Профессионально-педагогическая культура и деятельность преподавателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 15:26, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя.
В процессе изученияставятся следующие задачи:
1) Рассмотреть иобъяснить соотношение понятий «профессиональная культура» и«педагогическая культура»;
2) Определить особенностипрофессиональной компетентности и культуры педагога;
3)Рассмотреть в практической части творческую индивидуальность как один из компонентовпрофессионально-педагогической культуры;
4)Провести исследование методом тестирования педагога на уровень творческойиндивидуальности

Содержание работы

.1. Особенности культурыпедагогической деятельности ……………..5
1.2. Структура педагогическойкультуры ………………………...……...9
1.3. Профессионально обусловленныетребования к культуре педагога………………………………………………………………..................15
Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………...21
2.1. Процесс формирования культурычерез творческую индивидуальность педагога……………………………………………………..21
2.2. Значение творческой индивидуальности в работе педагога ……...24
2.3. Тестированиепедагога на определение уровня педагогическойкультуры………………………………………………………………………….29
2.4. Проявлениетворческих умений учителя в играх…………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

основы пед этики.docx

— 82.73 Кб (Скачать файл)

Третий этап — это этап самореализации.Индивидуальность педагога становится фактором его жизни и деятельности. О немможно сказать: «Он — учитель, этим и интересен». Индивидуальность проявляетсяв открытости проблемам, в мудрости, в постоянной творческой неудовлетворенности.Субъективно такой учитель переживает свою деятельность как свободу внутреннихвозможностей, зная, какие проблемы ему предстоит решать, в чем совершенствоваться,обладая волей к изменениям и поиску. Вот отрывки из бесед с   учителями   —  участниками

К сожалению, и нашиисследования, и весь опыт создания и реализации индивидуальных педагогическихконцепций свидетельствуют: чаще всего содержание третьего этапа — это борьбакак на внутриобразовательном, так и социальном уровнях. Отстаивание цельностипедагогических воззрений, «самости», неотделимых от творческой индивидуальностипедагога, — свидетельства их личной значимости для учителя. Истинную оценкулюбому новому дает время. А.С. Макаренко в практическом отношении проигралличную битву с «педагогическим Олимпом», вынесшим приговор: «Предложеннаясистема воспитательного процесса есть система не советская», но он понимал,что в стратегическом отношен\ии дело его жизни выиграно, борьбу за свое«педагогическое видение»² он вел до последнего вздоха. Давно уженикто не помнит имен тех,

кто уничтожал системуА.С. Макаренко, но его творческая индивидуальность,   воплощенная   ввоспитанниках, в книгах, в теории, доказала свою значимость и ценность дляпедагогики, социальной психологии, она и поныне вдохновляет педагогов натворческий поиск. На этом этапе идет и процесс педагогической социализации —формирование   профессионального   мастерства.   Практически все работы,посвященные    повышению    профессиональной   компетентности,   мастерстваи т. д., — это работы по социализации педагога. Социализация ииндивидуализация – взаимообусловливающие друг друга процессы: без становленияпрофессионала не может сформироваться   и   полностью   проявиться  творческая   индивидуальность, без творческой индивидуальности становление профессионализма   односторонне, ущербно, не наполнено жизнью. На практике, однако, встречаютсяслучаи, когда личность педагога «разорвана», индивидуализация и социализацияпроявляются по отдельности.   Грамотный,  безупречно  выполняющий все профессиональныедействия, успешно обучающий, но неинтересный, никак не проявляющийиндивидуальность педагог — не редкость. «Беспородные», — грубовато,  но  точно говорил  о них В.Н. Сорока-Росинский. И, наоборот,   оригинальный   и   талантливый  во   многом, но не умеющий выполнять

——————————

¹ Гильманов С.Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. — №1. – С.201

²   Там же, стр. 201

самые простыепедагогические   операции учитель  также   встречается   в практике.

Итак, индивидуальностьи культура профессионализма — две «равновесные» стороны личности педагога,одинаково важные для успешной деятельности. Опасно готовить и оцениватьпедагога только по одному из этих качеств. Между тем, если социализацияпедагога хоть как-то обеспечивается при подготовке в вузе и в практическойдеятельности, то его индивидуализация протекает стихийно, она еще не сталаобъектом внимания ни руководителей школ, ни в педагогическом вузе. 

 

2.3. Тестированиепедагога на определение уровня

педагогическойкультуры

Можно ли определить творческуюиндивидуальность как процесс культуры педагогического труда? Я убеждена, что ответитьна такой вопрос однозначно просто невозможно. Любые суждения здесь будут относительными.Поэтому предлагаемые ниже вопросы — только попытка определить, насколькотворческая индивидуальность педагога сформировалась и проявляется.¹

Ответьте на предложенныеВам вопросы следующим образом:

– Да;

– В определенной мере;

– Нет.

1. Часто ли Вам удаетсяотстаивать свою идею, преодолевая сопротивление   недоброжелателей и напоробстоятельств?

2. Сможете ли Вы подробноописать себя таким, каким хотели бы быть?

3. Хорошо   ли   Вам  знакомо чувство открытия («ага, вот в чем дело!», «я понял!», «вот как надо!»)?

4. Верите ли Вы в то, чтообладаете значительным личностным потенциалом, с помощью которого Вы вполне всилах изменять окружающий мир?

5. Называли ли Вашизнакомые независимо друг от друга одну и ту же черту Вашего характера, темперамента,нравственные или эстетические принципы и т.п., которые выделяют Вас средиостальных, ярко Вас характеризуют?

6. Есть ли у Вас идея,касающаяся Ваших занятий (работы, учебы, хобби), которую Вам очень хочетсяреализовать?

7.Часто ли, выполняякакую-либо работу, Вы увлекаетесь и делаете 
не только больше того, что задумали, но и совершенно другое?

8. Есть ли у Васвыработанные самостоятельно принципы, нарушение  которых для  Вас  представляется  совершенно   невозможным?

9. Часто ли  знакомые,друзья, коллеги  обращаются к Вам  за помощью,  когда  нужно  придуматьчто-нибудь оригинальное?

10. Есть ли у Вас хобби,в котором Вы достигли высокого уровня?

11. Как Вы считаете:окружающий мир таинствен, загадочен?

12. Часто ли Вам удаетсяуспешно оказывать убеждающее влияние на других людей, вовлекая их в реализациюсвоих идей, изменяя их представления?

13. Долго ли  Вы  помнитете идеи, задумки, которые не удалось реализовать?

14. Как Вы считаете,будут ли в Вашей судьбе крутые повороты?

15. Доставляет ли Вамудовольствие фантазирование, мысленная игра с различными элементами, идеями,нахождение способов их взаимопревращения, нахождение сложного и неразрешимогов,  казалось бы, очевидном,   выдвижение   экстравагантных и невероятныхгипотез?

—————————

¹ Гильманов С.Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. — №1. – С.201

16. Верите ли Вы ввысший, духовный смысл жизни?

17. Можете ли Вы назватьсовершенные   Вами   дела   (вещи, произведения, технические изобретения,конструкции и т. п.), в которые Вы вложили душу и которые можно связать с Вашимименем?

18. Интересуетесь ли Выобстоятельствами жизни выдающихся людей (читаете специально литературу,смотрите фильмы и др.)?

19.Есть ли у Вассобственные теории, объясняющие   какие-либо 
процессы, явления и др., в той области, которой Вы занимаетесь?

20. Вы точно знаете, чегохотите от жизни?

Подсчитаем результат. За каждый ответ «да» поставьте себе 5баллов, за ответ «в определенной мере» — 2 балла, «нет» — 0 баллов.

Ø  0 баллов: нечегои думать, что творческая индивидуальность в Вас проснулась. Были ли Выоткровенны?

Ø  1-20 баллов: Вычто-то стремитесь делать, но то ли, что нужно? Не пора ли встряхнуться?

Ø  21-40 баллов: Ваштворческий потенциал начинает проявляться, но достаточно ли этого?

Ø  41-60 баллов: Вы— человек творческий, не стоит ли задумать какое-нибудь великое дело?

Ø  61-80 баллов:Ваша творческая индивидуальность уже вполне заметна, надо увеличить усилия всамосовершенствовании, стряхнуть остатки неуверенности.

Ø  81—100 баллов:Браво! Вы — ярко выраженная творческая индивидуальность! 

 

2.4.Проявление творческих  умений учителя в играх

Взаимодействие учителя иучеников во время игр требует умений особого рода: создавать общий фон дляпроявления творчества устанавливать   психологический   контакт, рефлексиятворческой индивидуальности  и индивидуализации, стимулированиенерегламентированного общения, выстраивать гармоничные межличностные отношения.Все это относится к умениям творческим. Они нуждаются в систематическом  осмыслении, самопознании (рефлексии) и развитии. Наиболее эффективно коммуникативные  умения  развиваются у людей с адекватной самоооценкой, чувствующих ответственностьза результаты своей   деятельности,   обладающих гибким восприятием. Такиелюди способны видеть мир глазами других, разделять переживания, чувствовать  настроение собеседника.¹

С помощью упражнений иигр развиваются у педагогов адекватная   самооценка, гибкость восприятия,эмпатия, позитивный настрой, воображение, умение слушать собеседника.

 

На школьных семинарах высможете организовать подобные занятия и тем самым повысить творческуюкультуру.

Игра «Чудодейственныйвопрос». Цель игры:создать мотивацию развития новых, полезных в педагогической деятельности возможностейличности, совершенствовать имеющиеся. Участники игры садятся в круг, ведущий —среди них. 1-я часть. Ведущий: «Поговорим о том, какие ученики нравятсявам больше всего? Что вы о них можете сказать? Работая с какими учениками, выособенно довольны?»

Участники игры называюткачества ребят, которые их привлекают, например: трудолюбие, вежливость, ум ит. д. Ведущий внимательно слушает, эмоционально поддерживает, повторяетнекоторые   из   названных   качеств. Затем он говорит: «Очень интересные люди— эти учащиеся, которые вам нравятся. А как они выглядят? Какие у них глаза?Лица? Какая осанка? Как они говорят? Как смеются? Какое настроение характернодля

——————————

¹ Гильманов С.Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. — №1. – С.208

них? Как они дышат? Как двигаются?»

Эти вопросы многихучастников игры приводят в замешательство: учителя зачастую «не видят» ребят,очень мало знают об их человеческих качествах. По существу, учителейинтересуют только ответы детей, их успеваемость. Отвечая на вопросы ведущего,они с трудом вспоминают, как ребята выглядят, какая у них осанка, как онисмеются. Но даже если участники не дадут полного ответа, игра все равнопринесет пользу: заставит думать об этом, внимательнее относиться к ученикам.Очень полезно привлечь к таким занятиям школьного психолога. Когдабольшинство участников присоединились к игре, когда даны в основном ответы навопросы, ведущий благодарит всех и переходит ко второй части упражнения.

2-я часть. Ведущий:«Давайте немного пофантазируем. Представьте себе, что сегодня ночью сверкнуламолния, грянул гром и… произошло чудо! Все наши учащиеся стали такими, какимимы видели, слышали, чувствовали их только что в нашем воображении. Что выделали бы по-другому? Если бы на ваших уроках находилась скрытая видеокамера,что бы она в вашем поведении заметила?» (Ведущий внимательно слушает ответы,одобряет их кивком, улыбкой, детализирует изменения с помощью вопросов:«Какими будут ваши движения? Появятся ли в вашей речи новые слова? Какие?Каким будет ваш голос? Тон? Как вы будете выглядеть?»

Когда изменений названодостаточно, ведущий спрашивает: «Случается такое уже сейчас? Можно ли сделатьтак, чтобы такое ваше поведение стало привычным?» Ведущий слушает высказыванияучастников, затем просит желающих поделиться впечатлениями от игры: «Была лиигра полезна? Какие открытия для себя сегодня вы сделали?»

Чтобы цель игры быладостигнута, ведущему необходимо быть очень внимательным к эмоциональнымсостояниям участников, применять эмпатическое слушание и понимание, его речьдолжна быть четкой и выразительной. Наш опыт позволяет говорить о том, чтоучастие педагога в таком диалоге развивает мотивацию к изменениям, настраиваетна активное участие в последующих упражнениях. В основе игры — направленность вбудущее, позитивный настрой, позитивные намерения, детализация, умножениеконкретных конструктивных действий, а также использование зрительной, слуховойи эмоциональной памяти. Используя все это, можно смоделировать разныеситуации. Очень продуктивно применять такие игры в индивидуальной работе снеуспевающими школьниками, с разочарованными в чем-то людьми и с теми, у которыхнизкий уровень притязаний.

Имитационно-моделирующаяигра «Случаи из педагогической практики». Цель ее — интегрирование материала,   изученного  в   курсе, формирование    коммуникативных   умений   высокого   уровня(умелая деятельность). Слушатели выполняют такие роли: эксперт, педагог,учащийся. Экспертов трое, их выбирают открытым голосованием, они получаютустные инструкции и экспертные листы. Остальные участники игры разбиваются напары, каждая из которых по очереди работает в «круглом аквариуме» (параработает, а остальные участники   группы   наблюдают, готовятся задаватьвопросы, вносить предложения по представленному случаю). «Учащийся» получаетроль, «педагог»   —   описание   ситуации. Роль   представляет  собой  краткуюхарактеристику психологических особенностей учащегося: возраст, пол,доминирующие потребности и мотивы деятельности, интраверсия — экстраверсия,эмоциональная стабильность — нейротизм,   эмоциональная   направленностьличности,  стратегии поведения в сложной ситуации общения, типичные эмоциональныереакции, гибкость восприятия,   восприятие   времени, умение   формулировать   цель  в позитивных  категориях.   Описание ситуации может быть кратким: время,место, что происходит. «Педагог» играет самого себя. Время взаимодействияиграющей пары: 5—7 мин. Затем оно прерывается, и «педагог» анализирует своюработу, подводит ее итоги по плану: результаты экспресс-диагностики,формулировка проблемы, формулировка цели педагогического взаимодействия, использованныеметоды взаимодействия. ¹

Затем работу парыобсуждает группа. Экспертная комиссия выставляет и аргументирует оценки.

Затем работает следующаяпара. Руководитель игры обеспечивает поддержку творческого духа участников,комфортный психологический климат, конструктивное обсуждение. Для этого передигрой проводится разминка, используются музыкальные и танцевальные паузы,юмор, подбираются разнообразные, нестандартные ситуации в качестве материаладля игры. В конце занятия экспертная комиссия подводит общие итоги, аруководитель анализирует и отмечает работу экспертов. Желательно проводить этуигру в конце изучения курса, но не на последнем занятии, чтобы хватило временина групповую и индивидуальную работу со слушателями, у которых выявляются пробелыв знаниях, а умения недостаточно сформированы.

——————————

¹ Гильманов С.Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. — №1. – С.208

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смысл педагогическойпрофессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители икоторая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальнойдеятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленныхчеловечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития иподготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Информация о работе Профессионально-педагогическая культура и деятельность преподавателя