Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 15:26, реферат
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя.
В процессе изученияставятся следующие задачи:
1) Рассмотреть иобъяснить соотношение понятий «профессиональная культура» и«педагогическая культура»;
2) Определить особенностипрофессиональной компетентности и культуры педагога;
3)Рассмотреть в практической части творческую индивидуальность как один из компонентовпрофессионально-педагогической культуры;
4)Провести исследование методом тестирования педагога на уровень творческойиндивидуальности
.1. Особенности культурыпедагогической деятельности ……………..5
1.2. Структура педагогическойкультуры ………………………...……...9
1.3. Профессионально обусловленныетребования к культуре педагога………………………………………………………………..................15
Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………...21
2.1. Процесс формирования культурычерез творческую индивидуальность педагога……………………………………………………..21
2.2. Значение творческой индивидуальности в работе педагога ……...24
2.3. Тестированиепедагога на определение уровня педагогическойкультуры………………………………………………………………………….29
2.4. Проявлениетворческих умений учителя в играх…………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
.1. Особенности
1.2. Структура
1.3. Профессионально
Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
КАК КОМПОНЕНТПРОФЕССИОНАЛЬНО-
2.1. Процесс формирования
2.2. Значение творческой
2.3. Тестированиепедагога на определение
уровня педагогическойкультуры……………………
2.4. Проявлениетворческих умений учителя в играх…………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формированияпрофессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационныепроцессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляютсерьезные требования к подготовке будущего учителя.
Сегодня, когдаобразование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетовжизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растетпотребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Новыбрать профессию, и получить образование – этого еще недостаточно, чтобыдействительно стать настоящим мастером своего дела.
Профессиональнаяпедагогическая деятельность носит преднамеренный характер, и, в отличие отсемейного обучения и воспитания, которые органически соединены сжизнедеятельностью семьи, отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка.
При всем различиипедагогических профессий у них есть общая цель, свойственная педагогическойдеятельности, — приобщение человека к ценностям культуры. Именно в целипроявляется специфика этой деятельности. Эта цель определяется как особаямиссия, «предназначение которой — сотворение и самоопределение личности вкультуре, утверждение человека в человеке».
Творческая индивидуальностьи культура педагогического труда – две «равновесные» стороны личности педагога,одинаково важные для успешной деятельности. Формирование профессиональногомастерства – это работы культуры педагога. Культура и индивидуализация –взаимообуславливающие друг друга процессы: без становления профессионала неможет сформироваться и полностью проявиться творческая индивидуальность, безтворческой индивидуальности становление культуры педагога односторонне,ущербно, не наполнено жизнью. Об этом более подробно будет рассмотрено вовторой главе практической части курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучениесущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя.
В процессе изученияставятся следующие задачи:
1) Рассмотреть иобъяснить соотношение понятий «профессиональная культура» и«педагогическая культура»;
2) Определить
3)Рассмотреть в практической
части творческую
4)Провести исследование
5) Рассмотреть методы проявления культуры педагога в процессе игры
В написании данной темы изучалисьтруды следующих авторов: Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Левина М.М., ГильмановаС.
Глава 1. КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА И
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
1.1.Особенности культуры педагогическойдеятельности
Культура человека,особенно взрослого,
многоаспектна, и единое, общепризнанное
понятие «культура»¹отсутствует.
Мы под культурой понимаем «определенный уровень
развитияобщества и человека, выраженный
в типах и формах организации жизни идеятельности
людей, а также в создаваемых ими материальных
и духовныхценностях». В понятие «культура
личности» мы включаем такжестепень ее
развития и совершенства, в том числе качества
ума, характера, памятии воображения, полученные
человеком в процессе воспитания и образования.
Всовокупности аспектов общей культуры
взрослого человека
можно вычленить его нравственную, бытовую,
профессиональную, гуманитарную инаучно-техническую
культуру.
Оценивая общую культуруразличных людей, общество, как правило, учитывает проявляющиеся в жизненнойдеятельности творческие способности каждого индивида, его эрудицию, пониманиепроизведений искусства, аккуратность, вежливость, самообладание, моральнуюответственность, художественный вкус, владение языками. При этом уровеньвладения родным языком и речевое поведение человека являются одним из важнейшихпоказателей его внешней и внутренней культуры, а запас слов в родном языке, посвидетельству психологов (Э.Торидайка и др.)², характеризует также уровеньразвития интеллекта. Становится очевидным, что указанные качества каждогокультурного человека профессионально значимы для любого педагога, хотя они могунепосредственно и не относиться к конкретной его специальности. Очевидно также,что прежде
——————————
¹ Формированиепрофессиональной культуры учителя / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 2000.- стр.25
² Там же, стр. 26
всего от уровня общейкультуры педагога во многом зависит развиваемый им уровень культуры учащихся;культура педагога значима не только для него одного.
Помимо названных вышесторон культуры человека и общества существуют особые аспекты внутренней ивнешней культуры, непосредственно относящиеся к педагогической профессии. В этиаспекты входит в первую очередь эрудиция в области педагогической теории исмежных с нею наук или отраслей знания, а также культура руководства обучениеми воспитанием учащихся, в том числе культура профессиональной речи учителя иего педагогический такт.
Педагогическаяпрофессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобыуправлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятиепрофессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство еготеоретической и практической готовности в целостной структуре личности ихарактеризует его профессионализм (Л.И. Мищенко).
Содержаниепрофессиональной компетентности педагога той или иной специальностиопределяется квалификационной характеристикой. Она представляет собойнормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованныйсостав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационнаяхарактеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю науровне его теоретического и практического опыта.
Содержаниепедагогического образования как целое может быть рассмотрено поэтому какединство знаний и умений, опыта творческой деятельности и опытаэмоционально-ценностного отношения к педагогической действительности. Взаимосвязьэтих компонентов не противоречит их линейности, когда предшествующие элементымогут до определенного предела существовать отдельно от последующих, нопоследующие невозможны без предшествующих.
Условноотделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мыимеем в виду, что усвоение знании (накопление информационного фонда) — не самоцель,а необходимое условие для выработки «знаний в действии»¹, т.е.умений и навыков — главного критерия профессиональной готовности.
Вкаком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическоемастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С.Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерстваврожденными особенностями, задатками, он показал егообусловленностьуровнем профессиональной компетентности.
Педагогическоемастерство, основанное на умениях, на квалификации, по его мнению — это знаниепедагогического процесса, умение его построить, привести в движение. Нередкоже педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогическойтехники, в то время как это лишь один из внешне проявляющихся компонентовмастерства.
Поглубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерствомдоступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой.«Мастерство — это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь,прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог… Икаждый из молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашегодела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственногонапора»'.
Мастерствоформируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становитсяисточником профессионального мастерства. Таким источником является толькотруд, осмысленный с точки зрения его сущности, целен и технологиидеятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств ипрофессиональной компетентности педагога.
Н.В.Кузьмина (1989) предлагает выделять три уровня деятельности учителя:
— мастерства нет, но тем не менее какие-то компоненты в деятельности учителя иего личности обусловливают возможность ее осуществления;
— про такого учителя говорят: «хороший учитель», «почтимастер», но по каким-то признакам его не считают мастером;
— учителя характеризуют как мастера своего дела.
Учителя-мастеравыгодно отличаются от не мастеров прежде всего характером конструктивнойдеятельности. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в видувсю систему знании ученика и тот результат, который они хотя) получить черезнесколько лет.
Многиепедагоги наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативнойдеятельности, но эти трудности как бы запрограммированы неумением предвидеть ипредотвратить системой мер возможные затруднения; незнанием, с помощью какихдействии можно подойти к конечному результату, какой должна бытьпоследовательность этих действий.
Исследованиямиустановлены характерные отличия в знаниях учителей первой и третьей группы.«Знание предмета» и мастера, и не мастера выдвигают на первое место.Но если не мастера далее называют «знание методики преподавания», тоучителя-мастера — «знание психологии детей». Именно в качественных иструктурных отличиях в знаниях разных учителей, по утверждению Н.В. Кузьминой,отмечается нетождественностъ опытности (стажа работы) и мастерства.«Знание психологии детей» опытных учителей тоже не является ведущимв структуре знаний. Таким образом, коренным отличием структур знаний учителей-мастеровявляются знание психологии детей и умелое применение методики благодаря этомузнанию.
Знаниепсихологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которыечутко воспринимают реакцию учащихся на объяснение и на каждое действие. В своюочередь. знание психологии детей проявляется в самом педагогическом действииучителя. Не случайно В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, накоторой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в егоотношении к знаниям и к вам, учителю. 'Это — желание учиться, вдохновение,готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащаете эту почву, без неенет школы»'.
Итак,профессиональная компетентность педагога, выступая условием становления иразвития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогическойкультуры. Это понятие в последние годы все шире используется и разрабатываетсяпедагогами, занимающимися исследованием проблем педагогической деонтологии(Е.В, Бондаревская, И.Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.). Однако профессионализмпедагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлениипедагогической деятельности. В ее «живом» реальном процессепрофессиональное выступает в
единстве с общекультурными исоциально-нравственными проявлениями личности педагога. Наши исследованияпоказали, что такое единство есть выражение гуманитарной культуры педагога,характеризующей цельность его облика.
1.2. Структура педагогической деятельности
В отличие от принятого впсихологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентамикоторой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно кпедагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов какотносительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
Н. В. Кузьмина выделила вструктуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента:конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществленияэтих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующиеспособности, проявляющиеся в умениях.
Конструктивнаядеятельность, в свою
очередь, распадается на конструктивно-содержательную(
Однако названныекомпоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только кпедагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой — они нераскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогическойдеятельности.
А.И.Щербаков относитконструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) кобщетрудовым,¹ т.е. проявляющимся в любой деятельности. Но онконкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса,представив организаторский компонент педагогической деятельности как единствоинформационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особоследует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится кобщетрудовым. Реализация исследовательской функции требует от учителя научногоподхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска иметодами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственногоопыта и опыта других учителей.
Конструктивный компонентпедагогической деятельности может быть представлен как внутренневзаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции.
Информация о работе Профессионально-педагогическая культура и деятельность преподавателя