1. Общетеоретическое содержание политики цен и доходов, соотношение с результативными показателями макроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Кейнсеанская функция потребления. Мультипликатор государственных расходов.

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика.docx ПЕРЕДЕЛАННЫЙ.docx

— 262.29 Кб (Скачать файл)

      Для решения поставленных задач, более полного и тщательного исследования заданной темы, в курсовой работе были использованы нормативные акты Республики Беларусь, материалы учебного комплекса БГЭУ, научная литература по теме « Макроэкономика », материалы периодических изданий, официальные документы по итогам развития денежно-кредитной политики, а также статистические данные сборника Беларуси, и исследования авторов, занятых разработками данного вопроса.

Теории потребления  в современной макроэкономике. Факторы, влияющие на потребление и сбережения в национальной экономике.

Потребление – индивидуальное и совместное использование потребительских  благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В стоимостной форме потребление – это сумма денег, которая расходуется населением на приобретение  товаров и  услуг.

Человек, как правило, стремиться потреблять не весь доход, а лишь его  часть, с тем, чтобы другая часть дохода сберегалась [11].

Сбережение – это потребление, перенесенное на будущее, т.е. часть  дохода, которая потребляется в настоящее время.

Так, в современных условиях на долю потребления приходится около 2/3всей суммы совокупных расходов [8].Поэтому  потребительские планы домашних хозяйств одна из важнейших детерминант  поведения экономики. В условиях жесткости цен эти планы строятся, ориентируясь исключительно на доход как на единственный источник информации о состоянии рынка.Свой доход домашние хозяйства склонны использовать только двумя способами: на потребление и на сбережение. Если вспомнить, что сбережения представляют собой превышение дохода над потребительскими расходами, то станет ясно, что увеличение доли сбережений означает адекватное уменьшение доли потребления,  и наоборот.

Дж.Кейнс считал, что потребление подчиняется основному психологическому закону, согласно которому с ростом дохода индивиды увеличивают своё потребление, однако в меньшей степени, чем растёт доход. Оставшаяся часть дохода сберегается. Поэтому сбережения также зависят от дохода: чем богаче семья, тем большую долю дохода она сберегает. Сначала люди определяют величину своего потребления, а всё оставшееся от дохода после потребления сберегают.

Смысл определенного таким  образом основного психологического закона очевиден: если доход изменяется, то потребление также меняется в  том же направлении, но изменение  потребления меньше, чем изменение дохода.

При отсутствии текущего дохода (или даже при его наличии, но недостаточных  размерах) домашние хозяйства будут  жить, "залезая в долги" или  распродавая ранее накопленное  имущество ("отрицательное сбережение").

Основные положения теории потребления Дж.Кейнса [4]:

- предельная склонность  к потреблению больше нуля, но меньше единицы;

- по мере роста дохода  его доля, направляемая на потребление,  уменьшается, поскольку богатые  склонны сберегать в большей степени, чем бедные.

Величины потребления  и сбережений домашних хозяйств определяются не только уровнем располагаемого дохода, но и другими факторами:

- налоги, отчисления на  социальное страхование. Рост  налогов уменьшает величину располагаемого  дохода и сокращает уровень  потребления и сбережений, а снижение – способствует их увеличению.

- накопленное богатство.  При прочих  равных условиях, чем  большим богатством обладает  человек, тем слабее у него  стимулы к дополнительным сбережениям.

- наличие процентной ставки. Существование процентной ставки  делает будущее потребление менее  значимым по сравнению с настоящим.  Другими словами, замена настоящего  потребления на равновеликое  будущее не выгодна для экономического  агента, так как сбережения в  настоящем способны из-за наличия  процентной ставки увеличить  богатство в будущем. Это также  стимулирует экономического агента  к сбережению.

- потребительская задолженность.  Если задолженность высока, то  субъекты вынуждены сокращать  текущее потребление, чтобы снизить  её.

- ожидания. Ожидания домохозяйств, связанные с будущими ценами, денежными доходами и наличием  товаров, оказывают существенное  влияние на текущие потребительские расходы и сбережения.

- инфляция. Изменение уровня  цен влияет на реальную стоимость  финансовых активов, которая обратно  пропорциональна изменению уровня  цен. Если реальная стоимость  финансовых активов сокращается,  люди становятся беднее, что уменьшает  их склонность к потреблению.

- психологические факторы.  К этому виду относятся мотивы  потребления удовольствие, недальновидность, щедрость и т.д., а также мотивы  сбережений предосторожность,  расчетливость,  независимость, алчность и др.

- структурные факторы.  Для объёмов потребления и  сбережений небезразличны средняя  численность семьи, средний возраст  семьи, географические особенности,  и др.

Ирвинг Фишер разработал модель, с помощью которой экономисты анализируют, как рациональные субъекты осуществляют межвременный выбор, т.е. выбор между потреблением и сбережением, или, что то же самое, между потреблением настоящим и будущим. Делая этот выбор, домашнее хозяйство исходит из своих настоящих доходов. При этом оно должно рассчитать доход, который предполагает получить в будущем, и оценить потребление товаров и услуг, которое сможет себе при этом позволить [11].

Принятие решения основывается, с одной стороны, на «объективных факторах»: настоящий и будущий  доход, данная процентная ставка, а  с другой – на «субъективных факторах»: функции полезности в настоящем  и будущем

Домашние хозяйства стремятся  к повышению своего потреблениия. Однако они вынуждены исходить из имеющихся возможностей. Другими словами, потребление людей ограничено уровнем их доходов, или бюджетным ограничением. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1.Журавлёв, С. Государственное  регулирование экономики в переходный  период// Экономист.-2009

2.Национальный интернет портал Республики Беларусь [http://belstat.gov.by]/Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск ,2010. Режим доступа http://www.belstat.by Дата доступа :16.04.2013

3.Ионов, М. Роль государства  в экономике//Экономист.-2010

4.Иохин, В.Я. Экономическая  теория-М.:2008

5.Костюк, В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва,2008

6. Ракова, Е.Ю. Анализ факторов роста потребительских цен в Республике

Беларусь // Проблемы экономико-математического  моделирования. 2012. С. 103- 115.

7. Республика Беларусь в цифрах: краткий статистический сборник. / В.И.

Зиновский и др.; Под общ. ред. Л.Л. Рыбчик. - Мн.: Министерство статистики и

анализа, 2012.

8.Цены. Ценообразование.  Ценовая политика./Под ред.: Уткина Э.А.-М: Единорог,2012

9.Ревенков, А.Планирование в системе государственного регулирования экономики.//Экономист.-2012.-№3

10.Назаренко, А.,Борхунов,Н. Регулирование цен //Вопросы экономики.-2012.

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

 

Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы  принуждения и распоряжается  огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования  включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему  государственных банков и государственный  сектор экономики. Через них государство  воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и  НТП, поддерживая внешнеэкономическую  деятельность компаний. Взаимодействие между частномонополистическим и государственным регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных сдвигов, необходимых для дальнейшего экономического развития. Новые подходы к основным принципам функционирования рыночного хозяйства воплотились в разработанной Дж. М. Кейнсом концепции государственного регулирования, изложенной в его труде "Общая теория занятости, процента и денег". Согласно этой теории, перед государством ставилась задача вмешательства в деятельность рыночного механизма путем определения общего размера эффективного спроса при сохранении свободы принятия решений отдельными хозяйственными единицами.

Государство в условиях рыночной экономики может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство, например, через  государственную собственность  или налоговую систему, процентную ставку или тарифы.

Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими  формами отраслевой государственной  политики представляет собой попытку  воздействия на стоимостные пропорции  и распределение национального  дохода между отдельными отраслями  и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в  последние десятилетия резко  усилилась в связи с развитием  инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………1

1.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИКИ ЦЕН И ДОХОДОВ, СООТНОШЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТИВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ МАКРОЭКОНОМИКИ……………………………………………………………2

1.1. Кейнсианская функция потребления………………………………………....

1.2.Мультипликатор  государственных расходов…………………………………...

2.ПОЛИТИКА ЦЕН И ДОХОДОВ  ЗА РУБЕЖОМ………………………………...

2.1.Плюсы и минусы административного  регулирования цен и доходов  со стороны государства………………………………………………………………….

3.ДИНАМИКА ЦЕН И РЕАЛЬНЫХ  ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ..

3.2.Опыт стимулирования  потребления в Республике Беларусь…………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

 


Информация о работе 1. Общетеоретическое содержание политики цен и доходов, соотношение с результативными показателями макроэкономики