словах истину», аудиал:
«Звучит похоже на правду», кинестетик:
«Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах
ощущается истина» человек с доминирующей
дискретной репрезентативной системой:
«Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы»).
Примером использования особенностей
репрезентативных систем могут являться
методы снижения критичности восприятия
субъекта путем употребления слов, соответствующих
его репрезентативных систем или же целенаправленное
заострение внимания собеседника путем
использования наиболее чуждых его репрезентативной
системе слов.
Каждый человек имеет наиболее часто применяемую
им репрезентативную систему из числа
трех указанных систем, которая может
отличаться от репрезентативной системы
другого человека.
Недостаточный учет основной репрезентативной
системы человека в процессе общения может
привести к взаимному непониманию, трудностям
во взаимодействии.
Имеется несколько способов определения,
какая из репрезентативных систем (визуальная,
аудиальная, кинестетическая) является
ведущей у конкретного человека. Прежде
всего, следует обратить внимание на слова,
которыми человек описывает свой жизненный
опыт и чаще всего употребляет в процессе
общения. Эти слова называются предикатами.
Предикаты проявляются в виде глаголов,
прилагательных и наречий, используемых
человеком в конкретных предложениях.
Рассмотрим предикаты, наиболее часто
применяемые в соответствующей репрезентативной
системе.
Визуал в своей речи употребляет существительные,
глаголы, прилагательные, связанные в
основном со зрением (смотреть, наблюдать,
картина, на первый взгляд, прозрачный,
яркий, красочный, как видите и т.д.). Для
аудиала характерно употребление слов,
связанных со слуховым восприятием (голос,
послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина,
громкий, благозвучный и т. д.). Словарь
кинестетика в основном включает слова,
описывающие чувства или движения (схватывать,
мягкий, теплый, прикосновение, гибкий,
хороший нюх и пр.).
Репрезентативные системы:
1) Визуальная:
- Предикаты: представьте, ярко, видимо,
прозрачно, перспектива, ясно, видеть,
глядеть, следить, ослепительно и т.п.
- Предложения:
Моя работа выглядит безразлично. Жизнь
так тускла. Это проливает больше света
на это. Этот образ останется в моей памяти.
Я счастлив, что мы с Вами смотрим на это
одними глазами. Давайте посмотрим на
это. Это слишком неопределенно, чтобы
рассмотреть.
2) Аудиальная:
- Предикаты: послушайте, громко, созвучно,
логично, тихо, вскрикнуть, сказать, услышать,
резко и т.п.
- Предложения:
Это правильное решение прозвучало во
мне. Это просто шепот. Это слишком большие
разногласия в наших отношениях. Я старался
говорить себе: “Ты не можешь делать ничего
правильно”. Это слишком далеко от ритма.
3) Кинестетическая:
- Предикаты: чувствую, удобно, легко, трудно,
напрягаться, коснуться, сырой, ощущать,
тошно и т.п.
- Предложения:
Это вызывает неоднозначные чувства. Он
горячий. Она - холодная рыба. Эта вещь
давит на мою память. Да, я чувствую нечто
выше этого.
Наблюдение за человеком и обращение внимания
на предикаты, применяемые им в процессе
коммуникаций позволяет определить его
основную репрезентативную систему. Как
следствие этого появляется задача построения
диалога с учетом языка взаимодействующего
человека, то есть его основной репрезентативной
системы.
Восприятие, как и ощущение, на основе
которого оно возникает, есть непосредственно
чувственное отражение человеком внешнего
мира и регулятор взаимодействия человека
с предметами и явлениями окружающей среды.
Поэтому сенсомоторные и перцептивные
процессы составляют основу психического
развития человека и важную сторону человеческой
жизнедеятельности в целом.
Сенсорная информация может поступать
по различным перцептивным каналам. Каждый
из каналов восприятия формируется и функционирует
определенным порядком, алгоритм которого
может быть установлен путем пооперационного
анализа. Общее для всех известных перцептивных
действий состоит в том, что они являются
продуктами индивидуального развития
и жизненного опыта, формируясь в тех или
иных рамках научения. Поэтому они, эти
перцептивные действия, не заданы самой
организацией анализаторов. Напротив,
путем построения оптимальных режимов
деятельности наблюдения и отбора наиболее
эффективных перцептивных действий можно
значительно раздвинуть границы чувственного
познания. Поскольку перцептивные действия
осуществляются с помощью различных технических
и культурных средств (выступающих как
орудия и знаки, своего рода усилители
функций), постольку эти опосредованные
функции специфичны для различных каналов
восприятия.
В зависимости от особенностей развития
ведущих каналов восприятия и переработки
информации людей условно можно разделить
на четыре категории.
Визуалы - люди, воспринимающие большую
часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию
через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую
часть информации через другие ощущения
(обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации
происходит в основном через логическое
осмысление, с помощью цифр, знаков, логических
доводов.
Для людей с ведущим визуальным каналом
восприятия характерны следующие особенности:
при обработке информации они сразу превращают
слуховые и прочие сигналы в зрительные
образы, которые, собственно, и запоминают.
Считается, что зрительная память у таких
людей развита намного лучше, чем у всех
остальных, что неудивительно — ведь именно
ею они пользуются чаше всего. При общении
эти люди очень четко держат дистанцию,
не оттого, что опасаются близости, а потому,
что собеседника обязательно должно быть
хорошо видно. Подавляющее число художников,
дизайнеров (от компьютерных до ландшафтных)
относятся к визуалам.
Для людей с ведущим аудиальным каналом
восприятия характерны следующие особенности:
в общении они предпочитают находиться
поближе к собеседнику, чтобы лучше слышать
его, но при этом не любят смотреть в лицо,
и особенно в глаза. К словам вообще и к
похвале в особенности аудиалы весьма
чувствительны. Естественно, лучше всех
остальных они распознают оттенки интонаций
и тембр голоса собеседника, а в речи используют
много слуховых метафор. Аудиалы часто
становятся музыкантами, певцами, из них
получаются прекрасные лекторы и психологи.
Для людей с ведущим кинестетическим каналом
восприятия характерны следующие особенности:
это люди, все жизненные события переводящие
на язык телесных ощущений, вкуса, осязания
и обоняния. Инструментом для обработки
информации и принятия решении для них
служит интуиция. Они слушают свои внутренние
ощущения, подчиняются им и часто поступают
безошибочно. Для кинестетиков крайне
важны прикосновения, так что дистанция
при общении у них минимальная. Кинестетиков
много среди танцоров, массажистов.
Доминирующий канал восприятия формируется
достаточно рано и сохраняется чаще всего
на всю жизнь. На выбор канала могут влиять
самые разные обстоятельства — от воспитания
и культурных стереотипов до генетической
предрасположенности и физических особенностей.
Между тем знать свой собственный доминирующий
канал восприятия очень важно. Потому
что между людьми разных модальностей
очень часто возникают серьезные коммуникативные
проблемы.
В разные моменты жизни у человека могут
быть задействованы (независимо от его
доминирующей модальности) разные каналы
восприятия.
В межличностном общении каналы восприятия
играют важную роль в установлении взаимопонимания.
Поэтому очень важно общаться с партнером,
учитывая его ведущий канал восприятия:
- с визуалом используя слова, описывающие
цвет, размер, форму, местоположение; используя
слова, которые аппелируют к визуальным
образам, и др.;
- с аудиалом используя вариации голоса
(громкость, паузы, высоту), отражая телом
ритм речи (особенно головой) со скоростью,
характерной для этого типа восприятия;
- с кинестетиком используя жесты, прикосновения
и типичную для них медленную скорость
мыслительных процессов.
Таким образом, существует три ведущих
канала (или модальности) для восприятия
и обработки поступающей извне информации:
визуальный, то есть зрительный, аудиальный
(слуховой) и кинестетический (через движение,
чувственное восприятие). При этом в подавляющем
большинстве случаев только один из них
является ведущим, то есть определяющим
доминирующий способ восприятия информации,
однако и другие каналы восприятия также
эффективно функционируют.
Конфликты: причины, способы разрешения конфликтов в ходе делового общения
Виды конфликтов
2.1 Внутренние конфликты
Тревога - беспокойство, забота, суета, смятение, испуг. У тревоги есть одно положительное качество: она способна в определенной степени поддерживать в человеке инстинкт самосохранения. Но нередко люди сами не замечают, что они тревожатся постоянно, неоправданно - такое состояние становится привычным. Уверенный в себе человек четко знает, где проходит граница между его собственным «я» и окружающей социальной средой и как эту границу защитить. У тревожащегося человека граница его «я»размыта, не защищена, у него постоянно возникает чувство опасности. Если в течении многих лет человек испытывает тревогу, то она прочно входит в его жизнь и становится причиной постоянного внутреннего конфликта.
Вина - провинность, проступок, прегрешение, предосудительный поступок. Совершенно безгрешным может быть только младенец. Многие люди не желают признаваться в том, что они в чем-то виновны. Отказ от вины - естественная психологическая защита. Признав, что он в чем-то виновен, человек должен признать, что он - плохой. А это непомерная нагрузка на психику, это серьезный внутренний конфликт, разрешить который многим людям не удается до конца своих дней. Чувство вины - это разница между тем, какие мы есть, и тем, какими хотим быть. Положительное качество вины заключается лишь в том, что человек способен принять нравственные и моральные нормы поведения в обществе.
Лень - отвращение от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству. Ленивых людей никто не любит, их постоянно упрекают, с ними не желают иметь дела. Зачастую ленивый человек сам мучается угрызением совести, но ничего не может с этим поделать - не хватает воли, необходимых знаний, опыта преодоления лени. И это порождает в душе один из самых распространенных внутренних конфликтов. Иногда лень связана с отсутствием четких целей и ярко выраженных желаний. Иногда чем-то другим. Лень бывает различной по своим свойствам. Но бывает лень во благо, конечно в том случае, если она толкает на изобретение новейших технологий, облегчающих повседневный труд.
Стыд - чувство или внутреннее сознание предосудительного, внутренняя исповедь перед совестью, позор,6,7 В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».. Чаще всего стыд является следствием неадекватного восприятия себя и других. Конфликт возникает из-за неправильного восприятия себя и других «я - плохой, они - хорошие». Стыд, как правило, связан с нашим поведением и адаптацией в обществе. Еще один вариант появления стыда - гнев. В этом случае действует принцип «я - хороший, меня спровоцировали на гнев, так что все равно виноваты другие». В некоторых случаях стыд выступает в роли стимула к совершенствованию. Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы Сенека . Стыд выступает в роли регулятора нашего социального поведения.
Обида - всякая неправда, то, что оскорбляет, порицает и бесчестит. Это чувство основная причина многих конфликтов, ссор, скандалов. В основе обиды чаще всего лежат неоправданные ожидания. Мы убеждены, что люди должны относится к нам изначально хорошо, ценить нас, помогать нам. Мы прощаем себе свои недостатки, хотя другие вряд ли это сделают. Обида - это один из видов психологической защиты, то есть нормальная психологическая реакция, цель которой - снизить психологическое напряжение.
Гнев - сильное чувство негодования, порывистая досада, злоба. Гнев - это инстинктивная древняя реакция агрессии, чтобы выжить и сохранить себя. Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиной убийств, союзница несчастья, пособница вреда и бесчестия Аристотель . Гнев входит в состав семи смертных грехов. Если не взять реакцию гнева под жесткий контроль, никогда не удастся избавиться от сильнейшего внутреннего конфликта. Проявление гнева - не показатель силы. Гнев скорее свидетельствует о слабости, обидчивости, ранимости. Положительная сторона у гнева только одна - он способен преодолеть самый сильный страх.
Месть - оплата злом за зло, злопамятство ,10,11 В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».. Исходным чувством мести служат такие деяния людей, которые расцениваются как преступления против отдельного человека или представляют опасность для общества, но иногда отправной точкой могут служить семейные неурядицы, несложившиеся служебные отношения. Месть опасна тем, что забирает много энергии.
Предательство - измена, вероломство. Здесь мы возвращаемся к теме неоправданных ожиданий. Предательство выступает в роли психологической защиты от обиды. Но предательство выражается еще и как вариант мести, которая в последствие приведет к чувству вины.
Зависть - досада о чужом благе, нежелание добра другому. Никто не рождается завистливым. Завистливым становятся в процессе становления психики. Часто это происходит в раннем детстве, когда родители ставят в пример своему ребенку кого-то из его сверстников, но вместо импульса к позитивному действию, ребенок испытывает негативные чувства. Не многие люди столь самодостаточны, чтобы не сравнивать себя с другими, а сравнение - первый повод к зависти. Впрочем, можно вспомнить слова Ларошфуко: «Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу все мало». Испытывая зависть, человек одновременно чувствует недовольство, раздражение, дискомфорт, что само по себе уже и является внутренним конфликтом.
Ревность - слепая и страстная недоверчивость, мучительное сомнение. Ревность - это психологический механизм эротического манипулирования. Как всякий механизм, ревность состоит из нескольких частей: вина, долг, страх, порядочность, месть, жалость, превосходство. Ревность наименее контролируемая эмоция, справится с ней очень сложно, а бед приносит множество. Но умело дозированная ревность является полезной терапией, постоянно поддерживающей отношения между людьми.
Депрессия изменяет наше восприятие настоящего, прошлого. А иногда будущего. Как сказал Вольтер: «Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало - смешно». Внутренний конфликт заключается в том, что человек в глубине души понимает: с ним что-то не так, но при этом продолжает самозабвенно вариться в собственных переживаниях, не предпринимая никаких активных действий для выхода из депрессии. Причинами депрессии могут быть накопившиеся нерешенные проблемы, эмоции, внезапные трагические события. Двойственная природа депрессии характеризуется и положительными и отрицательными моментами. В состоянии депрессии многие творческие личности создали свои лучшие произведения. Опасность представляется в том, что вместо активных действий человек занимается философскими рассуждениями. Внешне это никак не выражается, а внутри происходит борьба душевные терзания, которые нередко приводят к суициду.
Имея за плечами опыт борьбы хотя бы с одним из этих внутренних конфликтов, мы начинаем по-другому воспринимать окружающих нас людей. Мы понимаем, что и у них могут быть свои проблемы и трудности, о которых мало кто знает, но последствия этих переживаний находят свой отклик в отношении со своим близкими и коллегами по работе. Нас раздражает отсутствие внимания со стороны партнеров, и мы, не зная истинных причин такого отношения, переносим это на себя. Но прощаем себе головную боль, бессонную ночь, несварение желудка или ссору с родителями. Далеко не все желают понимать и принимать чужих «тараканов в голове».
2.2 Внешние конфликты
Все люди разные. Они занимают
различные жизненные позиции, преследуют
различные цели, руководствуются
различными интересами. Разумеется, эти
различия порождают целый ряд
серьезных противоречий. Каждый при
этом стремится максимально
Горизонтальный чаще всего применяют по отношению к новичкам более старые сотрудники организации. Он может проявляться в «бойкоте» со стороны сослуживцев, предоставлении неверной информации, игнорировании просьб, сплетнях и множестве иных «мелочей», которые складываются в единую картину конфликта. Обычно такое случается, если в новичке видят конкурента, или он сильно выделяется из коллектива своей неординарностью. Нередко причиной становится и обычная зависть к более молодому и удачливому коллеге. Отмечено, что зачинщиками травли во многих случаях становятся пожилые сотрудники, которые боятся потерять место и из-за этого придираются к своим коллегам. Иногда подобный прессинг имеет временный характер и является своеобразным «посвящением» в члены коллектива. В жертву может превратиться и опытный работник, к которому вдруг начало благосклонно относиться начальство.