Анализ финансовой отчетности коммерческогой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть понятие анализа финансовой отчетности коммерческой организации.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Изучить понятие «анализ финансовой отчетности», выявить его сущность, цель и задачи;
Рассмотреть основные методы анализа финансовой отчетности, а также его информационную базу;
Рассмотреть подробно методику анализа финансовой отчетности коммерческой организации.
Вышеизложенные задачи сформировали структуру работы, состоящую из введения, заключения, двух глав, семи параграфов и шести подпараграфов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы анализа финансовой отчетности коммерческой организации…......4
Сущность, цель и задачи анализа финансовой отчетности…………………………….4
Информационная база для проведения анализа финансовой отчетности…………….8
Основные методы анализа финансовой отчетности…………………………………..15
Методика анализа финансовой отчетности коммерческой организации…………………..22
Анализ бухгалтерского баланса…………………………………………………………22
Оценка имущественного положения…………………………………………..22
Оценка финансовой устойчивости……………………………………………..26
Оценка платежеспособности и ликвидности…………………………………. 33
Анализ отчета о прибылях и убытках……………………………………………….....37
Анализ финансовых результатов………………………………………………..37
Анализ показателей оборачиваемости………………………………………….40
Анализ показателей рентабельности……………………………………………44
Анализ отчета об изменениях капитала …………………………………………….....46
Анализ отчета о движении денежных средств…………………………………………51
Заключение………………………………………………………………………………………....57
Список использованной литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 181.95 Кб (Скачать файл)

Отчет о финансовых результатах  дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем [8, с. 48].

В отчете о прибылях и  убытках доходы и расходы показываются с подразделением на обычные и  прочие. В нем отражается расчет следующих показателей финансовых результатов: валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль [8, с. 48].

Появился новый показатель «Совокупный финансовый результат  периода». Чтобы его найти, нужно сложить чистую прибыль (убыток), результат от переоценки внеоборотных активов и результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода [16].

К строкам, предназначенным  для постоянных налоговых обязательств и активов, добавилось «Изменение отложенных налоговых обязательств» и «Изменение отложенных налоговых активов» [16].

Упразднена таблица, где  расшифровывались отдельные прибыли  и убытки (штрафы и пени, убытки прошлых  лет, списание задолженности и пр.). Но если подобная детализация представляется бухгалтеру важной, он может ее оставить [16].

Отчет об изменениях капитала – отражает информацию о наличии и движении собственного капитала организации в отчетном году [8, с. 49].

Он состоит из трех разделов [16].

Первый посвящен движению капитала в отчетном периоде, а также  в двух предыдущих годах. В этом разделе перечислены показатели увеличения и уменьшения капитала отдельно для уставного, добавочного и резервного капиталов, для нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а также для собственных акций, выкупленных у акционеров [16].

Второй раздел — это  «Корректировки в связи с изменениями  учетной политики и исправлением ошибок». Здесь помещается информация о корректировках и исправлениях за год, предшествующий отчетному периоду. В числе прочего в данной таблице  приводятся сведения о существенных ошибках прошлых лет, выявленных в отчетном периоде и отраженных по счету 84 (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)) согласно ПБУ 22/2010 [16].

Третий раздел — «Чистые активы» — состоит из трех граф, где нужно указывать чистые активы по состоянию на 31 декабря текущего года, прошлого года, и года, предшествующего прошлому [16].

Отчет о движении денежных средств — отражает информацию о наличии и движении денежных средств, находящихся в кассе организации, на расчетных, валютных и специальных счетах в банках [8, с. 50].

В новой форме есть две  колонки: для показателей отчетного  периода и для показателей  аналогичного периода предыдущего  года. Сам отчет состоит из трех блоков: движение денежных средств  по текущей деятельности, по инвестиционной деятельности и по финансовой деятельности. По каждому из блоков нужно перечислить  поступившие и израсходованные суммы [16].

 После заполнения каждого  блока нужно вычислить результат,  то есть разницу между полученными и направленными денежными средствами [16].

При этом для целей составления  отчета о движении денежных средств  понимается:

  • под текущей деятельностью - деятельность предприятия, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, торговлей, общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и другими аналогичными видами деятельности;
  • под инвестиционной деятельностью – деятельность предприятия, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.;
  • под финансовой деятельностью – деятельность предприятия, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п. [14, c. 36].

Пояснения. Их цель — расшифровать строки баланса и отчета о прибылях и убытках, чтобы у пользователей отчетности не осталось вопросов, каким образом выведена та или иная цифра [16].

Специального бланка для  них не существует. Бухгалтер вправе оформить пояснения так, как ему  удобно. Если главбух выберет табличный  формат, он может воспользоваться  образцом, составленным авторами приказа  № 66н. Образец представляет собой  ряд таблиц, где сгруппированы  данные по различным счетам: по основным средствам, нематериальным активам, запасам, дебиторской задолженности и  пр. Например, таблица по «дебиторской задолженности» состоит из граф «На  начало года», «Изменения за период»  и «На конец периода». В столбцах отдельно проставляются суммы краткосрочных  и долгосрочных долгов, суммы, учтенные по договорам и включенные в резерв и т. д. [16].

Те, кто предпочтет текстовый  формат пояснений, должны показать на словах и цифрах, какие операции совершены за год. По сути это будет  ряд отдельных фрагментов текста, каждый из которых посвящен своему счету: основным средствам, НМА, запасам, задолженности и пр. [16].

Независимо от выбранного формата важно, чтобы каждый фрагмент пояснений (будь то таблица или часть  текста) имел свой номер. Его необходимо указать перед соответствующей строкой баланса или отчета о прибылях и убытках, чтобы пользователь мог легко найти нужные пояснения [16].

 

    1. Основные методы анализа финансовой отчетности

 

Методом экономического анализа, по мнению З. В. Кирьяновой, является совокупность приемов, подходов, способов изучения хозяйственных процессов в их динамике и статике [17, с. 53].

Л. В. Донцова считает, что методом экономического анализа является диалектический способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости [12, c. 78].

Характерными особенностями  метода экономического анализа являются:

  1. Использование системы аналитических показателей, всесторонне характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации;
  2. Изучение причин изменения этих показателей;
  3. Выявление и измерение причинно-следственных связей между ними [9, с. 45].

Таким образом, метод анализа финансовой отчетности – это системный комплексный подход к изучению результатов деятельности хозяйствующего субъекта, выявлению и измерению противоречивого влияния на них отдельных факторов, обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными приемами всей имеющейся информации о результатах этой деятельности [9, c. 45-46].

Все аналитические методы можно разделить на две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные) [17, с. 78].

К качественным (неформализованным, логическим) методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:

  • метод сравнения;
  • метод построения систем аналитических таблиц;
  • метод построения систем аналитических показателей;
  • метод экспертных оценок;
  • метод сценариев;
  • психологические и морфологические методы и т.п. [17, с. 78].

Количественные (формализованные) методы – это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного уже с помощью логических методов [17, c. 79].

Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические, экономико-математические методы анализа и т.д. [17, c. 79].

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

  • метод абсолютных, относительных и средних величин;
  • метод сравнения;
  • вертикальный анализ;
  • горизонтальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • факторный анализ;
  • анализ с помощью финансовых коэффициентов;
  • метод экспертных оценок [17, c. 79].

В процессе сбора данных получают информацию о значениях  тех или иных признаков, характеризующих  каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности). Эта информация, как правило, представлена  в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними [12, с. 79].

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную) [17, с. 55].

Следует так же отметить, что абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем. Характерным примером расчетного абсолютного показателя является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютными одноименными показателями [12, с. 80].

Для анализа абсолютных показателей  используется, как правило, метод сравнения, с помощью которого изучаются абсолютные и относительные изменения показателей, тенденции и закономерности их развития [17, с. 55].

Относительные показатели представляют собой отношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя [17, с. 55].

Относительные величины применяются  в разных видах анализа в зависимости  от конкретной экономической задачи, они облегчают процесс финансового  анализа. Исходя из поставленной аналитической задачи могут использоваться разные виды относительных величин [17, с. 55].

В анализе финансовой отчетности наибольшее применение получили три  вида относительных величин:

  • относительные величины структуры;
  • относительные величины динамики;
  • относительные величины координации;
  • относительные величины наглядности;
  • относительные величины интенсивности. [15, с. 10].

Относительные величины –  это один из важнейших способов обобщения  и анализа экономической информации. В процессе финансового анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно так, чтобы четко себе представлять, какая абсолютная величина стоит за каждым относительным показателем. Необходимо также соблюдать сопоставимость сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения [17, с. 55].

Средняя величина является важным специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных. Это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных. Он является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени [17, с. 56].

Существуют две категории средних величин:

  • степенные средние (средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя хронологическая и др.);
  • структурные средние (мода и медиана) [12, с. 85].

Выбор того или иного вида средней величины зависит от цели анализа, экономической сущности усредненного показателя и характера исходных данных [12, с. 85].

Метод сравнения – логический метод анализа [17, с. 56]. В анализе финансовой отчетности сравнение позволяет определить общее и специфическое в финансовых показателях и используется для решения практически всех его задач, как основным, так и вспомогательным способом [15, с. 12].

Перечислим основные виды сравнений, наиболее широко применяемых  при выполнении анализа финансовой отчетности организации:

  • сопоставление плановых и фактических показателей (если анализ финансовой отчетности выполняется в рамках внутреннего финансового анализа);
  • сопоставление фактических показателей с нормативными (рекомендуемыми);
  • сравнение фактических показателей с показателями прошлых периодов;
  • межхозяйственные сравнения;
  • сравнение показателей анализируемой организации со средними данными (по региону, отрасли и т.д.);
  • сопоставление результативных показателей до и после изменения какого-либо фактора [15, с. 12-13].

Информация о работе Анализ финансовой отчетности коммерческогой организации