Анализ рыночной ниши фирмы на примере гостиничного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

С развитием современной экономики становится актуальным изучение рыночных механизмов для развития конкурентоспособности фирм.
Цель работы – изучение методов оценки конкурентоспособности фирмы на ниши рынка с учетом механизма спроса и предложения.
Задачами данной курсовой работы будут следующие:
-сформировать представление об основных элементах рыночного механизма: цене, законах спроса и предложения, конкуренции
-определить понятие ниши рынка
-представить методы начального уровня оценки конкурентоспособности фирмы на рынке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..……………….....3
1. Понятия рыночного механизма и ниши рынка…….………………...............4
1.1 Рыночный механизма и взаимосвязь его элементов………….………......4
1.2 Конкуренция как элемент рыночного механизма…………………...……9
1.3 Понятие рыночной ниши и модель пяти сил конкуренции Майкла Портера...….……………………………………………………………………...13
2. Анализ рыночной ниши фирмы на примере гостиничного бизнеса............22
2.1 Рыночная ниша и конкурентоспособность гостиничного бизнеса в России…………………………………………………….....................................24
2.2 Сопоставление конкурентоспособности в гостиничной отрасли Красноярска на примере гостиниц «Красноярск» и «Октябрьская» ..…….....31
Заключение…………………………………………..…………………………...37
Список использованных источников…………………………………...............38

Файлы: 1 файл

механизмы рынка.поиск ниши.docx

— 370.29 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………..……………….....3

1. Понятия рыночного механизма и ниши рынка…….………………...............4

   1.1 Рыночный механизма и взаимосвязь его элементов………….………......4

   1.2 Конкуренция как  элемент рыночного механизма…………………...……9

   1.3 Понятие рыночной ниши  и модель пяти сил конкуренции Майкла Портера...….……………………………………………………………………...13

2. Анализ рыночной ниши фирмы на примере гостиничного бизнеса............22

   2.1 Рыночная ниша и конкурентоспособность гостиничного бизнеса в России…………………………………………………….....................................24

   2.2 Сопоставление  конкурентоспособности в гостиничной отрасли Красноярска на примере гостиниц «Красноярск» и «Октябрьская» ..…….....31

Заключение…………………………………………..…………………………...37

Список использованных источников…………………………………...............38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С развитием современной  экономики становится актуальным изучение рыночных механизмов для развития конкурентоспособности  фирм.

Цель работы – изучение методов оценки конкурентоспособности фирмы на ниши рынка с учетом механизма спроса и предложения.

Задачами данной курсовой работы будут следующие:

-сформировать представление об основных элементах рыночного механизма: цене, законах спроса и предложения, конкуренции

-определить понятие ниши  рынка 

-представить методы начального уровня оценки конкурентоспособности фирмы на рынке.

Понятия рыночного  механизма и ниши

    1. Рыночный механизма и взаимосвязь его элементов

Рынок — совокупность экономических  отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями  товаров (услуг) и потребителями. 1Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции. Конкуренция обуславливается механизмами спроса и предложения.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на четырех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: Что производить? Как производить? Для кого производить?

 В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции).

Рыночный механизм - это  механизм взаимодействия продавцов  и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры  и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов  на основе объективных экономических  законов рынка. 2

Рыночный механизм как  механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы3:

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники и т.д.)

2) объекты (различных видов  рынка товаров);

3) экономические связи  между субъектами, которые могут  проявляться в кооперации или  конкуренции; 

4) наличие информации  о принимаемых решениях для  установления экономических связей;

5) механизм ценообразования. 

Рассмотрим процесс в самом общем виде на примере4. Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и снижение цен на картофель, в результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использовать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, многие из тех, кто работает на картофелекопалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты труда в других местах. Со временем установившееся новое соотношение цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производства картофеля.

Уже эта упрощенная иллюстрация  показывает, какие инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.

Во-первых, это цены. Изменение  относительных цен послужило  ориентиром для производителя при  определении необходимости изменения  объемов производства. Изменение  цен повлияло на выбор технологии производства.

В условиях современных рыночных экономических отношении цена выступает  как связующий фактор между продавцом  и покупателем.

Рыночная цена формируется  под влиянием спроса и предложения, издержек производства и сложившейся  на рынке конкуренции.

Цена является экономической  категорией и выполняет такие  функции5:

       -Учетная функция определяет, сколько затрачено материалов, сырья, труда на производство данного товара. Одновременно она отображает издержки производства на данный товар и величину прибыли.

       -Стимулирующая функция. Цены на рынке постоянно колеблются. При росте цен на определенную продукцию у производителей возникает интерес увеличить капиталовложения в производство данного товара, при снижении цен происходит отток капитала из производства

      - Распределительная  функция. Государство стремится  через включение в цены отдельных  товаров акцизов, налога на  добавленную стоимость и др. видов  косвенных налогов повлиять на  формирование бюджета государства, региона и т. д. Цены на товары первой необходимости находятся под контролем государства.

   - Функция балансирования  спроса и предложения. Под средством  цен в экономике осуществляется  связь между спросом и предложением  и, следовательно, между производством  и потреблением. В случае отклонения  цены от ее реального рыночного  значения, возникают диспропорции  в производстве и потреблении,  выражающиеся в возникновении  дефицита или избыточного предложения.  Возврат к состоянию равновесия, может быть, достигнуть за счет  изменения цен или объемов производства.

Рыночная цена устанавливается  под воздействием спроса и предложения.

Спрос (платежеспособный) —  это представленная на рынке потребность  в товарах, определяемая количеством  тех или иных товаров, которые  потребители могут купить при  сложившихся ценах и денежных доходах.6

Предложение — это количество товаров, которое имеется в продаже  при данной цене. Изменение соотношения  между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен  вокруг так называемой цены равновесия.7

Рыночную цену называют еще  ценой равновесия, поскольку она  находится  на том уровне, когда  продавец еще согласен продавать (по более низкой цене продажа будет  убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка  будет убыточна).

Равновесная цена – это  такая цена, при которой объем  спроса равен объему предложения, и  этот объем соответственно является равновесным объемом.8 На рисунке 1 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а так же желание и готовность продавцов его продать совпадают.

  Р, руб.

 

          Р1

          Р

 

          Р2

 

                 

          Р2

        Q1               Q              Q2                     Q, ед.

S

 

 

 

 

 

 

 

D

излишек товаров

  дефицит товара

Е

Рисунок 1 - Равновесие на рынке

Условные обозначения:

Р – равновесная цена

Q – равновесный объем  продаж

Е – точка равновесия

Равновесие означает, что  все покупатели, которые могут  или хотят приобрести данный товар  по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать  по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

На рынке действует  закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем9:

1) Цена на рынке стремится  к такому уровню, при котором  спрос равен предложению.

2) Если под воздействием  неценовых факторов произойдет  изменение в спросе или предложении,  то установится новая равновесная  цена, соответствующая новому состоянию  спроса и предложения.

Спрос и предложение, являясь  ключевыми элементами рынка, взаимодействуя, заставляют действовать рыночный механизм.

Рассмотрим ситуацию, когда  спрос на какой-либо товар измениться в результате неценовых факторов. Предположим, что спрос на некий  товар А повысился, так как  этот товар стал более модным.

Повышение спроса на графике  отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1), что изображено на рисунке 2. В результате установится новая равновесная  цена Р1, которая выше цены первоначального  равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых  продавцов к производству и продаже  товара А, что приведет к росту  предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений  станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие  изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной  цены может быть применено только к данному конкретному моменту.

     Р,руб.


            Р1

            Р2

 

           Р

 

 

      

             Р

             Q                 Q1                        Q2            Q,ед.

S

S1

D1

D

Рисунок 2 - Спрос, предложение, цена.

Время от времени, правительство  вмешивается в работу конкурентного  рыночного механизма, устанавливая максимальные или минимальные уровни цен. В таких случаях величина предложения становится не равной величине спроса, при введении «потолка» цен  возникает избыточное предложение, в то время как при установлении минимальной цены появляется избыточный спрос. Конечным результатом являются диспропорции и неэффективность. В  случае если несоответствие между спросом  и предложением не будет устранено  с помощью неценового распределения  или купонного нормирования, то может  возникнуть беспорядок и «черный  рынок».

Цена «пола» - установленная  минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Цена «потолка», напротив, ограничивает повышение цены10.

Цены «пола» и «потолка»  могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке.

Примером цены «пола» может  служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

С ценами «потолка», регулируемыми  государством, мы сталкиваемся чаще. К  примеру, в России в качестве цен  потолка можно рассматривать  устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость  топлива и электроэнергии и т.п.

Цены «потолка» занижены по сравнению с равновесной ценой  и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется  множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При  совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей  сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

1.2. Конкуренция  как элемент рыночного механизма

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere –  сталкиваться, состязаться).

Конкуренция – это экономическое  состязание на рынке за покупателя, за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение  конкретного заказа.

Конкуренция является необходимым  элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может  быть различным, что существенно  влияет на способ достижения рыночного  равновесия.

В столкновении разнонаправленных  интересов, во взаимоуступках, в свободном  выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних, неудаче других и проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция –  это своеобразие соревнования цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем их конкурент, привлекают к себе покупателей всевозможными  скидками, премиями, распродажами.11

Еще более разнообразны методы неценовой конкуренции. Это в  частности обеспечение технического превосходства и надежности изделий; лучшая система продажи и послепродажного  обслуживания; привлекательные реклама  и оформление товара. Все методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта, то есть его видоизменение  и обновление, а также наделение  товара «фирменными чертами», которые  отличали бы его от аналогичного продукта конкурента.

Информация о работе Анализ рыночной ниши фирмы на примере гостиничного бизнеса