Анализ рыночной ниши фирмы на примере гостиничного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

С развитием современной экономики становится актуальным изучение рыночных механизмов для развития конкурентоспособности фирм.
Цель работы – изучение методов оценки конкурентоспособности фирмы на ниши рынка с учетом механизма спроса и предложения.
Задачами данной курсовой работы будут следующие:
-сформировать представление об основных элементах рыночного механизма: цене, законах спроса и предложения, конкуренции
-определить понятие ниши рынка
-представить методы начального уровня оценки конкурентоспособности фирмы на рынке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..……………….....3
1. Понятия рыночного механизма и ниши рынка…….………………...............4
1.1 Рыночный механизма и взаимосвязь его элементов………….………......4
1.2 Конкуренция как элемент рыночного механизма…………………...……9
1.3 Понятие рыночной ниши и модель пяти сил конкуренции Майкла Портера...….……………………………………………………………………...13
2. Анализ рыночной ниши фирмы на примере гостиничного бизнеса............22
2.1 Рыночная ниша и конкурентоспособность гостиничного бизнеса в России…………………………………………………….....................................24
2.2 Сопоставление конкурентоспособности в гостиничной отрасли Красноярска на примере гостиниц «Красноярск» и «Октябрьская» ..…….....31
Заключение…………………………………………..…………………………...37
Список использованных источников…………………………………...............38

Файлы: 1 файл

механизмы рынка.поиск ниши.docx

— 370.29 Кб (Скачать файл)

Высокую репрезентативность показывает московский гостиничный рынок с точки зрения российского рынка в целом и наличие на этом рынке всех элементов и факторов, которые присущи как крупным, так и малым городам  страны.  Общая численность столичных гостиниц в 2011 году достигла 238 единиц. Единовременная вместимость номерного  фонда столичных гостиниц за 5 последних  лет возросла более чем на 13,5%. Отмечается, что наибольшие темпы роста были достигнуты в 2007 и 2008 гг. − 6% и 9,5% соответственно, в 2009 году темп прироста составил лишь 1,6%, в 2010 соответственно − 1,8% ,  что объясняется введением в эксплуатацию высококлассных отелей (см.  рис.4)21.  Вследствие этого возникла  ситуация дефицита коллективных средств размещения эконом-класса.

Рисунок 4-темпы роста  номерного фонда Москвы.

Так же замечено что распределение  номерного фонда Москвы по категориям гостиниц за последнии 5 лет не претерпевало значительных изменений (см. рис. 5).

Рисунок 5-распределение  номерного фонда Москвы по категориям за последнии 5 лет.

В 2010 году в структуре  номерного фонда столицы подавляющую  часть занимают отели  категории 3 «звезды», на их долю приходится около 42% номерного фонда, по числу объектов на долю  данной категории приходится 22%.  Большинство гостиниц Москвы не аттестованы на определенную категорию в соответствии с международными стандартами (46,7%),  что позволяет говорить об их условной принадлежности к той или иной категории.22 Собственно данные выводы применимы и к большинству других субъектов РФ, поскольку ситуация в гостиничной отрасли по всей стране примерно схожа.

Так, например, одно-двух и  трехзвездные  гостиницы – чаще всего бывшие советские  гостиницы  с низким уровнем качества  оказания услуг. Доля высоко комфортабельных объектов  составляет 18,1% по количеству и 27% по величине номерного фонда.

Ближайшие годы для гостиничной индустрии будут достаточно непростыми. На рынке гостиничных услуг произойдет обострение конкуренции, и это, прежде всего, коснется отелей высшего и среднего класса. Цены будут постепенно снижаться, а мотивированные экономической ситуацией граждане обратят свое внимание на гостиницы звездности «n-1». Ценообразование от равенства цены и спроса перейдет к более  адекватной формуле «цена = качество + набор услуг».

Наиболее перспективным  сегментом рынка гостиничной недвижимости в ближайшем будущем станет строительство и реконструкция крупных отелей категории 3 «звезды», что связано со снижавшейся доходностью гостиниц высшего класса, при все возрастающей потребности в номерном фонде среднего и эконом-класса.

Таким образом, анализ полученных результатов позволяет сделать следующий вывод о том, что дальнейшее развитие российского рынка гостиничных услуг будет связано с усложнением рыночной среды и изменением факторов,  воздействующих на предприятия гостиничного хозяйства.  В этих условиях повышение их устойчивости и высоких темпов развития будет невозможно без формирования механизма обеспечения конкурентоспособности

2.2. Сопоставление конкурентоспособности в гостиничной отрасли Красноярска на примере гостиниц «Красноярск» и «Октябрьская»

Гостиница «Красноярск» расположена  в самом центре города - позволяет  за несколько минут дойти до административной и деловой части города, магазинов  и центров досуга. Целевой аудиторией гостиницы «Красноярск» являются бизнесмены, командированные сотрудники крупных  обеспеченных фирм, звезды эстрады, театра и кино.

Таблица 2-цены на размещение в гостинице «Красноярск» и «Октябрьская» 23

Категория номера

1 взрослый

2 взрослых

Красноярск

Октябрьская

Красноярск

Октябрьская

   

Апартаменты

9000

11000

10230

11000

Люкс (двухкомнатный номер) 

8470

9000

9600

10000

Полулюкс (двухкомнатный  номер) 

7000

7000

8080

8000

Полулюкс (однокомнатный номер)

6030

5600

7110

6800

Студия (одноместный номер) 

5370

4800

6420

5900

Одноместный улучшенный номер

4120

4200

5310

5200

Одноместный номер

3800

4000

4840

-

Двухместный номер

4000

-

5250

-



 

 

Таблица 3-Обследование удовлетворенности потребителей сервисом гостиницы «Красноярск».

Основные составляющие сервиса  гостиницы

Важность для потребителей компонентов  дерева

Оценка качества

Общая сумма

Ср. знач. оценки кач-ва

Индекс потребительской удовлетворенности, %

Бi

Бi/∑Бi*100

5

4

3

2

1

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Прием в рецепции

5

10,80

27

49

25

7

0

108

4,20

78,00

Наличие парковки

4,3

9,29

13

22

44

18

11

108

3,32

56,00

Кондиционер в номере

2,5

5,40

17

47

41

3

0

108

4,02

73,50

Предоставление телекоммуникационных  услуг

4

8,64

0

7

52

35

14

108

2,68

40,00

Чистота в номере

4,8

10,37

48

47

13

0

0

108

4,67

89,75

Владение персоналом иностранными языками

4

8,64

22

27

58

1

0

108

3,94

71,50

Наличие бизнес-центра

3,1

6,70

39

38

29

2

0

108

4,38

82,50

Организация питания в ресторане

4,6

9,94

27

41

30

8

2

108

4,07

74,75

Географическое расположение гостиницы

5

10,80

81

13

10

0

0

108

4,87

95,75

Возможность бронирования номера

4,5

9,72

42

45

14

7

0

108

4,46

84,50

Профпригодность персонала

4,5

9,72

28

45

27

8

0

108

4,17

77,25

Итог: (абсолютное значение суммы чисел  в столбце)

46,3

100,00

344

381

343

89

27

1188

44,78

823,50

Среднее значение чисел соответствующих  компонентов дерева

31,27

34,64

31,18

8,09

2,45

108,00

   

Накопленное (интегральное) значение среднего

33,17

65,91

97,09

105,18

       

Среднее значение оценки работы и  соответствующей степени потребительской  удовлетворенности

4,07

74,86




 

Из анализа видно, что большинству потребителей гостиничных услуг не предоставляется важным наличие кондиционера в номере. Эта составляющая получила наименьшую оценку важности компонента дерева, всего лишь 2,5 балла. Однако следует принимать во внимание тот факт, что опрос потребителей проводился осенью, а к лету спрос на номера с кондиционером по понятной причине возрастет.

Стоит отметить также и  тот факт, что предоставление телематических  услуг в гостинице находится  на очень низком уровне, практически  половина опрошенных поставила оценку 3 и треть потребителей – оценку 2. Надо заметить, что с каждым годом  важность предоставления качественного  интерактивного телевидения возрастает.

Обратим внимание и на важность географического положения гостиницы. При проведении опроса абсолютное большинство  потребителей поставило оценку 5 в  графе важности компонента дерева. Можно с уверенностью заявить  о том, что исключительно выгодное географическое положение гостиницы  и должно стать тем локомотивом  обеспечения стабильного преимущества перед более удаленными от центра конкурентами.

Индексация степени удовлетворенности  потребителя позволяет формализовать  организационную работу фирмы на основании нужд и ожиданий потребителя.

Для сравнения степени  удовлетворенности потребителем качества предоставляемых гостиничных услуг  посмотрим потребительскую удовлетворенность в гостинице «Октябрьская».

 

 

Таблица 4-Обследование удовлетворенности потребителей сервисом гостиницы «Октябрьская».

Основные составляющие сервиса  гостиницы

Важность для потребителей компонентов  дерева

Оценка качества

Общая сумма

Ср. знач. оценки кач-ва

Индекс потребительской удовлетворенности, %

Бi

Бi/∑Бi*100

5

4

3

2

1

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Прием в рецепции

4,8

10,06

22

21

10

3

0

56

4,37

82,65

Наличие парковки

4,3

9,01

21

28

7

0

0

56

4,52

86,45

Кондиционер в номере

4,1

8,60

37

19

0

0

0

56

4,96

97,38

Предоставление телекоммуникационных  услуг

4

8,39

30

23

3

0

0

56

4,77

92,63

Чистота в номере

5

10,48

27

26

3

0

0

56

4,71

91,20

Владение персоналом иностранными языками

4,8

10,06

40

12

4

0

0

56

4,94

96,90

Наличие бизнес-центра

3,5

7,34

21

32

3

0

0

56

4,60

88,35

Организация питания в ресторане

4,4

9,22

28

24

4

0

0

56

4,71

91,20

Геграфическое расположение гостиницы

3,5

7,34

1

7

24

15

9

56

2,74

41,80

Возможность бронирования номера

4,6

9,64

15

20

17

3

1

56

4,05

74,58

Профпригодность персонала

4,7

9,85

19

29

8

0

0

56

4,47

85,03

Итог: (абсолютное значение суммы чисел  в столбце)

47,7

100,00

261

241

83

21

10

616

48,83

928,15

Среднее значение чисел соответствующих  компонентов дерева

23,73

21,91

7,55

1,91

0,91

56,00

   

Накопленное (интегральное) значение среднего

33,17

45,64

53,18

55,09

       

Среднее значение оценки работы и  соответствующей степени потребительской  удовлетворенности.

4,44

84,38




 

Гостиница «Октябрьская»  является одним из самых серьезных  конкурентов гостиницы «Красноярск» по ценовому сегменту рынка.

С помощью карты профилей можно сравнить профили удовлетворенности  потребителей продуктом фирмы с  профилем удовлетворенности подобным продуктом, поставляемым на рынок ее конкурентом.   Это сравнение  показывает достоинства и недостатки выпускаемого продукта после соответствующей  оценки различных компонентов дерева удовлетворенности (анализ конкурентоспособности  продукта) и позволяет наметить пути улучшения его качества с целью  удержания существующего потребителя  компании и привлечения на свою сторону  потребителя конкурента.

Анализируя карту можно  сделать вывод о том, что главными конкурентными преимуществами гостиницы  «Октябрьская» перед гостиницей «Красноярск» являются наличие собственной  парковки и организованного доступа  в Интернет. Также, неоспоримым преимуществом  является то, что в гостинице «Октябрьская»  две трети номеров снабжены кондиционером. В летний сезон этот фактор играет значительную роль в загрузке номерного  фонда. Главным же достоинством гостиницы  «Красноярск» является ее удобное географическое расположение, что позволяет потенциальным  потребителям, выбирающим гостиницу  в зависимости от удаленности  ее от делового и культурного центра города, сделать выбор в пользу гостиницы «Красноярск». Однако опрошенные постояльцы гостиницы «Октябрьская»  придают невысокий удельный вес  такому компоненту дерева, как удаленность  от центра, всего 3,5 балла, что позволяет  сделать вывод о том, что для  них географическое расположение гостиницы  не является фактором, формирующим  выбор. Для того чтобы переманить этих клиентов в свои гостиницы «Красноярск» следует разработать стратегию  привлечения клиентов не удобным  расположением, а уровнем качества предоставляемых гостиничных услуг. В среднем же оценки качества услуг в гостиницах различаются в половину балла, или на 10 процентов.

Проанализировав отношение  потребителя к факторам обслуживания гостиниц можно высказать предположения  по поводу действий направленных на повышение конкурентоспособности гостиницы Красноярск:

-  внедрение интерактивного телевидения в гостинице.

- на весенне-летний период, когда Красноярск начинают посещать иностранные туристы, оборудовать номера для людей с ограниченными возможностями. Для западных гостиниц наличие в фонде номеров для инвалидов – уже давно хороший тон, а то и непременное правило сети. В Красноярске таких отелей еще нет.

Информация о работе Анализ рыночной ниши фирмы на примере гостиничного бизнеса