Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель работы – разработать программу по улучшению системы адаптации работников на ТПП «Лангепаснефтегаз».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
Теоретически осмыслить и раскрыть сущность, формы и цели адаптации.
Рассмотреть процесс управления адаптацией персонала.
Исследовать проблемы адаптации на предприятии «Лангепаснефтегаз».
Разработать программу по улучшению системы адаптации работников ТПП «Лангепаснефтегаз».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………7
1.1. Сущность, структура и цели трудовой адаптации………………………...7
1.2. Управление процессом адаптации на предприятии………………………26
1.3. Зарубежный и отечественный опыт профориентации и адаптации…..…47
2. ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ В ТПП «Лангепаснефтегаз» ……………..……52
2.1. Общая характеристика ТПП «Лангепаснефтегаз»……………....…..........52
2.2. Анализ эффективности адаптации персонала в ТПП «Лангепаснефтегаз»………………………………………………….……55
2.3. Программа по улучшению системы адаптации работников в ТПП «Лангепаснефтегаз»……………………………………………………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……73
Правильно построенные программы обучения и поддержки, а также необходимое вложение средств в профессиональную подготовку, дают возможность сокращения адаптационного периода и быстрейшему достижению точки рентабельности новых сотрудников, помогает развитию творческой инициативы у всего коллектива, воспитывает командных дух, открывает новые возможности роста. Если руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих надежд, могут посчитать, что в поведении следует руководствоваться опытом, приобретенным на прежней работе, или прийти к другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также помнить и о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей адаптации, может оказаться для них просто шоком. И какое бы задание не имел процесс адаптации, значение его неоспоримо в силу еще целого ряда аргументов и фактов, свидетельствующего о важности хорошо подготовленного процесса адаптации:
- статистические данные
многих предприятий указывают
на особенно высокую долю
- большинство несчастных
случаев происходит в первые
дни работы, а не тогда, когда
работник освоился на новом
месте. Значительное
Большинство людей, приступая
к новой работе, хотят быстрее
ее освоить и показать, что они могут справиться с ней хорошо.
Однако независимо от того, первая это
их работа или нет, новые члены Вашего
коллектива приходят в первый рабочий
день с множеством естественных опасений.
Так же для улучшения процесса адаптации
можно использовать экономические, организационно-
Компенсация затрат как механизм управления адаптацией можно рассматривать, организацию как единый механизм, то человек является в нем ресурсом, который организация, на ряду с другими ресурсами, использует в своей деятельности. Профессиональные способности являются определенным ресурсом личности. В процессе затрат этого ресурса предлагается соответствующий способ их социально-экономической оценки и возмещения.
Способ достижения профессиональных
целей фиксируется в структуре
личности работника как некий устойчивый
функциональный алгоритм, служащей мотиватором трудового поведения
определенного типа. Он обеспечивает определенную
форму трансформации профессиональных
ресурсов личности в определенный результат.
Результат работы состоит из двух частей.
Первая - это то, что человек добился для
себя, реагируя на стимулы, какие собственные
проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями,
он решил. Вторая - что он сделал для организационного
окружения, для организации в ответ на
стимулирующие воздействия, которые организация
применила по отношению к человеку.
Очевидно, последствия
действий зависят от того, как вел
себя человек,
что он делал. Однако непосредственно
они зависят от тех, кто, оценивая
действия человека, осуществляет компенсацию
за его действия и усилия. В
данном случае компенсация понимается в самом широком смысле, как внешняя
реакция на поведение человека, выражающаяся
в том, что человек либо что - то приобретает,
либо что - то теряет, чего - то добивается
или же чего – то не достигает в результате
осуществленных им действий в форме определенного
поведения.
Компенсация может производиться
в различных видах - от материального вознаграждения
или наказания до словесного одобрения
или осаждения.
Можно выделить 4 различных типа компенсации:
1. Положительная компенсация.
Суть данного типа состоит в том, что
осуществляется вознаграждение, приводящее
к приятным для человека
последствиям. При этом важно принимать
во внимание, что вознаграждение
должно быть четко привязано к желаемому
поведению, т.е. человек должен
знать, за что он получил поощрение. Вознаграждение
должно следовать за
осуществленным желаемым поведением и,
например, вознаграждение должно соответствовать
интересам поощряемого человека.
2. Отрицательная компенсация.
Суть этого типа состоит в том, что
желаемое поведение сразу же приводит
к устранению нежелаемых для человека
обстоятельств или раздражителей. При
втором типе компенсации, так же как и
при первом, важно чтобы реакция окружения
или руководства на изменение поведения
наступала по возможности быстрее и, конечно
же, носила индивидуальный характер.
3. Наказание. Компенсация
в виде наказания состоит в том, что человек
получает негативные, неприятные для него
последствия поведения. Например, он может
быть оштрафован, лишиться премии или продвижения по работе, получить
замечание и т.п. Данный тип менее действенен,
чем положительная компенсация. Это связано
с тем, что наказание имеет менее предсказуемый
и устойчивый эффект, чем поощрение, зачастую
приводит к негативным последствиям, таким
как личная обида на наказавшего руководителя,
потеря интереса к работе, изменение отношения
к своей деятельности и т.п.
4. Гашение негативного
повеления. Суть данного типа компенсации
состоит в том, что если прекратить положительно
реагировать на какие - то
действия, то через некоторое время они
начнут сокращаться.
Компенсация может осуществляться после какого-то действия человека - непрерывная компенсация. В том случае, если компенсация наступает не после каждого совершения действия, то она называется периодической. При адаптации лучше действует непрерывная компенсация. Если компенсация отсутствует, то у адаптанта отсутствует заметная модификация поведения, т.к. не происходит научения поведению в новой организации.
Методика проектирования системы адаптации персонала предполагает выбор подхода к формированию системы адаптации в организации с учетом ее потребностей и возможностей, созданию инфраструктуры адаптации, соответствующей документации, планов внедрения программы адаптации персонала.
Структурное закрепление функции управления адаптацией может проходить следующими способами:
1 Выделение соответствующего подразделения (бюро, отдела) в структуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.
2 Направление специалистов,
занимающихся управлением
3 Развитие наставничества, которое в последние годы в наших организациях незаслуженно забыто.
Таким образом выделяем цели адаптации работников: это возможность более быстрого достижения рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя, уменьшение стартовых издержек, вхождение работника в рабочий коллектив, снижение тревожности и неуверенности, сокращение текучести кадров среди новых работников, экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников, развитие у нового работника удовлетворенности работой, снижение издержек по поиску нового персонала, формирование кадрового резерва.
В данном параграфе были
рассмотрены ключевые положения
об адаптации сотрудников в
1.2. Управление
процессом адаптации на
Управление процессом адаптации рассматривается как активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий [27, с. 65].
Необходимость управления адаптацией
предопределяется большим ущербом как
для производства, так и для работников,
а его возможность доказана опытом отечественных
и зарубежных предприятий и организаций.
Разработка
мер, положительно влияющих на адаптацию,
предполагает знание как субъективных
характеристик рабочего (пол, возраст,
его психофизиологические характеристики,
а также образование, стаж и др.), так и
факторов производственной среды, характера
их влияния (прямое или косвенное) на показатели
и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации
процесса адаптации следует исходить
из имеющихся возможностей предприятия
(в части условий труда, гибкого рабочего
времени, организации труда и т.д.) и ограничений
в изменении рабочего (в развитии тех или
иных способностей, в освобождении от
отрицательных привычек и т.п.), необходимо
также учитывать различия на новом и на
прежнем месте работы, особенности новой
и прежней профессии, т.к. они могут быть
существенными, что послужит серьезным
барьером для профессиональной мобильности
и проведения кадровой политики предприятия
[39, c.93].
Организационный механизм управления процессом адаптации как ключевого условия ее успешного осуществления. Неотработанность данного механизма для отечественных организаций является одной из главных причин декларативности управления адаптацией и лозунгового провозглашения ее необходимости [42, c. 64].
Для улучшения управления трудовой адаптацией требует проработки в первую очередь трех организационных элементов:
- структурное закрепление функции управления адаптацией;
- технология процесса управления адаптацией
- информационное обеспечение этого процесса [30, c. 48].
В качестве возможных
организационных решений
Следует обратить внимание на важность проблемы управления нововведениями. Продуманная реализация данной функции становится фактором успешной адаптации работников к новым условиям труда.
В качестве возможных
организационных решений по технологии
процесса управления адаптацией применяем такие методы
развития мышления новых сотрудников:
организация семинаров, курсов и т.п. по
различным аспектам адаптации; проведение
индивидуальных бесед руководителя, наставника
с новым сотрудником; интенсивные краткосрочные
курсы для руководителей, работников,
впервые вступающих в должность; проведение
организационно-