Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 15:26, реферат
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя.
В процессе изученияставятся следующие задачи:
1) Рассмотреть иобъяснить соотношение понятий «профессиональная культура» и«педагогическая культура»;
2) Определить особенностипрофессиональной компетентности и культуры педагога;
3)Рассмотреть в практической части творческую индивидуальность как один из компонентовпрофессионально-педагогической культуры;
4)Провести исследование методом тестирования педагога на уровень творческойиндивидуальности
.1. Особенности культурыпедагогической деятельности ……………..5
1.2. Структура педагогическойкультуры ………………………...……...9
1.3. Профессионально обусловленныетребования к культуре педагога………………………………………………………………..................15
Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………...21
2.1. Процесс формирования культурычерез творческую индивидуальность педагога……………………………………………………..21
2.2. Значение творческой индивидуальности в работе педагога ……...24
2.3. Тестированиепедагога на определение уровня педагогическойкультуры………………………………………………………………………….29
2.4. Проявлениетворческих умений учителя в играх…………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Третий этап — это этап самореализации.
К сожалению, и нашиисследования, и весь опыт создания и реализации индивидуальных педагогическихконцепций свидетельствуют: чаще всего содержание третьего этапа — это борьбакак на внутриобразовательном, так и социальном уровнях. Отстаивание цельностипедагогических воззрений, «самости», неотделимых от творческой индивидуальностипедагога, — свидетельства их личной значимости для учителя. Истинную оценкулюбому новому дает время. А.С. Макаренко в практическом отношении проигралличную битву с «педагогическим Олимпом», вынесшим приговор: «Предложеннаясистема воспитательного процесса есть система не советская», но он понимал,что в стратегическом отношен\ии дело его жизни выиграно, борьбу за свое«педагогическое видение»² он вел до последнего вздоха. Давно уженикто не помнит имен тех,
кто уничтожал системуА.С. Макаренко,
но его творческая индивидуальность, воплощенная
ввоспитанниках, в книгах, в теории, доказала
свою значимость и ценность дляпедагогики,
социальной психологии, она и поныне вдохновляет
педагогов натворческий поиск. На этом
этапе идет и процесс педагогической социализации
—формирование профессионального мастерства.
Практически все работы,посвященные повышению
профессиональной компетентности, мастерстваи
т. д., — это работы по социализации педагога.
Социализация ииндивидуализация – взаимообусловливающие
друг друга процессы: без становленияпрофессионала
не может сформироваться и полностью проявиться творческая
индивидуальность, без творческой индивидуальности
становление профессионализма
——————————
¹ Гильманов С.Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. — №1. – С.201
² Там же, стр. 201
самые простыепедагогические операции учитель также встречается в практике.
Итак, индивидуальностьи культура профессионализма — две «равновесные» стороны личности педагога,одинаково важные для успешной деятельности. Опасно готовить и оцениватьпедагога только по одному из этих качеств. Между тем, если социализацияпедагога хоть как-то обеспечивается при подготовке в вузе и в практическойдеятельности, то его индивидуализация протекает стихийно, она еще не сталаобъектом внимания ни руководителей школ, ни в педагогическом вузе.
2.3. Тестированиепедагога на определение уровня
педагогическойкультуры
Можно ли определить творческуюиндивидуальность как процесс культуры педагогического труда? Я убеждена, что ответитьна такой вопрос однозначно просто невозможно. Любые суждения здесь будут относительными.Поэтому предлагаемые ниже вопросы — только попытка определить, насколькотворческая индивидуальность педагога сформировалась и проявляется.¹
Ответьте на предложенныеВам вопросы следующим образом:
– Да;
– В определенной мере;
– Нет.
1. Часто ли Вам удаетсяотстаивать свою идею, преодолевая сопротивление недоброжелателей и напоробстоятельств?
2. Сможете ли Вы подробноописать себя таким, каким хотели бы быть?
3. Хорошо ли Вам знакомо чувство открытия («ага, вот в чем дело!», «я понял!», «вот как надо!»)?
4. Верите ли Вы в то, чтообладаете значительным личностным потенциалом, с помощью которого Вы вполне всилах изменять окружающий мир?
5. Называли ли Вашизнакомые независимо друг от друга одну и ту же черту Вашего характера, темперамента,нравственные или эстетические принципы и т.п., которые выделяют Вас средиостальных, ярко Вас характеризуют?
6. Есть ли у Вас идея,касающаяся Ваших занятий (работы, учебы, хобби), которую Вам очень хочетсяреализовать?
7.Часто ли, выполняякакую-либо работу,
Вы увлекаетесь и делаете
не только больше того, что задумали, но
и совершенно другое?
8. Есть ли у Васвыработанные самостоятельно принципы, нарушение которых для Вас представляется совершенно невозможным?
9. Часто ли знакомые,друзья, коллеги обращаются к Вам за помощью, когда нужно придуматьчто-нибудь оригинальное?
10. Есть ли у Вас хобби,в котором Вы достигли высокого уровня?
11. Как Вы считаете:окружающий мир таинствен, загадочен?
12. Часто ли Вам удаетсяуспешно оказывать убеждающее влияние на других людей, вовлекая их в реализациюсвоих идей, изменяя их представления?
13. Долго ли Вы помнитете идеи, задумки, которые не удалось реализовать?
14. Как Вы считаете,будут ли в Вашей судьбе крутые повороты?
15. Доставляет ли Вамудовольствие фантазирование, мысленная игра с различными элементами, идеями,нахождение способов их взаимопревращения, нахождение сложного и неразрешимогов, казалось бы, очевидном, выдвижение экстравагантных и невероятныхгипотез?
—————————
¹ Гильманов С.Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. — №1. – С.201
16. Верите ли Вы ввысший, духовный смысл жизни?
17. Можете ли Вы
18. Интересуетесь ли
19.Есть ли у Вассобственные теории,
объясняющие какие-либо
процессы, явления и др., в той области,
которой Вы занимаетесь?
20. Вы точно знаете, чегохотите от жизни?
Подсчитаем результат. За каждый ответ «да» поставьте себе 5баллов, за ответ «в определенной мере» — 2 балла, «нет» — 0 баллов.
Ø 0 баллов: нечегои думать, что творческая индивидуальность в Вас проснулась. Были ли Выоткровенны?
Ø 1-20 баллов: Вычто-то стремитесь делать, но то ли, что нужно? Не пора ли встряхнуться?
Ø 21-40 баллов: Ваштворческий потенциал начинает проявляться, но достаточно ли этого?
Ø 41-60 баллов: Вы— человек творческий, не стоит ли задумать какое-нибудь великое дело?
Ø 61-80 баллов:Ваша творческая индивидуальность уже вполне заметна, надо увеличить усилия всамосовершенствовании, стряхнуть остатки неуверенности.
Ø 81—100 баллов:Браво! Вы — ярко выраженная творческая индивидуальность!
2.4.Проявление творческих умений учителя в играх
Взаимодействие учителя иучеников во
время игр требует умений особого рода:
создавать общий фон дляпроявления творчества
устанавливать психологический контакт,
рефлексиятворческой индивидуальности
и индивидуализации, стимулированиенерегламентирова
С помощью упражнений иигр развиваются у педагогов адекватная самооценка, гибкость восприятия,эмпатия, позитивный настрой, воображение, умение слушать собеседника.
На школьных семинарах высможете организовать подобные занятия и тем самым повысить творческуюкультуру.
Игра «Чудодейственныйвопрос». Цель игры:создать мотивацию развития новых, полезных в педагогической деятельности возможностейличности, совершенствовать имеющиеся. Участники игры садятся в круг, ведущий —среди них. 1-я часть. Ведущий: «Поговорим о том, какие ученики нравятсявам больше всего? Что вы о них можете сказать? Работая с какими учениками, выособенно довольны?»
Участники игры называюткачества ребят, которые их привлекают, например: трудолюбие, вежливость, ум ит. д. Ведущий внимательно слушает, эмоционально поддерживает, повторяетнекоторые из названных качеств. Затем он говорит: «Очень интересные люди— эти учащиеся, которые вам нравятся. А как они выглядят? Какие у них глаза?Лица? Какая осанка? Как они говорят? Как смеются? Какое настроение характернодля
——————————
¹ Гильманов С.Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. — №1. – С.208
них? Как они дышат? Как двигаются?»
Эти вопросы многихучастников игры приводят в замешательство: учителя зачастую «не видят» ребят,очень мало знают об их человеческих качествах. По существу, учителейинтересуют только ответы детей, их успеваемость. Отвечая на вопросы ведущего,они с трудом вспоминают, как ребята выглядят, какая у них осанка, как онисмеются. Но даже если участники не дадут полного ответа, игра все равнопринесет пользу: заставит думать об этом, внимательнее относиться к ученикам.Очень полезно привлечь к таким занятиям школьного психолога. Когдабольшинство участников присоединились к игре, когда даны в основном ответы навопросы, ведущий благодарит всех и переходит ко второй части упражнения.
2-я часть. Ведущий:«Давайте немного пофантазируем. Представьте себе, что сегодня ночью сверкнуламолния, грянул гром и… произошло чудо! Все наши учащиеся стали такими, какимимы видели, слышали, чувствовали их только что в нашем воображении. Что выделали бы по-другому? Если бы на ваших уроках находилась скрытая видеокамера,что бы она в вашем поведении заметила?» (Ведущий внимательно слушает ответы,одобряет их кивком, улыбкой, детализирует изменения с помощью вопросов:«Какими будут ваши движения? Появятся ли в вашей речи новые слова? Какие?Каким будет ваш голос? Тон? Как вы будете выглядеть?»
Когда изменений названодостаточно, ведущий спрашивает: «Случается такое уже сейчас? Можно ли сделатьтак, чтобы такое ваше поведение стало привычным?» Ведущий слушает высказыванияучастников, затем просит желающих поделиться впечатлениями от игры: «Была лиигра полезна? Какие открытия для себя сегодня вы сделали?»
Чтобы цель игры быладостигнута, ведущему необходимо быть очень внимательным к эмоциональнымсостояниям участников, применять эмпатическое слушание и понимание, его речьдолжна быть четкой и выразительной. Наш опыт позволяет говорить о том, чтоучастие педагога в таком диалоге развивает мотивацию к изменениям, настраиваетна активное участие в последующих упражнениях. В основе игры — направленность вбудущее, позитивный настрой, позитивные намерения, детализация, умножениеконкретных конструктивных действий, а также использование зрительной, слуховойи эмоциональной памяти. Используя все это, можно смоделировать разныеситуации. Очень продуктивно применять такие игры в индивидуальной работе снеуспевающими школьниками, с разочарованными в чем-то людьми и с теми, у которыхнизкий уровень притязаний.
Имитационно-моделирующаяигра
«Случаи из педагогической практики». Цель ее — интегрирование материала,
изученного в курсе, формирование коммуникативных
умений высокого уровня(умелая деятельность).
Слушатели выполняют такие роли: эксперт,
педагог,учащийся. Экспертов трое, их выбирают
открытым голосованием, они получаютустные
инструкции и экспертные листы. Остальные
участники игры разбиваются напары, каждая
из которых по очереди работает в «круглом
аквариуме» (параработает, а остальные
участники группы наблюдают, готовятся
задаватьвопросы, вносить предложения
по представленному случаю). «Учащийся»
получаетроль, «педагог» — описание ситуации.
Роль представляет собой краткуюхарактеристику
психологических особенностей учащегося:
возраст, пол,доминирующие потребности
и мотивы деятельности, интраверсия —
экстраверсия,эмоциональная стабильность
— нейротизм, эмоциональная направленностьличности,
стратегии поведения в сложной ситуации
общения, типичные эмоциональныереакции,
гибкость восприятия, восприятие времени,
умение формулировать цель в позитивных
категориях. Описание ситуации может быть
кратким: время,место, что происходит.
«Педагог» играет самого себя. Время взаимодействияиграющей
пары: 5—7 мин. Затем оно прерывается, и
«педагог» анализирует своюработу, подводит
ее итоги по плану: результаты экспресс-диагностики,
Затем работу парыобсуждает группа. Экспертная комиссия выставляет и аргументирует оценки.
Затем работает следующаяпара. Руководитель игры обеспечивает поддержку творческого духа участников,комфортный психологический климат, конструктивное обсуждение. Для этого передигрой проводится разминка, используются музыкальные и танцевальные паузы,юмор, подбираются разнообразные, нестандартные ситуации в качестве материаладля игры. В конце занятия экспертная комиссия подводит общие итоги, аруководитель анализирует и отмечает работу экспертов. Желательно проводить этуигру в конце изучения курса, но не на последнем занятии, чтобы хватило временина групповую и индивидуальную работу со слушателями, у которых выявляются пробелыв знаниях, а умения недостаточно сформированы.
——————————
¹ Гильманов С.Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. — №1. – С.208
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смысл педагогическойпрофессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители икоторая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальнойдеятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленныхчеловечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития иподготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Информация о работе Профессионально-педагогическая культура и деятельность преподавателя