1. Общетеоретическое содержание политики цен и доходов, соотношение с результативными показателями макроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Кейнсеанская функция потребления. Мультипликатор государственных расходов.

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика.docx ПЕРЕДЕЛАННЫЙ.docx

— 262.29 Кб (Скачать файл)

В странах Восточной Европы главные усилия административных органов  в переходных к рыночной экономике  период направленные на государственное  регулирование приватизации - выбор  объектов для продажи, проведение торгов и т.п.

Эволюция рыночного отношения - это переход от стихийного рынка  через его развитие и усовершенствование к внедрению государственного регулирования, которое дает возможность балансировать  составные элементы системы и  поставить конкретные цели, разработать  масштабные проекты и государственные  программы. В период войны, экономических  кризисов административное регулирование  усиливается. После стабилизации экономической  системы его влияние ослабляется. Тем не менее, свободного, полностью саморегулируемого рынка нет. Итак, государственное административное регулирование есть объективной потребностью.

В условиях переходной экономики  административное регулирование прежде всего нацеленное на создание соответствующих условий для саморегулирования.

Административные средства довольно эффективные, а порой имеют  больший перевес сравнительно с  другими способами государственного регулирования экономики. Использование  административных методов эффективно в ситуациях, если ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов  предопределяет потери для других субъектов и рыночной экономики в целом.

Административное регулирование  целесообразное в случае прямого  государственного контроля над монопольными рынками путем государственного регулирования цен.

Административный контроль ведут за экологической безопасностью  больших производств, использованием трансфертных платежей и др.

Регулирование экономики  административными средствами эффективное  и тогда, если направленное на защиту национальных интересов в системе  внешнеэкономической деятельности, например, лицензирования экспорта или Государственный контроль по импорту.

При условиях переходного  периода от административно-командной  системы к рыночному отношению  административное регулирование большинство  предпринимателей воспринимают как  вседозволенность. В результате поднимается  сбалансированность развития хозяйств, получаются диспропорции в денежном обращении, разрываются стадии регионального  воспроизведения. Уменьшить продолжительность  этого периода, можно внедрением твердой исполнительной власти. Нагроможденный в свое время в административной экономике опыт в деле государственного регулирования с большим эффектом использовали страны рыночной экономики, в частности Франция, Япония и  др. По мере стабилизации экономики  государственное административное регулирование постепенно превращается в глобальное государственное влияние. Только что тогда, по мере реализации рыночных реформ, следует поэтапно определять границы и для государственного регулирования рыночной экономики.

Власть, используя административные методы регулирования, решает проблемы, которые не по силам рыночные. Речь идет о выполнении перспективных  задач развития страны, отдельных  его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования  естественных ресурсов, организацию  рационального использования трудовых ресурсов и т.п. Ведь административное регулирование - это управления объектом на стадии его движения к заданному результату; деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной атмосферы, которые бы оказывало содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределения валового национального продукта (ВНП) и национального богатства; корректирование распределения ресурсов с целью усовершенствования общественного производства; стабилизация экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализ экономической конъюнктуры; стимулирование производственной активности и т.п.

Государство вмешивается  в предпринимательскую деятельность даже при благоприятных условий. Здесь говорится о применении фиксированных цен, о ценовой дискриминации (запрет производителям вводить свою цену на продукцию подобного качества, если это наносит ущерб конкуренции). Такие ограничения определяет государство, а также действие законов о недобросовестной конкуренции, использовании ценовой рекламы и т.п.

В условиях формирования рыночного  отношения, экономической свободы  нужна разработка действующих механизмов территориальных систем административного  регулирование, которые бы обеспечивало сбалансированность интересов субъектов  региона и соответствующее регулирование  процессов экономически - и социального  развития. Ответственность за это  положенная на представителей Президента и государственные администрации  всех уровней - области, административного  района. Прежде всего, о совмещении отраслевого и территориального индикативного (рекомендательного) планирования, объединение региональных интересов  с интересами предприятий (объединений) общегосударственного подчинения, которые  размещенные на территории региона. При всяческих условиях важную роль в реализации задач регионального  административного регулирования  сыграет государство. Она должна обеспечить выполнение программы реструктуризации экономики; строительство предприятий, которые завершают технологические  циклы, выпускают конечную продукцию. Реализовать такую программу  можно как за средство общегосударственного фонда регионального развития, так  и через получение государственных заказов.

Механизм административного  реформирования внешнеэкономической  политики - это воплощения у жизни  административными государственными органами мероприятий из формирования внешнеэкономических связей.

Современное административное регулирование является разомкнутой системой (системой наблюдений) без элементов обратной связи и надлежащего исполнительного механизма. Нет четкого разграничения прав и ответственности, с одной стороны, между государственным центром и местными органами власти, из другого - между аппаратом президента, правительством и законодательными органами. Это предопределяет дублирование, подмену функций, невозможность эффективно использовать властные полномочия. Государственные структуры самоустраняются от решения вопросов, которые и в рыночной экономике есть в сфере их компетенции. В больших масштабах возникают негосударственные структуры спекулятивно-посреднического типа, организация и деятельность которых далекие от принципов реформы. После распада советской империи и потери старых основ управления вместе с тем ничего нового не было предложено, а без конкуренции это привело к неуправляемости экономикой. Возник своеобразный вакуум, который породил организационную анархию и падение исполнительской дисциплины, где при этих условиях граждане часто лишены таких основоположных общественных благ, как законность и правопорядок.

В период экономического спада  можно было бы уменьшить продолжительность  периода кризиса, введя сильную  исполнительную власть, прежде всего  в областях. В цивилизованных странах  регулируют стихию рынка прежде всего через планирование и прогнозирование экономического и социального развития государства. Именно в высокоразвитых странах с рыночной экономикой государство есть принудительной политической организацией, без которой ни рынок сам по себе, ни конкуренция не смогут реализовать экономические реформы. Политика государства должна быть направлена на целостную систему государственного регулирования экономики с использованием как рыночных, так и административных методов. Для этого надо восстановить управление государственным сектором через прогнозирование и планирование, овладеть ситуацией в стране, сделать ее управляемой. А этого можно достичь, лишь опираясь на жесткую исполнительную вертикаль, используя административные методы государственного регулирования экономики.

 

3.ДИНАМИКА ЦЕН И РЕАЛЬНЫХ  ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Таблица 1.1. Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения.

 

2010

2011

2012

Денежные доходы населения, млрд. руб.

108 467,7

165713

320261

Денежные доходы в расчете  на душу населения, тыс. руб. в месяц

952,4

1457,7

2819,9

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему  году

 

115,1

 

99,7

 

121,4

Реальные располагаемые  денежные доходы населения, в процентах  к предыдущему году

 

114,8

 

98,9

 

121,0

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

1217,3

1899,8

3740,1

Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему  году

 

115

 

101,9

 

121,9

Средний размер назначенных  пенсий (на конец года), тыс. руб.

 

584,7

 

940,4

 

1885,5

Реальный размер назначенных  пенсий, в процентах к предыдущему  году

 

123,9

 

77,1

 

164,6


Примечание: Собственная  разработка на основании данных Белстата

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Структура денежных доходов населения(в процентах к итогу)

Таблица 3.ВВП

 

2010

2011

2012

Валовой внутренний продукт: 

 в текущих ценах,  млрд. руб. 

в сопоставимых ценах, в процентах  к предыдущему году

Валовой внутренний продукт  на душу населения, тыс. руб.

164476

297158

527385

107,7

105,5

1017,7

17330

31368

55724


Примечание: Собственная  разработка на основании данных Белстата

 

Рисунок 1: Валовой внутренний продукт по видам экономической деятельности

 

 

Таблица 4: Объем внешней торговли товарами Республики Беларусь

 

ЭКСПОРТ-

2010

2011

2012

25 284

1 419

45 991

ИМПОРТ

34 884

5 759

46404

САЛЬДО

-9 600 

 

4340

-413




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: Собственная  разработка на основании данных Белстата

 

Таблица 5: Отдельные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости организаций Республики Беларусь

 

2011г

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

-6,1

153,4 

33,8


Примечание: Собственная  разработка на основании данных Белстата

 

 

3.2.Опыт стимулирования  потребления в Республике Беларусь

 

В современной экономике  Республики Беларусь вопрос изучения особенностей и специфики регулирования  доходов, потребления  и сбережений населения, его макро- и микроэкономических аспектов приобретает особую значимость. В системе регулирования социально-трудовых отношений первостепенное значение на современном этапе приобретают методы воздействия на факторы, влияющие на состояние социально-трудовой сферы, тенденции в изменении величины номинальных и особенно реальных доходов, структуры доходов и их дифференциации, а также уровня накоплений и сбережений и их привлечения для эффективного использования в реальном секторе экономики страны. Анализ сбережений населения осуществляется с помощью специфических методов – методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их изменения. Эти показатели отражают уровень доходов населения, выступающих как предмет исследования.

 

Вопрос об актуальности изучения доходов, потребления и сбережений населения целесообразно рассматривать  в более общем виде. Как известно, социальные проблемы зависят от конкретно-исторических условий, сложившихся в данном обществе на данном этапе своего развития. Чем  выше уровень жизни населения  – тем выше и уровень накоплений и сбережений. При этом государство  должно проводить целенаправленную политику по привлечению и эффективному размещению денежных средств населения. Актуальны и такие условия, как  наличие примера других стран  с иным уровнем получения доходов  и структурой потребления, быстрота изменений социальной жизни населения.

Целью настоящей курсовой работы является изучение потребления  и сбережений национальной экономики, их особенности, а также проблемы стимулирования сбережений домашних хозяйств Республики Беларусь. Кроме этого  в  курсовой работе необходимо рассмотреть  динамику средств населения Республики Беларусь.

Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  вопросы, касающиеся потребления  и сбережения национальной экономики;

- выявить связь между   доходом, потреблением и сбережением;

- определить формы и  методы государственного стимулирования  сбережений в Республике Беларусь;

- изучить зарубежный опыт  стимулирования сбережений и  формирования доходной части  бюджета;

- рассмотреть и проанализировать  динамику денежных средств населения  и их роль в инвестиционной  политике государства.

Информация о работе 1. Общетеоретическое содержание политики цен и доходов, соотношение с результативными показателями макроэкономики