Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в выявлении резервов и определений путей улучшения финансового состояния предприятия и повышения его деловой активности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи:
* дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
* раскрыть цель, содержание и методы финансового анализа;
* провести анализ финансовых результатов;
* проанализировать деловую активность предприятия;
* дать оценку финансового состояния предприятия.

Файлы: 1 файл

Анализ фин.-хоз.деятельности.doc

— 668.50 Кб (Скачать файл)

     Введение 

     В настоящее время, с переходом  экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая  ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов  хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств. Финансовое состояние  –  важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

     Анализ  занимает одно из главных мест в  системе управления предприятия, отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия, служат основой для планирования его деятельности. Исходя из анализа, можно прогнозировать показатели развития предприятия и выявлять резервы повышения эффективности его деятельности.

     Цель  курсовой работы заключается в выявлении  резервов и определений путей  улучшения финансового состояния предприятия и повышения его деловой активности.

     Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи:

  • дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
  • раскрыть цель, содержание и методы финансового анализа;
  • провести анализ финансовых результатов;
  • проанализировать деловую активность предприятия;
  • дать оценку финансового состояния предприятия.

     Предметом исследования в курсовой работе является финансовое состояние, в качестве объекта  исследования рассмотрена финансово-хозяйственная деятельность филиала ОАО «РЖД» Железнодорожная станция Кавказская. Методологической основой исследования является законодательные акты РФ, нормативные документы правительства РФ, труды российских и зарубежных ученых. В качестве методов исследования использованы методы и приемы экономического анализа:

  • использование абсолютных, относительных и средних величин;
  • применение сравнения, группировки индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода.

     Структура курсовой работы включает введение, 6 разделов, заключение, список использованных источников, 18 таблиц, 6 рисунков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Организационно-экономическая характеристика СКЖД 

       Железнодорожная станция Кавказская Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги создана в порядке реорганизации структуры управления перевозками. Станция технологически объединяет и включает в состав следующие станции: Малороссийская, Мирская, Миловано, Гречишкино, Гирей, Гулькевичи, Отрадо-Кубанская, Кубанская, Армавир-Ростовский, Армавир-Туапсинский, Коноково, Гетмановская, Темижбекская, Кавказская.

     Вышеперечисленные станции, являются структурными подразделениями  железнодорожной станции Кавказская, классифицируются по объему работы и  участию в процессе перевозок  грузов на участковые - Кавказская, Армавир-Ростовский, на грузовые - Гирей. Армавир - Туапсинский, на промежуточные - Малороссийская, Мирская. Милованово, Гречишкино, Отрадо - Кубанская, Кубанская, Гулькевичи, Коноково, Гетмановская, Темижбекская. Также все эти станции подразделяются по классам работы на: внеклассные - Кавказская, первого класса - Армавир-Ростовский, третьего класса - Гирей, Армавир - Туапсинский, Отрадо - Кубанская, Гетмановская, четвертого класса - Гулькевичи, Малороссийская, Кубанская. Коноково, пятого класса – Милованово, Темижбекская, Мирская, Гречишкино.

     Железнодорожная станция Кавказская  подчинена  Краснодарскому отделению Северо - Кавказской железной дороги и предназначена  для организации перевозок пассажиров, багажа, грузов в соответствии с планами и заданиями, оперативного руководства поездной и маневровой работой по приему, обработке и отправлению поездов, подаче вагонов на фронты погрузки и выгрузки, уборке их, обслуживанию подъездных путей предприятий и организаций.

     Основными задачами  железнодорожной станции Кавказская являются:

     1. координация работы всех станций, входящих в состав Станции Кавказская, смежных подразделений железнодорожного узла по выполнению планов и заданий по перевозкам пассажиров, багажа, грузов в соответствии с положениями транспортного устава железных дорог Российской Федерации и Правил перевозок, Правил технической эксплуатации (ПТЭ) и инструкций;

     2. обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы,  соблюдение требований охраны окружающей среды, сохранности багажа, грузов и подвижного состава, безопасности работающих людей и пассажиров, разработка и осуществление планов и мероприятий по предупреждению случаев брака и травматизма в работе, технического обучения и повышения профессиональной подготовки работников станций, руководство развозом местного  груза и осуществление мер по ускорению выгрузки, обеспечение станций порожними вагонами; 

     3. своевременный сбор вагонов после окончания грузовых операций, устранение технических и коммерческих неисправностей и формирование их в поезда;

     4. разработка оперативных планов поездной и грузовой работы всех станций на основе суточного и сменного заданий Краснодарского отделения дороги, а в перспективе – службы перевозок, текущее оперативное планирование  отправления поездов своего формирования осуществлять по твердым ниткам действующего графика движения поездов;

     5. разработка и утверждение для станций, входящих в состав опорного центра месячных технических норм эксплуатационной работы на основе задания отделения дороги и службы перевозок;

     6. проведение с учетом развития рыночных отношений эффективной экономической политики, применение прогрессивных методов хозяйствования, направленных на снижение эксплуатационных расходов, себестоимости перевозок, повышение производительности труда и доходности;

     7. обеспечение внеплановой погрузки по заявке  грузоотправителей в переделах квоты, утвержденной отделением (службой перевозок);

     8. обучение  грузоотправителей правилам погрузки и оформления перевозочных документов, подача и уборка вагонов под погрузку и выгрузку в пределах обслуживаемой зоны;

     9. развитие подсобно-вспомогательной деятельности и платных услуг населению и организациям, улучшение условий труда и предупреждение производственного травматизма, повышение культуры производства, социальная защита работающих;     

     10. создание эффективной системы управления персоналом станции, формирование высокопрофессионального коллектива, подготовка и организация повышения квалификации кадров;

     11.рациональное использование материальных и топливно-энергетических ресурсов.

       Организационная структура предусматривает распределение  функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками  фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

       Организационная структура станции в значительной мере зависит от её назначения, характера  и объёма работы. Структура управления станции Кавказская - линейно-функциональная (штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций (рис.1). При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.

       Работой станции руководит её начальник, который представительствует во всех учреждениях и организациях, распоряжается  в соответствии с законом  средствами станции, заключает договоры, выдает доверенности и подписывает денежные документы. Начальник станции в соответствии с трудовым законодательством и номенклатурой принимает, перемещает и увольняет работников станции, в пределах своих прав издает приказы, поощряет и наказывает работников.

       

       Начальнику  станции  предоставлено право  давать распоряжения по вопросам, связанным  с обеспечением нормальной работы станции, работникам других линейных предприятий, выполняющих работу на территории станции. В зависимости от объёма работы на станции могут быть один или несколько заместителей начальника, главный инженер, руководители подразделений и смен.

       В общей системе управления работой  станции одна из ведущих ролей  принадлежит дежурному по станции  и маневровому диспетчеру. Дежурный по станции руководит приемом, отправлением и пропуском поездов, пропуском  локомотивов из депо под поезда и от поездов к депо и др. Маневровый диспетчер руководит расформированием и формированием поездов, распределяет работу между маневровыми районами и сортировочными устройствами. На станции, где нет маневрового диспетчера, маневровой работой руководит дежурный по станции. На крупных сортировочных станциях  имеется должность станционного диспетчера, являющегося руководителем смены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Цели, содержание и методы анализа 

     Анализ  финансово-хозяйственной деятельности предприятия как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

     Содержание  и основная целевая установка  финансового анализа - оценка финансового  состояния и выявление возможности  повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.1

     В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод  оценки и прогнозирования финансового  состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).

     Анализ  финансового состояния предприятия  преследует несколько целей:

  • определение финансового положения;
  • выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
  • выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
  • прогноз основных тенденций финансового состояния.

     Анализ  финансового состояния базируется на определенных принципах.

  1. Государственный подход.

     При оценке экономических явлений и  процессов необходимо учитывать  их соответствие государственной экономической, социальной, международной политике и законодательству.

  1. Научный характер.

     Анализ  должен базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия