Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, курсовая работа
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним ры¬нок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно ска¬зать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое ме¬сто. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продук¬цию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а ре¬зерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.
Введение………………………………………………………………………..3
1 глава Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции.
1.1 Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости…………..6
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость.
Калькулирование себе¬стоимости продукции…………………………….....10
1.3 Факторы, влияющие на себестоимость продукции………………….….18
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью………….…22
2 глава Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции
на примере ЗАО МПК «Байдарацкий »
2.1 Анализ динамики и структуры затрат на производство и реализацию
Продукции…………………………………………………….…………….…25
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции …………………………30
2.3 Анализ эффективности использования затрат……………………...…..39
3 глава Предложения по снижению себестоимости продукции
3.1 Резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции...43
3.2 Предложения по изменению структуры себестоимости продукции…..45
Заключение……………………………………………………………………49
Список использованной литературы………………………………………..51
Проблема инфляции и кредита также остро стоит не только перед мясокомплексом, но и перед другими предприятиями. Инфляция в России составляет 13%, средняя ставка по промышленным кредитам составляет 14-15% годовых (в зависимости от банка, срока, суммы и риска). В странах с развитой экономикой процент за кредит составляет 6 - 10%. Для комплекса не составляет трудности взять 15% кредит, так как имеются большие запасы основных фондов, которые могут использоваться как залог. Трудность стоит в том, что рентабельность от выпуска и реализации продукции небольшая и в случае получения кредита, рентабельность резко сокращается и комплекс работает как бы не на себя, а на банк.
Систематический анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь, для управления издержками с целью их минимизации, выявления основных резервов по их снижению и разработки конкретных мероприятий по их реализации на предприятии. На каждом предприятии структура затрат должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целыо их минимизации.
Рассмотрим структуру затрат за последние годы (2005 – 2007гг) в целом по производству ЗАО МПК «Байдарацкий». Затраты можно разбить на пять элементов и все они будут формировать полную себестоимость колбасной продукции:
Таблица 2.1 – Структура затрат ЗАО МПК «Байдарацкий»:
Наименование статьи | Сумма затрат, в тыс. рублей | Структура затрат, в % | Темп роста в % к предыдущему году | ||||||||
| 2005 | 2006 | 2007 | 2005 | 2 006 | 2007 | 2006 к 2005 | 2007 к 2005 | 2007 к 2006 | ||
Материальные затрат | 48016 | 49621 | 53993 | 74,3 | 74,0 | 73,2 | 103,3 | 112,4 | 108,8 | ||
Амортизация основных | 3467 | 3640 | 4504 | 5,3 | 5,4 | 6,1 | 105,0 | 129,9 | 123,7 | ||
Оплата труда | 5802 | 6166 | 7390 | 8,9 | 9,2 | 10,0 | 106,3 | 127,4 | 119,9 | ||
Отчисления в соц. фонды | 1530 | 1649 | 1967 | 2,3 | 2,5 | 2,7 | 107,8 | 128,6 | 119,3 | ||
прочие расходы | 6 320 | 6231 | 5499 | 9,7 | 9,3 | 7,5 | 98,6 | 87,0 | 88,3 | ||
Переменные затраты | 47155 | 48938 | 52481 | 72,4 | 73,3 | 72,0 | 103,8 | 111,3 | 107,2 | ||
Постоянные затраты | 17980 | 17792 | 20403 | 27,6 | 26,7 | 28 | 99,0 | 113,5 | 114,7 | ||
Итого затрат | 65 135 | 67 037 | 73 723 | 100,6 | 100,0 | 100,0 | 102,9 | 113,2 | 110,0 | ||
Полная себестоимость | 65135 | 66 730 | 72884 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Анализ данных этой таблицы позволяет определить: что доля материальных затрат за три года снизилась на 2,2% и в 2007 году составляет 73,2%. Их структура в полной себестоимости в 2006 г. составила 74,0%, а в 2007 г. 73,2%. Снижение материальных затрат в общей структуре говорит об рациональном их использовании и росте другого преобладающего фактора. Влияние материальных затрат в общем по производству занимают ключевое место, что означает ЗАО МПК «Байдарацкий» является материалоемким предприятием и основной резерв снижения себестоимости лежит здесь.
Снижение доли материальных затрат может означать то, что комплекс в 2007 г. в общем использовал более дешевое сырье. Общая сумма материальных затрат за 2007г. составляет около 48 миллионов рублей, а отклонение с 2006 г. по 2007 г. составило почти 3 миллиона рублей в сторону увеличения. Данный показатель вырос в связи с увеличением объема производства по колбасному цеху.
Элемент «Амортизация основных средств» занимает небольшое место в структуре себестоимости. В 2006 г. 5,4% и в 2007 г. 6,1%. Увеличение за один год составило 1,5%. Это произошло за счет изменения политики начисления амортизации на колбасную продукцию руководством предприятия и пополнением цеха нового оборудования. В 2006 г. сумма отчислений составляла 3 млн. 640 тыс. руб., а в 2007 г. 4 млн. 504 тыс. руб., что на 864 тыс. руб. больше. Амортизационные отчисления имеют тенденцию к увеличению, что говорит о постепенном изнашивании оборудования.
Также произошел рост оплаты труда в структуре. Это в основном связано с тем, что за три года увеличился ассортимент и объем производимой продукции. Сумма затрат на оплату труда в 2005 году составляла 5 млн. 802 тыс. руб. на человека, в 2006 году 6 млн. 166 тыс. руб., а в 2007 году 7 млн. 390 тыс. руб., то есть изменение за три года составило 1 млн. 588 тыс. руб.
Удельный вес оплаты труда в структуре составляет 8,9% в 2005г, 9,2% в 2006 г и 10,0% в 2007г. Рост заработной платы и повышение материальных затрат за 2006 г. говорит о том, что объемы производства увеличились за год, так как заработная плата зависит от сделанной работы. Рост этого показателя в структуре составил 21,1% или 2 810 323,05 руб. за 1 год.
Вместе с ростом заработной платы произошел рост отчислений в социальные фонды. Этот показатель также является резервом снижения себестоимости продукции.
Отчисления в социальные фонды начисляется от заработной платы. Следовательно, с ростом заработной платы в 2007 году выросли и отчисления. При росте заработной платы почти на 1,6 миллиона рублей, рост отчислений составил почти два миллиона рублей. Это и следовало ожидать, так как существует следующая зависимость 1/3. Это связано с тем, что отчисления в фонд социальной защиты происходит из фонда заработной платы в размере 36,7%, но данный процент отчислений варьируют в зависимости от льгот, распространяющихся на работников цеха. Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей структуре себестоимости небольшой 2,3% в 2005г, 2,5% в 2006г и 2,7% в 2007г. Изменение данного показателя произошли из-за роста заработной платы.
На структуру затрат за анализируемый период повлияли следующие факторы:
а) использование более дешевого сырья и материалов в производстве;
б) рост заработной платы и отчислений соответственно;
в) переоценка амортизационных фондов и их постепенный износ;
г) увеличение доли кредитов и процентных ставок, что значительно повысило плату за участие заемного капитала в производстве;
д) подорожание стоимости энерго и тепло тарифов;
За три года значительно уменьшились прочие расходы на 10,3%. Изменение по «Прочим расходам» за 2007 год составило 732 тыс. руб. Это самое небольшое изменение, которое произошло из всех элементов затрат. Прочие расходы занимают второе место в структуре себестоимости после материальных затрат. В 2005г. их доля была 9,7%, в 2006г. 9,3%, а в 2007 году 7,5%.
Данные о постоянных и переменных затратах показывают, что в структуре себестоимости колбасной продукции в 2005 г. переменные затраты занимали 72,4%, в 2006 г. 73,3%, а в 2007г. 72,0% изменение за составило 3,4%, а в денежном выражении переменные затраты увеличились на 5 млн. 326 тыс. руб. Увеличение переменных затрат в структуре говорит об использовании более дорогого сырья в производстве продукции, а рост в денежном выражении об увеличении объема производства. Доля переменных затрат почти в 3 раза выше, чем постоянных в себестоимости продукции: в 2005 г. постоянные затраты составляли 27,6%, в 2006 г. 26,7%, а в 2007 г. 28%.
В итоге под влиянием роста всех элементов затрат, увеличилась и полная себестоимость продукции за три года на 7 млн. 749 тыс. руб. Это связано с увеличением объема производства. Этот фактор был причиной повышения по всем элементам затрат и, прежде всего, материальным затратам и заработной плате.
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции
Для того чтобы проводить факторный анализ по колбасному цеху, необходимо выбрать определенные виды колбасы. Комплекс выпускает две основные группы колбас: варёные и сырокопчёные. Для анализа я выбрал группу сырокопчёных колбас. А точнее следующие виды: Мадера с/к, Брауншвейгская с/к, салями Московская с/к, Сергеевская с/к и Престиж с/к. Именно эта продукция занимает наибольший вес в общем выпуске за два анализируемых года (табл. 2.2 и табл. 2.3). Удельный вес в годовом объеме выпуска по пяти видам сырокопчёной продукции достигает высокого показателя 68,93% в 2006 году и 65,0% в 2007 году.
Таблица 2.2 – Удельный вес основных видов сырокопчёной продукции в общем объёме выпуска продукции ЗАО МПК «Байдарацкий»
Вид продукции | Объём выпуска, кг | Удельный вес, в % | ||||
2006 г. | 2007 г. | +,- | 2006 г. | 2007 г. | +,- | |
1. Мадера с/к | 38847 | 37647 | -1200,00 | 25,46 | 22,8 | -2,66 |
2.Брауншвейгская с/к | 30385 | 28900 | -1485,00 | 19,92 | 17,5 | -2,42 |
3. Салями Московская с/к | 13753 | 15311 | 1558,00 | 9,01 | 9,3 | 0,29 |
4. Сергеевская с/к | 13677 | 15096 | 1419,00 | 8,97 | 9,1 | 0,13 |
5. Престиж с/к | 8490 | 10314 | 1824,00 | 5,57 | 6,2 | 0,63 |
6. Прочие виды колбас с/к | 47406 | 57851 | 10444 | 31,07 | 35,03 |
3,9
|
Продолжение таблицы 2.2
Итого общий выпуск за год | 152559
| 165120 | 12561
| 100,00 | 100,00 | - |
Как следует из табл. 2.1. наибольший удельный вес в 2006 году занимает Мадера с/к, выпуск составил 25,46% в общем объеме, также в 2007 году Мадера с/к 22,8%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на с/к Мадера немного сократился за счёт выпуска новых сортов колбасы (Анжу, Пипперони, Татарская). Структура выпуска Брауншвейгская с/к сократилась на 2,42% (1485 кг), это также связано с рыночным спросом. По другим видам сырокопчёной колбасы показатели доли структуры в общем объеме выпуска доходят до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов сырокопчёной продукции в общем выпуске продукции существенное.
Таблица 2.3 – Выпуск основных видов сырокопчёной продукции ЗАО МПК «Байдарацкий» за 2006 и 2007 год
Вид продукции
| Объем выпуска,кг | Удельный вес,% | ||||
| 2006 | 2007 | +,- | 2006 | 2007 | +,- |
1. Мадера с/к | 38847 | 37647 | -1200,00 | 36,9 | 35,1 | -1,8 |
2. Брауншвейгкая с/к | 30385 | 28900 | -1485,00 | 28,9 | 26,9 | -2 |
3.Салями Московская с/к | 13753 | 15311 | 1558,00 | 13,1 | 14,3 | 1,2 |
4. Сергеевская с\к | 13677 | 15096 | 1419,00 | 13,0 | 14,1 | 1,1 |
5.Престиж с\к | 8490 | 10314 | 1824,00 | 8,1 | 9,6 | 1,5 |
Итого | 105152 | 107268 | 2116 | 100,00 | 100,00 | - |