Анализ конъюнктуры экспортного рынка на примере продукции лесного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить конъюнктуру рынка на примере продукции лесного комплекса.
В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить задачи –
– дать понятие рыночной конъюнктуры, целям и методам ее анализа;
– определить показатели конъюнктуры;
– рассмотреть основные элементы конъюнктурного анализа;
– проанализировать и оценить важность лесоматериалов на мировом рынке;
– рассмотреть положение и место России в мировой торговле лесом
– проанализировать экспорт леса и лесоматериалов из России в Китай.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка.....5
1.1. Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы её анализа……...6
1.2. Показатели конъюнктуры……………………………………………11
1.3. Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной конъюнктуры…………………………………………………………………….14
2. Мировой рынок товаров лесного комплекса и его структура...........16
3. Экспорт леса и товаров лесного комплекса из России.......................22
3.1. Торговля лесом и лесоматериалами…………...…………………....24
3.2. Экспорт леса и лесоматериалов из России в Китай………...……...28
Заключение........................................................................................................32
Список литературы.........................................................................................33

Файлы: 1 файл

курсовая вэд.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Не смотря на то, что общая площадь лесного покрова стабильно уменьшается, спрос на продукцию лесного комплекса стабильно растет. Мировое потребление продукции лесного комплекса возросло.

Потребление древесного топлива, которое является основным или единственным источником энергии для двух пятых мирового населения продолжает расти. Приблизительно 90% древесного топлива производится и используется в развивающихся странах. На индустриально развитые страны приходится примерно 70% производства и потребления индустриальных лесных продуктов.

Многие страны рассчитывают в основном на плантации  и фермерские лесные хозяйства в  удовлетворении своих потребностей в лесе. Резко выросло количество леса, производимого на плантациях в Азии, Океании и Южной Америке. Одной из наиболее важных тенденций стало развитие более эффективных технологий обработки, которые позволяют получить значительный рост конечного продукта при сокращении потребления сырых материалов.

Лесная промышленность – это рынок, который обеспечивает лесоматериалами и пиломатериалами внутренние потребности государства, конечно часть продукции экспортируется в другие страны, но торговля древесиной между континентами составляет небольшую долю в общем обороте лесной промышленности. Это происходит по большей части из-за массивности лесной продукции. Поэтому цены на стандартные пиломатериалы и лесоматериалы, древесные плиты в конечном счете, благодаря транспортным затратам, резко возрастают, делая импортную древесину намного дороже отечественной.

Для того что бы производить  лесоматериалы и пиломатериалы  на экспорт необходимо компенсировать затраты на перевозку. Компенсировать их можно через дешёвое сырье  или через низкие производственные издержки. Что касается деревообрабатывающей продукции, более глубокой переработки, чем стандартные пиломатериалы, то здесь транспортные расходы не так сильно влияют на конечную стоимость продукции. Как правило, страны производят деревообрабатывающую продукцию (пиломатериалы и лесоматериалы) для внутренних рынков, и лишь не многие страны экспортируют значительную часть своей деревообрабатывающей продукции. К таким странам относятся Швеция, США, Канада и Финляндия.

В последнее время  объемы деревообрабатывающей продукции, поставляемой на экспорт значительно выросла. В основном выросла доля экспортируемых пиломатериалов, древесных плит и бумаги, в то время как экспорт древесного сырья остался примерно на прежнем уровне. В мире около четверти производимых лесоматериалов и пиломатериалов отправляются на экспорт.

На отрасли лесобумажного  комплекса приходится в настоящее  время десятая часть лесного промышленного производства в странах с развитой рыночной экономикой.

Древесина сохраняет  свое место в современном мире как важнейший вид природного сырья,  используемого цивилизацией. На протяжении последних двух десятилетий древесиной было представлено примерно 10% предметов труда в мире. Несмотря на активную конкуренцию новых материалов, и технологий, ее доля практически не снижается. По этому показателю лесобумажная промышленность примерно равна химической индустрии,  несколько превосходит пищевую и почти вдвое более значительна, чем легкая промышленность или металлургия.

В итоге мы видим,  что в структуре мирового лесного экспорта преобладают полуфабрикаты и сырье,  а готовой продукции можно отнести не более четверти мировой торговли продуктами лесобумажного комплекса.

Для наиболее полного  понимания товарной структуры рынка  можно рассмотреть товарный набор экспорт наиболее обеспеченных лесом государств, которые являются ведущими продавцами на данном рынке.

В Финляндии из 9 миллиардов долларов лесного экспорта примерно 7  приходится на целлюлозно-бумажную продукцию, 1 – на пиломатериалы, изделия из древесины дают всего лишь 2 %  выручки, изделия                       из бумаги – 5 %, мебель – 2 %.

В Швеции из 10 миллиардов долларов, заработанных на лесном рынке, 7 приходиться на долю целлюлозно-бумажных товаров, 1 миллиард долларов – на пиломатериалы; изделия из древесины дают лишь 4 %,           из бумаги – 5 %, мебель – 9 %.

Лесопромышленный комплекс Канады приносит 20 миллиардов долларов всей экспортной выручки, в том числе  от продаж целлюлозно-бумажной продукции  – 13 миллиардов долларов, пиломатериалов – 5 миллиардов, изделия из древесины и мебель приносят 1,5 миллиарда.

США получают на данном рынке 15 миллиардов долларов, из которых 3 обеспечивают продажи сырья, 2 пиломатериалы, 7 миллиардов приносят целлюлозно-бумажные товары, 1 изделия из древесины и мебель.

Только у нескольких крупных экспортеров со средней лесообеспеченностью изделия и мебель в сумме дают весомую часть выручки – в Германии – примерно 50 %, во Франции – 40 %, в Австрии – 

около 30 %.

Оборот мировой торговли продукцией из древесины в настоящее  время превышает 140  000  миллионов долларов. При этом экономическая значимость промышленности продолжает возрастать. Это обеспечивает продукции лесопромышленного комплекса важное место  в международной торговле всеми товарами примерно 3,5 %, а если учесть изделия из древесины и бумаги, а также мебель – около 4 %.

Степень вовлеченности  лесопромышленной продукции в международный  оборот довольно высокая. Для реализации на внешнем рынке предназначается  пятая часть производства пиломатериалов, фанеры, целлюлозы, бумаги и картона 15 % древесных плит,  деловой древесины.

Каналы международной  лесной торговли соединяют между  собой преимущественно промышленно-развитые страны Северного полушария. Две трети мирового экспорта обеспечивают поставки всего из семи стран мира, в том числе – Канада – 19 %, США – 13 %, Финляндия и Швеция – по 9 %, Австрия – 3 %, государства на территории бывшего СССР –               2 %. Еще по 4 % дают два ведущих лесоэкспортера "третьего мира" – Индонезия и Малайзия. Свыше миллиарда долларов экспортной выручки зарабатывают на лесе фирмы Бразилии, Португалии,  Югославии и Норвегии,  а также Нидерландов, Японии, Италии, Бельгии, Великобритании и Швейцарии, эти страны вывозят много бумаги и изделий из неё. В сумме на эти 20 продавцов приходится более 90 % мирового лесопромышленного экспорта по стоимости.

Примерно такая же картина наблюдается и в лесопромышленном импорте. Примерно 30 промышленно развитых стран, расположенных почти исключительно в Северном полушарии, обеспечивают более 80 %  мирового импорта. Первым по значению покупателем выступают США – 16%  мирового импорта.  Далее следуют – Япония – 14% Великобритания и Германия по 10 %, Франция и Италия – 6 %. Импорт превышает миллиард долларов также у Нидерландов, Бельгии, Австрии, Дании, Испании, Швеции, Швейцарии, Китая, Южной Кореи, Канады, Австралии и Гонконга (перепродажа в Китай). Все страны "третьего мира" покупают лесопромышленных товаров на ту же сумму,  что и Япония. Доля в мировом импорте всех бывших социалистических стран аналогична доле Франции.

Крупнейшие страны экспортеры деревообрабатывающей продукции –

Канада, США, Финляндия, Швеция, Германия, Индонезия, Франция, Малайзия, Австрия, Россия.

Крупнейшие страны импортеры деревообрабатывающей продукции –

США, Япония, Германия, Великобритания, Италия, Франция, Китай, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Южная Корея.

Как видно из вышеперечисленного, международная торговля деревообрабатывающей промышленности контролируется в большинстве  случаев развитыми странами. Но и  развивающиеся страны подтягиваются  в эту область. Примерно 20% в международной торговле (как в экспорте, так и в импорте) принадлежит развивающимся странам.

Большинство продукции, полученной в лесопромышленной области, уходит на изготовление пиломатериалов. Около 75 % пиломатериалов делаются из хвойных пород. Такие пиломатериалы производятся, как правило, в развитых странах. Остальные 25 % – это пиломатериалы из лиственных пород. Около 50 % всех лиственных пиломатериалов – это пиломатериалы, произведенные из тропических пород древесины, из развивающих стран.

Самый большой рост производства лесопромышленной продукции (пиломатериалы и лесоматериалы) был в Канаде. Рост производства пиломатериалов был таким большим благодаря тому, что в Канаде большие территории хвойных лесов.

 

 

 

 

 

3.Экспорт леса  и товаров лесного комплекса из России

 

Лесная промышленность России – совокупность отраслей российской промышленности, связанных с заготовкой и переработкой древесины. Одна из старейших отраслей хозяйства.

Лесная промышленность, как и химическая, отличается достаточно сложной структурой. Условно все  отрасли лесного комплекса можно разделить на четыре группы –

– Лесозаготовительная промышленность – заготовка древесины;

– Деревообрабатывающая промышленность - механическая и химико-механическую обработка и переработка древесины. Плитное производство, мебельное производство, производство пиломатериалов и т.д.;

– Целлюлозно-бумажная промышленность - преимущественно химическая переработка древесины, производство целлюлозы, картона и бумаги;

– Лесохимическая промышленность – производство древесного угля, канифоли и скипидара.

Как и в других отраслях промышленности России, основанных на добыче сырья, в лесной промышленности значительная доля выручки формируется за счёт экспорта необработанного сырья – круглого леса. В течение долгого времени Россия была основным поставщиком древесного сырья в страны Европы и Ближнего Востока, в Китай и Японию.

Общие особенности развития отрасли – увеличение рыночных долей товаров субститутов и сокращение долей лесобумажной продукции. Например, появление пластиковой упаковки привело к сокращению потребления бумажной, а развитие Интернета привело к сокращению потребления газетной бумаги. [10]

В России не существует частной собственности на лесные земли, она заменяется долгосрочной арендой лесных земель в рекреационных и лесозаготовительных целях. Вместе с тем в ряде стран существует частная собственность на земли. Например, в США управление лесными землями – это большой бизнес объемом более $ 500 миллиардов. Лесные земли в стране занимают около 500 миллионов акров, из которых 53 % принадлежит частным владельцам, не являющимся промышленниками, 30 % находятся в общественном владении, 4 % принадлежит промышленникам, а 8 % владеют финансовые инвесторы.

Механическая обработка древесины (лесопиление, производство сборных деревянных домов, мебели, фанеры, древесноволокнистых, древесно-стружечных плит) расположена как в районах заготовок, так и в районах потребления. (особенно при пересечении сплавных рек и железных дорог, либо в устьях рек).

В связи с объявленной правительством России политикой по сокращению экспорта необработанной древесины компании начинают наращивать экспорт пиломатериалов. В 1 квартале 2010 года объем экспорта хвойных пиломатериалов из России вырос на 11 %, экспортные цены увеличились на 6 %, об этом говорится в опубликованных аналитической службой Lesprom Network результатах исследований экспортных рынков. Основной объем российских пиломатериалов был поставлен в Китай, Египет, Узбекистан, Японию и Иран. В 1 квартале 2010 года вырос объем поставок пиломатериалов в Европу, Китай, Ближний Восток и Северную Африку. Снизились цены на пиломатериалы, поставленные в Китай и страны СНГ. При этом Китай занял наибольшую долю в экспорте – 19%.

По производству бумаги на первом месте Европейский Север, на втором — Восточная Сибирь.

В лесной промышленности ежегодно заготавливается около 0,5 миллиардов тонн биологической массы, из них в производство идет только 25 %. Не используются хвоя, кора, сучья. В готовую продукцию превращается только 11 % сырья. [7]

 

3.1.Торговля лесом и лесоматериалами

 

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, четыре страны мира владеют половиной площади мировых лесов – Россия (22 %), Бразилия (16 %), Канада (7 %), США (6 %). Что касается лесов умеренной зоны, то здесь Россия является абсолютным монополистом, обладая почти половиной мировых ресурсов. На одного жителя Российской Федерации приходится около 600 куб. метров древесины на корню, что значительно больше, чем в любой другой стране мира.

По запасам лесных ресурсов Россия является мировым лидером. Покрытая лесами территория  России составляет 70 %, общий запас древесины страны в 4 раза больше, чем в США, в 40 раз больше, чем в Швеции, почти в 16 раз больше, чем в Финляндии. Ей принадлежит 22 % всех лесов мира, как и наибольшие в мире запасы древесины. Но общие объемы природных ресурсов и их разработка, как и степень использования расчетных лесосек, не являются гарантией наличия экономически эффективного лесного сектора. Страны лесные территории которых в 30–40 раз меньше, чем у России, при уровне лесозаготовок в 2 раза ниже российского, экспортируют лесной продукции в 2–2,5 раза больше.

Лесной экспорт будет  определяться соотношением производства и внутреннего потребления, будь это топливная древесина, как  в Эфиопии, Индии, Нигерии, в значительной степени в Китае, Индонезии, Бразилии, либо бумага и пиломатериалы, как в США.

Лесной товар, по объёмам  экспорта которого Россия занимает первое место в мире – необработанный круглый лес. Россия является крупнейшим в мире продавцом необработанного древесного сырья, но низкокачественного, что отражается на его стоимости. Например, при отказе от экспорта российского леса в круглом виде и переработке его в целлюлозу продажа ее по средним ценам мирового рынка даст 2,5 миллиардов долларов вместо 1,3 миллиарда долларов за такое же количество круглого леса. При дальнейшей переработке и экспорте в виде бумаги этот показатель может вырасти до 3,5–4,0 миллиардов долларов.

Информация о работе Анализ конъюнктуры экспортного рынка на примере продукции лесного комплекса