Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции на примере ЗАО МПК «Байдарацкий »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним ры¬нок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно ска¬зать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое ме¬сто. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продук¬цию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а ре¬зерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

1 глава Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции.

1.1 Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости…………..6
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость.
Калькулирование себе¬стоимости продукции…………………………….....10
1.3 Факторы, влияющие на себестоимость продукции………………….….18
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью………….…22

2 глава Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции
на примере ЗАО МПК «Байдарацкий »

2.1 Анализ динамики и структуры затрат на производство и реализацию
Продукции…………………………………………………….…………….…25
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции …………………………30
2.3 Анализ эффективности использования затрат……………………...…..39

3 глава Предложения по снижению себестоимости продукции

3.1 Резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции...43
3.2 Предложения по изменению структуры себестоимости продукции…..45
Заключение……………………………………………………………………49
Список использованной литературы………………………………………..51

Файлы: 1 файл

курсовая эконом анализ.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Проблема инфляции и кредита также остро стоит не только перед мясокомплексом, но и перед другими предприятиями. Инфляция в России составляет 13%, средняя ставка по промышленным кредитам составляет 14-15% годовых (в зависимости от банка, срока, суммы и риска). В странах с развитой экономикой процент за кредит составляет  6 - 10%. Для комплекса не составляет трудности взять 15% кредит, так как имеются большие запасы основных фондов, которые могут использоваться как залог. Трудность стоит в том, что рентабельность от выпуска и реализации продукции небольшая и в случае получения кредита, рентабельность резко сокращается и  комплекс работает как бы не на себя, а на банк.

Систематический анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь, для управления издержками с целью их минимизации, выявления основных резервов по их снижению и разработки конкретных мероприятий по их реализации на предприятии. На каждом предприятии структура затрат должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издерж­ками на предприятии с целыо их минимизации.

Рассмотрим структуру затрат за последние годы (2005 – 2007гг) в  целом по производству ЗАО МПК «Байдарацкий». Затраты можно разбить на пять элементов и все они будут формировать полную себестоимость колбасной продукции:

 

Таблица 2.1 – Структура затрат ЗАО МПК «Байдарацкий»:

Наименование статьи

Сумма  затрат, в тыс. рублей

Структура затрат, в %

Темп роста в % к предыдущему году

 

2005

2006

2007

2005

2 006

2007

2006 к 2005

2007 к 2005

2007 к 2006

Материальные затрат

48016

49621

53993

74,3

74,0

73,2

103,3

112,4

108,8

Амортизация основных
средств

3467

3640

4504

5,3

5,4

6,1

105,0

129,9

123,7

Оплата труда

5802

6166

7390

8,9

9,2

10,0

106,3

127,4

119,9

Отчисления в соц. фонды

1530

1649

1967

2,3

2,5

2,7

107,8

128,6

119,3

прочие  расходы

6 320

6231

5499

9,7

9,3

7,5

98,6

87,0

88,3

Переменные затраты

47155

48938

52481

72,4

73,3

72,0

103,8

111,3

107,2

Постоянные затраты

17980

17792

20403

27,6

26,7

28

99,0

113,5

114,7

Итого  затрат

65 135

67 037

73 723

100,6

100,0

100,0

102,9

113,2

110,0

Полная себестоимость

65135

66 730

72884

100

100

100

100

100

100

 

Анализ данных этой таблицы позволяет определить: что доля материальных затрат за три года снизилась  на 2,2% и в 2007 году составляет 73,2%. Их структура в полной себестоимости в 2006 г. составила 74,0%, а в 2007 г. 73,2%. Снижение материальных затрат в общей структуре говорит об рациональном их использовании и росте другого преобладающего фактора.  Влияние материальных затрат в общем по производству занимают ключевое место, что означает ЗАО МПК «Байдарацкий» является материалоемким предприятием и основной резерв снижения себестоимости лежит здесь.

Снижение доли материальных затрат может  означать  то, что комплекс в 2007 г. в общем использовал более дешевое сырье. Общая сумма материальных затрат за 2007г. составляет около 48 миллионов рублей, а отклонение с 2006 г. по 2007 г.  составило почти 3 миллиона рублей в сторону увеличения. Данный показатель вырос в связи с увеличением объема производства по колбасному цеху.

Элемент «Амортизация основных средств» занимает небольшое место в структуре себестоимости. В 2006 г. 5,4% и в 2007 г. 6,1%.  Увеличение за один год составило 1,5%. Это произошло за счет изменения политики начисления амортизации на колбасную продукцию руководством предприятия и пополнением цеха нового оборудования. В 2006 г. сумма отчислений составляла 3 млн. 640 тыс. руб., а в 2007 г. 4 млн. 504 тыс. руб., что на  864 тыс. руб. больше. Амортизационные отчисления имеют тенденцию к увеличению, что говорит о постепенном изнашивании оборудования.

Также произошел рост оплаты труда в структуре. Это в основном связано с тем, что за три года увеличился ассортимент и объем производимой продукции. Сумма затрат на оплату труда в 2005 году составляла 5 млн. 802 тыс.  руб. на человека, в 2006 году 6 млн. 166 тыс. руб., а в 2007 году 7 млн. 390 тыс. руб., то есть изменение за три года составило 1 млн. 588  тыс. руб.

Удельный вес оплаты труда в структуре составляет 8,9% в 2005г, 9,2% в 2006 г и 10,0% в 2007г. Рост заработной платы и повышение материальных затрат за 2006 г. говорит о том, что объемы производства увеличились за год, так как заработная плата зависит от сделанной работы.  Рост этого показателя в структуре составил 21,1% или 2 810 323,05 руб. за 1 год.

Вместе с ростом заработной платы произошел рост отчислений в социальные фонды. Этот показатель также является резервом снижения себестоимости продукции.

Отчисления в социальные фонды начисляется от заработной платы. Следовательно, с ростом заработной платы в 2007 году выросли и отчисления. При росте заработной платы почти на 1,6 миллиона рублей, рост отчислений составил почти два миллиона рублей. Это и следовало ожидать, так как существует следующая зависимость 1/3.  Это связано с тем, что отчисления в фонд социальной защиты происходит из фонда заработной платы в размере 36,7%, но данный процент отчислений варьируют в зависимости от льгот, распространяющихся на работников цеха. Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей структуре себестоимости небольшой 2,3% в 2005г, 2,5% в 2006г и 2,7% в 2007г. Изменение данного показателя произошли из-за роста заработной платы.

На структуру затрат за анализируемый период повлияли следующие факторы:

а) использование более дешевого сырья и материалов в производстве;

б) рост заработной платы и отчислений соответственно;

в) переоценка амортизационных фондов и их постепенный износ;

г) увеличение доли кредитов и  процентных ставок, что значительно повысило плату за участие заемного капитала в производстве;

д) подорожание стоимости энерго и тепло тарифов;

За три года значительно уменьшились прочие расходы на 10,3%. Изменение по «Прочим расходам» за 2007 год составило 732 тыс. руб. Это самое небольшое изменение, которое произошло из всех элементов затрат. Прочие расходы занимают второе место в структуре себестоимости  после материальных затрат. В 2005г. их доля была 9,7%, в 2006г. 9,3%, а в 2007 году 7,5%.

Данные о постоянных и переменных затратах показывают, что в структуре  себестоимости колбасной продукции в 2005 г. переменные затраты занимали 72,4%,  в 2006 г. 73,3%, а в 2007г. 72,0%  изменение за составило 3,4%, а в денежном выражении переменные затраты увеличились на 5 млн.  326 тыс. руб. Увеличение переменных затрат в структуре говорит об использовании более дорогого сырья в производстве продукции, а рост в денежном выражении об увеличении объема производства. Доля переменных затрат почти в 3 раза выше, чем постоянных в себестоимости продукции: в 2005 г. постоянные затраты составляли 27,6%,  в 2006 г.  26,7%, а в 2007 г. 28%.

В итоге под влиянием роста всех элементов затрат, увеличилась и полная себестоимость продукции за три года на 7 млн. 749 тыс. руб. Это связано с увеличением объема производства. Этот фактор был причиной повышения по всем элементам затрат и, прежде всего, материальным затратам и заработной плате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Факторный анализ себестоимости продукции

 

Для того чтобы проводить факторный анализ по колбасному цеху, необходимо выбрать определенные виды колбасы. Комплекс выпускает две основные группы колбас: варёные и сырокопчёные. Для анализа я выбрал группу сырокопчёных колбас. А точнее следующие виды: Мадера с/к, Брауншвейгская с/к, салями Московская с/к, Сергеевская с/к и Престиж с/к. Именно эта продукция занимает наибольший вес в общем выпуске за два анализируемых года (табл. 2.2 и табл. 2.3). Удельный вес в годовом объеме выпуска по пяти видам  сырокопчёной продукции достигает высокого показателя 68,93% в 2006 году и 65,0% в 2007 году.

 

 

Таблица 2.2 – Удельный вес основных видов сырокопчёной продукции в общем объёме выпуска продукции ЗАО МПК «Байдарацкий»

 

 

 

 

Вид продукции

Объём выпуска, кг

Удельный вес, в %

2006 г.

2007 г.

+,-

2006 г.

2007 г.

+,-

1. Мадера с/к

38847

37647

-1200,00

25,46

22,8

-2,66

2.Брауншвейгская с/к

30385

28900

-1485,00

19,92

17,5

-2,42

3. Салями Московская с/к

13753

15311

1558,00

9,01

9,3

0,29

4. Сергеевская с/к

13677

15096

1419,00

8,97

9,1

0,13

5. Престиж с/к

8490

10314

1824,00

5,57

6,2

0,63

6. Прочие виды колбас с/к

47406

57851

10444

31,07

35,03

 

3,9

 

 

 

 

              Продолжение таблицы 2.2

Итого общий выпуск за год

152559

 

165120

12561

 

100,00

100,00

-

 

Как следует из табл. 2.1. наибольший удельный вес в 2006 году занимает Мадера с/к, выпуск составил 25,46% в общем объеме, также в 2007 году Мадера с/к 22,8%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на с/к Мадера немного сократился за счёт выпуска новых сортов колбасы (Анжу, Пипперони, Татарская).  Структура выпуска Брауншвейгская с/к сократилась на 2,42% (1485 кг), это также связано с рыночным спросом. По другим видам сырокопчёной колбасы показатели доли структуры в общем объеме выпуска доходят до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов сырокопчёной продукции в общем выпуске продукции существенное.

 

 

Таблица 2.3 – Выпуск  основных видов сырокопчёной продукции ЗАО МПК «Байдарацкий» за 2006 и 2007 год

 

Вид продукции

 

Объем выпуска,кг

Удельный вес,%

 

2006

2007

+,-

2006

2007

+,-

1. Мадера с/к

38847

37647

-1200,00

36,9

35,1

-1,8

2. Брауншвейгкая с/к

30385

28900

-1485,00

28,9

26,9

-2

3.Салями Московская  с/к

13753

15311

1558,00

13,1

14,3

1,2

4. Сергеевская с\к

13677

15096

1419,00

13,0

14,1

1,1

5.Престиж с\к

8490

10314

1824,00

8,1

9,6

1,5

Итого

105152

107268

2116

100,00

100,00

-

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции на примере ЗАО МПК «Байдарацкий »