Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ финансовой деятельности и оценка финансового состояния предприятия на примере Общества с ограниченной ответственностью «Оптика на Покровском».
Указанная цель обусловила постановку и последовательное решение следующих задач:
1. Определить значимость антикризисного управления на предприятии и методы диагностики кризиса.
2. Охарактеризовать и проанализировать деятельность фирмы.
3. Выяснить возможные причины возникновения кризисной ситуации и предположить варианты выхода из нее.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. 5
1. ЗНАЧИМОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ. 5
2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ. 9
2.1 Диагностика финансового состояния предприятия 13
2.1.1 Общая оценка структуры баланса. 18
2.1.2 Анализ ликвидности бухгалтерского баланса 20
2.1.3 Финансовые коэффициенты платежеспособности. 24
2.1.4 Анализ показателей финансовой устойчивости 26
2.1.5 Оценка деловой активности организации. 28
2.1.6 Анализ прибыли. 34
2.1.7 Рентабельность организации. 36
3. Методы диагностики банкротства. 39
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ОПТИКА НА ПОКРОВСКОМ» 43
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ОПТИКА НА ПОКРОВСКОМ». 43
2.2. РАСЧЕТ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. 45
ГЛАВА 3. НЕДОРАБОТКИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 61
3.1. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 61
3.2. СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ АНТИКРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 69
_______________
* Донцова Л.В., Н.А. Никифорова. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. С.164-165
2.1.7 Рентабельность организации.
Различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств (табл. 7).
Валовая рентабельность отражает величину валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции (работ, услуг). В зарубежной практике этот показатель называется маржинальным доходом (коммерческой маржой)42.
Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких традиционных показателей прибыльности, как затратоотдача, которая показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 рубль затрат43. Более информативным является анализ рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.
Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.
Одним
из синтетических показателей
В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотами средствами (активами). С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти на 98%), результатом от продажи продукции (работ, услуг). Выручка от продажи — показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен продажи, а натуральный объем производства и продажи определяется стоимостью имущества45.
Таблица 7.
Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)*.
№ п/п |
Наименование показателя |
Способ расчета |
Пояснение |
1 |
Рентабельность продаж |
Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции | |
2 |
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности |
Показывает уровень прибыли после выплаты налога | |
3 |
Чистая рентабельность |
Показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки | |
4 |
Экономическая рентабельность |
Показывает
эффективность использования | |
5 |
Рентабельность собственного капитала |
Показывает
эффективность использования |
_______________
* Донцова Л.В., Н.А. Никифорова. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. С.184-185.
Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т. е. ускорении оборачиваемости активов (ресурсоотдачи). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста бухгалтерской (до налогообложения) рентабельности.
Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя.
Первая связана с проблемой выбора стратегии управления финансово-хозяйственной деятельностью организации. Если выбирать стратегию с высоким риском, то необходимо получение высокой прибыли. Или наоборот — небольшая прибыль, зато, почта не рискуя. Одним из показателей риска в бизнесе как раз является коэффициент финансовой независимости (U3) — чем ниже его значение, тем в меньшой степени доля собственного капитала увеличивается за счет повышения фактора-коэффициента финансовой независимости. И это положение ослабляет финансовую устойчивость организации.
Вторая
особенность связана с
И, наконец, третья особенность связана с временным аспектом деятельности организации. Коэффициент чистой рентабельности, влияющий на рентабельность собственного капитала, определяется результативностью работы отчетного периода, а будущий эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Если организация планирует переход на новые технологии или другую деятельность, требующую больших инвестиций, то рентабельность капитала может снижаться. Однако если расходы в дальнейшем окупятся, то снижение рентабельности (R5) нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.
3. Методы диагностики банкротства.
Для оценки вероятности банкротства в зарубежной практике широко используются количественные методы, например, западным экономистом Эдвардом Альтманом были предложены двух-, пяти- и семифакторные модели прогнозирования вероятности банкротства.
Одной из простейших считается двухфакторная модель Альтмана (индекс кредитоспособности). Она основывается на двух ключевых показателях (например, в американской практике для определения итогового показателя вероятности банкротства используют показатель текущей ликвидности и показатель удельного веса заемных средств в активах), от которых зависит вероятность банкротства предприятия. Они умножаются на соответствующие константы - определенные практическими расчетами весовые коэффициенты. То есть, индекс кредитоспособности равен:
С1 = -0,3877 + Ктл × (-1,0736) + Кз × 0,0579, где
Ктл – коэффициент текущей ликвидности,
Кз – коэффициент заемных средств46.
Если результат оказывается отрицательным, вероятность банкротства невелика. Положительное значение индекса указывает на высокую вероятность банкротства.
Двухфакторная
модель не обеспечивает комплексной
оценки финансового положения
Известный российский экономист Г.В. Савицкая предлагает систему показателей и их рейтинговую оценку, выраженную в баллах, для прогнозирования финансового состояния предприятия (таблица 8).
Исходя из этой методики, предприятие можно отнести к одному из классов:
I класс – предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств.
II класс – предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, еще не рассматриваемые как неблагополучные.
III класс – проблемные предприятия. Здесь вряд ли существует риск потери средств, но полное получение процентов представляется сомнительным.
IV класс – предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты.
V класс – предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.
VI класс – предприятия-банкроты47.
Таблица 8.
Группировка показателей по критериям оценки финансового состояния*.
Показатель |
Граница классов согласно критериям, баллы | |||||||
I класс |
II класс |
III класс |
IV класс |
V класс |
VI класс | |||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,25 и выше - 20 |
0,2 - 16 |
0,15 - 12 |
0,1 - 8 |
0,05 - 4 |
Менее 0,05 - 0 | ||
Коэффициент быстрой ликвидности |
1,0 и выше - 18 |
0,9 - 15 |
0,8 - 12 |
0,7 - 9 |
0,6 - 6 |
Менее 0,5 - 0 | ||
Коэффициент текущей ликвидности |
2,0 и выше – 16,5 |
1,9 ÷ 1,7 - 15÷ 12 |
1,6 ÷ 1,4 – 10,5 ÷ 7,5 |
1,3 ÷ 1,1 – 6 ÷ 3 |
1,0 – 1,5 |
Менее 0,5 - 0 | ||
Коэффициент автономии |
0,6 и выше - 17 |
0,59 ÷ 0,54 – 15 ÷ 12 |
0,53 ÷ 0,43 – 11,4 ÷ 7,4 |
0,42 ÷ 0,41 – 6,6 ÷ 1,8 |
0,4 – 0,1 |
Менее 0,4 - 0 | ||
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,5 и выше - 15 |
0,4 - 12 |
0,3 - 9 |
0,2 - 6 |
0,1 - 3 |
Менее 0,1 - 0 | ||
Коэффициент обеспеченности запасов собственным оборотным капиталом |
1,0 и выше - 15 |
0,9 - 12 |
0,8 – 9 |
0,79 - 6 |
0,6 - 3 |
Менее 0,5 - 0 | ||
Минимальное значение границы |
100 |
85 – 64 |
63,9 – 56,9 |
41,6 – 28,3 |
18 |
_______________
* Антикризисное управление: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. К.В. Балдина. С. 170.
Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости.
Кризисы в организации могут проявляться в форме ужесточения конфликтов, потери конкурентных преимуществ.
Любые острые противоречия,
возникшие в организации, связаны
с ее финансово-хозяйственной
Причинами кризисного состояния организации могут являться: изменение рыночных условий; давление конкурентов; злоупотребления со стороны менеджеров или персонала; деятельность проверяющих или контролирующих государственных органов; введение новых законов или других нормативных актов, изменения в политической ситуации, вызванные перераспределением власти; стихийные бедствия и т. д.
Диагностика кризисов в организации - это совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного финансового состояния и других негативных показателей деятельности.
Для определения факта неплатежеспособности предприятия существует 2 подхода:
1. Анализ
деятельности предприятия,
2. Анализ бухгалтерской
отчетности для оценки
Глава 2. Оценка финансового состояния предприятия ООО «Оптика на Покровском»
2.1 Общая характеристика ООО «Оптика на Покровском».
Общество с ограниченной ответственностью «Оптика на Покровском» работает в городе Екатеринбурге с 2000 года и специализируется на изготовлении и продаже очков и контактных линз, а также оказанию услуг при подборе оптики.
Основной задачей компании с момента ее создания является оказание медицинских услуг населению в области офтальмологии и подбор очков и контактных линз людям с пониженным зрением.
В магазине оптики
представлен широкий ассортимен
ООО «Оптика на Покровском» является малым предприятием. Общество обладает правами юридического лица. В соответствии с основным видом деятельности предприятие вступает во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами на основе договоров по реализации товаров, оказанию услуг, выполнению работ.
Предприятие самостоятельно определяет ассортимент и объемы производства продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет сотрудничать, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается прибылью, оставшейся после уплаты налогов. На предприятии ведется оперативный и бухгалтерский учет результатов деятельности для предоставления информации налоговым и статистическим государственным органам.
<p class="dash041e_0431_044b_Информация о работе Анализ финансовой деятельности и оценка финансового состояния предприятия