Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:04, реферат
Кейнсеанская функция потребления. Мультипликатор государственных расходов.
2.ПОЛИТИКА ЦЕН И ДОХОДОВ ЗА РУБЕЖОМ
Государство в своей регулирующей
деятельности использует правовые формы
принуждения и распоряжается
огромными экономическими ресурсами.
Государственный инструментарий регулирования
включает такие важные средства, как:
государственный бюджет, систему
государственных банков и государственный
сектор экономики. Через них государство
воздействует на функционирование хозяйства,
стимулируя экономический рост и
НТП, поддерживая
Кризис капиталистического хозяйства в 30-е годы достиг таких размеров, что возникла угроза основам рыночной экономики. Это заставило правительства ряда стран отойти от политики невмешательства и приступить к использованию широкого диапазона экономических мер, направленных на смягчение безработицы и выход экономики из продолжающейся депрессии.
Новые подходы к основным
принципам функционирования рыночного
хозяйства воплотились в
Государство в условиях рыночной
экономики может оказывать
Воздействие государства
на процессы ценообразования стало
одним из важных и систематически
применяемых методов
Сложившаяся система государственного
регулирования цен наряду с другими
формами отраслевой государственной
политики представляет собой попытку
воздействия на стоимостные пропорции
и распределение национального
дохода между отдельными отраслями
и категориями населения
Важнейший инструмент государственного
регулирования - финансовая, денежно-кредитная
политика. Составной частью этой политики
являются попытки воздействовать на
состояние хозяйственной
В прошлом государственное
регулирование цен в зарубежных
странах проводилось главным
образом в военные периоды. Основной
причиной прямого вмешательства
государства в ценообразование
в период войны становится резкое
нарушение механизма
В этих условиях государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Система цен - один из важнейших
элементов рыночной экономики, и
она взаимосвязана с другими
элементами рыночного механизма
и реагирует на их изменения. Государственное
регулирование экономики через
изменение бюджетных расходов, налогов,
процентных ставок за кредит, других экономических
рычагов проявляется и в
В России роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка: развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т. д. Проведение государством антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержание и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.
Либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказанию им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.
Цели государственного регулирования
заключаются в том, чтобы не допустить
инфляционного роста цен в
результате возникновения устойчивого
дефицита, резкого роста цен на
эксплуатируемое сырье и
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения).
Разработка цен в рыночных условиях производится товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия производителя со своими партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение.
В период инфляции спрос может расти вместе с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает спрос.
Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережений. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растет и спрос, и сбережения - дефицит товаров не позволяет истратить ту сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент времени.
В странах ближнего зарубежья, таких, как Россия за последние годы спрос значительно превышал предложение. Эта проблема решалась путем увеличения импорта товаров. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.
Различают методы: прямого регулирования цен; косвенного регулирования цен.
При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, а также другими аналогичными методами.
К косвенным методам относится регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.
Наиболее оптимальным
является гибкое сочетание государством
прямых и косвенных методов
Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
Система ценообразования, создаваемая
в России в ходе реформы, должна быть,
как и в современной рыночной
экономике, с одной стороны единой
и реализовывать ведущую роль
принципов конкуренции и
Прямое государственное
регулирование предполагает необходимость
корректировки рынка и
Государство путем активной
ценовой политики может обеспечить
прибыльность бизнеса, который не выгоден
для чисто рыночного
При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают и создается опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется, как и в плановой экономике, либо дефицит, либо затоваривание не имеющих сбыта товаров.
В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования прежде всего на продукцию эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. В переходный период ситуация осложняется еще и своей неустойчивостью и кризисом производства. В этих условиях усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен.
Регулирование цен путем
субсидирования издержек производства
в целях повышения
Кроме того, государство поддерживает соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами. Эту функцию осуществляет Министерство сельского хозяйства.
В России государственное
регулирование цен
Наряду с методами прямого
регулирования государство
К ним относятся государственные
закупки, налоговая система, регулирование
денежного обращения и кредита,
политика государственных инвестиций
и регулирование