Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции на примере ЗАО МПК «Байдарацкий »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним ры¬нок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно ска¬зать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое ме¬сто. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продук¬цию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а ре¬зерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

1 глава Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции.

1.1 Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости…………..6
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость.
Калькулирование себе¬стоимости продукции…………………………….....10
1.3 Факторы, влияющие на себестоимость продукции………………….….18
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью………….…22

2 глава Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции
на примере ЗАО МПК «Байдарацкий »

2.1 Анализ динамики и структуры затрат на производство и реализацию
Продукции…………………………………………………….…………….…25
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции …………………………30
2.3 Анализ эффективности использования затрат……………………...…..39

3 глава Предложения по снижению себестоимости продукции

3.1 Резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции...43
3.2 Предложения по изменению структуры себестоимости продукции…..45
Заключение……………………………………………………………………49
Список использованной литературы………………………………………..51

Файлы: 1 файл

курсовая эконом анализ.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 2.7

Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции

14279324,88

ВП1

Дi1

Сi0

Себестоимость фактическая

   15 241 026,83  

 

ВП1

Дi1

Сi1

 

Из данных Таблицы 2.7 выявим влияние  факторов на изменение себестоимости колбасной продукции:

      объем колбасной продукции:

14373367,61 – 14089677,67= 14232470,83(руб.)

Следовательно,  из-за увеличения объема выпуска колбасной продукции в 2007 г., себестоимость увеличилась на 14232470,83 (руб.) Этот рост является закономерным, так как объем производства с 2006 г. по 2007 г. по пяти видам сырокопчёной колбасы вырос на 2,01% или на 2116 кг (См. Таблицу 2.3).

      структура товарной продукции:

14279324,88 – 14373367,61 = - 1294543,51 (руб.)

Изменение структуры выпуска колбасной продукции в 2007 г. повлияло на уменьшение себестоимости. В таблице 2.3 указано, что выпуск Мадера с/к незначительно уменьшился, ее доля занимала 25,46% в общем объеме выпуска сырокопчёной продукции в 2006 году и 22,8% в 2007 году, также произошло уменьшение объема выпуска колбасы Брауншвейгская. Уменьшение объемов выпуска связано, прежде всего, с началом выпуска новых видов сырокопчёной продукции в 2007 году. Из этого следует, что, в результате сокращения выпуска определенных видов колбасы и общая сумма затрат в составе себестоимости уменьшилась.

      себестоимость единицы продукции:

15 241 026,83 – 14279324,88 = 961701,95 (руб.)

Из–за увеличения себестоимости единицы продукции, на мясокомплексе увеличились расходы на выпуск сырокопченой продукции почти на миллион рублей. Можно заметить, что это неблагоприятно сказалось на возможности увеличения конечного финансового результата предприятия.

Сумма факторных оценок составила:

14232470,83 + (-129454351,23) + 961701,95 = 12947544,34 (руб.)

      Данный результат говорит о том, что в целом за 2007 г. мясокомлекс увеличил себестоимость сырокопченой продукции на один миллион рублей по сравнению с 2006 г. или на 8,2%. Это вызвано тем, что в материально-затратном производстве было задействовано более дорогое сырье, что резко увеличило себестоимость единицы  продукции.

 

 

2.3 Анализ эффективности использования затрат

Анализ эффективности использования затрат  является аналитическим инструментом, который часто используется при исследовании деятельности предприятия, с целью оказания помощи лицам, принимающим решения, в проведении оценки и сравнении затрат и эффективности альтернативных путей достижения целей. Анализ эффективности использования затрат на ЗАО МПК «Саранский» объединяет два четко разграниченных процесса:

а) анализ эффективности использования материальных затрат.

б) Анализ эффективности использования основных производственных фондов.

Самым важным является эффективность использования материальных затрат, её и рассмотрим в первую очередь. Причиной повышения себестоимости может являться неэффективное использование материалов, их удорожание. О неэффективном использовании материалов может говорить повышение материалоемкости, которое вызывает дополнительный расход материалов.

 

Таблица 2.8 Показатели эффективности использования материальных ресурсов:

Наименование статьи

2006 г 

2007 г 

Изменение

1. Материальные затраты, тыс. руб.

49621

53993

4372

а) в т.ч.сырье и материалы, руб

 1а

46006

48968

2962

2. Выпуск продукции, тыс. руб

 2

152559

165120,00

12561,00

3. Материалоемкость продукции, руб

 3=1:2

0,3252578

0,32699249

0,00173

а) в т.ч.сырье и материалы, руб

 4=1а:2

0,301562

0,29656008

-0,0050

 

Повышение материалоемкости на 1,73 руб. вызвало дополнительный расход материалов на 7584,10 тыс.руб. = (0,0017 * 4372). Тем самым при сохранении прежнего уровня материалоемкости себестоимость продукции была бы ниже на эту величину. На изменение себестоимости  также оказывают влияние объем производства и уровень затрат определенного вида.

Влияние объема производства на себестоимость продукции:

Сзм = ЗМ1 – ЗМ0 –*In                   (1.5)

где Сзм – себестоимость продукции зависящая от объема производства;

    ЗМ1 – материальные затраты за 2007 г.;

    ЗМ0 – материальные затраты за 2006 г.;

    In – индекс объема производства (ЗМ1-ЗМ0);

Сзм = 53993 - 49621* 1,08 =4721,76;

Влияние материальных затрат на себестоимость продукции:

Сn = ЗМ0 * In – ЗМ0                                (1.6)

где, Сn – себестоимость продукции зависящая от уровня материальных затрат;

ЗМ0 – материальные затраты за 2006 г.;

In – индекс объема производства;

Сn = 49621 * 1,08 – 49621 = 3969,68;

Увеличение материальных затрат на 4372 тыс. руб, повысило себестоимость продукции на 3969,68 тыс. руб., а увеличение объема производства не повлияло на снижение себестоимости.

Далее проведем анализ эффективности использования основных производственных фондов. В себестоимости находит выражение состояния основных фондов через показатель амортизации. На увеличение затрат влияет амортизациоемкость, т.е. амортизационные отчисления в паре с фондоотдачей.

 

Таблица 2.9 - Анализ эффективности использования основных производственных фондов:

Показатели

2006 г

2007 г

Изменение

1. Стоимость основных фондов, тыс. руб.

1

 

112410

175915

63505

2. Выпуск продукции, тыс.руб.

2

152559

165120

12561,00

3. Фондоотдача, руб.

3=2:1

1,36

0,94

-0,42

4. Амортизационные отчисления,

тыс. руб

4

3640

4504

864

 

Влияние амортизационных отчислений на себестоимость продукции:

СА= A1 – A0 * In                              (1.7)

где,  СА – себестоимость продукции зависящая от объемов амортизационных отчислений;

А1 – амортизационные отчисления за 2007 год;

А0 – амортизационные отчисления за 2006 год;

In – индекс объема производства;

СA = 4504 - 3640 * 1,81 = 1563,84 тыс.руб.

Затраты на амортизацию основных производственных фондов остались на прежнем уровне  1563,84 тыс. руб. и никак не повлияли на изменение себестоимости, однако уменьшение фондоотдачи снизило рентабельность основных производственных фондов.

Вывод:

В данной главе, были произведен анализ факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции. ЗАО МПК «Байдарацкий» является крупным крупнейшим мясокомбинатом Республики Мордовия. Анализ структуры затрат  колбасного цеха показал, что большую часть в себестоимости консервной продукции занимают материальные затраты 74%. Факторный анализ подчеркнул главные причины, которые повлияли на изменение производственной  себестоимости в 2007 году. Главным фактором повышения себестоимости  продукции оказалася себестоимость единицы продукции. Этот фактор повысил  производственную себестоимость на 14373367,61 руб.


3 Предложения по снижению себестоимости продукции

 

3.1 Резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции

 

Для снижения затрат на производство и реализацию продукции на предприятии ЗАО МПК «Байдарацкий»  рекомендуется провести следующие организационно – технические мероприятия:

1. Совершенствование организации производства и труда. Этот процесс, практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, стимулирует более качественное использование трудовых ресурсов, имеющихся на предприятии. Отсюда и сокращение издержек производства. На данном этапе, на предприятии рекомендуется всемерно улучшать эргономику труда работающих путем создания полноценного социально - психологического климата. Предлагается ввести должность психолога, который будет следить за психическим здоровьем работников. Так как большинство потерь рабочего времени связано с различными болезнями, наиболее весомым среди которых является грипп необходимо создать собственный медицинский пункт, который будет следить за состоянием здоровья работников.

2. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы.  Добиться этого возможно двумя путями:

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции на примере ЗАО МПК «Байдарацкий »