Анализ доходов и расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

формулировку его цели и задач.
Целью курсовой работы является - изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов и расходов предприятия.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимозависимых задач:
• раскрыть сущность и содержание доходов и расходов организации;
• изучить методологические нормы и правила учета доходов и расходов организации;
• исследовать основные принципы классификации доходов и расходов организации;
• выработать практические рекомендации по совершенствованию учета доходов и расходов в организации;

Содержание работы

Введение 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Экономическое содержание доходов и расходов организации 5
1.2 Информационная база для проведения анализа доходов и расходов организации 12
1.3 Методика проведения анализа доходов и расходов 16
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «70» 21
2.1. Характеристика организации 21
2.2. Анализ финансового состояния организации 22
2.3. Анализ финансовых результатов и рентабельности 34
2.4. Анализ издержек и себестоимости продукции 44
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 49

Файлы: 1 файл

курсовая по эа (финал).doc

— 804.00 Кб (Скачать файл)

Расходами по обычным  видам деятельности считается также  возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных  отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

1) расходы, связанные  с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных  запасов;

2) расходы, возникающие  непосредственно в процессе переработки  (доработки) материально-производственных  запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.) .

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Прочими расходами организации  являются, в частности:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций.

Перечисленные расходы  являются прочими только в том  случае, если виды деятельности, при  осуществлении которых эти расходы  произведены, не являются предметом  деятельности организации.

Помимо уже названных, в состав прочих расходов также включаются:

  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и другое), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.

 

1.2 Информационная база  для проведения анализа доходов  и расходов организации

 

Результативность анализа  доходов и расходов предприятия  в значительной степени зависит  от его информационного и методического  обеспечения. Все источники данных для проведения анализа делятся  на:

  • нормативно-плановые;
  • учетные;
  • внеучетные.

К источникам информации нормативно-планового характера относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежат  бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные  явления, процессы, их результаты. Своевременный  и полный анализ данных, которые  содержатся в первичных и сводных  учетных регистрах и отчетности, обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования.

Наиболее важными среди  документов бухгалтерского учета являются формы отчетности, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 22.07.2003 г. № 67н:

  • форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
  • форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
  • форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»;
  • форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;
  • форма № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу».

Данные статистического  учета и отчетности предприятия  используются для углубленного изучения тенденций основных показателей  и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных макроэкономической статистики в целом по отрасли или народному  хозяйству необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.

Оперативный учет и отчетность способствуют более своевременному по сравнению со статистикой или  бухгалтерским учетом обеспечению  анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

Учетным документом согласно нашей классификации является и  экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет. Значительная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и закономерности развития экономики предприятия.

Внеучетные источники  информации – это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также  данные, характеризующие изменение  внешней среды функционирования предприятия. К ним относятся  следующие документы:

  1. Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия, решения совета директоров, собраний акционеров и т.д.
  2. Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.
  3. Научно-техническая информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.).
  4. Техническая и технологическая документация.
  5. Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах – хронометраж, фотография и т.п.
  6. Информация об основных контрагентах предприятия – поставщиках и покупателях. Данные о поставщиках необходимы для прогнозирования их надежности и ценовой политики. Сведения о покупателях требуются для характеристики их текущей и долгосрочной платежеспособности.
  7. Данные об основных конкурентах, полученные из разных источников информации – Интернета, радио, телевидения, газет, журналов, информационных бюллетеней и др.
  8. Данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).
  9. Сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.).
  10. Данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предложения по основным видам ценных бумаг, объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).
  11. Данные Госкомстата об изменениях макроэкономической ситуации в стране и др.

Документальную информацию для проведения анализа доходов  и расходов предприятия можно  также классифицировать по ряду признаков  в соответствии с рисунком 1.

По отношению к объекту  исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации – это данные статистического» бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии, и т.д. Система внешней информации – это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.

 

Рис. 1. Классификация документальной информации

 

По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую  для более полной характеристики изучаемой предметной области.

По периодичности поступления  аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например сведения о новом конкуренте.

Регулярная информация, в свою очередь, классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы), и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).

По отношению к процессу обработки информацию можно отнести  к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).

1.3 Методика  проведения анализа доходов и  расходов

 

В ходе структурного анализа  выясняются основные соотношения, связанные  с получением выручки от реализации, и произведенные с этой целью затраты. Информация для анализа продаж, необходимого для составления прогнозов на следующий период (периоды), доступна в полном объеме лишь внутреннему аналитику. В ходе такого анализа должно быть установлено: каковы основные элементы получения выручки; насколько зависим спрос от цен на продукцию (т. е. эластичность спроса); существует ли у предприятия возможность приспособиться к изменению спроса путем модификации выпускаемой продукции или введения на рынок новых товаров; какова степень концентрации покупателей; насколько велика зависимость от основных покупателей; какова диверсификация продукции по географическим рынкам сбыта.

Для многоотраслевых  предприятий или предприятий, функционирующих  на различных географических рынках сбыта, необходимо оценить информацию о доходах в разрезе отдельных сегментов сбыта. Дело в том, что вклад отдельных сегментов в получение общего объема реализации, как правило, различен. Следовательно, для того чтобы оценить перспективы многопрофильных предприятий, а также риски их деятельности, следует отдельно проанализировать доходы и расходы по каждому сегменту. С этой целью в международной практике используется сегментарная отчетность, рекомендации по составлению которой содержатся в Международном стандарте финансовой отчетности № 14. В российской практике предусматривается отражение информации о структуре реализации в разрезе отдельных сегментов в пояснительной записке.

При анализе расходов основная проблема - убедиться в  соответствии доходов и расходов данного периода. Другая проблема состоит в том, чтобы отойти от принятого в нашей стране налогового подхода к формированию себестоимости продукции (работ, услуг). Известно, что российской практике присущ подход, при котором за государством закреплено право определять возможность для предприятий включения или невключения тех или иных расходов в себестоимость. Данный подход реализован в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Изменения и дополнения к Положению о составе затрат, внесенные постановлением Правительства  Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661, хотя и содержат утверждение  о том, что все произведенные организацией затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции, подлежат включению в себестоимость продукции, полностью данный подход не выдерживают.

В то же время инструкциями Минфина России о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности предусмотрено, что при определении себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) следует руководствоваться указанным постановлением. В результате по объективным причинам достоверность результатов анализа прибыльности деятельности, проводимого на основании данных отчета о прибылях и убытках, не обеспечивается.

Данная информационная ограниченность должна быть учтена при  проведении внутреннего анализа  финансовых результатов, главной задачей  которого должно стать объективное отражение доходов и расходов с целью выявления реальной доходности деятельности предприятия.

Во всем мире признается, что финансовая отчетность, на основе которой внешние пользователи принимают  управленческие решения, должна содержать  полную информацию о затратах, связанных с производством и реализацией продукции, а не о той их части, что учитывается при расчете налогооблагаемой базы. Именно сопоставлением полной суммы затрат с выручкой определяется их эффективность. В противном случае расчет показателей эффективности (рентабельности) затрат теряет экономический смысл.

Информация о работе Анализ доходов и расходов