Профессионально-педагогическая культура и деятельность преподавателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 15:26, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя.
В процессе изученияставятся следующие задачи:
1) Рассмотреть иобъяснить соотношение понятий «профессиональная культура» и«педагогическая культура»;
2) Определить особенностипрофессиональной компетентности и культуры педагога;
3)Рассмотреть в практической части творческую индивидуальность как один из компонентовпрофессионально-педагогической культуры;
4)Провести исследование методом тестирования педагога на уровень творческойиндивидуальности

Содержание работы

.1. Особенности культурыпедагогической деятельности ……………..5
1.2. Структура педагогическойкультуры ………………………...……...9
1.3. Профессионально обусловленныетребования к культуре педагога………………………………………………………………..................15
Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………...21
2.1. Процесс формирования культурычерез творческую индивидуальность педагога……………………………………………………..21
2.2. Значение творческой индивидуальности в работе педагога ……...24
2.3. Тестированиепедагога на определение уровня педагогическойкультуры………………………………………………………………………….29
2.4. Проявлениетворческих умений учителя в играх…………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

основы пед этики.docx

— 82.73 Кб (Скачать файл)

В структуре личностиучителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности.Она является тем

каркасом, вокруг которогокомпонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленностьличности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическоепризвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основойпедагогической направленности является интерес к профессии учителя, которыйнаходит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, кродителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, встремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическоепризвание в отличие от педагогического интереса, который

может быть исозерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности кпедагогическому делу.

Наличие или отсутствиепризвания может выявиться только при включении будущего учителя в учебную илиреальную профессионально ориентированную деятельность, ибо профессиональнаяпредназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием егоприродных ——————————

¹ Левина М.М.Технологии профессионального педагогического образования. — М., 2001.- стр. 50

особенностей. Между темсубъективное переживание призвания к выполняемой или даже избраннойдеятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности:вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней.

Таким образом,педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителемтеоретического и практического педагогического опыта и самооценки своихпедагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостаткиспециальной (академической) подготовленности не могут служить поводом дляпризнания полной профессиональной непригодности будущего учителя.

Основу педагогическогопризвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество являетсяпредпосылкой  самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многихпрофессионально значимых качеств, характеризующихпрофессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств — педагогический долг и ответственность.

Руководствуясь чувствомпедагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым,всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователенк себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим проявлениемпедагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находитвыражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющийданное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состояниемздоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь идеятельность А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный примерсамоотверженности и самопожертвования — жизнь и подвиг Януша Корчака, видногопольского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых ишагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

Взаимоотношения учителя сколлегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долгаи чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, которыйесть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, испособность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить односредство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы,предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и местопедагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт вомногом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли,гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, накоторой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенноотчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельностипедагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

 

Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬКАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

 

2.1.  Значениетворческой индивидуальности

в работе педагога 

 

О творческойиндивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как исполнитель,а как самостоятельный, автономный субъект деятельности и его действия и ихрезультат выходят за рамки традиционно принятых в педагогическом сообществе.Яркая индивидуальность учителя позволяет ему сохранять свое самобытноепедагогическое «лицо» вне зависимости от ситуации в обществе и в учебном заведении.Как же практически «рассмотреть» такого учителя в коллективе? Как творческаяиндивидуальность формирует педагогическую культуру учителя? Кого из педагоговможно отнести к ярко выраженным творческим индивидуальностям? На эти и другиевопросы будут рассмотрены ниже.

Какие же признаки могутсвидетельствовать о том, что перед нами — творческая личность? Как ихраспознать? Сразу оговорюсь: их можно увидеть только в процессе глубокого,всестороннего изучения профессиональных и личностных качеств учителя. Каковыего ценности, убеждения и идеи, составляющие внутренний стержень личности иосновы деятельности? Можно ли говорить о целостности, «монолитности» этихидей, убеждений, направлений самосовершенствования? ¹

Творческаяиндивидуальность видит высокий личностный смысл всего, что происходит впроцессе профессиональной деятельности, переживает и проживает события какфакты личной жизни. Свою еятельность такой учитель ощущает как высокуюмиссию, поэтому у него всегда хороший настрой. Он может подняться над повседневностью,увидеть за отдельными действиями их духовный смысл и за уроком — судьбу учащихся,а не только их обученность и воспитанность. В этом и есть

проявление культурыпедагогической деятельности. У него ярко выраженное

стремление к самоактуализации,которое и является основной движущей силой профессиональной активности ипредпосылкой удовлетворенности своей деятельностью. К себе он относится как кзначительному человеку, способному многое сделать в педагогике, проявляет интереск процессу и результатам своей деятельности и к труду коллег, верит всобственные силы, в возможность изменить и преобразовать педагогическуюпрактику.

Исследования признаков,общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности,показывают, что их объединяет интерес к людям; они стремятся пониматьдругих, их стремления, мотивы поступков, с любопытством следят за взаимодействиемдругих людей, пытаясь познать скрытый контекст общения, скрытые побуждения имысли. Им нравится наблюдать других в ситуациях проявления высокихнравственных качеств, характера, замечать уникальные особенности, вспоминатьсовместно пережитое, сделанное. Они благодарны тем людям, у которых чему-тонаучились, охотно делятся впечатлениями об окружающих, причем, какправило, – доброжелательно. Они проявляют искренний интерес к педагогическойдеятельности, способны испытывать вдохновение во взаимодействии с учениками. Общениес ребятами для них — личностно значимая ценность.

Еще одно характерноекачество яркой индивидуальности — широта увлечений. Такой учительвсегда приходит к детям с тем, чем сам глубоко увлечен. И увлечения  эти часто  выходят  за рамки школьных дел: это музыка, рисование, техническое творчество,коллекционирование, ху

——————————

¹ Гильманов С.Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. — №1. – С.197

дожественное творчество ит. д. «Набор» интеллектуальных качеств у каждого такого педагога своеобразен,но общие признаки  —  гибкость ума, образность, метафоричность, оригинальность,неожиданная ассоциативность. При проведении тестовых  исследований оказалось, что далеко не все они обнаруживают качества быстрого творческогомышления, но практически каждый продемонстрировал высокую способность перекодировать словесную  информацию в схематическую, визуальную. На уроках таких учителейребята переживают яркие интеллектуальные эмоции — удивление, догадку,уверенность, сомнение, радость, восторг, разочарование.

Во многом этомуспособствует обаяние личности учителя. К такому учителю невольно прислушиваютсяруководители, коллеги, он приковывает внимание учеников. Однако значимым фактором«личностная сила» становится тогда, когда учитель чутко реагирует на реакции ребят, понимает  их,  относится  к ученикам с уважением. Традиционно понимаемая эмпатиякак постижение эмоционального состояния другого человека всегдасоседствует с более широкими способностями — «ухватывать»  не толькоэмоциональные, но и интеллектуальные состояния учеников (видеть причину ихнепонимания, уметь эффективно передать материал так, чтобы ребята быстро«уловили» его   суть);   «вчувствоваться»   не только в учеников, но и в сущность явлений  и  состояний. У педагогов,  которых высокий   уровень   эмпатии,варьируются только способы выражения чувственно «схваченного» образа: однисклонны передавать это словами, пользуясь точными и образными выражениями,  другие   —   жестами, интонацией, мимикой и т.д. Эмпатия предстает и как частьболее сложного качества — профессиональной  интуицией. Как показалиисследования, это качество   может   быть   описано как ряд специфическихчувств и умений:  чувства   цели,  чувства учебного    материала,    чувстватехнологии. В совокупности это способность многое предчувствовать, предугадывать,   неожиданно для самого себя находить творческие решениятрудных педагогических задач.

Воля   и  целеустремленностьхарактерны для творческих учителей, но это не выражается у них в демонстрациисильной воли и показной   настойчивости. Скорее это процесс постоянногодостижения цели, неуклонное следование направлению избранных поисков,сопровождающееся сомнениями,  разочарованиями, радостями, переживаниямипоражений и побед. Однажды учительница, у которой формировалась оригинальнаясистема обучения русскому языку через фонетическое и образное восприятиелексики, с искренним недоумением сказала: «И зачем я всем этим занимаюсь? Самавсегда этому удивляюсь». А затем, после паузы, добавила: «Все равно сейчас ужене брошу, болею всем этим».

Вопреки распространенномумнению среди прекрасных педагогов встречаются люди в личной жизнималообщительные, замкнутые, раскрывающиеся только в общении с детьми, скоторыми всегда готовы обсуждать любые проблемы. Одна из талантливых (оченьталантливых!) учительниц однажды призналась: «Самое трудное для меня —приходить в незнакомый класс. Я очень трудно к ним привыкаю, и всегда естьпериод, когда мы с учениками друг друга очень не любим… Я и в жизни-тоочень стеснительна. А потом еще хуже — расставаться так тяжело...» И вот чтоеще любопытно: на уроках таких учителей создается неповторимая индивидуальнаяатмосфера, педагог и ученики находятся «здесь и сейчас», и одновременно учительприсутствует в масштабе их жизни. Как следствие — значимость педагога в судьбеученика, опора на опыт и ценности учителя. 

 

2.2. Процессформирования культуры через творческую индивидуальность педагога  

 

Откуда же появляетсятворческая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческаяиндивидуальность — результат достаточно длительного процесса культурыпедагогической деятельности, в котором можно выделить некие этапы. ¹

Первый этап связан с тем, что человек оказывается   в   положении, которое мы  условно  назвали «педагогическойробинзонадой». Это ситуация «быть с детьми и что-то делать с ними», когда нужнонаходить  самостоятельные   способы  действия,   влиять на поведение ребят,отвечать за их знания, умения, нести за это ответственность в  первую очередьперед собой. Разновидности  ситуации  «педагогической робинзонады» достаточно

вариативны:   человек оказывается   в пионерском лагере в роли вожатого;   начинающего классногоруководителя; руководителя кружка   (технического,   музыкального,спортивного); руководителя бригады подростков, работающих на уборке. Эмпирическая «данность»¹ ситуации оказывает сильное влияние на эмоции, заставляямышление работать в определенном направлении, мобилизуя   индивидуальныйопыт, потенциал человека. И если этот потенциал есть, то выход  находится,  и пережитая совместная деятельность, общение,   сложившиеся   отношенияфиксируются   в   сознании   как профессиональные  ценности. В этой ситуацииможет оказаться не   только   начинающий,   но   и опытныйпедагог-профессионал. В этом отношении очень интересен опыт у А.С. Макаренко,который попал в такую ситуацию, будучи сложившимся профессионалом. Вот как онописывает это в «Педагогической поэме»: ²   «Пустынный   лес,   окружавшийнашу колонию, пустые коробки  наших домов,  десяток «дачек» вместо кроватей,топор и лопата в качестве инструмента и полдесятка воспитанников,категорически отрицавших не только нашу педагогику, но всю человеческуюкультуру, — все это правду говоря, нисколько не  соответствовало  нашемупрежнему   школьному   опыту». Вот его переживания:  «Первые месяцы нашейколонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния ибессильного напряжения — они были еще и месяцами поисков истины. Я во всю жизньне прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года».Отношение к ситуации: «У меня главным 

——————————

¹ Гильманов С.Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. — №1. – С.199

результатом этого чтениябыла крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих рукахникакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммыреальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, апросто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязатьк делу, а

немедленный анализ инемедленное действие». А вот кристаллизация содержания действия: «Не столькоморальные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и деловая борьба далапервые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись,и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистыхслучаях, сбивались в единое целое, чему имя — колония Горького».

Первый этаппедагогической индивидуализации может так и остаться для человека приятнымэпизодом, хранящимся в памяти, но не реализованным в деле. Но для тех, у коготворческая индивидуальность ярко выражена, он — начало дела их жизни.

На втором этапе вырабатывается свое «педагогическоевидение» и самоопределение в деятельности. Это возможно только при относительноавтономных действиях учителя, когда он сам определяет содержание и характердеятельности, опирается не на внешние требования, а на взаимно установленные сучениками обязательства.

На протяжении второгоэтапа происходит осмысление целей деятельности, формируется опыт в организациидействий (ориентированных на достижение цели), рождается собственное «педагогическоевидение» — педагогическая система, охватывающая способы и средства организациидействий, анализа, контроля. Это самостоятельная «педагогика», она по-

——————————

¹ Гильманов С.Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. — №1. – С.200

²   Там же, стр. 200

своему цельна исамодостаточна: здесь есть закономерности и принципы, цели и средствадеятельности, своя технология и даже своя терминология (когда такая концепциясформулирована, ее можно изучать и вписывать в общую систему педагогическойнауки). Начинается формирование «педагогического Я»: учитель связывает спедагогикой свои представления о себе, вырабатывает педагогическую«Я-концепцию».

Второй этап, такимобразом, — это этап самоопределения внутри педагогической деятельности, этапрождения самостоятельной педагогической системы. Происходит разворачиваниепроцесса самообучения и самовоспитания, и одновременно идет становлениесобственной судьбы, обретение опыта. Ценности и принципы, поиск способов действия— все это развивает педагогическую нравственность, учит постоянной рефлексивностипозиции, умению реализовать себя в педагогически значимых действиях,укрепляет самостоятельность и целостность педагогической позиции. Инымисловами — закладывает основы реализации творческой индивидуальности впедагогической культуре учителя.¹

Информация о работе Профессионально-педагогическая культура и деятельность преподавателя