Анализ рыночной ниши фирмы на примере гостиничного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

С развитием современной экономики становится актуальным изучение рыночных механизмов для развития конкурентоспособности фирм.
Цель работы – изучение методов оценки конкурентоспособности фирмы на ниши рынка с учетом механизма спроса и предложения.
Задачами данной курсовой работы будут следующие:
-сформировать представление об основных элементах рыночного механизма: цене, законах спроса и предложения, конкуренции
-определить понятие ниши рынка
-представить методы начального уровня оценки конкурентоспособности фирмы на рынке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..……………….....3
1. Понятия рыночного механизма и ниши рынка…….………………...............4
1.1 Рыночный механизма и взаимосвязь его элементов………….………......4
1.2 Конкуренция как элемент рыночного механизма…………………...……9
1.3 Понятие рыночной ниши и модель пяти сил конкуренции Майкла Портера...….……………………………………………………………………...13
2. Анализ рыночной ниши фирмы на примере гостиничного бизнеса............22
2.1 Рыночная ниша и конкурентоспособность гостиничного бизнеса в России…………………………………………………….....................................24
2.2 Сопоставление конкурентоспособности в гостиничной отрасли Красноярска на примере гостиниц «Красноярск» и «Октябрьская» ..…….....31
Заключение…………………………………………..…………………………...37
Список использованных источников…………………………………...............38

Файлы: 1 файл

механизмы рынка.поиск ниши.docx

— 370.29 Кб (Скачать файл)

Власть поставщиков 

-Количество важных поставщиков 

-Угроза со стороны  поставщиков интеграция вперед 

-Угроза со стороны  отрасли: интеграция назад 

-Содействие поставщиков  в качестве и услугах продукции  отрасли 

-Общие издержки отрасли,  компенсируемые поставщиками 

Власть покупателей 

-Количество важных покупателей 

-Наличие товаров - субститутов 

-Издержки переключения  для покупателей 

-Угроза со стороны  покупателей: интеграция назад 

-Содействие в качестве  и услугах продукции покупателей 

-Общие издержки покупателей,  компенсируемые отраслью 

-Прибыльность покупателей 

     По Портеру  понятие «переговорная сила покупателей  и продавцов»15, предполагает, что существует определенная угроза всей отрасли от чрезмерного использования власти этими двумя агентами. Слова Портера можно интерпретировать следующим образом. Правильная стратегия к которой должна стремиться фирма, должна иметь, в качестве главного компонента попытку нейтрализовать переговорную силу покупателей и поставщиков. В сегодняшнем мире, это утверждение является спорным.

Фирмы прекрасно понимают, что поставщики являются центральными партнерами, дружественные взаимоотношения  между которыми надо воспитывать  и усиливать. Более того, покупатели - это основная и важная клиентура  фирмы, и фирма должна воспринимать их не как соперников, а как объектов долгосрочных дружеских отношений, основанных на целостности и производительности.

4.  Давление  со стороны поставщиков 

Модель 5 конкурентных сил  Портера учитывает только поставщиков-контрагентов, способных влиять на положение предприятия  в отрасли. Кроме того, такие поставщики должны иметь влияние на положение  в отрасли в целом. Очевидно, что  на практике сюда относят только крупные  предприятия.

Модель Портера выделяет поставщиков в качестве конкурентной силы потому, что поставщики стремятся получить за свои товары наивысшие цены, между ними и фирмами обычно возникает острая борьба. Власть поставщиков зависит от характера рынка сырья и комплектующих, от возможностей выбора и величины издержек в момент разрыва отношений между сторонами. Если рынок поставщиков открытый и большой и имеются хорошие товары-заменители с дешевым переключением на них, то поставщики не имеют большой рыночной власти. В этом случае для создания здоровой конкуренции полезно разделить поставки между различными поставщиками.

Рыночная власть поставщиков  невелика и тогда, когда они работают с отраслью, являющейся их главным  потребителем, и когда их благополучие напрямую связано с благополучием  отрасли.

Если же на рынке поставщиков  доминируют несколько компаний, продукция  их уникальна, а переключение на другого  поставщика сложно или дорого, то поставщики имеют реальную рыночную власть. По правилам модели Портера в этом случае регулируют цены они.

Модель конкуренции Портера  утверждает, что поставщики будут  обладать значительной рыночной властью, если:

-доминирует небольшое  число компаний, а уровень производства  в них выше, чем в отрасли,  в которую поставляется данная  продукция; 

-продукция группы является  уникальной или высокодифференцированной  или высоки издержки переключения  компаний-покупателей; 

-отсутствуют конкурирующие  поставщики продукции в отрасль; 

-отрасль не является  значимой для поставщиков.

5. Угроза появления  заменяющих продуктов.

    Не только фирмы, действующие в отрасли и потенциально возможные конкуренты являются, главными факторами, описывающие привлекательность отрасли. Следует также добавить фирмы,  предлагающие  товары субституты, которые могут,  как заменить выпускающиеся в данной отрасли товары, так и предоставить новые возможности удовлетворения спроса. Субституты могут влиять на отраслевую привлекательность разными способами. Их присутствие устанавливает потолок прибыльности.

Угроза воздействия товаров - субститутов на прибыльность отрасли  зависит от нескольких факторов, таких  как наличие совершенных субститутов, издержки переключения, агрессивность  производителей товаров - субститутов, а также различия в цене между  самим продуктом и его заменителем.

Субституты не являются чисто  внешним малозначащим фактором, а  требуют тщательного стратегического  анализа.

2. Анализ рыночной ниши фирмы на примере гостиничного бизнеса

Актуальность темы исследования. Предприятия гостиничного бизнеса, представляющие материальную основу туристской отрасли, несут в себе огромный потенциал  для устойчивого дохода в государственный  бюджет. Эффективное развитие предприятий  гостиничного хозяйства  является стратегически  важным направлением для туризма  и национальной экономики.

Как элемент инфраструктуры, гостиничное хозяйство  отражает  обустроенность социального пространства в рамках города, культурно-деловых  объектов и  производства. Деятельность предприятий гостиничного хозяйства  способствует укреплению связей,  превращая  их в систему интеграционных процессов  с реализацией социально-культурного  обмена, с развитием культуры познания.

За последние годы в  России повысилась доступность гостиничных  услуг для различных категорий  потребителей, чему способствовали упрощение  туристских формальностей, демократизация  процессов обслуживания, концентрация средств размещения, повышение  эффективности  функционирования национальной экономики. Во многих городах России появились  гостиницы различного уровня, принадлежащие  как российским, так и зарубежным владельцам. Однако  уровень российского  гостиничного бизнеса отстает от мировых тенденций.  Российские предприятия  гостиничного хозяйства отличают  низкий уровень сервиса и качества услуг, неэффективный менеджмент, которые  не дают  возможности в полной мере  удовлетворять потребности  рынка в гостиничных услугах  и выдерживать конкуренцию.  Это  препятствует эффективному развитию  предприятий гостиничного хозяйства  в РФ.16

В этих условиях решение  задачи обеспечения собственной  конкурентоспособности, позволяющей  удовлетворять  спрос на высококачественные гостиничные услуги,  становится главным конкурентным преимуществом  предприятий гостиничного хозяйства.

Сегодня этот факт побуждает  собственников и управляющих  предприятий гостиничного хозяйства  осуществлять  поиск инструментов и средств обеспечения конкурентоспособности. Несовершенство действующих подходов к обеспечению конкурентоспособности  обусловлено, прежде всего, отсутствием  механизма, позволяющего оценить уровень  конкурентоспособности предприятия  гостиничного хозяйства,  выявить  факторы конкурентных преимуществ, определить инструменты управленческих воздействий на конкурентоспособность. Отсюда возникает необходимость  разработки организационно-экономического механизма, способного обеспечить высокий  уровень развития гостиничного хозяйства.

Таким образом, исследование, посвященное  вопросам  формирования конкурентоспособности предприятий  гостиничного  хозяйства, представляется актуальным.

2.1.Рыночная ниша и конкурентоспособность гостиничного бизнеса в России.

Конкурентоспособность предприятия  − это сложная экономическая  категория. Понятие конкурентоспособности  связано  с определением сущности и роли  конкуренции, которые обусловлены  рядом ключевых проблем хозяйственной  деятельности.  Возможности предприятия  конкурировать на определенном рынке  непосредственно зависят от конкурентоспособности  товара, совокупности социально-экономических и организационных факторов, а также методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.17

Для фирм работающих в сфере  гостеприимства характерна высокая  степень конкуренции, зависимость  от сезонности, природных, общеполитических и прочих внешних факторов. Условия  развития рынка гостиничных услуг, сложность работы на нем диктуются  особенностями функционирования предприятий  гостиничного хозяйства.  Экономическая  сущность гостиничной деятельности  имеет нематериальный характер. Гостиничные  предприятия предлагают рынку свой товарный продукт в виде услуги, в производство которой  вовлекается  и потребитель. Таким образом,  исходным элементом в трактовке  термина конкурентоспособности  предприятий гостиничного хозяйства  являются предпочтения потребителей гостиничных  услуг.

Максимальное удовлетворение потребителей гостиничных услуг  возможно лишь при оказании предприятием гостиничного хозяйства  конкурентоспособных  гостиничных услуг. Конкурентоспособные  гостиничные услуги формируются в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия гостиничного хозяйства, основанной на реализации конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность предприятий  гостиничного хозяйства включает  большой комплекс социально-экономических  характеристик, определяющих положение  субъекта хозяйствования на рынке. С  одной стороны это совокупность характеристик самого предприятия, которая определяется уровнем использования его производственного, кадрового и маркетингового потенциала. С другой стороны, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных условий, позволяющих создавать такие услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем у конкурентов.18

При формировании  и реализации  факторов конкурентных преимуществ необходимо  руководствоваться  предпочтениями потребителя С этой точки зрения факторы конкурентных преимуществ  – это легко различимые для  потребителя индикаторы превосходства данного предприятия гостиничного хозяйства перед аналогичным предприятием конкурента.   Данный метод  был использован в работе для проведения сравнительной оценки конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства  с точки зрения удовлетворенности потребителей.

Оценку конкурентоспособности гостиниц можно разделить на несколько этапов:

 -первый этап: определение перечня показателей, на которые обращают внимание потребители гостиничных услуг (см. табл. 1)19. С этой целью проводится  предварительный опрос экспертов-специалистов в области гостиничного хозяйства.

Таблица 1-предпочтения потребителя.               

Совокупность  этих факторов способствует возникновению среды, которая ведет к  повышению  конкурентоспособности предприятий  гостиничного хозяйства.

-второй этап: разработка анкеты для потребителя гостиничных услуг.

-третий этап:  проводится сравнительная оценка  предприятий-конкурентов с точки зрения потребительской удовлетворенности.

В результате анализа делается вывод о  взаимосвязи между  удовлетворенностью потребителей и уровнем конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства.

Для предприятий гостиничного хозяйства важным является не только процесс формирования  факторов конкурентных преимуществ, но и процесс  их удержания.  Для достижения своей цели, предприятиям приходится   уравновешивать свои чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами составляющих среды. Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественным ожиданиям, сводится к тому, что предприятия гостиничного хозяйства должны ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания,  безопасность, защита интересов  потребителя и т.п. 

Особенности функционирования российского рынка гостиничных услуг.

На основе исследования современного состояния и проблем развития российского рынка гостиничных  услуг можно установить необходимость формирования организационно-экономического  механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства. Анализ свидетельствует о том, что  по состоянию на конец 2011 года в РФ было характерно следующее распределение гостиниц: преобладающая часть гостиниц расположена в Центральном федеральном округе  – 41,9%, при этом из  них  более трети действуют в Москве. На втором месте по степени развития сети гостиниц находится Северо-Западный федеральный округ и его крупнейший центр − г. Санкт-Петербург, на долю которого на протяжении последних восьми лет приходилось не менее 50% от общей численности гостиниц в данном регионе. Почти 18% гостиничных номеров страны сконцентрировано в Москве и 8%  – в Санкт-Петербурге. При этом Москва с большим отрывом лидирует по финансовым показателям гостиничного бизнеса, получая около 40% всех доходов. Доля Санкт-Петербурга в доходах от основной деятельности всех гостиничных предприятий в 2011 г. составляла 12%. На третьем месте по степени концентрации гостиничных предприятий находится Южный федеральный округ (15,95%).

Так же обнаружено  превышение средних темпов роста номерного фонда гостиниц РФ (73,8%) над средними темпами роста их численности (62%). При этом нехватка гостиничного фонда продолжает оставаться острой проблемой, так на 1000 человек населения России приходится почти 1,5 номера, в то время как в США этот показатель превышает более 10 номеров.20

Информация о работе Анализ рыночной ниши фирмы на примере гостиничного бизнеса