Анализ платежеспособности предприятия ОАО «Уссурийский бальзам»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта - провести анализ и дать оценку платёжеспособности ОАО «Уссурийский бальзам».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность платежеспособности как качественной характеристики финансового состояния предприятия и роль ее анализа в современных условиях;
2) дать характеристику методов анализа платежеспособности;
3) дать организационно-экономическую характеристику и проанализировать платежеспособность предприятия на примере ОАО «Уссурийский бальзам».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1.
Теоретические аспекты анализа платежеспособности предприятия
7

1.1.
Сущность платежеспособности как качественной характеристики финансового состояния предприятия и роль ее анализа в современных условиях
7

1.2.
Характеристика методов анализа платежеспособности
10

1.3.
Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Уссурийский бальзам»
16
2.
Анализ платежеспособности предприятия ОАО «Уссурийский бальзам»
21

2.1.
Анализ платежеспособности по данным бухгалтерского баланса
21

2.2.
Факторный анализ текущей платежеспособности
27

2.3.
Оценка платежеспособности на основе движения денежных средств
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КП72.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Метод цепных подстановок  также широко распространен в  проведении экономического анализа  предприятия. При использовании  метода цепных подстановок результаты во многом зависят от последовательности подстановки факторов.

Не менее важное значение в организации анализа платежеспособности имеет его методическое обеспечение. Под методикой необходимо понимать способ наиболее рационального выполнения какой-либо работы путем сочетания и использования различных методов. От того, какие методики анализа платежеспособности используются на предприятии, зависит его результативность [5, с. 322].

Также существует несколько  других основных методов анализа платежеспособности предприятия:

1) метод денежных потоков;

2) метод оценки платежеспособности  предприятия через показатели  ликвидности;

3) анализ ликвидного  денежного потока;

4) построение факторных  моделей на основе дискриминантного  анализа.

Первый метод, определенный как метод денежных потоков, ориентируется в большей мере на управленческие аспекты финансовой деятельности. Посредством анализа, прогнозирования и планирования составляется план движения денежных средств.

На практике используются два метода расчета денежных потоков - прямой и косвенный.

Прямой метод имеет  более простую процедуру расчета. Превышение поступлений над выплатами  как по предприятию в целом, так  и по отдельным видам деятельности означает приток средств, а превышение выплат над поступлениями - их отток. В долгосрочной перспективе прямой метод расчета величины денежных потоков дает возможность оценить уровень ликвидности предприятия. Недостатком данного метода является то, что он не учитывает взаимосвязи полученного финансового результата (прибыли) и изменения абсолютного размера денежных средств предприятия.

Косвенный метод предпочтителен с аналитической точки зрения, так как позволяет определить взаимосвязь полученной прибыли  с изменением величины денежных средств.

Расчет денежных потоков  косвенным методом ведется от показателя чистой прибыли с необходимыми ее корректировками на статьи, не отражающие движение реальных денег по соответствующим счетам.

Второй метод, определенный как метод оценки платежеспособности через показатели ликвидности, имеет  качественно иную основу.

Показатели ликвидности, используемые подавляющим большинством методик, представляют собой соотношение  различных статей актива и пассива  баланса. По сути своей показатели ликвидности  демонстрируют способность активов  предприятия превращаться в денежные средства - максимально ликвидную форму активов. Чем выше скорость превращения активов в денежные средства, тем более ликвидным считается данная группа активов. В соответствии с принятыми методиками оценки ликвидности производится сравнение расчетных значений с нормативными, а также с фактически достигнутыми ранее, с плановыми, с уровнем данных показателей других предприятий, имеющих аналогичные параметры деятельности. Подобные сравнения в динамике дают возможность оценить реальное финансовое состояние предприятия и его потенциальную платежеспособность [2- 3].

В методиках анализа  платежеспособности используются следующие  показатели ликвидности:

1) общий показатель ликвидности (норматив более 1);

2) коэффициент абсолютной ликвидности (норматив более 0,2-0,4);

3) коэффициент критической ликвидности (норматив 0,7-0,8);

4) коэффициент текущей ликвидности (норматив более 1);

5) коэффициент маневренности;

6) доля оборотных средств в активах;

7) коэффициент обеспеченности собственными средствами;

8) коэффициент восстановления платежеспособности (норматив более 1);

9) коэффициент утраты платежеспособности (норматив более 1).

С учетом того, что при  описании платежеспособности предприятия  используются коэффициенты ликвидности, фактически происходит замена показателя платежеспособности на другие показатели.

Третьим методом анализа  денежных потоков определяется анализ ликвидного денежного потока. Этот метод позволяет оперативно рассчитать поток денежных средств на предприятии и может быть использован как экспресс-диагностика финансового состояния.

Ликвидный денежный поток  является одним из основных показателей, с помощью которых можно оценить  финансовое положение предприятия  по результатам его деятельности в отчетном периоде.

Отличие показателя ЛДП  от других измерителей ликвидности состоит в том, что последние отражают способность предприятия погашать свои обязательства перед внешними кредиторами. ЛДП характеризует абсолютную величину денежных средств, получаемых от эксплуатационной деятельности предприятия, поэтому является более «внутренним» показателем, выражающим результативность его работы. Он важен также для потенциальных инвесторов и кредиторов данного предприятия.

Четвертым методом определено построение факторных моделей на основе дискриминантного анализа.

Эволюция подходов в  данном направлении прошла путь от трендового анализа отдельных показателей (Фитцпатрик, Смит и Винакор и др.) до построения интегральных показателей для оценки риска банкротства (Э. Альтман, Лис, Таффлер и др.). Однако известные модели имеют в качестве цели исследования либо кредитоспособность заемщика, либо вероятность банкротства.

Среди недостатков подобных подходов отмечаются следующие:

1) субъективный подбор  показателей факторной модели;

2) оценка весовых коэффициентов  показателей не является универсальной для всей экономики, так как проводится на основе анализа статистической выборки из определенного круга предприятий в конкретном историческом и экономическом контексте, что заставляет сомневаться в широкой применимости подобных моделей как при переносе их на условия другого государства, другого экономического уклада, так и в рамках той же совокупности объектов исследования, но в другом временном периоде;

3) подобные модели  строятся с точки зрения внешних  субъектов исследования, что подразумевает ограниченную информированность субъекта исследования об объекте - как о динамике его финансового состояния, так и о перспективах;

4) ориентация подобных  моделей - прогнозирование ситуации  банкротства; задачей же финансового управления является минимизация вероятности технической неплатежеспособности и ущерба в результате возникновения данного состояния;

5) в силу вышеприведенных  обстоятельств модели, построенные  на основе дискриминантного факторного  моделирования, не могут быть  признаны пригодными и полноценными для решения задачи эффективного управления платежеспособностью предприятия и риском неплатежеспособности [2, с. 182].

Все приведенные выше методы имеют свои достоинства и  недостатки. Использование их в комплексе  дает финансовому управлению предприятия возможность эффективного управления денежными потоками с целью обеспечения ликвидности и платежеспособности.

 

 

1.3 Организационно-экономическая  характеристика предприятия ОАО «Уссурийский бальзам»

 

Объектом исследования курсового проекта явилось открытое акционерное общество «Уссурийский Бальзам».

Открытое акционерное  общество «Уссурийский бальзам» (далее  – ОАО «Уссурийский бальзам») учреждено в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных мероприятий, добровольных объединений государственных мероприятий в акционерные общества», путем преобразования государственного предприятия «Уссурийский ликероводочный завод» в АООТ (акционерное общество открытого типа), является его правопреемником по всем правам и обязанностям.

Общество создано  без ограничения срока его  деятельности.

Местом нахождения Общества является место постоянного  нахождения его единоличного исполнительного  органа (место государственной регистрации): 692519, Российская Федерация, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Краснознаменная, д. 49.

ОАО «Уссурийский бальзам» имеет филиалы.

Общество является юридическим лицом, имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной целью  деятельности Общества является получение  прибыли.

Основными видами деятельности Общества являются деятельность по производству, хранению и реализации алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и безалкогольной, закупка, хранение и поставки алкогольной продукции. ОАО «Уссурийский бальзам» также вправе осуществлять и другие виды деятельности:

1) строительная деятельность;

2) рекламная деятельность;

3) транспортная деятельность;

4) продажа ювелирных изделий, мехов;

5) фармацевтическую деятельность;

6) экспортно-импортные операции и иную внешнеэкономическую деятельность;

7) добыча и реализация подземных пресных вод;

8) информационное обслуживание;

9) производство товаров народного потребления и др.

Высшим органом  управления предприятия является Общее  собрание акционеров. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью ОАО «Уссурийский бальзам», за исключением решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется Генеральным директором (единоличным исполнительным органом). Права и обязанности Генерального директора по осуществлению руководства текущей деятельностью Общества определяются законодательством РФ, Уставом и договором, заключаемым между Генеральным директором и Обществом. Генеральный директор подотчетен Общему собранию и Совету директоров [7].

Основные финансово-экономические показатели деятельности анализируемого предприятия за период 2008-2009 гг., рассчитанные по данным его бухгалтерского баланса (Приложение А) и отчета о прибылях и убытках (Приложение Б) приведены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Основные экономические показатели деятельности предприятия ОАО «Уссурийский бальзам» за 2008 – 2009 гг.

Показатели

Значение показателей

Отклонения

2008

2009

абсолют-ное, тыс. руб.

темп прироста (снижения), %

1

2

3

4

5

1. Выручка от продажи, тыс. руб.

1410587

1511643

+101056

+7,2

2. Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

1040364

1098877

+58513

+5,6

3. Валовая прибыль, тыс. руб.

370223

412766

+42543

+11,5

4. Управленческие расходы, тыс.  руб.

-

-

-

-

5. Коммерческие расходы, тыс. руб.

220573

219417

-1156

-0,5

6. Прибыль от продаж, тыс. руб.

149650

193349

+43699

+29,2

7. Прибыль до налогообложения,  тыс. руб.

42164

42477

+313

+0,7

8. Чистая прибыль, тыс. руб.

31972

32060

+88

+0,3

9. Среднегодовая стоимость оборотных  фондов, тыс. руб.

1236069

923747

-312322

-25,3

10. Среднегодовая стоимость основных  производственных фондов, тыс. руб.

392526

621205

+228679

+58,3

11. Рентабельность продукции, % (по  валовой прибыли)

35,6

37,6

+2

+5,6

12. Рентабельность продаж, % (по прибыли  от продаж)

10,6

12,8

+2,2

+20,8

13. Рентабельность капитала, % (по  чистой прибыли)

2

2,1

+0,1

+5

14. Собственный капитал, тыс.  руб.

363767

382980

+19213

+5,3

15. Заемный капитал, тыс. руб. 

1264828

1161972

-102856

-8,1


Предварительная оценка динамики финансовых показателей  ОАО «Уссурийский бальзам» по данным расчетов (см. таблицу 1.1) свидетельствует о росте показателей, характеризующих основные результаты деятельности предприятия – выручки и прибыли.

В отчетном периоде выручка  от реализации продукции составила 1 511 643 тыс. рублей, что составляет увеличение на 7,2 % к уровню прошлого года (2008 г. - 1 410 587 тыс. руб.).

Опережение темпов роста  прибыли от продаж над темпами  роста выручки на 22 % является положительной тенденцией. Данный результат показывает, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. эффективность основной деятельности значительно возросла за счет снижения издержкоемкости продукции. Все это привело к росту рентабельности продаж на 20,8 %.

Среднегодовая стоимость  оборотных активов снизилась  на 25,3 %, что свидетельствует о снижении их экономического потенциала. Однако, сумма внеоборотных активов выросла на 58,3 % и это является положительной тенденцией, так как говорит о том, что на предприятии в отчетном периоде происходило расширение производственных мощностей, о чем свидетельствует увеличение суммы финансовых вложений. Но, все же, снижение оборотных активов говорит о падении ликвидности имущества предприятия и снижению его платежеспособности.

По итогам работы за 2009 год получено чистой прибыли 32 060 тыс. руб., что на 88 тыс. руб. больше суммы прибыли прошлого года. И этот рост является основным показателем, говорящем об эффективности деятельности предприятия ОАО «Уссурийский бальзам» в отчетном периоде.

Показатели рентабельности являются основными показателями прибыльности и доходности предприятия.

Предприятие считается  рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают  издержки производства (обращения) и, кроме  того, образуют сумму прибыли, достаточную  для нормального функционирования предприятия.

Рентабельность продаж по итогам отчетного периода составила 12,8 %, то есть на 1 руб. выручки от реализации приходится 13 коп. прибыли от продаж.

За рассматриваемый  период предприятие получило прибыль, как от продажи, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что обеспечило положительное значение всех показателей рентабельности. Предприятие не имеет непокрытого убытка.

Таким образом, в анализируемом периоде динамика основных финансовых показателей деятельности ОАО «Уссурийский бальзам» носит разнонаправленный характер: с одной стороны, предприятие укрепило свой производственный потенциал, с другой стороны, выявленный факт снижения оборотных фондов способен негативно отразиться на экономическом потенциале предприятия и требует проведения более детализированного анализа результатов деятельности ОАО «Уссурийский бальзам».

Информация о работе Анализ платежеспособности предприятия ОАО «Уссурийский бальзам»