Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить конъюнктуру рынка на примере продукции лесного комплекса.
В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить задачи –
– дать понятие рыночной конъюнктуры, целям и методам ее анализа;
– определить показатели конъюнктуры;
– рассмотреть основные элементы конъюнктурного анализа;
– проанализировать и оценить важность лесоматериалов на мировом рынке;
– рассмотреть положение и место России в мировой торговле лесом
– проанализировать экспорт леса и лесоматериалов из России в Китай.
Введение...............................................................................................................3
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка.....5
1.1. Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы её анализа……...6
1.2. Показатели конъюнктуры……………………………………………11
1.3. Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной конъюнктуры…………………………………………………………………….14
2. Мировой рынок товаров лесного комплекса и его структура...........16
3. Экспорт леса и товаров лесного комплекса из России.......................22
3.1. Торговля лесом и лесоматериалами…………...…………………....24
3.2. Экспорт леса и лесоматериалов из России в Китай………...……...28
Заключение........................................................................................................32
Список литературы.........................................................................................33
Анализ конъюнктуры экспортного рынка на примере продукции лесного комплекса
Содержание
Введение......................
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка.....5
1.1. Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы её анализа……...6
1.2. Показатели конъюнктуры……………………………………………11
1.3. Анализ тенденций
и устойчивости развития
2. Мировой рынок товаров лесного комплекса и его структура...........16
3. Экспорт леса и товаров лесного
комплекса из России.......................
3.1. Торговля лесом
и лесоматериалами…………...………………
3.2. Экспорт леса и лесоматериалов из России в Китай………...……...28
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Рынок, как категория товарного хозяйства, представляет собой сферу товарно-денежного обмена и выражает экономические отношения между производителем и потребителями. Конъюнктура рынка – экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.
Лесная промышленность – совокупность отраслей промышленности, связанных с заготовкой и переработкой древесины. Одна из старейших отраслей хозяйства. Лесная промышленность, как и химическая, отличается достаточно сложной структурой. Условно все отрасли лесного комплекса можно разделить на четыре группы – лесозаготовительная промышленность – заготовка древесины, деревообрабатывающая промышленность – механическая и химико-механическая обработка и переработка древесины, плитное производство, мебельное производство, производство пиломатериалов и т.д., целлюлозно-бумажная промышленность – преимущественно химическая переработка древесины, производство целлюлозы, картона и бумаги, лесохимическая промышленность.
Степень вовлеченности лесопромышленной продукции в международный оборот довольно высокая. Для реализации на внешнем рынке предназначается пятая часть производства пиломатериалов, фанеры, целлюлозы, бумаги и картона, 15 % древесных плит, 7 % деловой древесины. Относительно высокое значение внешнего рынка для производства и потребления предопределено неравномерностью распределения в мире, как лесных ресурсов, так и потребителей продукции деревопереработки, а также растущей специализацией производителей.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что перед предприятиями стоит проблема сбыта произведённой продукции, поэтому приоритетными направлениями для них являются маркетинговые исследования в области сбыта продукции; распределения долей рынка между компаниями; прогнозирование внутриотраслевой конъюнктуры рынка, которое представляет собой комплексную оценку перспектив развития конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период для учета прогнозных данных в маркетинговых программах, в стратегии и тактике предприятия.
Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций и принятие оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.
Цель курсовой работы изучить конъюнктуру рынка на примере продукции лесного комплекса.
В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить задачи –
– дать понятие рыночной конъюнктуры, целям и методам ее анализа;
– определить показатели конъюнктуры;
– рассмотреть основные элементы конъюнктурного анализа;
– проанализировать и оценить важность лесоматериалов на мировом рынке;
– рассмотреть положение и место России в мировой торговле лесом
– проанализировать экспорт леса и лесоматериалов из России в Китай.
1.Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка.
Конъюнктура – это совокупность признаков, которые характеризуют конкретный рынок в конкретный отрезок времени или период, среди которых самые главные – это спрос, предложение и цены.
К числу наиболее важных задач, относящихся к анализу рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Под анализом рынка понимается сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка и продаж. Эта задача является актуальной как на макро-, так и на микроуровне. Ни одна фирма, занимающаяся куплей–продажей товаров, не может успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное решение принимается на базе конъюнктурных оценок.
Цель изучения конъюнктуры рынка – определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношение спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий вероятностный характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Оптимальные функционально-потребительские характеристики изделий, полнота их ассортимента необходимы для определения уровня специализации и объемов размещения производства. Масштабы, темпы и интенсивность обновления и расширения ассортимента тесно увязываются с получением соответствующего хозяйственного эффекта (рост производства, прибыльности).
Понятие рыночной ситуации включает –
– степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
– сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
– уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;
– масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
– уровень коммерческого (рыночного) риска;
– сила и размах конкурентной борьбы;
– положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.
Изучение конъюнктуры рынка – это изучение ситуации, складывающейся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.
Предмет изучения конъюнктуры рынка – массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке. Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты – вариабельность, цикличность, динамичность. [1, с.150]
1.1.Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы её анализа
Конъюнктура рынка – экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.
Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются – денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.
Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.
Изменение
конъюнктуры рынка определяется в первую
очередь характером и уровнем развития
экономики, но на нее влияют и такие факторы,
как сезонный характер производства и
потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийны
– динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление свежих товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т. д.;
–
динамика и структура спроса и предложения,
влияние достижений научно-технического прогресса
– состояние международной торговли, ее динамика, основные страны – экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т. д.;
– динамика оптовых цен в ведущих странах–производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т. д.
Задачи конъюнктуры –
– интегральные и дифференцированные оценки состояния рынка, типологии рыночной ситуации и градация состояния рынка;
– характеристика масштаба (типа) рынка;
– оценка и анализ основных пропорций развития;
– выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития и устойчивости рыночных процессов;
– оценка цикличности и сезонности развития;
– оценка рациональных различий;
– оценка деловой активности;
– анализ монополизации рынка и уровня конкуренции;
Исследование конъюнктуры рынка можно подразделить на две основные части – изучение общехозяйственной конъюнктуры и изучение конъюнктуры конкретного товарного рынка, которые в зависимости от целей исследования можно проводить двумя путями –
– для выяснения тенденции и темпов развития конъюнктуры за какой-либо период, анализ конъюнктуры проводится путем изучения ее динамики за этот период;
– для определения конъюнктуры на текущую дату проводится анализ состояния конъюнктуры путем определения фазы экономического цикла и примерного места внутри фазы. [10]
Рыночная ситуация представляет собой сочетание условий и обстоятельств, создающих конкретную обстановку, или положение на рынке. Понятия рыночной ситуации и рыночной конъюнктуры тесно связаны.
«Трендовое», или «динамическое» понимание конъюнктуры – это изучение совокупности взаимосвязанных причин и условий, определяющих переход от одного состояния рынка (и его отдельных сегментов) в другое. В этом плане имеются экономические теории – длинных, средних, коротких волн конъюнктуры. Основные идеи этих теорий (которые подтвердились на практике) состоят в том, что анализируются 4 фазы того или иного цикла и социально–политические события, которые на этих фазах происходят.
«Структурное», или «статическое» понимание конъюнктуры – это сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют следующие основные параметры –
– соотношение между спросом и предложением (по отрасли);
– уровень цен;
– товарные запасы;
– портфель заказов
Рынок в контексте такого понимания конъюнктуры – это сфера обмена только по трем параметрам – по уровню спроса, по уровню предложения, по ценам, которые взяты в определенной динамике.
В целом, конъюнктурные исследования связаны с изучением спроса, предложения и цены по отдельным сегментам рынка, в соотношениях с емкостью и объемом интересующих сегментов, эластичности спроса и эластичности предложения, условий конкуренции, и т.д., и как правило, еще по трем временным интервалам – стратегическому, тактическому и оперативному. Конъюнктурные исследования – это достаточно дорогостоящие мероприятия экономического характера.
Конъюнктурные исследования – это изучение причин колебаний от равновесия спроса и предложения по тем или иным сегментам рынка, которые предназначены для разработки прогнозов развития сегментов рынков в долгосрочной перспективе.
Комплексный анализ рынка включает в себя следующие переменные –
– изучение спроса и его объёмов;
– изучение товара по сравнению с конкурентами;
– изучение рынка по тенденциям развития и определение рыночной структуры;
– изучение покупателей;
– изучение конкурентов и условий конкуренции;
– анализ форм и методов сбыта;
– изучение правовых аспектов торговли на данном рынке
Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает – использование различных, взаимодополняющих источников информации, сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка, применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.
Информация о работе Анализ конъюнктуры экспортного рынка на примере продукции лесного комплекса