Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель курсовой работы является раскрытие методик анализа реализации готовой продукции, оценка эффективности использования экономических ресурсов, разработка направлений их совершенствования и адаптация к практике хозяйственной деятельности ОАО «Жабинковский комбикормовый завод».
Целевая направленность дипломной работы обусловила постановку и решение следующих задач:
раскрыть экономическую сущность реализации продукции и договорных обязательств;
провести анализ реализации продукции и договорных обязательств;
пути повышения эффективности реализации продукции и выполнения договорных обязательств
Введение 5
1 Теоретическая часть 7
1.1 Сущность категорий объёма и реализации продукции 7
1.2 Цель, задачи и основные принципы организации и анализа реализации продукции 12
1.3 Выполнение договорных обязательств и их анализ 15
2. Анализ объема реализации продукции и выполнение договорных обязательств на примере ОАО «Жабинковский комбикормовый завод»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» 28
2.2 Анализ объёма реализации продукции и оценка выполнения договорных обязательств на ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» 35
2.3 Пути повышения эффективности реализации продукции и выполнения договорных обязательств
Заключение 92
Список использованных источников
Кроме того, в условиях конкуренции ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Несвоевременная реализация продукции наносит ущерб не только заводу, но и предприятиям-потребителям, что вызывает цепную негативную реакцию во всем народном хозяйстве республики.
Особо значение для ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
При анализе выполнения договорных обязательств руководствуются Положением о поставках продукции производственно-технического назначения, а также другими нормативными актами, регулирующими отношения по поставкам продукции, утвержденными в установленном порядке.
Основным
документом, определяющим права и
обязанности сторон по поставке всех
видов комбикорма, является договор.
Он может быть изменен или расторгнут
только по соглашению сторон, если иное
не предусмотрено
Сторона, получившая предложение об изменении или расторжении договора либо о продлении срока действия договора, обязана дать ответ другой стороне не позднее 10 дней после получения предложения.
В случае внесения
в установленном порядке
Договора на поставку комбикорма на ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» заключаются на один календарный год. Оценка выполнения договорных обязательств производится в конце года. Источниками информации являются договора на поставку продукции по каждому потребителю и по данным отгрузки за год по каждому потребителю.
Досрочная поставка комбикорма может производиться с согласия покупателя. Комбикорм досрочно отгруженный в предыдущем году засчитывается в выполнение договора отчетного года. Комбикорм независимо от того, в каком – текущем или предыдущем году – был отгружен по заключенному договору, признанный впоследствии не соответствующий ГОСТам, учитывается как недопоставленный до его замены или переработки.
При выявлении
покупателем в поступившей
В процессе анализа выполнения
договорных обязательств
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОП пл.) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):
Кдп = (ОПпл – ОПн) / ОПпл = (117000-1724) / 117000 = 0.985 или 98,5%
Таблица 2.5 - Анализ обеспеченности договорных обязательств ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» за 2011год.
Месяц |
Предусмотрено поставок по плану, тонн |
Фактически поставлено продукции, тонн |
Недопоставка комбикорма, тонн |
Выполнение договорных обязательств по поставке, % | ||||
за отч. мес. |
за период с нач.г. |
за отч. мес. |
за период с нач.г. |
за отч. мес. |
за период с нач.г. |
за отч. мес. |
за период с нач.г. | |
Январь |
8000 |
8000 |
8380 |
8380 |
-380 |
-380 |
104,8 |
104,8 |
Февраль |
9000 |
17000 |
8587 |
16967 |
413 |
33 |
95,4 |
99,8 |
Март |
10000 |
27000 |
9280 |
26247 |
720 |
753 |
92,8 |
97,2 |
Апрель |
10000 |
37000 |
10262 |
36509 |
-262 |
491 |
102,6 |
98,7 |
Май |
11000 |
48000 |
10710 |
47219 |
290 |
781 |
97,4 |
98,4 |
Июнь |
11000 |
59000 |
4317 |
51536 |
6683 |
7464 |
39,2 |
87,3 |
Июль |
11000 |
70000 |
9670 |
61206 |
1330 |
8794 |
87,9 |
87,4 |
Август |
11000 |
81000 |
10917 |
72123 |
83 |
8877 |
99,2 |
89,0 |
Сентябрь |
11000 |
92000 |
10869 |
82992 |
131 |
9008 |
98,8 |
90,2 |
Октябрь |
9000 |
101000 |
11358 |
94350 |
-2358 |
6650 |
126,2 |
93,4 |
Ноябрь |
8000 |
109000 |
10211 |
104561 |
-2211 |
4439 |
127,6 |
95,9 |
Декабрь |
8000 |
117000 |
10715 |
115276 |
-2715 |
1724 |
133,9 |
98,5 |
ИТОГО |
117000 |
115276 |
1724 |
98,5 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Более наглядно
выполнение плана по поставке комбикормов
в натуральном выражении
Рисунок 2.1 – Анализ выполнение плана по поставке комбикормов ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» за 2011г.
Из таблицы 2.5. видно, что в целом за 2011 год ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» недопоставлено 1724 тонн комбикорма по заключенным договорам, или план поставки недовыполнен на 1,5 %. Перевыполнение плана наблюдается в таких месяцах, как: январь - 4,8%, апрель - 2,6%, октябрь - 26,2%, ноябрь - 27,6%, декабрь - 33,9%. Недовыполнение плана по поставкам значительно выше, его величина составила в: феврале - 4,6%, марте - 7,2%, мае - 2,6%, июне - 60,8%, июле - 2,1%, августе - 0,8%, сентябре - 1,2%.
Сложившаяся
ситуация объясняется тем, что реализация
комбикормов имеет сезонный характер,
поэтому в одних месяцах
В
процессе анализа необходимо оценить
также риск невостребованной продукции,
который может возникнуть вследствие
падения спроса на нее. Он определяется
величиной возможного материального
и морального ущерба предприятия, вызванного
этой причиной. Каждое предприятие
должно знать величину потерь, если
какая-то часть продукции окажется
нереализованной. Чтобы избежать этих
последствий, необходимо изучить факторы
ее возникновения с целью поиска
путей недопущения или
Внутренние
причины: неправильно составленный
прогноз спроса на продукцию служащими
предприятия; неправильная ценовая
политика предприятия на рынках сбыта;
снижение конкурентоспособности
Внешние причины:
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственнои стадии, то экономический ущерб будет меньшим - это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.
В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция - это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку. Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.
Важным
обобщающим показателем, используемым
для характеристики скорости реализации
продукции, является продолжительность
ее нахождения на стадии реализации. Для
расчета данного показателя необходимо
средние остатки готовой
Так как продукция выпускаемая ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» носит сезонный характер необходимо: совершенствовать работу отдела маркетинга, который обязан предоставлять информацию о новых потребителях, спросе на продукцию по каждому виду в разрезе районов областей, стран. А так же обязан искать новые рынки сбыта, учитывая при этом ассортимент, качество и ценовую политику предприятий-конкурентов.
2.3. Пути повышения эффективности реализации продукции и выполнения договорных обязательств
Реализация продукции является завершающей стадией в деятельности любого товаропроизводителя. От того, насколько грамотно организован сбыт в каждом конкретном случае, зависят финансовые результаты всей деятельности предприятия. Можно иметь передовую технологию, высококачественную продукцию и высокообразованных специалистов, эффективную организацию производства и при этом нести существенные потери в выручке и прибыли из-за отсутствия должного внимания к процессу реализации продукции и невыполнения договорных обязательств.
В результате проведенного исследования по анализу объёма реализации продукции и выполнения договорных обязательств на ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» определены основные источники резервов увеличения объема реализации продукции, к ним относятся:
- улучшение
использования трудовых
- создание дополнительных рабочих мест;
- сокращение потерь рабочего времени;
- повышение
уровня производительности
- улучшение
использования основных
- расширение
номенклатуры реализуемой
- сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов;
- минимизация
затрат на изготовление и
-максимизация цены, по которой реализуется продукция или оказывается услуга. Возможность увеличения цены реализации продукта или услуги напрямую зависят от спроса и предложения продукции предприятия на рынке. Важнейшее значение здесь имеет следующее: действует ли предприятие в условиях конкурентной борьбы или занимает монопольное положение. Результатом монопольного положения является практически ни чем не ограниченная возможность увеличения цены реализации продукта или услуги и, как следствие, прибыли. Что касается возможности увеличения цены реализации продукта в условиях конкурентной борьбы, то здесь для анализа целесообразно использовать модель "продукт -- рынок", из которой отчетливо видно, что возможность увеличения цены реализации продукта существует в том случае, если предприятие осуществляет выпуск новою продукта на старый рынок (временное монопольное положение) или нового продукта на новый рынок, а также старого продукта на новый рынок;
- минимизация затрат на изготовление и реализацию единицы продукции. Снижение затрат на изготовление и реализацию единицы продукции возможно только двумя путями: либо за счет мобилизации резервов уже используемой технологии, либо за счет освоения новой технологической цепи или новых элементов в старой технологической цепи. При этом имеется в виду как освоение новой техники, технологии, так и новых методов организации и управления производством и сбытом продукции;
Информация о работе Анализ реализации и выполнения договорных обязательств