Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции на примере ЗАО МПК «Байдарацкий »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним ры¬нок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно ска¬зать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое ме¬сто. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продук¬цию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а ре¬зерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

1 глава Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции.

1.1 Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости…………..6
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость.
Калькулирование себе¬стоимости продукции…………………………….....10
1.3 Факторы, влияющие на себестоимость продукции………………….….18
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью………….…22

2 глава Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции
на примере ЗАО МПК «Байдарацкий »

2.1 Анализ динамики и структуры затрат на производство и реализацию
Продукции…………………………………………………….…………….…25
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции …………………………30
2.3 Анализ эффективности использования затрат……………………...…..39

3 глава Предложения по снижению себестоимости продукции

3.1 Резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции...43
3.2 Предложения по изменению структуры себестоимости продукции…..45
Заключение……………………………………………………………………49
Список использованной литературы………………………………………..51

Файлы: 1 файл

курсовая эконом анализ.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Дополнительно в себестоимость промышленной продукции вклю­чаются: отчисления на социальное страхование (пропорционально заработной плате), проценты за банковский кредит, затраты по поддержанию основного капитала в работоспособном состоянин, премиальные выплаты, предусмотренные положениями о премировании на предприятиях и другие затраты. Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. В таком порядке финансируются, например, затраты на рекламу, представительские расходы, подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и др.

В себестоимость выпускаемой продукции включаются не все издержки предприятия. Так, например, не включаются расходы непромышленных хозяйств (детские сады, поликлиники, общежития, школы, клубы и т. п., находящиеся на балансе предприятия), затраты на мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, затраты, непосредственно не связанные с участием работников в производственном процессе, единовременные материальные поощрения работников не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет средств, выделяемых на социальные нужды из прибыли.

Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам (статьям):

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Можно отметить, что по всем пяти элементам, сгруппированным в соответствии с экономическим со­держанием в качестве основного условия включения затрат в се­бестоимость, выступает критерий необходимости их участия в процессе производства и реализации продукции. Это затраты, не­посредственно связанные с производством продукции, обуслов­ленные технологией и организацией производства, связанные с использованием природного сырья, обслуживанием производст­венного процесса, обеспечением нормальных условий труда и тех­ники безопасности.

Для внутрипроизводственного анализа и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям, которую можно представить в следующем виде:

1.      сырье и материалы;

2.      комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера, приобретенные у других предприятий;

3.      топливо и энергия всех видов на технологические цели;

4.      возвратные (используемые в производстве) отходы (вычитаются из себестоимости и учитываются по цене возможного использования, которую предприятие определяет самостоятельно);

5.      потери от брака;

6.      заработная плата (основная  и дополнительная)  производственных рабочих;

7.      отчисления на социальные нужды ( в фонды обязательного страхования);

8.      затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;

9.      общепроизводственные (цеховые) затраты (накладные расходы)

10.  общехозяйственные (общезаводские или общефабричные) затраты;              :

11.  внепроизводственные (коммерческие) затраты на реализацию продукции.

В результате последовательного сложения  перечисленных калькуляционных статей получается система показателей себестоимости:

а) производственная себестоимость (ПС) = 1+2+3+4+5+6+7;

б) цеховая себестоимость (ЦС) = ПС + 8 + 9;

3) полная  производственная  или  фабрично-заводская  себе­стоимость (ФЗС) = ЦС + 10;

4) полная (коммерческая) себестоимость (КС) = ФЗС + 11.

Первые три показателя являются характеристиками производства, а четвертый включает в себя затраты, связанные не только с производством продукции (что отражено в названии данного агрегата), но и с процессом ее реализации. Это, например, расходы на непосредственные операции по продаже продукции, т.е. связанные со сменой собственника товара (на­пример, затраты на все виды рекламы, включая участие в выставках, выплата процентов по кредитам), именуемые в экономической литературе чистыми издержками. Кроме того, к внепроизводственным расходам относят дополнительные издержки, т.е. затраты на проведение операций, непосредственно связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. Эти затраты относятся в состав коммерческих расходов и включают: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, на суда, автомобили и т.п.); комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы от­носятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы — это расходы на обслуживание и управление производством.

В состав общепроизводственных накладных издержек включаются:

а) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

б) цеховые расходы на управление.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования — это амортизация оборудования и транспортных средств; издержки на экс­плуатацию оборудования в виде расходов смазочных, обтирочных, охлаждающих и других аналогичных материалов; заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, и отчисления на социальные нужды; расходы всех видов энергии, воды, пара, сжатого воздуха, услуг вспомогательных производств; расходы на ремонт оборудования, технические осмотры, уход; расходы на внутризаводское перемещение матери­алов, полуфабрикатов, продукции; износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений и другие расходы, связанные с использованием оборудования.

В цеховые расходы на управление входят: заработная плата аппарата управления цехов с отчислениями на социальные нужды; затраты на амортизацию зданий, сооружений, инвентаря, содержание и ремонт зданий, сооружений, обеспечение нормальных условий труда и технику безопасности, на спецодежду и спецобувь; износ малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие аналогичные затраты, связанные с управлением производственными подразделениями.

Каждая из этих групп накладных расходов имеет свою специфику - они планируются и учитываются по местам их возникновения, т.е. по производственным подразделениям, а не по видам продукции. Обе эти группы — расходы комплексные, косвенно распределяемые между отдельными видами продукции и между законченной продукцией и незавершенным производством.

Общехозяйственные накладные расходы, связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия, компании, фирмы в целом. В состав этих рас­ходов включается несколько групп: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления и пр .

Смысл и содержание остальных статей вытекают из их названия. Кроме поэлементной и постатейной классификации затра­ты классифицируются и по другим признакам.

Группировка по калькуляционным статьям, кроме того, дает нам возможность последующего разделения затрат на прямые и косвенные.

Прямые (технологические) затраты характеризуются непосредственной связью с процессом производства и достаточно легко могут быть распределены по конкретным видами продукции..

Косвенные затраты не могут быть прямо отнесены к конкретному виду произведенного товара или услуги. Соответствующие статьи калькуляции являются комплексными. В частности, это административно-управленческие расходы, расходы на страхование имущества и т.п.

Деление на прямые и косвенные затраты происходит в случае производства широкого ассортимента товаров, при простом производстве все затраты рассматриваются в качестве прямых.

Классификация затрат на переменные (variable costs) и постоянные (fixed costs) отражает прямую пропорциональную зависимость объема выпуска продукции и соответственно затрат на ее производство от степени загрузки производственных мощностей. Переменными затратами считаются те, величина которых является производной от уровня использования производственных мощностей. Это, например, затраты на сырье и материалы, на оплату труда. Постоянными признаются затраты, размер которых не увязан с объемом производства и уровнем использования про­изводственных мощностей — расходы на оборудование, аренда производственных помещений, оплата управленческого аппарата. При этом в расчете на единицу продукции размер постоянных затрат обратно пропорционален росту выпуска продукции в результате увеличения загрузки производственных мощностей. Этой группировке уделяется особое внимание в международной практике учета себестоимости.

Важное значение для анализа и управления издержками производства на предприятии с целью их снижения имеет классификация затрат на условно-постоянные и условно-переменные.

Условно-постоянные затраты — затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся: амортизация зданий и сооружений, расходы на управление производством и предприятием в целом, арендная плата и др.

Условно-переменные затраты — затраты, которые изменя­ются прямо пропорционально изменению объема производст­ва. К ним относятся: сдельная заработная плата рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию и др.

Расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг) в действующей практике называется калькулированием, а доку­мент, в котором оформляется этот расчет — калькуляцией. Цель калькулирования себестоимости:

обеспечить определение себестоимости изделий и всей про­изведенной продукции; создать базу для установления цен; способствовать вскрытию и использованию резервов про­изводства. Промышленные предприятия организуют калькулирование себестоимости промышленной продукции на основе отраслевых инструкций по планированию, учету и калькулированию себес­тоимости продукции, разработанных в соответствии с основны­ми положениями по применению этого показателя.

Этим документом установлен порядок определения состава затрат, образующих себестоимость, применение единых в своей основе принципов и методов их планирования на предприятиях всех отраслей промышленности.

Различают нормативные, плановые и отчетные калькуляции. Нормативная калькуляция единицы продукции — это се­бестоимость единицы продукции, рассчитанная на основе дей­ствующих на начало каждого месяца норм и нормативов расхо­да ресурсов, учетных цен и утвержденных смет расходов по об­служиванию производства и управлению им. Эти расходы (по сметам) включаются в калькуляцию себестоимости в соответ­ствии с принятой методикой их распределения. Нормативная калькуляция по существу является отправной точкой для рас­чета плановой калькуляции.

Плановая калькуляция единицы продукции составляется на основе прямых затрат по нормативной калькуляции данного из­делия на начало планируемого года с учетом планируемого изме­нения этих затрат в плановом периоде, обусловленных планом организационно-технических мероприятий. Косвенные расходы зачисляются в плановую себестоимость в соответствии со сметами расходов по ним и принятой методикой их распределения. Плановая калькуляция разрабатывается, как правило, на 1 год, а в отдельных случаях на квартал.

Объектами калькулирования могут быть детали, узлы и изделия. Нормативные калькуляции на детали и узлы составляются по прямым статьям, а на изделие в  целом — по всем статьям калькуляции.

Отчетные калькуляции составляются на фактических затратах на производство продукции в отчетный период.

Статьи калькуляции бывают одноэлементные (заработная плата производственных рабочих и др.) и комплексные (общецеховые, общезаводские расходы и др.), т.е. состоящие из ряда элементов. При калькулировании себестоимости продукции нужно учи­тывать следующее:

при большой номенклатуре выпускаемой продукции плановые калькуляции могут составляться на группу одно­типных изделий;

калькулированию подлежит также продукция и вспомо­гательных производств, особенно если она реализуется на сторону.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции

 

Факторы, влияющие на уровень снижения затрат, отража­ют совокупность частных причин (обстоятельств), обуславлива­ющих изменение условий производства по направлениям их воздействия на производственный процесс с целью их сниже­ния. Они связаны с экономией затрат по всем видам ресурсов (по всем статьям и элементам). Снижение затрат на продукцию (работ, услуг) необходимо для следующего:

- увеличение прибыли от реализации продукции, за счет которой предприниматель может развивать собственное производство, в большей степени стимулировать отдельных работников, выплачивать больший доход (дивиденд) акционерам и решать социальные задачи;

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции на примере ЗАО МПК «Байдарацкий »