Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 10:09, курсовая работа
Любое предприятие для успешной деятельности в своей сфере постоянно пользуется экономическими расчетами. Именно экономическая сторона деятельности каждого предприятия все время находится в центре внимания. А носителем информации об экономической эффективности деятельности предприятия за отчетный период является бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс (от фр. balance - весы) употребляется в значении равновесия специалистами в разных областях анализа, учета и планирования.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы анализа бухгалтерского баланса……………...5
1.1.Роль анализа в деятельности организации……………………………5
1.2.Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и место бухгалтерского баланса в ней…………………………………………………...12
2.Комплексная оценка результатов деятельности ОАО НПФ «Пигмент»………..................................................................................................20
2.1.Общая характеристика деятельности ОАО НПФ «Пигмент»……...20
2.2.Оценка ликвидности и платежеспособности организации по данным бухгалтерского баланса………………………………………………………….23
2.3.Анализ рентабельности и деловой активности ОАО НПФ «Пигмент»………..................................................................................................31
3.Выводы по результатам анализа деятельности ОАО НПФ «Пигмент»………..................................................................................................41
3.1.Прогноз банкротства и определение признаков фиктивного (преднамеренного) банкротства……………………………………...…………41
3.2.Рекомендации по повышению эффективности деятельности ОАО НПФ «Пигмент»………........................................................................................46
Заключение………………………………………………………………..49
Список использованной литературы……...……………………………..51
Приложения...……………………………………………………………..54
Бухгалтерский баланс подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации. Также указывается дата составления бухгалтерского баланса [9, с. 393].
Правила оценки статей баланса установлены «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности [2].
На каждую статью баланса заводится специальный документ, который называется счетом. Счет, который составлен по данным счетов активов, получил названия активного, а счет, составленный по данным счетов пассивов, называется пассивным. Любой из видов активного и пассивного счета имеет свой стандартный номер. Благодаря этому обстоятельству бухгалтер или финансист имеет возможность получить нужную информацию из бухгалтерского отчета любой фирмы [20].
Существует термин «вуалирование баланса» (от фр. voiler – скрывать, затуманивать), принадлежащий швейцарцу И. Ф. Шеру (1846–1924). Вуалирование означает манипулирование показателями бухгалтерского баланса с целью придать тому более привлекательный вид. Хороша же отчетная форма, которая может отображать все, что угодно, по усмотрению бухгалтера! А вот если бы, в бухгалтерском балансе отображались исключительно вещи, любое его вуалирование оказалось бы неприкрытой фальсификацией, что не одно и то же. Ведь вуалирование – использование бухгалтерской методологии в рамках действующего законодательства, хотя и в неблаговидных целях, в то время как фальсификация баланса – прямой подлог документов [24].
В результате осуществления хозяйственной операции средства и источники приводятся в движение и вызывают определенное изменения в балансе. Счета бухгалтерского учета открываются по одному или несколько для каждой статьи баланса. В них производится экономическая группировка однородных объектов учета. В бухгалтерском учете изменения хозяйственных средств и источников их образования в сторону увеличение или уменьшения учитываются раздельно, поэтому таблица имеют стороны: дебет и кредит. Счета открываются как для активных, так и для пассивных статей баланса [28].
Таким образом, для проведения полного анализа деятельности организации необходима исходная информация, источником которой являются бухгалтерская (финансовая отчетность), а в частности бухгалтерский баланс.
Во второй главе проведен анализ
предприятия по бухгалтерскому балансу
для представления места на рынке.
2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО НПФ «ПИГМЕНТ»
2.1.Общая характеристика деятельности ОАО НПФ «Пигмент»
ОАО НПФ "Пигмент" - это современное многопрофильное химическое предприятие.
Под торговой маркой КРАТА®, которая была зарегистрирована ОАО НПФ «Пигмент» в 1993 году, предприятие в настоящее время выпускает и реализует органические пигменты и красители, добавки в бензины, синтетические смолы, добавки для бетонов, готовые лакокрасочные материалы и полуфабрикатные лаки, акриловые и поливинилацетатные дисперсии, оптические отбеливатели, сульфаминовую кислоту, специальную химию для текстильного, целлюлозно-бумажного производства, производства шин.
Ассортимент широко известен среди отечественных и иностранных фирм. Среди постоянных покупателей порядка двух тысяч компаний России и СНГ, десятки партнеров в Европе и Азии. Всего в 18 стран ближнего и дальнего зарубежья поставляется около 20 % производимой продукции.
«Пигмент» входит в число 100 крупнейших отечественных химических компаний. В основе динамичного развития предприятия - мощный производственный комплекс, высокий научный потенциал, грамотный менеджмент, соответствующая современным требованиям квалификация персонала.
Программа развития ОАО НПФ «Пигмент» направлена на модернизацию действующих и создание новых производств, внедрение и освоение прогрессивных технологий. Все это позволяет компании выпускать продукцию, востребованную на рынке, не уступающую мировым аналогам.
Стратегическим партнёром тамбовского предприятия является ЗАО «НПФ «Технохим». В 2002 году итогом многолетней плодотворной работы стало создание промышленной группы «КРАТА». Это позволило выйти на новый уровень обслуживания клиентов: расширился ассортимент, появились возможности предоставления дополнительного сервиса.
«Пигмент» ведет историю своего производства с 1949 года. Накопленный опыт позволяет разрабатывать продукцию под индивидуальные требования потребителя, обеспечивать комплексные поставки, осуществлять до- и послепродажное обслуживание. Качество работы компании подтверждается сертификатом ISO 9001:2008. В настоящее время область сертификации составляют проектирование и производство добавок к бензинам, фенолформальдегидных смол, лаков для производства лакокрасочных материалов, добавок к бетонам, акриловых эмульсии, дисперсии ПВА и клеев на их основе.
Деятельность в сфере «бизнес для бизнеса» означает для ОАО «Пигмент» огромную ответственность, ведь от результата работы зависит в конечном итоге уровень качества продукции потребителя [26].
Ниже в таблице приведены основные финансовые результаты деятельности ОАО НПФ "Пигмент" в течение анализируемого периода (таблица 1). Расчеты показателей таблицы 1 сделаны по данным Приложения А таблиц 11 и 12.
Таблица 1 - Основные финансовые результаты деятельности ОАО НПФ "Пигмент"
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменение показателя |
Среднегодовая величина,тыс. руб. | ||
2011 г. |
2012 г. |
тыс. руб. |
± % | ||
(гр.3 - гр.2) |
((3*100)/2-100) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Выручка (стр.2110) |
100 090 |
124 935 |
+24 845 |
24,823 |
112 513 |
2. Расходы по обычным видам деятельности (стр.2120) |
94 459 |
115 833 |
+21 374 |
22,628 |
105 146 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2 или стр.2200) |
5 631 |
9 102 |
+3 471 |
61,641 |
7 367 |
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате (стр.2340+стр.2350) |
-3 374 |
-4 871 |
-1 497 |
-44,369 |
-4 123 |
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4) |
2 257 |
4 231 |
+1 974 |
87,461 |
3 244 |
6. Проценты к уплате (ст.2330) |
– |
2 370 |
+2 370 |
– |
1 185 |
7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее (стр.2430-стр.2410) |
456 |
570 |
114 |
25,000 |
513 |
8. Чистая прибыль (убыток) (5-6+7 или стр.2400) |
2 713 |
2 431 |
-282 |
-10,394 |
2 572 |
Справочно: |
2 713 |
2 431 |
-282 |
-10,394 |
2 572 |
Совокупный финансовый результат периода (стр.2500) | |||||
Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр. 1370) |
1 533 |
671 |
– |
– |
– |
За весь рассматриваемый период годовая выручка увеличилась на 24 845 тыс. руб., c 100 090 тыс. руб. до 124 935 тыс. руб.
За 2012 год прибыль от продаж составила 9 102 тыс. руб. За два года произошел стремительный рост финансового результата от продаж – на 3 471 тыс. руб., или на 61,641 % [19].
Изучая расходы по обычным видам деятельности, следует отметить, что организация не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Это и обусловило отсутствие показателя "Управленческие расходы" за отчетный период в форме №2.
Изменение отложенных налоговых обязательств, отраженное в форме №2 "Отчет о финансовых результатах" (стр. 2430), не соответствует изменению данных по строке 1420 "Отложенные налоговые обязательства" баланса. Выявленную неточность подтверждает и то, что даже в сальдированном виде отложенные налоговые активы и обязательства в форме №1 и форме №2 за последний отчетный период не совпадают (т. е. разность строк 2450 и 2430 формы №2 не равна разности изменения строк 1180 и 1420 формы №1).
Ниже на рисунке 2 наглядно представлено изменение выручки и прибыли ОАО НПФ "Пигмент" в течение всего анализируемого периода.
Рисунок 2 - Динамика выручки и чистой прибыли
2.2. Оценка ликвидности и платежеспособности организации по данным бухгалтерского баланса
Одним из наиболее важных направлений использования бухгалтерского баланса как основы для проведения анализа финансового состояния является оценка ликвидности организации.
Под ликвидностью подразумевается способность активов к быстрой и легкой мобилизации. Основные моменты банковской ликвидности находили свое отражение в экономической литературе, начиная со второй половины ХХ века, в связи с убыточной деятельностью государственных банков, а также с процессом образования коммерческих банков. Например, о важности соблюдения соответствия между сроками активных и пассивных операций с позиций ликвидности экономисты писали еще в конце ХIХ века.
Ликвидность – легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств [29].
В общепринятом смысле ликвидность – это способность ценностей превращаться в деньги [5, с. 71]. Оценить ликвидность организации можно путем анализа ликвидности баланса и расчета коэффициентов ликвидности.
Анализ ликвидности предприятия – анализ возможности для предприятия покрыть все его финансовые обязательства.
Коэффициент ликвидности – показатель способности компании вовремя выполнять свои краткосрочные финансовые обязательства [29].
Проведем группировку активов по степени ликвидности и пассивов по срокам погашения.
Наиболее ликвидными активами (А1) являются денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (ф.№1, стр.1250).
Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: краткосрочная дебиторская задолженность (ф.№1, стр.1230).
К третьей группе (А3) относятся медленно реализуемые активы: запасы, налог на добавленную стоимость и прочие оборотные активы (ф.№1, стр.1210+стр.1260).
Четвёртая группа (А4) - труднореализуемые активы, к которым относят внеоборотные активы (ф.№1, стр.1100).
Также на четыре группы делятся и пассивы:
1) П1 - наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность (ф.№1, стр.1520)
2) П2 – краткосрочные пассивы: краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства (ф.№1, стр.1500-стр.1520).
3) П3 - долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты и займы, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей (ф.№1, стр.1400)
4) П4 – постоянные пассивы: капитал и резервы (собственный капитал) (ф.№1, стр.1300).
Баланс предприятия считается абсолютно ликвидным, если:
А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.
Оценим ликвидность баланса ОАО НПФ «Пигмент». Результаты оценки представлены в таблицах 2-4.
Таблица 2 - Группировка активов по степени ликвидности и пассивов по срокам погашения на 2010 год
Активы по степени ликвидности |
На конец отчетного периода, тыс. руб. |
Норм. соотно- шение |
Пассивы по сроку погашения |
На конец отчетного периода, тыс. руб. |
Излишек/ недостаток платеж. средств тыс. руб., (гр.2 - гр.5) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
А1.Высоколиквидные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения) |
708 |
≥ |
П1.Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.) |
114 103 |
-113 395 |
А2.Быстрореализуемые активы (краткосрочная деб. задолженность) |
382 211 |
≥ |
П2.Среднесрочные обязательства (краткосроч. обязательства кроме текущ. кредит. задолж.) |
226 705 |
+155 506 |
А3.Медленно реализуемые активы (прочие оборот. активы) |
102 219 |
≥ |
П3.Долгосрочные обязательства |
8 509 |
+93 710 |
А4.Труднореализуемые активы (внеоборотные активы) |
186 888 |
≤ |
П4.Постоянные пассивы (собственный капитал) |
322 709 |
-135 821 |