1. Общетеоретическое содержание политики цен и доходов, соотношение с результативными показателями макроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Кейнсеанская функция потребления. Мультипликатор государственных расходов.

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика.docx ПЕРЕДЕЛАННЫЙ.docx

— 262.29 Кб (Скачать файл)

За последние годы государственное  регулирование цен осуществлялось в следующих формах:

  1. Выплата дотаций отдельным производителям органами исполнительной власти различных уровней, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем "диктует рынок".
  2. Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.
  3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
  4. Установление твердых фиксированных цен.
  5. Установление для предприятий-монополистов предельных цен.
  6. Ограничение уровня рентабельности предприятий-немонополистов.
  7. Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам льгот по налогам и другим платежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен.
  8. Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.
  9. Установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста.
  10. Рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.
  11. Декларирование повышения свободных цен. Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к росту издержек, понижению качества, падению объемов производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.

Применение административного  регулирования цен и тарифов  возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, ж.-д. транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых  создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.

В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная среда, основанная на устойчивом товарном предложении, поддерживает относительную стабильность цен, делает невозможным для отдельного производителя  или посредника произвольное резкое повышение цен. Строго говоря, в этих странах практически нет свободного ценообразования, а есть конкурентное ценообразование, дополненное государственным  регулированием цен на монопольную  продукцию и отдельные социально  значимые товары и услуги в соответствии с действующим законодательством.

В странах с динамичной, сбалансированной рыночной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается и  происходит постепенный переход  к свободному ценообразованию. Как  только на рынке создаются условия  для конкуренции, государственное  регулирование цен зачастую отменяется. Значительное влияние на уровень  и динамику цен оказывает налоговая  система. От размера налогов прямо  зависит динамика цен и темпы  инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее  растут цены, тем шире инфляционный размах. Любой производитель, когда  его облагают налогом, старается  перенести его через цену на потребителя. С другой стороны, государство, получая  большие доходы, увеличивает и  свои расходы. Отсюда, для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшать налоговые ставки.

Прямые методы контроля за ценами не должны противопоставляться  косвенным, а должны сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, при помощи "замораживания" или "блокирования" их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в решения предприятий и фирм относительно уровня цен на продукцию.

Эффективность различных  методов зависит от правильного  выбора условий для их применения. Получивший распространение в нашей  экономике метод регулирования  цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически  не используется в мировой практике, так как он не заинтересовывает предприятия  в снижении издержек производства. В то же время уровень цен за рубежом регулируется через ограничения  получения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит  от его взаимодействия с другими  мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных  цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.

Одним из важных направлений  государственного регулирования цен  является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров.

При нарушении антимонопольного законодательства, выражающимся в необоснованном завышении свободных цен на продукцию предприятий-монополистов, но этой продукции применяется государственное регулирование цен.

В тех случаях, когда предприятия-монополисты  допускают нарушение государственной  дисциплины цен, к ним применяются  меры экономического и административного  воздействия, предусмотренные Законом  РФ "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках". К таким мерам относится перечисление в доход бюджета излишне полученной прибыли от завышения цен и тарифов, а также штрафы в тех же размерах.

В России за последние годы регулирование цен государством было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, даже при их монопольном производстве, формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.

В Российской Федерации разработан и действует определенный порядок  применения экономических санкций  за нарушение государственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных  документов по ценообразованию. Так, к  предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров и услуг нарушения  государственной дисциплины цен  и получившим в результате этого  излишние суммы, применяются экономические  санкции, заключающиеся в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли предприятий  в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно  взыскивается штраф.

К нарушениям государственной  дисциплины цен, в частности, относятся:

  • завышение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;
  • завышение установленных надбавок к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредставление установленных скидок;
  • применение свободных оптовых цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке; завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня.

Контроль за соблюдением  государственной дисциплины цен  во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией но ценам Департамента цен Министерства экономического развития и торговли РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.

Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение государственной  дисциплины цен и получившее в  результате этого излишние суммы, вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов и других обязательных платежей без уплаты штрафа независимо от финансового состояния предприятия. При этом обязательным является одновременное  снижение цены на продукцию, товары, услуги данного предприятия.

Суммы, полученные в результате нарушения государственной дисциплины цен и подлежащие изъятию в  доход бюджета, определяются как  разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ и  услуг по завышенным ценам и тарифам  и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим  законодательством. Для предприятий-монополистов, а также для других предприятий, на продукцию которых установлены  предельные уровни рентабельности, изъятию  подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом по группам или видам  продукции, товаров и услуг. Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.

Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы  принуждения и распоряжается  огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования  включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему  государственных банков и государственный  сектор экономики. Через них государство  воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и  НТП, поддерживая внешнеэкономическую  деятельность компаний.

Взаимодействие между  частномонополистическим и государственным  регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных  сдвигов, необходимых для дальнейшего  экономического развития.

Цены находятся в тесной взаимосвязи с другими переменными  маркетинга и деятельности фирмы. Цены часто меняются на протяжении жизненного цикла товара - от высоких для привлечения покупателей, ориентирующихся на престиж, до низких - ориентирующихся на массовый рынок. Уровень обслуживания потребителей зависит от цены. Низкие цены обычно связываются с недостаточным сервисом. Группы товаров с различными ценами привлекают различные сегменты рынка. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность производственно-сбытового комплекса промышленной фирмы. Цель ценовой политики заключается в установлении на товары фирмы таких цен и такого варьирования ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи.

 

2.1.Плюсы и минусы  административного регулирования  цен и доходов со стороны  государства

 

Административное регулирование  цен и доходов выражает, в сущности, прямое управление со стороны государства и предусматривает использование системы государственных заказов и контрактов; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п.

        Суть административных методов зависит от избранного способа управления субъектами рыночной деятельности. Например, лицензирования вводят с целью регламентировать предпринимательство в тех видах деятельности, которые не может регулировать рынок.

Административное регулирование - это действия администрации государства  или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений. Администрация - это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, постановления  и распоряжение, которое сыграют  организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма  административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать  решение, прогнозировать будущее. Опоздание  госадминистрации с принятием соответствующих решений делает их ненужными.

Во многих странах мира государственное управление основывается на принципах централизации и  децентрализации. Например, в США  функция управления кадрами распределенная между Департаментом и Советом  защиты системы услуг. Совет обеспечивает правовой надзор и процесс обжалования для государственных служащих.

Информация о работе 1. Общетеоретическое содержание политики цен и доходов, соотношение с результативными показателями макроэкономики