Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:25, курсовая работа
С развитием современной экономики становится актуальным изучение рыночных механизмов для развития конкурентоспособности фирм.
Цель работы – изучение методов оценки конкурентоспособности фирмы на ниши рынка с учетом механизма спроса и предложения.
Задачами данной курсовой работы будут следующие:
-сформировать представление об основных элементах рыночного механизма: цене, законах спроса и предложения, конкуренции
-определить понятие ниши рынка
-представить методы начального уровня оценки конкурентоспособности фирмы на рынке.
Введение………………………………………………………..……………….....3
1. Понятия рыночного механизма и ниши рынка…….………………...............4
1.1 Рыночный механизма и взаимосвязь его элементов………….………......4
1.2 Конкуренция как элемент рыночного механизма…………………...……9
1.3 Понятие рыночной ниши и модель пяти сил конкуренции Майкла Портера...….……………………………………………………………………...13
2. Анализ рыночной ниши фирмы на примере гостиничного бизнеса............22
2.1 Рыночная ниша и конкурентоспособность гостиничного бизнеса в России…………………………………………………….....................................24
2.2 Сопоставление конкурентоспособности в гостиничной отрасли Красноярска на примере гостиниц «Красноярск» и «Октябрьская» ..…….....31
Заключение…………………………………………..…………………………...37
Список использованных источников…………………………………...............38
Высокую репрезентативность показывает московский гостиничный рынок с точки зрения российского рынка в целом и наличие на этом рынке всех элементов и факторов, которые присущи как крупным, так и малым городам страны. Общая численность столичных гостиниц в 2011 году достигла 238 единиц. Единовременная вместимость номерного фонда столичных гостиниц за 5 последних лет возросла более чем на 13,5%. Отмечается, что наибольшие темпы роста были достигнуты в 2007 и 2008 гг. − 6% и 9,5% соответственно, в 2009 году темп прироста составил лишь 1,6%, в 2010 соответственно − 1,8% , что объясняется введением в эксплуатацию высококлассных отелей (см. рис.4)21. Вследствие этого возникла ситуация дефицита коллективных средств размещения эконом-класса.
Рисунок 4-темпы роста номерного фонда Москвы.
Так же замечено что распределение номерного фонда Москвы по категориям гостиниц за последнии 5 лет не претерпевало значительных изменений (см. рис. 5).
Рисунок 5-распределение номерного фонда Москвы по категориям за последнии 5 лет.
В 2010 году в структуре
номерного фонда столицы
Так, например, одно-двух и трехзвездные гостиницы – чаще всего бывшие советские гостиницы с низким уровнем качества оказания услуг. Доля высоко комфортабельных объектов составляет 18,1% по количеству и 27% по величине номерного фонда.
Ближайшие годы для гостиничной индустрии будут достаточно непростыми. На рынке гостиничных услуг произойдет обострение конкуренции, и это, прежде всего, коснется отелей высшего и среднего класса. Цены будут постепенно снижаться, а мотивированные экономической ситуацией граждане обратят свое внимание на гостиницы звездности «n-1». Ценообразование от равенства цены и спроса перейдет к более адекватной формуле «цена = качество + набор услуг».
Наиболее перспективным сегментом рынка гостиничной недвижимости в ближайшем будущем станет строительство и реконструкция крупных отелей категории 3 «звезды», что связано со снижавшейся доходностью гостиниц высшего класса, при все возрастающей потребности в номерном фонде среднего и эконом-класса.
Таким образом, анализ полученных результатов позволяет сделать следующий вывод о том, что дальнейшее развитие российского рынка гостиничных услуг будет связано с усложнением рыночной среды и изменением факторов, воздействующих на предприятия гостиничного хозяйства. В этих условиях повышение их устойчивости и высоких темпов развития будет невозможно без формирования механизма обеспечения конкурентоспособности
2.2. Сопоставление конкурентоспособности в гостиничной отрасли Красноярска на примере гостиниц «Красноярск» и «Октябрьская»
Гостиница «Красноярск» расположена в самом центре города - позволяет за несколько минут дойти до административной и деловой части города, магазинов и центров досуга. Целевой аудиторией гостиницы «Красноярск» являются бизнесмены, командированные сотрудники крупных обеспеченных фирм, звезды эстрады, театра и кино.
Таблица 2-цены на размещение в гостинице «Красноярск» и «Октябрьская» 23
|
Таблица 3-Обследование удовлетворенности потребителей сервисом гостиницы «Красноярск».
Основные составляющие сервиса гостиницы |
Важность для потребителей компонентов дерева |
Оценка качества |
Общая сумма |
Ср. знач. оценки кач-ва |
Индекс потребительской | ||||||
Бi |
Бi/∑Бi*100 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X | ||
Прием в рецепции |
5 |
10,80 |
27 |
49 |
25 |
7 |
0 |
108 |
4,20 |
78,00 | |
Наличие парковки |
4,3 |
9,29 |
13 |
22 |
44 |
18 |
11 |
108 |
3,32 |
56,00 | |
Кондиционер в номере |
2,5 |
5,40 |
17 |
47 |
41 |
3 |
0 |
108 |
4,02 |
73,50 | |
Предоставление |
4 |
8,64 |
0 |
7 |
52 |
35 |
14 |
108 |
2,68 |
40,00 | |
Чистота в номере |
4,8 |
10,37 |
48 |
47 |
13 |
0 |
0 |
108 |
4,67 |
89,75 | |
Владение персоналом иностранными языками |
4 |
8,64 |
22 |
27 |
58 |
1 |
0 |
108 |
3,94 |
71,50 | |
Наличие бизнес-центра |
3,1 |
6,70 |
39 |
38 |
29 |
2 |
0 |
108 |
4,38 |
82,50 | |
Организация питания в ресторане |
4,6 |
9,94 |
27 |
41 |
30 |
8 |
2 |
108 |
4,07 |
74,75 | |
Географическое расположение гостиницы |
5 |
10,80 |
81 |
13 |
10 |
0 |
0 |
108 |
4,87 |
95,75 | |
Возможность бронирования номера |
4,5 |
9,72 |
42 |
45 |
14 |
7 |
0 |
108 |
4,46 |
84,50 | |
Профпригодность персонала |
4,5 |
9,72 |
28 |
45 |
27 |
8 |
0 |
108 |
4,17 |
77,25 | |
Итог: (абсолютное значение суммы чисел в столбце) |
46,3 |
100,00 |
344 |
381 |
343 |
89 |
27 |
1188 |
44,78 |
823,50 | |
Среднее значение чисел соответствующих компонентов дерева |
31,27 |
34,64 |
31,18 |
8,09 |
2,45 |
108,00 |
|||||
Накопленное (интегральное) значение среднего |
33,17 |
65,91 |
97,09 |
105,18 |
|||||||
Среднее значение оценки работы и
соответствующей степени |
4,07 |
74,86 |
Из анализа видно, что большинству потребителей гостиничных услуг не предоставляется важным наличие кондиционера в номере. Эта составляющая получила наименьшую оценку важности компонента дерева, всего лишь 2,5 балла. Однако следует принимать во внимание тот факт, что опрос потребителей проводился осенью, а к лету спрос на номера с кондиционером по понятной причине возрастет.
Стоит отметить также и тот факт, что предоставление телематических услуг в гостинице находится на очень низком уровне, практически половина опрошенных поставила оценку 3 и треть потребителей – оценку 2. Надо заметить, что с каждым годом важность предоставления качественного интерактивного телевидения возрастает.
Обратим внимание и на важность
географического положения
Индексация степени
Для сравнения степени
удовлетворенности потребителем качества
предоставляемых гостиничных
Таблица 4-Обследование удовлетворенности потребителей сервисом гостиницы «Октябрьская».
Основные составляющие сервиса гостиницы |
Важность для потребителей компонентов дерева |
Оценка качества |
Общая сумма |
Ср. знач. оценки кач-ва |
Индекс потребительской | |||||
Бi |
Бi/∑Бi*100 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | ||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X | |
Прием в рецепции |
4,8 |
10,06 |
22 |
21 |
10 |
3 |
0 |
56 |
4,37 |
82,65 |
Наличие парковки |
4,3 |
9,01 |
21 |
28 |
7 |
0 |
0 |
56 |
4,52 |
86,45 |
Кондиционер в номере |
4,1 |
8,60 |
37 |
19 |
0 |
0 |
0 |
56 |
4,96 |
97,38 |
Предоставление |
4 |
8,39 |
30 |
23 |
3 |
0 |
0 |
56 |
4,77 |
92,63 |
Чистота в номере |
5 |
10,48 |
27 |
26 |
3 |
0 |
0 |
56 |
4,71 |
91,20 |
Владение персоналом иностранными языками |
4,8 |
10,06 |
40 |
12 |
4 |
0 |
0 |
56 |
4,94 |
96,90 |
Наличие бизнес-центра |
3,5 |
7,34 |
21 |
32 |
3 |
0 |
0 |
56 |
4,60 |
88,35 |
Организация питания в ресторане |
4,4 |
9,22 |
28 |
24 |
4 |
0 |
0 |
56 |
4,71 |
91,20 |
Геграфическое расположение гостиницы |
3,5 |
7,34 |
1 |
7 |
24 |
15 |
9 |
56 |
2,74 |
41,80 |
Возможность бронирования номера |
4,6 |
9,64 |
15 |
20 |
17 |
3 |
1 |
56 |
4,05 |
74,58 |
Профпригодность персонала |
4,7 |
9,85 |
19 |
29 |
8 |
0 |
0 |
56 |
4,47 |
85,03 |
Итог: (абсолютное значение суммы чисел в столбце) |
47,7 |
100,00 |
261 |
241 |
83 |
21 |
10 |
616 |
48,83 |
928,15 |
Среднее значение чисел соответствующих компонентов дерева |
23,73 |
21,91 |
7,55 |
1,91 |
0,91 |
56,00 |
||||
Накопленное (интегральное) значение среднего |
33,17 |
45,64 |
53,18 |
55,09 |
||||||
Среднее значение оценки работы и
соответствующей степени |
4,44 |
84,38 |
Гостиница «Октябрьская»
является одним из самых серьезных
конкурентов гостиницы «
С помощью карты профилей
можно сравнить профили удовлетворенности
потребителей продуктом фирмы с
профилем удовлетворенности подобным
продуктом, поставляемым на рынок ее
конкурентом. Это сравнение
показывает достоинства и недостатки
выпускаемого продукта после соответствующей
оценки различных компонентов дерева
удовлетворенности (анализ конкурентоспособности
продукта) и позволяет наметить пути
улучшения его качества с целью
удержания существующего
Анализируя карту можно
сделать вывод о том, что главными
конкурентными преимуществами гостиницы
«Октябрьская» перед гостиницей
«Красноярск» являются наличие собственной
парковки и организованного доступа
в Интернет. Также, неоспоримым преимуществом
является то, что в гостинице «Октябрьская»
две трети номеров снабжены кондиционером.
В летний сезон этот фактор играет
значительную роль в загрузке номерного
фонда. Главным же достоинством гостиницы
«Красноярск» является ее удобное географическое
расположение, что позволяет потенциальным
потребителям, выбирающим гостиницу
в зависимости от удаленности
ее от делового и культурного центра
города, сделать выбор в пользу
гостиницы «Красноярск». Однако опрошенные
постояльцы гостиницы «Октябрьская»
придают невысокий удельный вес
такому компоненту дерева, как удаленность
от центра, всего 3,5 балла, что позволяет
сделать вывод о том, что для
них географическое расположение гостиницы
не является фактором, формирующим
выбор. Для того чтобы переманить
этих клиентов в свои гостиницы «Красноярск»
следует разработать стратегию
привлечения клиентов не удобным
расположением, а уровнем качества
предоставляемых гостиничных
Проанализировав отношение потребителя к факторам обслуживания гостиниц можно высказать предположения по поводу действий направленных на повышение конкурентоспособности гостиницы Красноярск:
- внедрение интерактивного телевидения в гостинице.
- на весенне-летний период, когда Красноярск начинают посещать иностранные туристы, оборудовать номера для людей с ограниченными возможностями. Для западных гостиниц наличие в фонде номеров для инвалидов – уже давно хороший тон, а то и непременное правило сети. В Красноярске таких отелей еще нет.
Информация о работе Анализ рыночной ниши фирмы на примере гостиничного бизнеса