Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:20, дипломная работа
При написании данной дипломной работы информационной базой послужили: труды отечественных ученых по тематике исследования, бухгалтерский баланс предприятия (форма №1), отчет о прибылях и убытках предприятия (форма №2), и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета предприятия.
В процессе исследования были использованы следующие основные методы анализа: горизонтальный и вертикальный анализ баланса, метод аналитических коэффициентов, метод сравнительного анализа, метод аналитической группировки данных.
Цель исследования: разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности ОАО «Лысьвенская чулочно – перчаточная фабрика»
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Содержание и методика анализа финансового результата деятельности предприятия…………………………………………………
6
1.1. Понятие и механизм формирования прибыли……………………... 6
1.2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия………………….. 8
1.3.Пути оптимизации финансового результата деятельности предприятия……………………………………………………………….
10
Глава 2. Анализ финансового состояния и финансового результата деятельности ОАО «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика»…….
14
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лысьвенская чулочно – перчаточная фабрика»……………………….
14
2.2. Анализ внешней среды и основных конкурентов предприятия….. 18
2.3. Анализ финансового состояния ОАО «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика»……………………………………………………
21
2.4. Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика»……………………………………………………
31
Глава 3. Мероприятия по повышению прибыли и рентабельности ОАО«Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика»……………………..
38
3.1. Рекомендации по оптимизации ассортимента ОАО «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика»………………………………………….
39
3.2. Рекомендации по оптимизации ценообразования…………………. 45
3.3. Рекомендации по оптимизации материально-технической базы предприятия……………………………………………………………….
46
Заключение…………………………………………………………………. 49
Список использованной литературы……………………………………... 51
Глава 3. Мероприятия по повышению прибыли и рентабельности
ОАО «Лысьвенская чулочно - перчаточная фабрика»
Основные пути оптимизации финансового состояния и финансового результата ОАО «Лысьвенская чулочно–перчаточная фабрика»:
Совершенствование работы по взысканию дебиторской задолженности, учитывая значительную долю дебиторской задолженности в составе текущих активах и ее дальнейший рост.
Проведение детального маркетингового анализа по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирование на этой основе оптимального ассортимента.
Поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства за счет повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости.
Повышение конкурентоспособности за счет модернизации производства.
Более рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В рассматриваемом периоде одним из основных негативных факторов в финансовом положении предприятия, на мой взгляд, является устойчивая тенденция к ухудшению рентабельности, ликвидности и платёжеспособности предприятия. Причиной снижения ликвидности является неудовлетворительное управлением оборотным капиталом в части готовой продукции (в течение анализируемого периода наблюдается значительный объем готовой продукции на складе, имеющий тенденцию к росту).
Исходя из этого, я хочу предложить следующие мероприятия по улучшению финансового состояния ОАО «ЛЧПФ».
Во-первых, необходимо провести детальный маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта, для того, чтобы выявить изделия, пользующиеся наибольшим спросом на рынке, и изделия, спрос на которые значительно сократился. Именно последние изделия «оседают» на складе готовой продукции. На основе результатов данного анализа необходимо формирование оптимального ассортимента и ведения разумной ценовой политики. Основным рычагом повышения ликвидности предприятия в среднесрочной перспективе представляется мне оптимизации номенклатуры производимой продукции. Предлагаемый мной вариант программы оптимизации предполагает снижение объемов производства продукции, пользующейся небольшим спросом и увеличение объемов производства изделий с высоким спросом при одновременной реализации готовой продукции со склада.
Во-вторых, необходимо оптимизировать политику ценообразования, снизить потери от предоставления скидок.
3.1. Рекомендации по оптимизации ассортимента ОАО «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика»
Рассмотрим реализацию данного мероприятия на примере двух артикулов носков мужских (С 47 и С 414 в 2007 г.) (табл.7).
Таблица 7 наглядно демонстрирует, что С 47, пользуется спросом у покупателей. Объем продаж данного артикула за год превышает его производство, остатки на складе уменьшаются. Совершенно противоположная ситуация с артикулом С 414. Более высокая цена предполагает, как правило, более высокое качество изделия. Однако С 414 пользуется меньшим спросом у потребителей, его остатки на складе увеличиваются. Кроме того, рентабельность на данный носок выше, но при этом прибыль от С 414 меньше, чем прибыль от С 47, т.к. объем продаж С 414 меньше, чем С 47.
Основные показатели производства и реализации С 47 и С 414
Наименование показателя |
С 47 |
С 414 |
Производство, пар |
5783 |
1680 |
Себестоимость единицы изделия, руб. |
8,38 |
12,29 |
В т.ч. перемен. затраты на единицу изд, руб. |
5,95 |
10,16 |
Средняя цена за единицу изделия, руб. |
12,50 |
20,90 |
Рентабельность изделия, % |
26,19 |
43,89 |
Прибыль от товарной продукции, руб. |
26538 |
11748 |
Объем продаж, пар. |
6000 |
1550 |
Сократим объемы производства С 414 в будущем году на 30%, учитывая рост цен на изделия в среднем на 5% в год и рост цен на закупаемые материалы, картина будет следующая (табл.8).
Основные показатели производства и реализации С 414
Наименование показателя |
До проведения мероприятий |
После проведения мероприятий |
Производство, пар |
1680 |
1176 |
Себестоимость единицы изделия, руб. |
12,29 |
12,90 |
В т.ч. перемен. затраты на единицу изделия, руб. |
10,16 |
10,67 |
Средняя цена за единицу изделия, руб. |
20,90 |
21,95 |
Рентабельность изделия, % |
43,89 |
43,89 |
Прибыль от товарной продукции, руб. |
11748 |
18852 |
При сокращении объемов производства С 414 на 30% наблюдается высвобождение оборотных средств предприятия в размере 5377,68 руб. (1680-1176)х10,67=5377,68 руб.). Высвобождаемые денежные средства целесообразно направить на увеличение объемов производства С 47. Учитывая рост цен в год на закупаемые материалы, затраты на производство данного артикула в следующем году будут следующими (табл. 9):
Затраты на производство С 47
Наименование показателя |
С 47 |
Себестоимость единицы изделия, руб. |
8,80 |
В т.ч. перемен. затраты на единицу изд, руб. |
6,25 |
Таким образом, благодаря
высвобожденным оборотным средствам
предприятие получит
Основные показатели производства и реализации С 47 и С 414
Наименование |
До проведения мероприятий |
После проведения мероприятий | ||
С 47 |
С 414 |
С 47 |
С 414 | |
Производство, пар |
5783 |
1680 |
4048 |
1176 |
Себестоимость единицы изделия, руб. |
8,38 |
12,29 |
8,80 |
12,90 |
В т.ч. перемен. затраты на единицу изделия, руб. |
5,59 |
10,16 |
6,25 |
10,67 |
Средняя цена за единицу изделия, руб. |
12,50 |
20,9 |
13,10 |
21,95 |
Рентабельность изделия, % |
26,19 |
43,89 |
26,19 |
43,89 |
Прибыль от товарной продукции, руб. |
26538 |
11748 |
42978 |
18852 |
Рис. 3. Динамика объёмов производства и прибыли от реализации товарной продукции С 47
Рис. 4. Динамика объёмов производства и прибыли от реализации товарной продукции С 414
Итак, в 2007г. прибыль от производства товарной продукции С 47 и С 414 была в размере 38286 (26538 + 11748), после проведения предложенных мероприятий прибыль от товарной продукции составит 61830 руб.(42978 + +18852). Разница составляет 23544 руб. (61830 - 38286).
Высвобождаемые денежные средства целесообразно направить на производство артикулов, пользующихся наибольшим спросом у потребителей.
Расчеты представлены при изменении объемов производства лишь двух артикулов, где увеличение прибыли только от товарной продукции составило 23544 руб. В настоящее время на фабрике производится более 100 артикулов. Если же провести оптимизацию номенклатуры всей производимой продукции, то эффект увеличится в несколько раз.
Проводя мероприятия по оптимизации структуры товарной продукции, необходимо иметь в виду, что нецелесообразно сведение всей производственной программы только к нескольким самым доходным или быстро реализуемым изделиям. Производство в разумных соотношениях всех видов изделий и разработка новых моделей чулочно-носочных и перчаточных изделий обязательно для поддержания широкого ассортимента продукции, а также чтобы минимизировать вероятность банкротства в связи с изменением конъюнктуры рынка.
Рассмотрим еще одно предложение по оптимизации ассортимента:
Основной упор должен сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции. То есть отдел качества и сертификации осуществляет меры наказания при выпуске бракованной продукции. Результат проверок оформляется исполнителями в виде записей в журнале СП (стандарта предприятия).
На каждого работника разработаны инструкции и при выявлении нарушения он лишается премии.
Необходимость проведения курсов повышения появилась в связи с тем, что произошло снижение плановой сортности продукции. До проведения мероприятия выпуск сортной продукции составляет 27830 тыс.пар, а выпуск несортной – 920 тыс.пар., что составляет 3,3% от годового выпуска продукции.
Для повышения качества выпускаемой продукции предлагаю провести курсы повышения квалификации.
В результате планируется снижение объема несортной продукции на 20 %:
920 тыс.пар *0,20 = 184 тыс.пар – снижение выпуска несортной продукции на 20%;
27830 тыс.пар + 184 тыс.пар = 28014 тыс.пар – увеличился выпуск сортной продукции на 184 тыс.пар.
28750 тыс.пар - годовой выпуск продукции.
После проведения мероприятия выпуск сортной продукции будет составлять 28014 тыс.пар, а выпуск несортной – 736 тыс.пар., что составляет 2,6% от годового выпуска продукции, т.е. сокращение брака составит 0,8%.
В результате снижения выпуска
несортной продукции и
184 тыс.пар * ( 17,0 – 11,0 ) = 1104 тыс.руб. в год.
920 тыс.пар – выпуск несортной продукции до внедрения мероприятия;
736 тыс.пар – выпуск
несортной продукции после
27830 тыс.пар – выпуск
сортной продукции до
28014 тыс.пар - выпуск
сортной продукции после
17,0 руб. – средняя цена сортной продукции;
11,0 руб. – средняя цена несортной продукции;
1104 тыс.руб.– прибыль.
3.2. Рекомендации по оптимизации ценообразования
На сегодняшний день отдел сбыта на ОАО «ЛЧПФ» работает в среднем со скидкой 10%, а может работать с меньшей скидкой, при этом объемы продаж не должны уменьшиться. Предприятие при планировании прибыли от товарной продукции закладывает сумму не 100%, а только 90%, т.е. сразу за минусом скидок. Предлагаю снизить размер скидок на 2%, тем самым предприятие выручит дополнительную прибыль. Менеджеры в свою очередь не должны допустить снижения объема продаж, иначе размер их комиссионного вознаграждения уменьшится.
После внедрения данного мероприятия получим:
401342 тыс.руб.- товарная продукция с учетом скидки 10%;
401342 / 0,9=445936 тыс.руб. – товарная продукция без учета скидок;
Если процент скидки установить в среднем 8% вместо 10%, то получим:
445936*0,92=410261 тыс.руб.- товарная продукция со скидкой 8%;
410261-401342=8919 тыс.руб. – дополнительная прибыль предприятия за счет снижения скидок (рис. 5).
Рис. 5. Экономический эффект от оптимизации ценовой политики
После уплаты налога на прибыль предприятие заработает чистую прибыль в размере 7135 тыс.руб. (8919 *20%=1784;8919-1784=7135 тыс.руб.).
Еще одним негативным фактором в финансовом положении ОАО «ЛЧПФ» является небольшой удельный вес основного капитала предприятия, намного ниже рекомендуемого значения. На протяжении нескольких лет остается высоким коэффициент износа основных средств предприятия. Я считаю, оптимальным выходом из сложившейся ситуации будет приобретение нового современного оборудования.