Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в выявлении резервов и определений путей улучшения финансового состояния предприятия и повышения его деловой активности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи:
* дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
* раскрыть цель, содержание и методы финансового анализа;
* провести анализ финансовых результатов;
* проанализировать деловую активность предприятия;
* дать оценку финансового состояния предприятия.

Файлы: 1 файл

Анализ фин.-хоз.деятельности.doc

— 668.50 Кб (Скачать файл)

                

     Удельный  вес погрузки вагонов за рассматриваемый промежуток времени имеет незначительное изменение, вырос на 1% и составил в 2009 году 26,4%. Но в количественном выражении данный показатель имеет стабильную тенденцию к увеличению, и составил 54,4 тыс. вагонов. Удельный вес выгрузки в тысячах вагонов является постоянной величиной, но, тем не менее, он сократился на 1%, но в натуральном выражении составил в 2009 году 151,6 тыс. вагонов против 133,1 тыс. вагонов отчетного года.

     В структуре объема работ выгрузка в тысячах тонн на протяжении рассматриваемого периода времени остается на уровне 26%. Рост выгрузки связан с вводом в эксплуатацию по станции Гетмановская нефтяного терминала, работающего на слив нефти. Также наблюдается тенденция увеличения объема выгруженных вагонов для ЗАО «Тандер».

     Большое значение приобретает анализ качественных показателей для выявления дополнительных резервов роста эффективности транспортного  производства.

     Как уже было отмечено ранее, качество выполнения грузовых перевозок характеризуется:

     - технологическими условиями перевозок;

     - скоростью доставки;

     - грузоподъемностью вагонов;

     - степенью рациональности перевозки  грузов;

     - коммерческой стороной грузовых  перевозок;

     - оборотом местного вагона.

     В таблице 3.3 представлены качественные показатели и динамика изменения простоя вагонов.

     Таблица 3.3 – Анализ изменения качественных показателей и динамики  изменения простоя вагонов

Наименование  показателя

2007 2008 2009 Темп роста 2009 в % к 2007
Динамическая  нагрузка, т/ваг 57,5 58,0 58,4 101,6
Среднесуточный пробег вагонов всего, км/сут 110,5 126,2 136,4 123,4
Простой вагонов под одной операцией, час. 23,64 21,19 20,56 87,0
Простой вагонов с переработкой, час. 16,33 19,16 15,83 96,9
Простой вагонов без переработки, час. 4,87 3,76 3,25 66,7
Оборот  местного вагона, сут. 1,44 1,54 1,56 108,3
 

     В целом анализ влияния качественных показателей на результаты увеличения среднесуточного пробега вагонов  происходит за счет сокращения оборота  вагонов в том числе:

  • за счет уменьшения простоя под одной грузовой операцией
  • за счет уменьшения простоя транзитного вагона без переработки;
  • сокращение простоя вагонов с переработкой

     Динамическая  нагрузка груженого вагона показывает, какое количество тонн груза приходится в среднем на груженый вагон на всем пути его следования. Это показатель увеличился незначительно, рост составил 1%.

     Простой под одной грузовой операцией в период с 2007 по 2009 сократился с 23,64 часа до 20,56 часов, т. е на 13 %, что является положительным моментом в работе станции. Это связано с повышением уровня механизации при погрузке и выгрузке вагонов. Кроме того, на станции Кавказской работает предприятие ЗАО «Тандер». Открытие подъездного пути данного предприятия с повышенной рампой и крытыми складами данного предприятия непосредственно вблизи подъездного пути позволяет сократить время выгрузки вагонов. Выгрузка вагона производилась в течение 14 – 16 часов, что приносило неудобство, как для самого предприятия, так и для станции ввиду занятости путей и мест выгрузки товарного двора. В 2005 году была приобретена специализированная погрузо-разгрузочная техника, что позволило сократить время выгрузки вагонов.

     Простой вагонов с переработкой в базисном году по отношению к отчетному  сократился на 3%, что положительно сказывается  на работе станции.

     Простой вагонов без переработки на протяжении трех лет снижается с 4,87 часов в 2007 году, до 3,25 часа – в 2009 году. Хотя произошло увеличение плеч обслуживания локомотивных  бригад. На рост оборота местного вагона, который увеличился с 1,44 сут. до 1,56 сут. повлияло увеличение работы маневровых тепловозов.

     Из  приведенных в таблице 3.4 данных следует, что на станции наблюдается тенденция снижения численности персонала. Это вызвано в основном увольнением работников, непосредственно связанных с объемами работы – составители поездов, машинисты тепловозов и другие.

     Теперь  рассмотрим трудовые показатели станции Кавказской. Штатным расписанием устанавливается среднесписочная численность работников, годовой фонд заработной платы предприятия, среднемесячная заработная плата одного человека и уровень производительности труда.

     Таблица 3.4 – Анализ трудовых показателей железнодорожной станции

     Кавказская

Наименование  показателя 2007 2008 2009 2009 в % к 2007
Численность персонала, человек, в том числе 489 497 455 93,0
- по  эксплуатации, человек 391 390 389 99,5
-по подсобно-вспомогательной деятельности, человек 97 107 66 68,0
Фонд  оплаты труда, тыс. рублей 52087,4 58996,7 66138,1 127,0
Среднемесячная  заработная плата, рубли 8884 10139 12523 141,0
Производительность  труда, условные вагоны/человек 4212 4331 4646 110,3
 

     Заметно некоторое сокращение персонала. Так в 2008 году численность персонала составляет 497 человек, а в 2009 году – 455 человек. На некоторых малодеятельных  станциях работа таких профессий как приемосдатчик и товарный кассир уже давно совмещается и выполняется одним человеком. С одной стороны – это оптимизация численности персонала в соответствии с объемом работы, а с другой – отсутствие преемственности кадров, незащищенность предприятия от различных обстоятельств, связанных с человеческим фактором (уход в отпуск, заболевание и так далее).

     

     Рисунок 3.2. - Динамика численности персонала, человек

     Производительность  труда – это эффективность  производственной деятельности людей, выраженная соотношением затрат труда  и количества произведенных материальных благ. По опорному центру за основной показатель производительности труда принято общее количество переработанных условных  вагонов, приходящееся на одного работника станции.

     Изменение производительности труда в натуральном выражении составило: в 2009 году к 2007 году – 110,3%. Рост производительности труда за анализируемый период был вызван увеличением объема работы предприятия, несмотря на снижение численности контингента работников предприятия.

     Более подробно динамика изменения производительности труда, среднемесячной заработной платы и фонда заработной платы отражена на рисунке 3.3. Рисунок наглядно показывает, что темп роста производительности труда значительно меньше роста среднемесячной заработной платы. Кроме того, рисунок отражает опережение фонда оплаты труда рост заработной платы, начиная с 2007 года. Даная тенденция объясняется тем, что при плановом фонде оплаты труда происходит снижение численности контингента работников, а экономия фонда распределяется между фактически работающими.

     

     Рисунок 3.3. – Динамика темпов роста производительности труда,

     фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы, проценты

     От  финансового результата деятельности предприятия зависит выполнение различных обязательств, как перед  государством, так и перед работниками предприятия. Но, несмотря на то, что большинство налогов оплачивает вышестоящая организация – Краснодарское отделение, тем не менее, существуют местные налоги, которые предприятию необходимо оплачивать самостоятельно. У предприятия также имеется многочисленные социальные обязательства перед персоналом, которые необходимо выполнять.

     Фонд  оплаты труда увеличился в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 22566 тыс. руб. Соответственно выросла и среднемесячная заработная плата.

     Рост  среднемесячной зарплаты по сравнению  с базисным годом произошел у  категорий работников за счет:

  • индексации минимальной оплаты труда
  • высокий средний заработок и оплаты по среднему (учеба, командировки).

     Следующим этапом финансового анализа являются эксплуатационные расходы Железнодорожной станции Кавказская. Эксплуатационные расходы железных дорог состоят из следующих основных элементов затрат: отчисления на социальные нужды, расходы на материалы, запасные части, топливо, электроэнергию, амортизационные отчисления и прочие материальные затраты.

     По  элементу «Единый социальный налог» отражают обязательные отчисления на государственное социальное страхование в пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения,  на медицинское страхование работников.

     В затратах на материалы учитывают  стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий и сооружений.

     В затратах на топливо отражают стоимость приобретенного топлива, всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и другие технологические цели.

     В затратах на электроэнергию учитывают  стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха  и др.), расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой и электросекций, на технологические, энергетические, осветительные и другие производственные нужды предприятия.

     По  элементу «Амортизационные отчисления основных фондов» планируют и учитывают амортизационные отчисления, на полное восстановление основных фондов исходя из их балансовой стоимости и установленных норм.

     К прочим расходам относятся налоги, сборы, отчисления в специальные  внебюджетные фонды, платежи по обязательному  страхованию имущества предприятия, платежи по кредитам, затраты на командировки, подъемные, плату посторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, га подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, отчисления в резерв на создание ремонтного фонда и др.

     В связи с изменением заработной платы, цен на материалы, топливо, электроэнергию, стоимость основных фондов и единый социальный налог структура эксплуатационных расходов железных дорог, и в частности на станции Кавказской, в последние годы существенно изменилась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3.5 – Анализ динамики изменения эксплуатационных расходов по элементам затрат

Наименование  показателя 2007 2008 2009 2009 в % к 2007
Фонд  оплаты труда, тыс. рублей 44739 51484 67305 150,4
Единый  социальный налог, тыс. рублей 11466 13266 16576 144,6
Расходы на материалы, запасные части, тыс. рублей 1408 1398 2461 174,8
Расходы на топливо, тыс. рублей 286 263 261 91,3
Расходы на электроэнергию, тыс. рублей 4928 4667 5676 115,2
Амортизационные отчисления, тыс. рублей 2673 3526 3703 138,5
Прочие  материальные затраты, тыс. рублей 41 3 455 в 11 раз
Прочие  затраты, тыс. рублей 888 1300 2398 270,0
Расходы всего, тыс. рублей 66429 75907 98834 148,8

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия