Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 17:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка путей совершенствования материального снабжения на примере розничного магазина «Евгения». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Анализ организационно-экономического состояния магазина «Евгения».
Анализ материального снабжения магазина «Евгения».
Разработка мероприятий по совершенствованию материального снабжения магазина «Евгения».
Введение…………………………………………………………………………...
3
1. Теоретические основы организации материального снабжения предприятия……………………………………………………………………..…
5
1.1. Понятие материальных запасов предприятия ……………………………
5
1.2. Методика анализа материального снабжения торгового предприятия…
6
1.3. Особенности закупочной деятельности торгового предприятия………..
11
2. Краткая организационно-экономическая характеристика магазина «Евгения» ИП Шмакова Е.И. за 2009-2010 года……………………………….
15
2.1. Общие сведения………………………………...……………...................
15
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности магазина...
20
3. Анализ материального снабжения магазина «Евгения» и мероприятия по его совершенствованию .........................................................................................
25
3.1. Анализ технологии магазина………………………………………
25
3.2. Формирование ассортимента товаров на торговом предприятии……….
29
3.3. Организация доставки товаров на торговом предприятии.......………….
32
3.4. Мероприятия совершенствования материального снабжения магазина...
36
Заключение………………………………………………………………………...
40
Список использованной литературы..……………
1. Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.
2. Объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.
3. Сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов [9].
4. Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
5. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.
6. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.
1.3. Особенности закупочной деятельности торгового предприятия
Закупочная работа – одна из важнейших составляющих товарной политики предприятия и в целом коммерческой деятельности. Основная ее задача – выгодное приобретение товаров с целью удовлетворения спроса. Правильно организованная закупочная работа способствует удовлетворению потребительского спроса и снижению вероятности коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров. Работа по оптовым закупкам включает в себя:
В основе эффективной коммерческой работы должно лежать планирование деятельности. Любое планирование может носить либо долгосрочный, либо текущий характер.
Отправной точкой планирования всей закупочной деятельности должно быть планирование ассортимента.
Для координации интересов предприятия с требованиями рынка необходимо, прежде всего, определить структуру спроса; исследовать товарный рынок по следующим направлениям: товар, емкость рынка, конъюнктура рынка, конкуренты, формы и методы сбыта.
Главная цель изучения товаров – производство товаров, максимально удовлетворяющих запросы потребителей и приносящих высокую прибыль. В основе решения этой задачи лежат определение соответствия ассортимента требованиям покупателей, выявление достоинств и недостатков продукции, сравнение предложения товаров с конкурентным предложением, прогноз изменения рынка.
Определение емкости рынка позволит оценить его потенциал и перспективы деятельности предприятия на нем.
Анализ конъюнктуры рынка необходим для выбора цены и объема продаж.
Исследование рынка включает также всесторонний анализ потребителей и их сегментацию, анализ деятельности конкурентов в отношении их доли на рынке, объема реализации, системы и каналов сбыта, ценовой политики, рекламы и сервиса.
После ответа на все эти многочисленные вопросы предприятие должно планировать ассортимент продукции [13].
Планирование ассортимента – это обоснованный отбор изделий для будущего сбыта, приведение всех характеристик изделий в соответствие с требованиями потребителей.
В процессе планирования ассортимента должен быть учтен ряд критериев: рыночных (потребность в изделии, конкурентоспособность изделия, перспективы развития рынка), товарных (цена, упаковка), сбытовых (реализация, реклама, увязка с остальным ассортиментом) и т.д.
Следует учитывать также и жизненный цикл товара.
Планирование ассортимента начинается с момента выявления потребности. Затем следует: предварительная оценка потребности на основе исследования рынка; предварительная калькуляция издержек (затрат) и оценка ожидаемой прибыли; пробный закуп и продажа; принятие решения о дальнейшей работе с данным товаром
Главный вывод – необходимо организовать систематический контроль за поведением товаров на рынке, его жизненным циклом. Только тогда мы будем иметь достоверную информацию для принятия эффективных управленческих решений.
Далее следует планирование поступления товаров. План поступления товаров разрабатывается в потоварном разрезе с указанием ожидаемого товарооборота и с учетом необходимых товарных запасов, товарооборачиваемости, прогнозируемого спроса, маркетинговых исследований и собственных финансовых возможностей.
На основе плана поступления составляется план закупок товаров по поставщикам с указанием количественных характеристик и сроков заказа, отгрузки и поступления.
Определенное место в изучении рынка сырья занимает анализ транспортных условий. Показатели для анализа транспортных условий следующие:
Определение потребности в товаре осуществляется на основе оценки продаж за прошедший период и плана продаж в будущем. Учитывая ориентацию предприятия на поддержание определенного уровня запасов на складе, размер запаса необходимо учитывать при расчете потребности (объема заказа) товаров. Важную роль играет в процессе закупочной работы и определение экономически целесообразных партий закупок.
Вообще, транспортные аспекты играют очень важную роль в процессе товародвижения.
В зависимости от стратегии и задач компании осуществляется выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывается размещение формы, технико-экономические особенности различных видов транспорта, которые определяют сферы их рационального использования. От выбора вида транспорта и конкретного перевозчика зависят уровень цен на товары, своевременность их доставки, состояние товаров в момент их прибытия на место назначения [7].
С точки зрения затрат для организации, железнодорожный транспорт – наиболее рентабельный вид транспорта для перевозки вагонных партий товаров по причине более низкой (по сравнению с другими видами транспорта) себестоимости перевозки.
Грузовой автотранспорт также довольно широко используется для перевозки товаров. К его достоинствам относятся маневренность и подвижность, высокая скорость доставки грузов. Оперативность оказываемых услуг значительно выше, чем у железнодорожного транспорта.
При выборе конкретного вида
транспорта для доставки
В зависимости от того, что важнее в данный момент для организации – например, скорость доставки или минимальные издержки, и делается выбор в пользу того или иного вида транспорта. Так как в течение времени относительные издержки разных видов транспорта меняются, фирме следует периодически пересматривать схемы товародвижения для поддержания оптимального варианта организации товародвижения.
2. Краткая организационно-
2.1. Общие сведения
Магазин «Евгения» осуществляет свою деятельность на основании свидетельства индивидуального предпринимателя, зарегистрированного областной администрацией города Советск регистрационно-лицензионной палаты 30 октября 2001 года, и свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.
Организационно-правовая форма магазина «Евгения», расположенного по адресу: Калининградская обл., Советск г., просп. Победы, 46, 48– индивидуальный предприниматель ИП Шмакова Е. И.
Индивидуальный предприниматель в лице Шмакова Е. И. осуществляет свою деятельность без образования юридического лица действующего на основании свидетельства № 5590 – Л – 1 от 30 октября 2001 года выданного в городе Советск осуществляет предпринимательскую деятельность в лице работодателя на основе заключения с принимаемыми им работниками на основе трудового договора.
Режим работы магазина: с 8 – 00 до 22 – 00 часов без перерыва на обед и без выходных дней.
Под товарооборотом торгового предприятия понимается сумма продажи им потребительских товаров за определенный период времени. По данным таблицы 1 рассмотрим состав и структуру товарооборота магазина «Евгения» за 2009-2010 года.
Таблица 1 – Состав и структура товарооборота магазина «Европа»
Товарные группы |
2009г. |
2010г. |
2010г. к 2009г., % | ||
тыс. руб. |
% |
тыс.руб. |
% | ||
Продовольственные товары |
33419,4 |
89,5 |
58581,8 |
88,0 |
175,3 |
Алкогольная продукция |
6256,8 |
16,8 |
12322,7 |
18,5 |
196,9 |
Бакалея |
1120,2 |
3,0 |
2063,7 |
3,1 |
184,2 |
Кондитерские изделия |
3136,6 |
8,4 |
4859,6 |
7,3 |
154,9 |
Чай, кофе |
821,5 |
2,2 |
1531,1 |
2,3 |
186,4 |
Молочная продукция |
2854,2 |
7,6 |
3254,7 |
4,9 |
114,0 |
Мясо, п/ф, птица |
3360,6 |
9,0 |
5325,6 |
8,0 |
158,5 |
Фрукты, овощи, сухофрукты |
3024,5 |
8,1 |
5458,7 |
8,2 |
180,5 |
Хлебная продукция |
2987,2 |
8,0 |
4460,2 |
6,7 |
149,3 |
Колбасная продукция |
3248,6 |
8,7 |
6457,3 |
9,7 |
198,8 |
Консервы |
1269,6 |
3,4 |
2330,0 |
3,5 |
183,5 |
Соки, воды |
1306,9 |
3,5 |
2596,2 |
3,9 |
198,7 |
Мороженное |
298,7 |
0,8 |
665,7 |
1,0 |
222,9 |
Рыбные товары |
809,6 |
2,2 |
2223,5 |
3,3 |
274,6 |
Яйцо |
385,3 |
1,0 |
572,4 |
0,9 |
148,6 |
Заморозка овощи морепродукты |
186,7 |
0,5 |
332,8 |
0,5 |
178,3 |
Пиво, чипсы |
1904,3 |
5,1 |
3328,5 |
5,0 |
174,8 |
Табачные изделия |
448,1 |
1,2 |
798,8 |
1,2 |
178,3 |
Непродовольственные товары |
3920,7 |
10,5 |
7988,4 |
12,0 |
203,7 |
Общий товарооборот |
37340,1 |
100,0 |
66570,2 |
100,0 |
178,3 |