Предмет этики, ее место в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:26, доклад

Описание работы

Этика (rpe4. etnika, от etnos) – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами.

Файлы: 1 файл

шпоры по этике и псих делового общения.docx

— 432.54 Кб (Скачать файл)

5.  По характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а юридическую, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом – он носит процессуальный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.

Иной характер носит «воздаяние»  за нарушение нравственности. Здесь  четкой процедуры нет. Наказание  выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного  воздействия (выговор, замечание, исключение из организации). Это – ответственность  не перед государством, а перед  обществом, коллективом, семьей, окружающими  людьми.

6.  По уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали (мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, тогда как право пересекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления). Мораль выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих сограждан. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, благородным. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал.

7.  По времени введения в действие. Моральные нормы, являясь продуктом сознания людей, вводится в действие по мере их осознания. Правовые нормы, которым свойственна формальная определенность, начинают действовать лишь со времени, оговоренного в нормативно-правовом акте.

8.  По времени возникновения. И право, и мораль – результат развития общества, его прогресса, цивилизации. Но мораль гораздо «старше по возрасту», она всегда существовала в обществе. Право возникло лишь на определенной стадии социальной эволюции.

В принципе, считается, что  мораль – регулятор более мягкий и уступчивый, нежели право с его  суровыми процедурами и санкциями. И будто бы только мораль достойна высоких, похвальных оценок; будто бы морали уготовано решающее значение при решении общечеловеческих проблем.

Считаю несостоятельной  данную позицию. Ведь суровые и жестокие черты права во многом коренятся  не в чем ином, как в морали, в ее бескомпромиссных, нередко максималистских, предельных требованиях, безоглядных  императивах. Все дело лишь в том, что эти требования и императивы, когда они «выходят» на власть, получают карательное подкрепление от власти. В подобной ситуации право  не может быть выведено из морали, и  нельзя сказать, что ее основой является мораль.

Рассмотренные сходства и  различия между правом и моралью  дают понять неоднородность двух понятий, гибкость границ, проведенных между  ними.

Таким образом, мораль и право  – это две особые, духовные, ценностно-регулятивные социальные области, занимающие самостоятельные (хоть и связанные) ниши в жизни  общества, это два разных мира.

 

Значение этических категорий  долга, совести, чести, достоинства  для профессиональной деятельности.

 

Существуют общие нравственные требования к поведению человека — представителей той или иной профессии, например, для представителей законода-

тельной профессии — это  максимальная справедливость, неукоснительная  верность духу закона, объективность, стремление к истине.

Следование нормам профессиональной этики содействует трудовой деятельности, регулирует взаимоотношения руководителей  и подчиненных, партнеров по деловым  отношениям, обслуживающих и обслуживаемых  в системе «человек — человек» (медицинских, педагогических, юридических, торговых учреждениях и т.д.).

Основными категориями этики  являются основополагающие понятия, отражающие нравственные ценности общества. В  состав основных категорий этики  включают добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье  и смысл жизни.

Добро и зло — основные понятия морального сознания личности. С помощью этих понятий оцениваются  поступки человека и вся его деятельность. Добро — все то, что несет  благо человеку. Зло — всякое препятствие на пути развития общества и личности, все то, что деформирует  общественные отношения.

Долг означает моральную  необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований личностью при исполнении своих  обязанностей (виды долга: семейный, супружеский, родительский, гражданский, патриотический, воинский и т.д.).

Совесть — способность  личности осуществлять нравственный самоконтроль за своим поведением, оценивать свои мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами.

Совесть — внутренний нравственный «судья» человека, который предостерегает его от поступков, причиняющих неприятности окружающим. Наиболее распространенное проявление совести — раскаяние  и стыд.

Можно жить безмятежно, условясь Зло считать для удобства добром, Но что делать тому, чья совесть Все нежданно поставит ребром?

Что тут делать, когда  в человеке О приходе своем возвестит, Пусть случайно, пусть в кои-то веки, Словно трубы архангелов, стыд?

Е. Винокуров. Совесть

Для коммерсанта наличие  совести — одно из условий профессиональной пригодности.

Честь — это осознание человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, мастера своей профессии. В категории «честь» отражается стремление человека сохранить свою репутацию, свое доброе имя. Честь — это и общественная оценка человека, и мера уважения со стороны окружающих. В стремлении честно выполнить свои профессиональные обязанности и находит выражение честь работника.

Невыдуманные рассказы:

Эту историю рассказала женщина, пережившая в годы войны ленинградскую  блокаду. Она заведовала булочной и  однажды со своей сотрудницей, впрягшись  в небольшие сани, они еле-еле  везли из пекарни в булочную тот  страшный блокадный хлеб. От голода у них кружилась голова. Они  падали в снег, вставали и снова  падали, но ни одна из них не подумала даже отщипнуть хотя бы крошку от такой близкой к рукам буханки. Они знали — их ждут с ночи голодные люди. И вдруг раздался оглушительный грохот. Совсем недалеко разорвался вражеский снаряд. Хлеб разметало. Волна отбросила от саней и женщин. Когда они очнулись, то увидели, как люди бережно собирали и складывалив сани те бесценные буханки жизни. Заведующая булочной, придя в себя, пересчитала их. Ни одна не пропала.

Когда спустя сорок лет  на одной из встреч ветеранов войны  женщине задали вопрос: «Неужели так  никто и не взял ни кусочка хлеба, ведь умирали от голода?» — онаудивленно посмотрела и не без гордости сказала: «И для голодных, пусть даже умирающих, честь была превыше всего.»

Честь и совесть — мы часто произносим эти одухотворенные, наполненные глубоким благородным  смыслом слова, не задумываясь порой, что они означают. Вот как толкуют

их словари русского языка. Честь — достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. Это почет и уважение, которые ей воздаются. Не менее значимо и слово «совесть». Оно характеризуется как чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом. Как видим, понятия этих двух слов — честь и совесть очень емкие, и о них надо всегда помнить, как помним имя свое.

А теперь оторвемся от книжных  страниц, оглянемся вокруг себя и  подумаем вот о чем: всегда ли, везде  и во всем поступает каждый из нас  так, как велят законы чести и  совести? Все ли мы придерживаемся этих простых истин на работе, дома, в  общении с коллегами, в отношениях с окружающими? Отношение друг к  другу, к своей профессии —  главный показатель совести и  чести. Такова, скажем, честь мастера, дорожащего своим добрым именем и  не позволяющего себе исполнить свою работу плохо.

Но только ли по трудовым делам можно судить о чести  и совести человека? А разве  не об этих высоких нравственных качествах  заботится тот, кто дал слово, обещание и выполнил его в срок? Разве не о чести идет речь, когда  человек отстаивает свою правоту, встает на защиту справедливости, доброго  имени, не идет на компромиссы и сделки со своей совестью? Разве не делает чести человеку, если он умеет извиниться, честно признать свои ошибки? И если вы не подали руку подлецу, кляузнику, лжецу, взяточнику, если не сели за стол с дельцом, воротилой, хапугой, вором, это тоже дело совести и чести. Порядочность, скромность, доброжелательность, бережливость, воспитанность — это все выражения многогранных этических категорий чести и совести. Чем строже человек будет руководствоваться законами чести и совести, тем лучше для дела, которому он служит.

Честь и совесть всегда и во всех делах и контактах  стоят на первом месте.

Мы живем, умереть не готовясь,

Забываем поэтому стыд,

Но мадонной невидимой  совесть

На любых перекрестках стоит. И бредут ее дети и внуки При бродяжьей клюке и суме — Муки совести — страшные, муки На бессовестной к стольким земле.

Е. Евтушенко. Муки совести

Достоинство — форма индивидуальной самооценки, осознания своей личной значимости. В категории «достоинство»  находит свое выражение потребность  человека в уважении со стороны окружающих. Коммерсант, имеющий чувство собственного достоинства, всегда бережно относится  к достоинству своих покупателей.

Смысл жизни заключается в созидательном труде и реализации своих духовных и физических возможностей.

Счастье — это состояние наибольшей моральной удовлетворенности жизнью, ощущение ее полноты и осмысленности. Нравственное поведение — результат добровольного следования нравственным требованиям. Через систему нравственных требований общество как бы программирует поведение людей, придает ему определенную направленность.

Простейшая форма нравственного  требования — моральная норма. Нормы существуют в виде различных предписаний и запретов, распространяющихся на поведение любого человека. Главные их черты — безличность и повелительность: все люди должны или не должны поступать определенным образом. Под нормами понимают такие предписания, которые регулируют какую-то отдельную сторону поведения людей («не завидуй», «заботься о родителях», «будь скромным» и т. д.).

Принципы — это общие нравственные требования, руководящее начало в поведении человека.

В профессиональной деятельности коммерсанта ведущими являются следующие  принципы:

• Патриотизм — любовь к своему отечеству, стремление содействовать его процветанию,утверждение истинности и справедливости общественных отношений.

•  Гуманизм (в переводе с латинского «человечность») — принцип нравственности, в основе которого лежит убеждение в безграничных возможностях человека, его способности к совершенствованию, его праве на счастье. Быть гуманистом — значит уважать и любить людей, бороться против всего, что мешает им жить счастливо.

• Забота об общественной и частной собственности. Этот принцип предписывает коммерсанту уважать и охранять- на основе законодательства неприкосновенность общественной и частной собственности как основ правового государства, быть непримиримым в борьбе с расхитителями общественного достояния и теми, кто посягнул на собственность личности как общественного субъекта различными противозаконными действиями (хищение, обман, воровство — в предприятиях торговли).

•   Добросовестное отношение к труду. Выражается в строгом исполнении служебных обязанностей и соблюдении порядка работы предприятия. Этот принцип требует от коммерсанта развития деловых качеств и повышения компетенции. А для этого нужно постоянно обогащать свои знания, совершенствовать опыт. Добросовестное отношение к труду предполагаетинициативность, ответственность за выполняемое дело.

Достигнуть подобного  отношения к делу коммерсанту  можно лишь при упорстве и настойчивости  в овладении выбранной профессией.

 

Интерактивна функция  общения, Понятие об активности в  общении, его критерии

 

Интерактивная функция общения  связана с организацией взаимодействия людей (интеракцией). Эта функция  общения имеет свою специфику. В  условиях групповой деятельности ее участникам важно не только обмениваться информацией, но и организовать взаимодействие, в которое каждый вносит свой особый вклад. При этом могут складываться различные типы взаимодействия. 

 

Один из них - кооперация, т.е. обозначение организации совместной деятельности на основе взаимопомощи людей, их сотрудничество. Внутри кооперации может возникать соревнованиекак такой вид взаимодействия, который не носит антагонистического характера и даже включает элементы взаимопомощи.

К другому типу взаимодействия относится конкуренция, которая в той или иной мере осложняет совместную деятельность. Однако конкуренцию нельзя рассматривать только как негативное явление, так как в определенных условиях (например, при рыночной конкуренции) такое взаимодействие может оказывать стимулирующий эффект. В условиях конкуренции повышается вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

Кооперация и конкуренция - это разные типы взаимодействия людей  в социальных организациях, но их содержание в каждом конкретном случае задается более широкой системой деятельности, в которую они включены. Поэтому  их нельзя определять вне социального  контекста деятельности и вне  групповых взаимоотношений участников этой деятельности.

 

Перцептивная функция общения

 

Процесс общения обязательно  включает в себя формирование субъектом  общения образа другого человека - партнера. При этом происходит не только восприятие внешних физических особенностей, но и отражение его психологических  черт и состояний. В отличие от общей психологии, в социальной психологии существует понятие «социальной  перцепции» (Дж.Брунер), которое обозначает восприятие социальных объектов, других людей, социальных групп, больших социальных общностей. При этом одним из важнейших критериев восприятия людьми друг друга является оценка с позиций общепринятой морали и норм правопослушного поведения.

Информация о работе Предмет этики, ее место в системе наук