Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:26, доклад
Этика (rpe4. etnika, от etnos) – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами.
5. По характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а юридическую, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом – он носит процессуальный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.
Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации). Это – ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
6. По уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали (мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, тогда как право пересекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления). Мораль выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих сограждан. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, благородным. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал.
7. По времени введения в действие. Моральные нормы, являясь продуктом сознания людей, вводится в действие по мере их осознания. Правовые нормы, которым свойственна формальная определенность, начинают действовать лишь со времени, оговоренного в нормативно-правовом акте.
8. По времени возникновения. И право, и мораль – результат развития общества, его прогресса, цивилизации. Но мораль гораздо «старше по возрасту», она всегда существовала в обществе. Право возникло лишь на определенной стадии социальной эволюции.
В принципе, считается, что мораль – регулятор более мягкий и уступчивый, нежели право с его суровыми процедурами и санкциями. И будто бы только мораль достойна высоких, похвальных оценок; будто бы морали уготовано решающее значение при решении общечеловеческих проблем.
Считаю несостоятельной данную позицию. Ведь суровые и жестокие черты права во многом коренятся не в чем ином, как в морали, в ее бескомпромиссных, нередко максималистских, предельных требованиях, безоглядных императивах. Все дело лишь в том, что эти требования и императивы, когда они «выходят» на власть, получают карательное подкрепление от власти. В подобной ситуации право не может быть выведено из морали, и нельзя сказать, что ее основой является мораль.
Рассмотренные сходства и различия между правом и моралью дают понять неоднородность двух понятий, гибкость границ, проведенных между ними.
Таким образом, мораль и право – это две особые, духовные, ценностно-регулятивные социальные области, занимающие самостоятельные (хоть и связанные) ниши в жизни общества, это два разных мира.
Значение этических категорий долга, совести, чести, достоинства для профессиональной деятельности.
Существуют общие нравственные требования к поведению человека — представителей той или иной профессии, например, для представителей законода-
тельной профессии — это максимальная справедливость, неукоснительная верность духу закона, объективность, стремление к истине.
Следование нормам профессиональной этики содействует трудовой деятельности, регулирует взаимоотношения руководителей и подчиненных, партнеров по деловым отношениям, обслуживающих и обслуживаемых в системе «человек — человек» (медицинских, педагогических, юридических, торговых учреждениях и т.д.).
Основными категориями этики являются основополагающие понятия, отражающие нравственные ценности общества. В состав основных категорий этики включают добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.
Добро и зло — основные понятия морального сознания личности. С помощью этих понятий оцениваются поступки человека и вся его деятельность. Добро — все то, что несет благо человеку. Зло — всякое препятствие на пути развития общества и личности, все то, что деформирует общественные отношения.
Долг означает моральную необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований личностью при исполнении своих обязанностей (виды долга: семейный, супружеский, родительский, гражданский, патриотический, воинский и т.д.).
Совесть — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль за своим поведением, оценивать свои мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами.
Совесть — внутренний нравственный «судья» человека, который предостерегает его от поступков, причиняющих неприятности окружающим. Наиболее распространенное проявление совести — раскаяние и стыд.
Можно жить безмятежно, условясь Зло считать для удобства добром, Но что делать тому, чья совесть Все нежданно поставит ребром?
Что тут делать, когда в человеке О приходе своем возвестит, Пусть случайно, пусть в кои-то веки, Словно трубы архангелов, стыд?
Е. Винокуров. Совесть
Для коммерсанта наличие совести — одно из условий профессиональной пригодности.
Честь — это осознание человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, мастера своей профессии. В категории «честь» отражается стремление человека сохранить свою репутацию, свое доброе имя. Честь — это и общественная оценка человека, и мера уважения со стороны окружающих. В стремлении честно выполнить свои профессиональные обязанности и находит выражение честь работника.
Невыдуманные рассказы:
Эту историю рассказала женщина, пережившая в годы войны ленинградскую блокаду. Она заведовала булочной и однажды со своей сотрудницей, впрягшись в небольшие сани, они еле-еле везли из пекарни в булочную тот страшный блокадный хлеб. От голода у них кружилась голова. Они падали в снег, вставали и снова падали, но ни одна из них не подумала даже отщипнуть хотя бы крошку от такой близкой к рукам буханки. Они знали — их ждут с ночи голодные люди. И вдруг раздался оглушительный грохот. Совсем недалеко разорвался вражеский снаряд. Хлеб разметало. Волна отбросила от саней и женщин. Когда они очнулись, то увидели, как люди бережно собирали и складывалив сани те бесценные буханки жизни. Заведующая булочной, придя в себя, пересчитала их. Ни одна не пропала.
Когда спустя сорок лет на одной из встреч ветеранов войны женщине задали вопрос: «Неужели так никто и не взял ни кусочка хлеба, ведь умирали от голода?» — онаудивленно посмотрела и не без гордости сказала: «И для голодных, пусть даже умирающих, честь была превыше всего.»
Честь и совесть — мы часто произносим эти одухотворенные, наполненные глубоким благородным смыслом слова, не задумываясь порой, что они означают. Вот как толкуют
их словари русского языка. Честь — достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. Это почет и уважение, которые ей воздаются. Не менее значимо и слово «совесть». Оно характеризуется как чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом. Как видим, понятия этих двух слов — честь и совесть очень емкие, и о них надо всегда помнить, как помним имя свое.
А теперь оторвемся от книжных страниц, оглянемся вокруг себя и подумаем вот о чем: всегда ли, везде и во всем поступает каждый из нас так, как велят законы чести и совести? Все ли мы придерживаемся этих простых истин на работе, дома, в общении с коллегами, в отношениях с окружающими? Отношение друг к другу, к своей профессии — главный показатель совести и чести. Такова, скажем, честь мастера, дорожащего своим добрым именем и не позволяющего себе исполнить свою работу плохо.
Но только ли по трудовым делам можно судить о чести и совести человека? А разве не об этих высоких нравственных качествах заботится тот, кто дал слово, обещание и выполнил его в срок? Разве не о чести идет речь, когда человек отстаивает свою правоту, встает на защиту справедливости, доброго имени, не идет на компромиссы и сделки со своей совестью? Разве не делает чести человеку, если он умеет извиниться, честно признать свои ошибки? И если вы не подали руку подлецу, кляузнику, лжецу, взяточнику, если не сели за стол с дельцом, воротилой, хапугой, вором, это тоже дело совести и чести. Порядочность, скромность, доброжелательность, бережливость, воспитанность — это все выражения многогранных этических категорий чести и совести. Чем строже человек будет руководствоваться законами чести и совести, тем лучше для дела, которому он служит.
Честь и совесть всегда и во всех делах и контактах стоят на первом месте.
Мы живем, умереть не готовясь,
Забываем поэтому стыд,
Но мадонной невидимой совесть
На любых перекрестках стоит. И бредут ее дети и внуки При бродяжьей клюке и суме — Муки совести — страшные, муки На бессовестной к стольким земле.
Е. Евтушенко. Муки совести
Достоинство — форма индивидуальной
самооценки, осознания своей личной
значимости. В категории «достоинство»
находит свое выражение потребность
человека в уважении со стороны окружающих.
Коммерсант, имеющий чувство собственного
достоинства, всегда бережно относится
к достоинству своих
Смысл жизни заключается в созидательном труде и реализации своих духовных и физических возможностей.
Счастье — это состояние наибольшей моральной удовлетворенности жизнью, ощущение ее полноты и осмысленности. Нравственное поведение — результат добровольного следования нравственным требованиям. Через систему нравственных требований общество как бы программирует поведение людей, придает ему определенную направленность.
Простейшая форма
Принципы — это общие нравственные требования, руководящее начало в поведении человека.
В профессиональной деятельности коммерсанта ведущими являются следующие принципы:
• Патриотизм — любовь к своему отечеству, стремление содействовать его процветанию,утверждение истинности и справедливости общественных отношений.
• Гуманизм (в переводе с латинского «человечность») — принцип нравственности, в основе которого лежит убеждение в безграничных возможностях человека, его способности к совершенствованию, его праве на счастье. Быть гуманистом — значит уважать и любить людей, бороться против всего, что мешает им жить счастливо.
• Забота об общественной и частной собственности. Этот принцип предписывает коммерсанту уважать и охранять- на основе законодательства неприкосновенность общественной и частной собственности как основ правового государства, быть непримиримым в борьбе с расхитителями общественного достояния и теми, кто посягнул на собственность личности как общественного субъекта различными противозаконными действиями (хищение, обман, воровство — в предприятиях торговли).
• Добросовестное отношение к труду. Выражается в строгом исполнении служебных обязанностей и соблюдении порядка работы предприятия. Этот принцип требует от коммерсанта развития деловых качеств и повышения компетенции. А для этого нужно постоянно обогащать свои знания, совершенствовать опыт. Добросовестное отношение к труду предполагаетинициативность, ответственность за выполняемое дело.
Достигнуть подобного
отношения к делу коммерсанту
можно лишь при упорстве и настойчивости
в овладении выбранной
Интерактивна функция общения, Понятие об активности в общении, его критерии
Интерактивная функция общения связана с организацией взаимодействия людей (интеракцией). Эта функция общения имеет свою специфику. В условиях групповой деятельности ее участникам важно не только обмениваться информацией, но и организовать взаимодействие, в которое каждый вносит свой особый вклад. При этом могут складываться различные типы взаимодействия.
Один из них - кооперация, т.е. обозначение организации совместной деятельности на основе взаимопомощи людей, их сотрудничество. Внутри кооперации может возникать соревнованиекак такой вид взаимодействия, который не носит антагонистического характера и даже включает элементы взаимопомощи.
К другому типу взаимодействия относится конкуренция, которая в той или иной мере осложняет совместную деятельность. Однако конкуренцию нельзя рассматривать только как негативное явление, так как в определенных условиях (например, при рыночной конкуренции) такое взаимодействие может оказывать стимулирующий эффект. В условиях конкуренции повышается вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
Кооперация и конкуренция
- это разные типы взаимодействия людей
в социальных организациях, но их содержание
в каждом конкретном случае задается
более широкой системой деятельности,
в которую они включены. Поэтому
их нельзя определять вне социального
контекста деятельности и вне
групповых взаимоотношений
Перцептивная функция общения
Процесс общения обязательно
включает в себя формирование субъектом
общения образа другого человека
- партнера. При этом происходит не только
восприятие внешних физических особенностей,
но и отражение его