Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить конъюнктуру рынка на примере продукции лесного комплекса.
В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить задачи –
– дать понятие рыночной конъюнктуры, целям и методам ее анализа;
– определить показатели конъюнктуры;
– рассмотреть основные элементы конъюнктурного анализа;
– проанализировать и оценить важность лесоматериалов на мировом рынке;
– рассмотреть положение и место России в мировой торговле лесом
– проанализировать экспорт леса и лесоматериалов из России в Китай.
Введение...............................................................................................................3
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка.....5
1.1. Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы её анализа……...6
1.2. Показатели конъюнктуры……………………………………………11
1.3. Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной конъюнктуры…………………………………………………………………….14
2. Мировой рынок товаров лесного комплекса и его структура...........16
3. Экспорт леса и товаров лесного комплекса из России.......................22
3.1. Торговля лесом и лесоматериалами…………...…………………....24
3.2. Экспорт леса и лесоматериалов из России в Китай………...……...28
Заключение........................................................................................................32
Список литературы.........................................................................................33
В первом квартале 2011 года Россия увеличила поставки лесоматериала. Российский экспорт пиломатериалов мягких пород также увеличился – особенно в Китай, Узбекистан, Японию и Египет. За первые несколько месяцев общий объем экспорта лесоматериала мягких и твердых пород увеличился почти на 40 % по сравнению с тем же периодом 2010 года. Особенно увеличились поставки в Китай, Финляндию и Японию. По мнению экспертов, такая тенденция к повышению продолжится весь 2011 и 2012 год, так как пошлины на экспорт лесоматериала будут снижаться.
По показателям таможенной статистики из России за 4 месяца 2011 года экспортировано древесины на сумму $ 3346 миллиона, что на 11 % превышает показатель этого же периода 2010 года.
По данным Федеральной службы государственной статистики в январе-сентябре 2011 года было выпущено –
1. лесоматериалов, продольно распиленных или расколотых, толщиной более 6 мм – 15,3 млн. м3, и составило 108,3 % к январю-сентябрю 2010 года, выпуск в сентябре к августу 2011 года составил 98,1 %
2. плиты древесностружечной – 4,8 млн. м3, и составило 123 % к январю-сентябрю 2010 года, выпуск в сентябре к августу 2011 года составил 98,7 %
3. плиты древесноволокнистой из древесины или других одревесневших материалов – 313 млн. м2, и составило 108,9 % к январю-сентябрю 2010 года, выпуск в сентябре к августу 2011 года составил 94,6 %
4. целлюлозы древесной и целлюлозы из прочих волокнистых материалов – 5,1 млн.т., и составило 101,9 % к январю-сентябрю 2010 года, выпуск в сентябре к августу 2011 года составил 95 %
Основными факторами, способствующими увеличению выпуска лесобумажной продукции являются –
– улучшение ситуации на мировом рынке лесоматериалов
– закупки продукции деревообработки для строительства жилья населению, пострадавшему от лесных пожаров
– наращивание мощностей по производству продукции глубокой переработки древесины.
На 1 августа 2011 года прибыль лесозаготовительной отрасли составила 356,5 миллиона рублей, в деревообрабатывающих производствах прибыль составила 8,7 миллиардов рублей, в целлюлозно-бумажном производстве – 24,7 миллиарда рублей, в мебельном производстве – 1,9 миллиарда рублей. [6]
В России 33 субъекта Федерации из 89 обеспечивают 98 % ее экспорта леса (каждый экспортирует древесины более чем на 10 миллионов долларов США), 10 ведущих регионов экспортируют 74 % всей лесной продукции. Наибольшей интенсивностью лесопользования по официальной статистике отличаются регионы, обладающие возможностями прямого экспорта «круглого леса» и изделий из древесины с наименьшими транспортными расходами, на северо-западе и западе европейской части России, юге Средней Сибири, в Приморском крае и на Сахалине и регионы, располагающие наиболее эффективными и дешевыми «транспортными коридорами» для экспорта леса (Иркутская, Кировская, Вологодская, Новгородская, Костромская, Нижегородская области, Удмуртия). Если иметь в виду тот факт, что в Бурятии, Читинской, Амурской областях, Хабаровском крае, Еврейской АО, находящихся в зоне прямого влияния внутреннего рынка Китая (в котором до 2003 года существовал 10-летний мораторий на промышленные рубки леса и суммарная стоимость экспорта, продукции лесного сектора, которая сопоставима со стоимостью российского), объем нелегального лесопользования (как ориентированного на экспорт, так и самовольного, «внутреннего») составляет 30-50 %, существенно, в 1,5-2 раза, превышая аналогичные показатели по Северо-западу и Западу России, то соответственно должны быть увеличены и данные интенсивности лесопользования в этих регионах.
Учитывая различия в уровне интенсивности нелегального лесопользования в целом по стране (особенно между «внутренними регионами» европейской части России, с одной стороны, и Дальним Востоком, Забайкальем и югом Средней Сибири, с другой), следует признать, что «поляризация» лесопользования становится еще более выраженной.
Очевидно, что даже развитие инфраструктуры лесопользования (в первую очередь – транспортной), требующее значительных инвестиций (экономическая эффективность которых несравненно ниже, чем при инвестировании переработки), не приведет к существенному увеличению использования расчетной лесосеки. Подавляющая часть лесопокрытой площади является и в дальнейшем будет «экономически недоступной» (редкостойные сибирские лиственничники на вечной мерзлоте; низкорослые леса на болотах Западной Сибири, притундровые и пригольцовые леса с малым ежегодным приростом и валовым запасом древесины и т.п.). Интенсивность же использования экономически доступной территории, особенно с учетом объемов незаконного лесопользования (которое всегда больше нелегального экспорта), обычно или уже близка к объему расчетной лесосеки, или превышает ее размеры, а сама расчетная лесосека, как правило, рассчитывается по критериям, которые ни экологически, ни экономически не являются устойчивыми. [8]
3.2.Экспорт
леса и лесоматериалов из
Экспорт продукции деревообрабатывающей промышленности России является одной из важнейших статей бюджета страны и представляет исключительную важность для народного хозяйства. В отличие от прочих видов сырья, дерево – единственный возобновляемый природный ресурс. По разным оценкам, на долю России приходится до 25 % мировых запасов леса, при этом ее доля в мировом экспорте на сегодня составляет только 2 %. На экспорт ежегодно уходит до 70 % добываемой российской древесины в пересчете на круглый лес.
Китай объявил о сокращении собственной лесодобычи, что прибавляет оптимизма экспортерам Сибири и Дальнего Востока, поскольку, два года назад в Китай было поставлено около 600 тысяч куб. м древесины, то в 2010 году – 1 400 тысяч, а в 2011 году планируется эту цифру удвоить. По опубликованным данным, Китай планирует закупать у России до 6 миллионов куб. м леса в год.
За период с 2000 по 2010 год суммарный объем импорта лесоматериалов в Китай возрос с 40 до 134 миллионов м3, то есть более чем в 3 раза по объему и более чем в 2 раза в стоимостном выражении. Россия − главный поставщик леса в Китай. Она занимает первое место по суммарным поставкам лесоматериалов (48,8 %), в том числе на её долю приходится 68 % всего ввозимого в Китай круглого леса и 17,7 % пиломатериалов прямоугольного сечения. Кроме того, Россия занимает третье место по поставкам древесной целлюлозы (12,9 %) и фанеры (3,1 %).
В последнее время чрезвычайно вырос экспорт российского круглого леса. За период с 2000 по 2010 год объем экспорта увеличился в 21 раз − с 0,95 до 20 миллионов м3. На долю следующих за Россией 4 крупнейших экспортеров леса − Малайзии, Папуа − Новой Гвинеи, Бирмы и Габона − в сумме приходится лишь 18,5 % мирового экспорта. Но следует иметь в виду, что они не экспортируют хвойную древесину, которая является основным экспортным продуктом России. Пиломатериалы, изготовленные из деревьев хвойных пород, − основное сырье строительной промышленности. Потребители, определяющие ситуацию на этом рынке, − США, Япония, Европа и Китай.
На долю России приходится 17,7 % ввозимых в Китай пиломатериалов прямоугольного сечения (а на долю США − 14,3 %). И Россия, и США планируют увеличить свои показатели. За ближайшие 2 года США могут выйти на первое место хотя бы потому, что у них есть ресурсы для увеличения производства.
В 2011 году увеличился ввоз российской целлюлозы в КНР.
Китай зависит от российских поставок фанерного кряжа. Есть предположение, что российский экспорт фанерного кряжа также вырастет. В основном это относится к заводу «Илим Палп» по изготовлению фанеры в Братске (Иркутская область), а также к компании «Свеза», главному российскому производителю фанеры, которая входит в состав холдинга «Северсталь», одного из лидеров российской металлургии, экспортирующего в Китай и сталь, и пиломатериалы. Пользуясь благоприятным моментом, «Северсталь» может увеличить объем экспорта в обоих направлениях.
Проблемой остается "черный" экспорт, когда недобросовестные китайские фирмы закупают кругляк у недобросовестных российских хозяйств за бесценок по наличному расчету и вывозят в обход таможни или по крайне заниженным пошлинам. Такую же проблему представляет собой сложившаяся практика занижения таможенной стоимости вывозимой древесины. Изменить такой крайне невыгодный для государства порядок вещей представляется возможным только экономическими мерами, и, в первую очередь, совершенствованием налоговой политики.
Договор между Россией и КНР о безвизовом въезде для туристов открывает широкие возможности для «нелегалов» из Китая. Более 60 % из них не выполняют условий этого соглашения и не возвращаются в Китай по истечении 30 дней пребывания в России.
Эти люди остаются в РФ и образуют торговые компании, которые закупают и перепродают в Китай металл и дерево. Многие китайские компании-однодневки исчезают после успешного проведения экспортной операции, не платя налоги. Ни в федеральный бюджет России, ни в бюджет Сибирского региона от такой торговли не попадает ни юаня.
Нужно отметить, что региональные власти в сотрудничестве с крупными компаниями действительно попытались как-то изменить сложившуюся ситуацию. В Иркутске теперь только крупные компании имеют право осуществлять железнодорожные перевозки лесоматериалов; для таких перевозок сейчас требуется лицензия, которую выдают местные власти с помощью системы так называемых лесных терминалов. Это помогает отсечь мелкие китайские компании, которые ранее пользовались возможностью экспортировать российский лес прямо в Китай, не платя налоги. Таким образом, экспорт круглого леса аккумулируется в руках нескольких крупных корпораций.
Дешевая продукция китайской лесоперерабатывающей промышленности продается по всему миру через крупные сети мебельных магазинов. Например, 20 % сырья компания «ИКЕА» закупает в России, а 25 % продуктов из древесины − в Китае. И только лишь 5 % российского леса, используемого на китайских предприятиях, заготовлено легально.
С такой ситуацией сталкиваются все крупные компании, закупающие лесопродукцию в Китае. Основная задача − найти способы сотрудничества по различным политическим и промышленным каналам. [3]
Заключение
Подводя итоги работы можно сказать, что лесная промышленность это очень выгодная отрасль, и для России она имеет большую значимость. Не смотря на то, что на данный момент доля России в торговом обороте относительно незначительна, у страны есть необходимые условия, для достижения высокого уровня развития лесопромышленной отрасли, который соответствует её потенциалу, такие как – наличие сырьевых ресурсов, существование оснащённой технической базы, способность обеспечить как внутренние нужды страны, так и потребности других стран мира.
Россия, при нынешнем уровне развития производства, не в состоянии потребить то количество промышленного дерева, которое на сегодняшний день заготавливается. Именно поэтому лесной экспорт России составляет одну из самых существенных статей государственного дохода. Сейчас страна вывозит не более 3 % от общего мирового объема древесины на экспорт, тогда как до революции 1917 года российская доля составляла больше 20 %. В России 33 субъекта Федерации из 89 обеспечивают 98 % ее экспорта леса, 10 ведущих регионов экспортируют 74 % всей лесной продукции.
Конъюнктура рынка –
сложившаяся экономическая
Изучение конъюнктуры
товаров рынка лесного
Список литературы
1. Ростовский Ю.М., Гречков
В.Ю., Внешнеэкономическая
2. Прокушев Е.Ф., Внешнеэкономическая деятельность, учебник – М.: Инфра-М, 2009 г.
Информация о работе Анализ конъюнктуры экспортного рынка на примере продукции лесного комплекса