Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 17:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка путей совершенствования материального снабжения на примере розничного магазина «Евгения». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Анализ организационно-экономического состояния магазина «Евгения».
Анализ материального снабжения магазина «Евгения».
Разработка мероприятий по совершенствованию материального снабжения магазина «Евгения».
Введение…………………………………………………………………………...
3
1. Теоретические основы организации материального снабжения предприятия……………………………………………………………………..…
5
1.1. Понятие материальных запасов предприятия ……………………………
5
1.2. Методика анализа материального снабжения торгового предприятия…
6
1.3. Особенности закупочной деятельности торгового предприятия………..
11
2. Краткая организационно-экономическая характеристика магазина «Евгения» ИП Шмакова Е.И. за 2009-2010 года……………………………….
15
2.1. Общие сведения………………………………...……………...................
15
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности магазина...
20
3. Анализ материального снабжения магазина «Евгения» и мероприятия по его совершенствованию .........................................................................................
25
3.1. Анализ технологии магазина………………………………………
25
3.2. Формирование ассортимента товаров на торговом предприятии……….
29
3.3. Организация доставки товаров на торговом предприятии.......………….
32
3.4. Мероприятия совершенствования материального снабжения магазина...
36
Заключение………………………………………………………………………...
40
Список использованной литературы..……………
Проанализируем эффективность деятельности магазина «Европа», которую представим в следующей таблице 6.
Товарооборот магазина «Европа» увеличился на 78,3%, издержки обращения увеличились более высокими темпами – прирост составил 88%, в итоге наблюдается снижение прибыли от продаж на 43,9%. Валовой доход имеет благоприятный темп роста, который составил 180,8%, в результате увеличивается торговая наценка с 39,8% в 2009 году до 40,4% в 2010 году.
Таблица 6 – Показатели эффективности деятельности магазина
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2010г. к 2009г., % |
Выручка от продажи товаров, услуг, тыс.руб. |
37340,1 |
66570,2 |
178,3 |
Издержки обращения, тыс.руб. |
14052,6 |
26420,1 |
188,0 |
Уровень издержек обращения в % к товарообороту, % |
37,6 |
39,7 |
х |
Товарооборот на 1 рубль текущих затрат, руб. |
2,66 |
2,52 |
94,7 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
82 |
91 |
110,9 |
Среднегодовая стоимость, тыс.руб.: |
|||
а) основных производственных фондов |
8304,5 |
8121,5 |
97,8 |
б) оборотных средств |
3766,5 |
7294,0 |
193,6 |
Валовой доход, тыс.руб. |
14875,0 |
26881,1 |
180,7 |
Валовой доход в % к товарообороту, % |
39,8 |
40,4 |
х |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
822,4 |
461,0 |
56,1 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
625,0 |
350,4 |
56,1 |
Прибыль от продаж в % к товарообороту, % |
2,2 |
0,7 |
х |
Среднегодовая стоимость основных средств снизилась на 2,2%, а оборотных средств, наоборот, увеличилась на 93,6% за два года. Численность персонала предприятия в 2010г. возросла на 9 человек или на 10,9%.
В результате деятельности магазина «Европа» в 2010 году было получено на 43,9% меньше чистой прибыли, чем в 2009 году.
3. Анализ материального
снабжения магазина «Европа»
и мероприятия по его
3.1. Анализ технологии магазина
Все поставщики, с которыми налажены хозяйственные связи магазина, подразделяются на поставщиков-изготовителей продукции и поставщиков-посредников. Такое подразделение поставщиков зависит от каналов сбыта (продвижения), то есть пути, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Выбор оптимального варианта распределения для магазина зависит от многих факторов и в первую очередь от назначения и характера продукции. В последние годы все более широкое распространение получает вариант, при котором товары производители стремятся продавать непосредственно розничным предприятия.
Основанием для завоза товаров на розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме.
Но прежде чем подать заявку необходимо изучить имеющийся в наличии ассортимент, потребность в нем, сделать соответствующие выводы и проанализировать возможных поставщиков данного товара. Значительная часть товаров завозится в магазин с оптовых предприятий. Такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты и некоторые другие продовольственные товары повседневного спроса поступают непосредственно с производственных предприятий - хлебозаводов, пищекомбинатов и т.п.
В магазин товары также поступают с заготовительных предприятий, от личных подсобных и фермерских хозяйств, а также от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Основными поставщиками магазина «Европа» являются:
- колбасные изделия: ОАО «Русский колбас» г.Саратов;
- рыба: ООО «Воронежснаб», ООО «Русская рыба»;
- хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия: ОАО «Золотой колос» г.Воронеж, ОАО «Хлебозавод №6» г.Воронеж;
- вино-водочные изделия: ОАО «Русьимпорт», ОАО «ЛВЗ Бутурлиновский» г.Бутурлиновка;
- молоко: ОАО «Молоко» г.Россошь;
- фрукты: ООО «Фруктовый сад»;
- промтовары: ООО «Бытхим», ТД «Бытовая химия».
Выбор источников товароснабжения также зависит от многих факторов. При этом учитывается ассортимент товаров, ценовая политика, условия поставки и оплаты, возможность бесперебойного снабжения магазина.
В зависимости от источников поступления товаров в магазин «Европа» применяют транзитную или складскую форму товароснабжения.
При транзитной форме доставка товаров в магазин осуществляется непосредственно из производственных предприятий промышленности или сельского хозяйства, таких как ОАО «Золотой колос», ОАО «Молоко», ОАО «Русский колбас».
Рисунок 3 – Транзитная форма доставки продукции
При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращаются издержки обращения, снижаются товарные потери. В основном она применяется по товарам простого ассортимента, а также по товарам, производство которых осуществляется в районах потребления (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты и т. п.).
Рассчитаем ритмичность снабжения предприятия на примере продукции «Батон нарезной высший сорт» ОАО «Золотой колос» за 1 месяц. Для того чтобы определить ритмичность осуществления товароснабжения магазина «Европа» используем такой показатель, как коэффициент ритмичности (Кр).
Кр=∑Пф/∑Пп,
где Пф - фактическая поставка за исследуемый период;
Пп - плановая поставка за исследуемый период.
Анализ ритмичности снабжения предприятия на примере продукции «Батон нарезной высший сорт» ОАО «Золотой колос» за 1 месяц 2010 года (таблица 7).
Таблица 7 – Анализ ритмичности снабжения предприятия на примере продукции «Батон нарезной высший сорт» ОАО «Золотой колос» за 1 месяц 2010 года
Неделя |
Объем поставки, руб. |
Удельный вес, % |
Выполнение плана, коэффиц. |
Доля продукции зачтен. в план по ритм-ти, % | ||
план |
факт |
план |
факт | |||
I |
7614,2 |
8040,5 |
29,3 |
30,6 |
1,056 |
29,3 |
II |
6055,0 |
5649,3 |
23,3 |
21,5 |
0,933 |
21,5 |
III |
6912,5 |
6963,1 |
26,6 |
26,5 |
1,007 |
26,5 |
IV |
5405,3 |
5623,1 |
20,8 |
21,4 |
1,040 |
20,8 |
За месяц |
25987 |
26276 |
100 |
100 |
1,011 |
98,1 |
Величина коэффициента ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов поставки хлеба за каждый период, но не более планового их уровня:
29,3+21,5+26,5+20,8 = 98,1%.
Таким образом, коэффициент ритмичности составит 0,981 или 98,1%.
При складской форме товары, нуждающиеся в предварительной подсортировке (йогурты, детское питание, промтовары и др.), а также товары других регионов (Москва и Московская область, Нижний Новгород, Ижевск, Санкт-Петербург и др.) завозятся в магазины со складов оптовых предприятий.
Рисунок 4 – Складская форма доставки продукции
Выбрать наиболее оптимальные источники и формы товароснабжения можно с помощью разработки схем завоза по каждой товарной группе. Эти схемы определяют порядок движения товаров от промышленных предприятий, оптовых баз и других поставщиков до розничного торгового предприятия по каждой товарной группе, а в случае необходимости - по отдельным подгруппам товаров. Схемы предусматривают конкретный порядок завоза товаров на розничное предприятие.
Рассчитаем ритмичность снабжения предприятия по приведенной выше формуле на примере продукции йогурт «Чудо» ОАО «Воронежснаб» за 1 месяц (таблица 8).
Таблица 8 – Анализ ритмичности снабжения предприятия на примере продукции йогурт «Чудо» ОАО «Воронежснаб» за 1 месяц 2010 года
Неделя |
Объем поставки, руб. |
Удельный вес, % |
Выполнение плана, коэффиц. |
Доля продукции зачтен. в план по ритм-ти, % | ||
план |
факт |
план |
факт | |||
I |
650 |
697 |
22,5 |
23,6 |
1,072 |
22,5 |
II |
840 |
789 |
29,1 |
26,7 |
0,939 |
26,7 |
III |
760 |
780 |
26,3 |
26,4 |
1,026 |
26,3 |
IV |
640 |
687 |
22,1 |
22,4 |
1,073 |
22,4 |
За месяц |
2890 |
2953 |
100,0 |
100,0 |
1,022 |
97,9 |
Величина коэффициента ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов поставки йогурта за каждый период, но не более планового их уровня:
22,5+26,7+26,3+22,4=97,9%.
Таким образом, коэффициент ритмичности составит 0,979 или 97,9%.
Составление заявок происходит внутри магазина «Европа». Ответственность за насыщение магазина товарами в соответствии с утвержденным ассортиментным перечнем и потребительским спросом возложена на товароведов магазина, согласно должностной инструкции.
Заявка регистрируется в специальном журнале, делается отметка о том, что она передана. Через определенное время товар завозится по месту назначения, сверяется с накладной, с заявкой, принимается по количеству и качеству, в случае ошибок составляется акт. Затем пишется разнарядка (если товар надо развези по нескольким торговым точкам), которая состоит из 2-х частей: корреспондентская, где указаны реквизиты поставщика и покупателя (№ магазина) и фактурная часть - наименование товара, количество, цена и сумма. Далее делается еще одна отметка о прибытии товара, затем он направляется на склад или прямо в торговый зал.
3.2. Формирование ассортимента
товаров на торговом
Анализ состава и структуры оборотных средств проведем по следующей таблице 9.
Таблица 9 – Состав и структура оборотных средств
Наименование |
2009г. |
2010г. |
2010г. к 2009г., % | ||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | ||
Товары для перепродажи |
1996 |
53,0 |
4410,5 |
60,5 |
220,9 |
Денежные средства |
406,5 |
10,8 |
581,0 |
7,9 |
142,9 |
Дебиторская задолженность |
1326,0 |
36,2 |
2304,0 |
31,6 |
173,8 |
Всего оборотные фонды |
3766,5 |
100,0 |
7294,0 |
100,0 |
193,6 |